Александр Алексеевич Башкирев на палубе «Золотой Колымы».
Жизнь Александра Башкирева..
Александр Алексеевич Башкирев родился 14 февраля 1938 года в Архангельской области.
Учился в Архангельской мореходной школе (1955 г.).
Пароход «Петровский».
Свою профессиональную карьеру моряка он начал в 18 лет матросом на пароходе «Петровский» Северного государственного морского пароходства ММФ (г. Архангельск) после окончания Архангельской мореходной школы в 1956 году, где получил специальность матроса 1-го класса.
Затем Александр Алексеевич поступил в Архангельское мореходное училище, после окончания которого был направлен в Гидрографическое предприятие ММФ (г. Ленинград). Там он проработал в должности штурмана с 1962 по 1966 годы.
В 1966 году Александра Башкирева направили 3-м помощником капитана на ледокол «Ерофей Хабаров», который находился в составе флота Магаданского морского торгового порта. На ледоколе Александр Алексеевич проработал до 1975 года, пройдя трудовой путь от помощника до капитана.
Ледокол «Ерофей Хабаров».
Александр Башкирев был одним из первопроходцев в Магаданскую область по Северному морскому пути. Именно на ледоколе «Ерофей Хабаров», штурманом которого он был, Александр Башкирев впервые пришел в Магаданский порт, еще не зная тогда, что свяжет с ним впоследствии свою судьбу.
Без отрыва от производства освоил специальность юриста, окончив в 1984 году Всесоюзный юридический заочный институт.
С 1975 по 1977 годы он работал начальником портофлота Магаданского морского торгового порта.
С 1978 года началась его работа в администрации порта Магадан, где он был заместителем капитана порта, начальником службы безопасности мореплавания и наконец – капитаном порта с 1994 по 2002 год.
С декабря 2002 года Александр Башкирев снова ступил на капитанский мостик и с тех пор был бессменным капитаном т/х «Золотая Колыма».
С 2002 по 2010 год под его руководством сухогруз доставил в Магадан более двух миллионов тонн угля, необходимого для проведения отопительного сезона.
Роль Александра Башкирева в жизни морского торгового порта и города Магадана.
На борту «Золотой Колымы» отцы города.
Бессменный капитан Магаданского морского торгового порта, с небольшим перерывом в связи с назначением на аналогичную должность в Анадырский морской торговый порт, Александр Алексеевич в безупречно отглаженной форменной одежде и располагающей к себе манере разговора с людьми являлся, по мнению знавших его моряков, настоящей легендой и эталоном для подражания.
Александр Алексеевич всегда принимал активное участие в общественной жизни коллектива Магаданского морского торгового порта. Избирался членом Бассейнового комитета профсоюза рабочих морского и речного флота, являлся членом партийного комитета КПСС ММТП. Большое внимание он уделял воспитанию будущих моряков, лично проводил на «Золотой Колыме» дни открытых дверей и экскурсии для учащихся магаданских школ и лицеев.
Александр Алексеевич всегда пользовался заслуженным авторитетом среди всех моряков Дальнего Востока.
За высокие производственные показатели Александр Алексеевич Башкирев неоднократно был отмечен высокими правительственными наградами.
За безупречный труд в Дальневосточном пароходстве и большие достижения в социалистическом соревновании в 1987 году награжден медалью «Ветеран труда Дальневосточного морского пароходства».
В 1990 году он был награжден знаком «Ветеран труда Дальневосточного орденов Ленина и Октябрьской Революции морского пароходства».
В 1991 году награжден знаком «Почетный полярник».
В 1993 году ему было присвоено звание «Почетный работник морского флота».
В 1996 году награжден Юбилейной медалью «300 лет Российскому флоту».
В 2000 году Александра Алексеевича наградили нагрудным знаком «Почетный работник транспорта России».
В 2004 году решением администрации Магаданской области ему присвоено звание «Ветеран труда».
В 2008 году за заслуги перед городом Магаданом А.А. Башкирев в честь 70-летия со дня рождения был награждён «Знаком отличия».
В 2010 году ушел из жизни Александр Башкирев..
Александр Алексеевич Башкирев.
Сердце капитана сухогруза «Золотая Колыма», бывшего капитана Магаданского морского торгового порта, полярника Александра Башкирева остановилось на 72-м году жизни. 30 июня 2010 года Александра Алексеевича Башкирева, почетного полярника, почетного работника морского флота, транспорта, ледокольщика, капитана «Золотой Колымы» не стало. Александр Алексеевич до конца оставался верен своему делу и предан родному магаданскому торговому порту. А преданность порту — черта каждого его работника.
Жизнь его оборвалась внезапно, когда он ехал на судно, стоящее в родном порту Магадан, для того чтобы вывести его в очередной рейс. Александр Башкирев был похоронен на новом кладбище города Магадана. Мемориал памяти (стела) капитану Башкиреву был установлен на средства, выделенные ООО «Магадан – Транзит ДВ» (исполнительный директор Михаил Михайлович Новиченко). Этому предприятию Александр Алексеевич в безупречном служении на капитанском мостике Т/Х «Золотая Колыма», поставляющему «тепло» в наш северный город, отдал последние 7 лет своей жизни.
Слова о капитане Башкиреве из пресс-службе Северо-восточного морского пароходства.
Разгрузка угля с «Золотой Колымы» в порту Магадана.
Трудно поверить, ведь для нас он — тот, на кого равнялись и кем гордились. И на ком, безусловно, очень многое держалось. Для нас в образе капитана Башкирева воплощены честь и гордость отечественного торгового флота, его лучшие традиции.
Трудно представить себе «Золотую Колыму» без него, настолько они стали единым целым. Александр Башкирев стоял на капитанском мостике сухогруза с самого начала — с 2002 года. Ведомый им теплоход выполнял свою ответственную миссию по завозу угля для энергетики Магадана неизменно качественно и всегда в срок. А как отмечают моряки «Золотой Колымы», команды капитана в любых ситуациях, даже экстремальных, всегда звучали спокойно и уверенно.
Анатолий Старков, член Союза журналистов России о капитане Александре Башкиреве.
С Александром Алексеевичем Башкиревым мы были знакомы давно, ещё в бытность моей работы в должности 1-го помощника капитана рыбацкой плавбазы «Де – Кастри» объединения Магаданрыбпром. Поздней осенью 1978 года, будучи капитаном Магаданского торгового порта Александр Алексеевич дал мне «добро» на работу в море, оформляя паспорт моряка и прочие морские документы.
А в 1985 году мы с ним оказались в одной ведомственной гостинице Управления «Анадырьстрой», входящего в систему Министерства морского и речного флота. Он проживал в ней, работая капитаном Анадырьского морского торгового порта, а я оказался там по профсоюзным делам, работая в то время секретарём Магаданского Баскомфлота.
Первое, что мне бросилось тогда в глаза – это, как принято говорить, с иголочки пошитая и сидящая на нём без единой складочки форменная одежда. Как оказалось, известный капитан никогда не расставался с бытовым утюгом. И потому наши магаданские докеры Александра Алексеевича за глаза величали не иначе, как ходячий Эталон настоящего моряка, (спросите об этом бессменного бригадира докеров Николая Лепявского…).
Когда же Башкирев вновь был назначен капитаном Магаданского торгового порта, его уход анадырьские моряки восприняли как огромную потерю.
В 1986 году он был избран членом президиума Магаданского Баскомфлота, и я в должности председателя имел честь работать с ним в единой упряжке. Потому заверяю наших читателей, что более ответственного человека, работающего на общественных началах, как в партийных, так и в профсоюзных органах, я не встречал. И когда первый заместитель мэра нашего города Виктор Тихонович Вечканов в феврале 2008 года в связи с предстоящим юбилеем А.А. Башкирева — 70-ти летием со дня рождения поручил мне подготовить документы на присвоение капитану сухогруза «Золотая Колыма» Знак Отличия «За заслуги перед городом Магаданом», я это посчитал своим долгом.
Тем более до этого с пером магаданского журналиста в сентябре 2007 г. под началом Александра Алексеевича на балкере «Золотая Колыма» я совершил «Хождение за два моря», о чём рассказывал на страницах магаданских СМИ. И таких путешествий по угольному пути на «Золотой Колыме» по возвращению с ежегодных конгрессов рыбаков, происходящих во Владивостоке, благо для меня на этом пароходе всегда гостеприимно опускали трап, я совершил четыре, каждый раз освещая их на страницах магаданских газет.
26 мая 2009 года в послеобеденное время на пирсе МГТП, где готовился к отходу балкер, на его борту в каюте капитана я оказался не в качестве пассажира или журналиста, а попросту провожающим обывателем. И ничего тогда в нашей задушевной беседе с Александром Алексеевичем не предвещало беды. Запомнилась только его фраза о том, что он, не смотря на свой солидный возраст, в последнее время в решении своих жизненных проблем всё чаще и чаще обращается за советом к своей покойной маме… В остальном же прежняя, присущая ему отчеканенная многолетним опытом готовность выйти в очередной рейс. В разговоре характерная для него рассудительно-мудрая речь и здравый вид.
Уголок памяти о капитане Башкиреве на борту «Золотой Колымы».
В 15 часов 30 минут я, попрощавшись с капитаном, уехал домой. А спустя час в моём кармане прозвучал «сотовый». Взволнованный руководитель Магаданского представительства пароходной компании «ДВ – транзит» Михаил Михайлович Новиченко, которого Башкирев попросил сопровождать его на машине для постановки в гараж собственной «легковушки», сообщил мне, что при закрытии гаража, Александру Алексеевичу стало плохо с сердцем. А дальше произошло то, во что невозможно было поверить, ведь на своё отменное здоровье некурящий и не употребляющий спиртное Башкирев никогда не жаловался. Новиченко же, догадавшись о беде, обнаружил в нагрудном кармане форменки капитана флакон с таблетками нитроглицерина и, вызвав по сотому «скорую», лекарство вложил в рот уже беспамятного капитана. Врачи опоздали всего на несколько минут, а таблетки при анализе оказались давно «выдохнувшимися».
Так ушёл в мир иной славный капитан Александр Алексеевич Башкирев — «Почётный полярник», «Почётный работник морского флота» и «Почётный работник транспорта России» — судоводитель, свершивший на ледоколе «Ерофей Хабаров» первые ледокольные проводки транспортных судов в Магаданский порт в зимнее время и отдавший более 40 лет своей жизни судоходству нашей области. Захоронен он в Магадане на новом кладбище.
На его могиле судоходная компания — владелец «Золотой Колымы» в память о заслуженном капитане установила стелу.
А в настоящее время мы с Михаилом Новиченко в нашей мэрии оформляем документы, разрешающие установить памятный барьелеф Башкирева на здании, где расположено представительство судоходной компании «ДВ – транзит».
Сегодня же, находясь на борту балкера «Золотая Колыма», я с благоговением захожу в салон отдыха экипажа, где заботливыми руками моряков сооружён Уголок памяти о капитане Башкиреве.
При создании статьи о капитане Александре Алексеевиче Башкиреве были использованы материалы СМИ города Магадана и материалы Анатолия Старкова, член Союза журналистов России.
Из воспоминаний о Александре Алексеевиче Башкиреве.
Рассказывает Ян Александрович: «Вечная память!Александр Алексеевич в юридическом на вечернем отделении учился с моим отцом и женой в одной группе в начале 80-х гг. Я об этом знал, но лично знаком не был.
Был за мной грех, — в одну из аномально тёплых зим, когда ломало лёд и гоняло его по всей бухте Нагаева в феврале я вместе с приятелем предпринял глупую затею смотаться с Солёного (рядом с п. Армань) на моторке «Обь» под «Вихрем-30» на о. Недоразумения. Там изрядно «приняли на грудь» и приняли «гениальное» решение рвануть на Магадан через прорежи в битом льду.
Надо сказать,что экстрим был исключительный, перескакивали ходом через льдины, распихивали торосы, но чудом добрались… А лодку из торгового порта как-то надо вывозить, её оставили на нефтепирсе.
На следующий день я с покаянной головой пошёл в администрацию порта добывать пропуск на вывоз лодки и мотора. Как ни крути, я кругом виноват и подхожу под несколько статей об административных нарушениях… Попал на приём к Башкиреву А.А. Он выслушал меня, объяснил доходчиво,какой я полный идиот, который не думает о том, на какие переживания он заведомо обрекает родных и близких и в какие усилия и затраты поисковых и спасательных служб бы это вылилось. Я сидел перед ним как кролик, настолько жёстко и понятно он прокоментировал мой сумасшедший поступок и, конечно, мне было очень стыдно.
Я благодарен Александру Алексеевичу за его, в конечном итоге, доброжелательное отношение ко мне, тогда ещё молодому человеку. Лодку я забрал, штрафы не платил, отцу он ничего не сказал. Но урок этот остался в моей памяти на всю жизнь. Светлая память!»…
Очень горд за своего однофамильца и за его прожитую жизнь.
На таких людях держится наша страна. Спасибо ему. Молодцы, что помните.