Парусно-моторная шхуна «Звезда». Фото из архивов МОКМ.
Если об океанских судах флота Дальстроя писалось много и в истории они оставили свой след, то небольшим каботажным судам повезло гораздо меньше.
Сегодня речь пойдёт об одном из таких тружеников — парусно-моторной шхуне «Звезда».
Каботажный флот
Помимо больших океанских кораблей, предназначенных для перевозки генеральных грузов в порты Нагаево и Амбарчик, Дальстрою требовались суда каботажного флота для снабжения различными грузами и вывозки продукции из многочисленных посёлков и промыслов на побережье Охотского моря. Стоит отметить, что для части посёлков в летнее время море было единственным способом сообщения и грузоперевозок.
Парусно-моторные шхуны Дальнего Востока
Первыми парусно-моторными шхунами, бороздившие моря Дальнего Востока были «Работница» и «Крестьянка».
Парусно-моторная шхуна «Работница» фактически была одним из первых судов морского флота Дальстроя, прибывшая в бухту Нагаева 15 июля 1933 года. Она была построена во Владивостоке, грузоподъёмность шхуны составляла 310 тонн.
«Работница» во время своей работы в Дальстрое совершала рейсы вдоль побережья Охотского моря, доставляя в посёлки и рыбзаводы различные грузы, продовольствие и пассажиров.
Опыт работы шхун «Работница» и «Крестьянка» показал, что плавание под парусами в условиях Дальнего Востока связано с рядом трудностей и использование парусов в качестве основного двигателя — трудновыполнимая задача. В итоге со шхуны «Работница» парусное вооружение было снято.
Строительство парусно-моторной шхуны «Звезда»
Вдохновлённое опытом эксплуатации парусно-моторной шхуны «Работница», руководство Дальстроя, в лице Мортрана, заключило договор на строительство ещё одной шхуны такого типа на судоремонтном заводе имени Андре Марти (Одесса).
Думаю, что выбор именно такого типа судна был обусловлен не эстетическим желанием лицезреть обилие парусов на водной глади бухты Нагаева, а из более прагматических соображений — экономии угля за счёт энергии ветра. Таким образом, можно было обеспечить переходы на большие расстояния и практически неограниченную автономность плавания.
Хотя опыт «Работницы» наводил на совсем другие мысли…
По первоначальному проекту намечалось строительство судна водоизмещением в 400–500 тонн, при мощности мотора в 360 лошадиных сил, с усиленным ледовым креплением корпуса. Такая конструкция шхуны вполне соответствовала бы условиям малого каботажного плавания в Охотском море.
Но руководству Мортрана водоизмещение в 500 тонн показалась недостаточной и была поставлена задача увеличить её до 1 000 тонн. Заказчик всегда прав, видимо, в то время этот постулат уже имел место быть и конструкторы внесли изменения в проект. В результате водоизмещение было увеличено до 1 000 тонн, а вот мощность мотора осталась та же — 360 лошадиных сил. Упала и проектная скорость судна до 6–7 миль в час. По мнению судостроителей, с грузом и при встречном ветре скорость шхуны вряд ли могла подняться выше 3–5 миль.
Изменения в проекте привели к тому, что будущая шхуна, в отличие от своих предшественниц, была обречена работать большую часть времени под парусами двигателем вместе, для обеспечения необходимой скорости суда.
Пароход «Ударник» на стапеле судоремонтного завода имени Андре Марти перед спуском на воду. Август 1936 года.
16 декабря 1937 года газета «Советская Колыма» сообщала, что Одесский судостроительный завод заканчивает постройку парусно-моторной шхуны «Звезда», которая приобретена Дальстроем и будет совершать рейсы вдоль Охотского побережья.
1938 год
Окончание строительства и ходовые испытания
А уже к середине января 1938 года у одного из причалов Одесского судостроительного завода покачивалась белоснежная парусно-моторная шхуна. На борту шхуны ещё не было названия, но рабочие завода любовно называли её «наша звёздочка».
К первым ходовым испытания парусно-моторной шхуны «Звезда» приступили 17 января 1938 года. Первым капитаном шхуны был назначен Земляной.
Штилевая тёплая погода благоприятствовала проверке и регулировке двигателей. Шхуна находилась в море четыре часа. Результаты испытаний подтвердили предположение о малой мощности главного двигателя. К вспомогательным механизмам претензий не возникло.
По результатам испытаний капитан шхуны сказал корреспондентам следующее: «Считаю результаты испытаний удовлетворительными. Механизмы работают хорошо. Завод имеет полную возможность ускорить работы и сдать шхуну не позднее 1 марта».
Весной 1938 года парусно-моторная шхуна «Звезда» была передана Дальстрою.
Парусно-моторная шхуна «Звезда»
При первом взгляде на «Звезду» сразу бросались в глаза три высоких, стройных мачты, опутанных снастями и оттяжками. Красивые обводы белоснежного корпуса и далеко выдвинутый вперёд бушприт предполагали стремительный бег судна под парусами при хорошем ветре.
Парусно-моторная шхуна «Звезда» в ремонте на Петропавловской судоверфи. 1948 год. Петропавловск-Камчатский. Фото из свободных источников.
На корме располагались два спасательных бота. Каждый из них, в случае необходимости, мог вместить всю команду и пассажиров.
На корме также было установлено ручное рулевое управление, которое можно было использовать при выходе из строя электрического.
В центре судна, под штурманской рубкой, располагались каюты капитана и радиостанции. В небольшой каюте радиста была установлена радиостанция, позволяющая держать гарантированную связь на 300–500 миль.
Коротковолновый передатчик действовал на расстояние 2 000–3 000 миль (около до 5 500 км), что в условиях каботажного плавания было вполне достаточно.
Кроме навигационных радиоприборов, на шхуне установлен радиотрансляционный узел новейшего типа.
Вся команда шхуны размещалась в двух и четырёх местных каютах. Были оборудованы кают-компания и столовая, которая играла роль и красного уголка. Для красного уголка приобрели пианино, два патефона и различные игры. Для пассажиров было предназначено две четырёхместных каюты и одна каюта «люкс».
Одесса — Нагаево. Путь неблизкий
Если посмотреть на карту, то невольно возникает вопрос, как каботажное судно, не рассчитанное на плавание в океанах, должно достигнуть порта Нагаево (Магадан)?
Рассматривалось два варианта доставки шхуны до нового порта приписки.
Первый вариант предлагал отправить шхуну на буксире до места назначения попутными советскими пароходами. Шхуна, идущая на канате тысячи миль — очень экзотично, но более или менее надёжно.
Второй подразумевал самостоятельный переход «Звезды» до бухты Нагаева своим ходом с комбинированной работой парусов и мотора. Этот вариант был значительно дешевле по затратам и по времени, но риска было больше…
Для решения вопроса была создана специальная комиссия, которая, рассмотрев все «за» и «против», вынесла свой вердикт: парусно-моторная шхуна «Звезда» из Одессы в Магадан пойдёт своим ходом.
Этот переход выпало осуществить команде из Одесского пароходства, в состав экипажа входило 25 человек. Капитаном шхуны «Звезда» для этого рейса был назначен капитан дальнего плавания П. Половков. Газетные строки сохранили ещё несколько имён первого экипажа — радиста Барыкина, моториста Бутько, матросов первого класса Брахмана и Жиганюка.
Смотря на путь, который предстояло проделать небольшому судну, невольно на ум приходят строки: «Безумству храбрых поём мы славу…»
Безумству храбрых…
Небольшой парусно-моторной шхуне «Звезда» предстояло совершить беспримерный переход из Чёрного в Охотское море. В истории русского флота на то время был известен только один случай почти аналогичного путешествия — это путь знаменитого фрегата «Паллада», на которой русская миссия путешествовала из Петербурга в Японию. От Средиземного моря кораблю предстояло повторить рейс фрегата.
На митинге экипаж принял резолюцию объявить рейс Одесса — Нагаево стахановским и назвать именем Г.И. Петровского, бессменного старосты УССР.
По первоначальному замыслу шхуне предстояло пройти от Чёрного до Охотского моря 12 500 миль за 72 дня.
Десятого мая, в ноль часов, шхуна «Звезда» покинула Одессу, направляясь в далёкий и опасный путь. Чёрное море было спокойно. Штилевая погода сопутствовала также в Босфорском проливе, Дарданеллах и Мраморном море.
У Греческого архипелага в Эгейском море подул попутный ветер — пятибалльный зюйд-вест. Подняв паруса, «Звезда», чуть накренившись и покачиваясь, понеслась вперёд. Так, пользуясь попутным ветром, шхуна обогнула Греческий архипелаг, и пересекла Средиземное море.
На корабле продолжалась нормальная жизнь советских моряков, экипаж ежедневно читал принимаемые по радио газеты и был в курсе событий в Советском Союзе и за рубежом. На шхуне был организован избирательный участок, шла подготовка к выборам в Верховный Совет УССР.
Во время прохождения Суэцкого канала судно неотступно сопровождала вереница полицейских катеров. В Порт-Саиде (порт у северного окончания Суэцкого канала) портовые власти не разрешили экипажу «Звезды» сойти на берег.
После прохождения Суэцкого канала, шхуна продолжила своё путешествие в Красном море, под жарким дыханием тропиков. Сопутствовавший шестибалльный ветер помог пройти под парусами половину Красного моря, затем наступил губительный для парусника штиль. «Звезде» пришлось идти при помощи мотора до самого Адена.
Команда шхуны, используя малейшее дуновение ветра в Красном море, используя двигатель во время штиля, добилась во время перехода Порт-Саид — Аден экономии ходового времени в 51 час.
Ввиду сильной жары в Адене команда использовала ночное время для бункеровки, ремонта двигателя, просмотра снастей. Стоянка в Адене была сокращена на 5 часов и 28 мая 1938 года шхуна покинула Аден.
Отсюда лежал наиболее трудный и ответственный этап перехода через мятежные воды Индийского океана, где шхуна получила своё боевое крещение.
Здесь судно вошло в зону семибалльного муссона, и океан бросал «Звезду», как щепку. Это время запомнилось экипажу восьмиметровыми волнами, по сравнению с ними «Звезда» казалась маленькой, беззащитной шлюпкой, которую вот-вот поглотят гигантские волны. Но проходило мгновение, и судно вновь упрямо взбиралось на гребень волны, чтобы через секунду снова устремиться в пропасть. Иногда волны рассыпались над судном, и палуба покрывалась кипящими потоками воды, после чего на палубе оставались стайки летучих рыб.
Моряки начали привыкать и к постоянной тридцатиградусной качке, даже во сне по инерции сохраняя равновесие. Но готовить горячий обед было невозможно — тарелки и кастрюли плясали на плите, пришлось питаться сухими продуктами.
Непрерывная борьба со стихией измотала экипаж, и капитан принял решение изменить курс, направив шхуну на юг, к экватору. Ветер потерял свою силу, волны стали меньше. Продвигаться вперёд стало легче. Экипаж беспокоила только мёртвая океанская зыбь, говорившая о том, что где-то невдалеке играет свежий ветер.
На следующий день шхуна снова вступила в борьбу с океаном, войдя в район шквалов. Сильные и частые, они беспрерывно трепали парусник, в результате чего на две части переломился гафель фок-мачты. Только быстрая, чёткая работа команды во время аврала позволила спасти все паруса.
Четырнадцать суток бороздила «Звезда» Индийский океан. На пятнадцатый день на горизонте показалась земля, это был остров Цейлон.
Опустив паруса, шхуна вошла в тихую гавань Коломбо и отдала якорь. За время стоянки команда навела порядок на судне: были просмотрены все снасти, рангоут, паруса и перебран мотор. Ремонт корабля в Коломбо был проведён с производительностью труда 200%.
Закончив ремонт и закупив провизию, «Звезда» покинула Цейлон, взяв курс на Сингапур.
Погода благоприятствовала, ветер был слабый, и шхуна не могла всё время идти под парусами. Пришлось комбинировать: «Звезда» шла под парусами и мотором.
Малаккский пролив встретил «Звезду» штилем и жарой, которая не давала возможности матросам уснуть ни ночью, ни тем более днём. Краска корпуса шхуны была сожжена тропическим солнцем.
К 20 июня на судне оборудовали избирательный участок в кают-компании и в красном уголке, две каюты были превращены в избирательные кабины.
Шхуна «Звезда» поддерживала радиосвязь с Одессой, но ввиду ненадёжности сверхдальней связи, пришлось устанавливать резервную связь с Нагаево.
В Сингапуре, до которого добрались на десятые сутки, шхуну пришлось выкрасить заново. Снова укрепили такелаж, просмотрели мотор, добавили продукты питания.
24 июня 1938 года судно покинуло рейд Сингапура, вышло из группы мелких островов, окружающих Сингапурский остров, и направилось на Филиппины, в порт Манилу.
К Маниле судно шло курсом Палаван-Пассаж, повторяя путь фрегата «Паллада». Путь к Маниле лежал вблизи берегов Борнео и Филиппинских островов, вблизи губительных рифов.
26 июня шхуна Звезда, она же избирательный участок № 122, медленно шла вдоль берегов острова Борнео. В 6 часов по московскому времени команда собиралась на митинг, после которого состоялось голосование в Верховный Совет УССР. По окончании голосования на шхуне состоялся торжественный обед. За кандидата блока коммунистов и беспартийных Лисина экипаж отдал 24 голоса, однин бюллетень признали недействительным. Ко дню выборов шхуна прошла 6 300 миль — больше половины пути.
В Южно-Китайском море «Звезду» застигли тропические ливни, которые лились сплошными потоками, застилая горизонт, делая его невидимым. Во время дождей море бушевало в шквалах.
Утром 30 июня у острова Палаван-Пассаж ветер усилился до 8 баллов, а затем достиг 10 баллов. Разыгралось сильное волнение. Неожиданно судно сильно накренило, с треском сломался поддерживающий паруса гафель.
Мгновенно весь экипаж судна был на палубе. Штормовой ветер, дождь и свирепые удары волн затрудняли уборку парусов. Ветер спутал снасти, паруса полоскало, грозя сбросить в море зазевавшегося моряка. Как и в Индийском океане, отважной работой во время аврала моряки отстояли паруса. Благодаря чёткой и смелой работе матросов Брахмана и Житанюка и самоотверженности всего экипажа авария была предотвращена.
После подведения итогов борьбы со шквалами выяснилось, что на шхуне остался один гафель, запасных не было. Идти в таком состоянии далее в Нагаево было рискованно. Из поломанных гафелей матросы выбрали наиболее пригодный обломок и двое суток сооружали новый. На бизань поняли штормовой парус.
По плану, 3 июля «Звезда» должна была прибыть в Манилу, где предстоял основательный просмотр всех механизмов и снастей судна. На ремонт и подготовку отводилось двое — трое суток, после чего шхуна должна была взять курс на Владивосток.
По графику судно должно было прибыть во Владивосток 21 (22) июля. К этому времени там шхуну должен был ожидать её постоянный капитан.
После тяжёлого перехода Сингапур — Филиппинские острова потребовалось трое суток для приведения в порядок судна. В Маниле экипаж получил метеосводку, где говорилось о зарождении тайфуна в Восточно-Китайском море.
И всё же шхуна вышла из Манилы 5 июля и взяла курс на Владивосток. В Южно-Китайском море стояла неблагоприятная погода — циклонические шквалы сменялись полным затишьем.
8 июля «Звезда» подошла к северной оконечности самого большого из Филиппинских островов — Лусон, где экипаж получил новое распоряжение — идти в Нагаево без захода во Владивосток. Это удлиняло путь шхуны на 1 400 миль. Теперь предстояло пройти Тихий океан, обогнув Японию с востока, и через пролив Курильской гряды войти в Охотское море.
В этот же день «Звезда» миновала водовороты Лусонского пролива, где сталкиваются различные течения, и вышла в Тихий океан, взяв курс на Цусиму.
К этому времени радиосвязь с Одессой была уже прервана, но с Нагаево работала без перебоев.
В Жёлтом море шхуну встретила спокойная погода, без особых приключений был пройден Цусимский пролив. В Японском море судно встретили туманы и лёгкая волна.
20 июля шхуна вошла в Татарский пролив — в советские воды. За 70 суток «Звезда» прошла 8 морей, пересекла Индийский океан, уклоняясь от тайфунов и шквалов Южно-Индийского моря, выходила в Тихий океан, побывала в 5 иностранных портах. Оставалось пройти Охотское море. Экипаж рассчитывал 28 июля пришвартоваться к причалам Нагаевского порта.
После тропического зноя команде трудно привыкнуть к холодным туманам дальневосточных морей.
После прохождения Татарского пролива подул встречный холодный ветер, «Звезде» пришлось лавировать.
В 17 часов, 29 июля 1938 года, парусно-моторная шхуна «Звезда» бросила якорь в месте назначения — бухте Нагаева, успешно закончив беспримерное плавание с Одессы к берегам Охотского побережья.
За 70 ходовых суток пройдено 12 600 миль. Всего вместе с заходами в порты рейс из Одессы в Нагаево продолжался 82 дня и был закончен на 7 суток раньше намеченного срока. Десять дней шхуна шла под парусами.
(По другим данным шхуна за этот рейс прошла 11 000 миль — О.В.)
Парусно-моторная шхуна «Звезда» в бухте Нагаева. 1938 год. Из газеты «Советская Колыма».
Тяжёлый даже для океанских судов переход шхуна и её команда выдержали блестяще. Об этом неоднократно говорили и иностранные моряки, с удивлением рассматривавшие «Звезду» и команду, рискнувшую идти в такой дальний и далеко не безопасный переход.
Иностранные моряки в Порт-Саиде, Адене, Коломбо и Сингапуре удивлялись «безрассудности» советских моряков. Цитата из газетной заметки в Колымской правде: «Хотя ведь только рашен мен (по-английски — русские люди), — говорили они, — додумались лететь и жить на Северном полюсе. Вы — беспокойная нация».
О шхуне в газете замолвите слово…
Надо сказать, что после героического перехода Одесса — Нагаево шхуна «Звезда» не так часто попадала на страницы газеты «Советская Колыма» и в приказы Дальстроя — в обычном рутинном снабжении посёлков Охотского побережья героического было мало, но и до выговоров руководством Дальстроя экипаж шхуны не опускался. Поэтому сведения об этой шхуне крайне отрывочны.
Первый рейс
В своё первое путешествие по Охотскому побережью парусно-моторная шхуна «Звезда» ушла в 24 часа 1 августа 1938 года, покинув причалы Нагаевского порта. Шхуна отправлялась в Охотск за грузом для горных управлений. По плану шхуна должна была вернуться в бухту Нагаево с грузом 6–8 августа, а по прибытии встать в профилактический ремонт.
Рейс на Наяхан
В конце августа 1938 года шхуна отправилась в свой первый рейс на Наяхан. В Нагаево она вернулась 7 сентября с грузом рыбы и доставила 70 пассажиров.
Рейс на Балаганное
После окончания разгрузочно-погрузочных работ 10 сентября «Звезда» с грузом фуража взяла курс на Балаганное, ведя на буксире баржу № 2. В Балаганном судно должно было принять на борт 350 тонн картофеля, но в наличии на складах набралось только 18 тонн.
Рейс на Гижигу
В далёкий рейс на Гижигу шхуна отправилась во второй половине сентября. 23 сентября «Звезда» прибыла в Ямск, куда доставила грузы для местного леспромхоза и колхоза. После Ямска судно взяло курс на Наяхан, где в начале октября выгрузила партию соли и отправилась в конечный пункт рейса — Гижигу.
Гижига. 50-е годы ХХ-го века. Из архивов МОКМ.
С 7 октября в трюмы шхуны, стоявшей на рейде, начали загружать уголь, добытый в Гижиге, для Магадана. Из-за штормовой погоды погрузка была приостановлена на 4 суток. После окончания погрузки, «Звезда» направилась в бухту Нагаева.
(Ошибки нет, в конце 30-х годов на Гижиге действительно добывали уголь — О.В.)
Во время рейса Нагаево — Гижига план экипажем «Звезды» был выполнен на 137%.
Рейс на Сиглан
Вечером 28 октября 1938 года шхуна «Звезда» прибыла на рейд Сиглана. В честь XXI годовщины Октября экипаж шхуны объявил рейс стахановским. С Сигланским промхозом был заключён договор социалистического соревнования на разгрузку и погрузку судна.
Во время пребывания в бухте Нагаева представитель рыбопромыслового управления Пудович заверил экипаж шхуны, что катера с кунгасами выходят из Олы в Сиглан, где примут участие в грузовых операциях.
Однако шхуна простояла на рейде несколько суток до прибытия обещанных катеров… Экипаж был возмущён вопиющей безответственностью работников рыбопромыслового управления.
Только 12 ноября была закончена выгрузка соли для промхоза и трюмы начали заполнять добытой рыбой. В обратный путь «Звезда» отправилась 15 ноября, в бухту Нагаева она прибыла 16 ноября.
Стоит отметить, что из-за нерасторопности снабженцев судно значительное время простаивало как из-за нехватки горючего и машинного масла, так и вследствие отсутствия грузов. Так, перед одним из рейсов шхуна простояла 5 дней на якоре в бухте Нагаева по этой причине.
Рейс на Олу
В следующий рейс шхуна вышла 18 ноября, взяв курс на Олу. Здесь ей предстояло загрузить рыбу, добытую на колхозных промыслах. 24 ноября «Звезда» вернулась в бухту Нагаева и встала у пирса для разгрузки продукции. Этим рейсом судно закончило навигацию 1938 года.
Экипаж
Известно, что к ноябрю 1938 года капитаном «Звезды» был Попов, помощником капитана Дмитриенко, председателем судового комитета Болдовский.
1939 год
Зимние ремонты
В феврале экипаж «Звезды» взял на себя обязательство закончить ремонт главного двигателя к 10 марта 1939 года.
В апреле продолжался ремонт вспомогательного двигателя шхуны «Паксман-Рикардо» («Paxman-Ricardo»), для которого поршни с кольцами были изготовлены на АРЗ. Согласно графику, готовые поршни должны быть переданы на судно 15 марта, но на 11 апреля они хотя и были отлиты на заводе, но до обработки дело так и не дошло. В результате окончание ремонта шхуны затянулось и было закончено только к концу апреля.
Рейс на Ямск
В свой первый рейс в навигацию 1939 года во второй половине мая шхуна отправилась с грузом в Ямск. 22 мая «Звезда», закончив грузовые операции в Ямске и приняв на борт пассажиров, взяла курс на бухту Нагаева.
Снова на Гижигу
Следующим был наиболее протяжённый рейс на Гижигу, с заходом в населённые пункты по пути следования.
26 июня шхуна у пирсов Нагаевского торгового порта принимала груз для Гижиги.
1 июля «Звезда» прибыла из Ямска в Наяхан, после разгрузки взяла курс на последний пункт назначения — Гижигу.
6 июля после окончания погрузки в Гижиге судно пустилось в обратный путь, взяв курс на Наяхан.
8 июля приняв на борт продукцию (рыбу) и пассажиров, шхуна направилось к следующей точке назначения — Ямск.
12 июля вышла из Ямска, имея на борту 113 пассажиров и груз рыбы, держа курс на бухту Нагаева.
14 июля шхуна вернулась в бухту Нагаево, где высадила пассажиров, и после ухода от пирса «Трансбалта», встала под разгрузку рыбы.
Очередной рейс на Ямск
Во второй половине июля «Звезда» вышла в Ямск со 180 пассажирами на борту и 104 тоннами груза. 22 июля в 20 часов прибыла в Ямск и встала под разгрузку.
Присуждение переходящего Красного знамени
При подведении итогов за 1939 год, была отмечена работа «Звезды», команда которой выполнила годовой план на 111,7%.
В 1939 году экипажем парусно-моторной шхуны за перевыполнение плана было завоёвано переходящее Красное знамя.
Экипаж
Капитан шхуны — Н. Попов. В составе экипажа — механики Кондратьев, Гуща Ю.К. и Жуков, матрос Масунов.
Второй механик шхуны Звезда Ю.К. Гуща. 1939 год. Фото из газеты «Советская Колыма».
1940 год
Ремонт
Зимой моряки своими силами провели ремонт механизмов, такелажа, прихватив даже часть тех работ, которые должен был произвести завод № 2. К середине мая закончили ремонт парусного вооружения. Комиссия Управления порта дала отличную оценку работе экипажа.
Трудовые будни
В свой первый рейс в 1940 году шхуна вышла в Наяхан 27 мая, на 4 дня раньше запланированного срока. Расстояние по колымским меркам, сравнительно небольшое — всего около тысячи километров, однако весенние туманы, плавающий битый лёд сделали рейс исключительно трудным.
Второй рейс был запланирован на промыслы Наяханского промхоза, но по указанию управления Нагаевского торгового порта, шхуна отправилась с грузом соли на промысел «Бугурчан», Ольского промхоза.
В третьем рейсе Ямский промхоз не обеспечил судно грузом рыбы, хотя там и было складировано около 1.000 тонн рыбопродукции ещё прошлогоднего запаса.
В конце июня перед своим пятым рейсом в Ямск, Пёструю Дресву и Наяхан шхуна простояла у пирсов Нагаевского порта 8 дней, а взяла на борт всего 195 тонн. Руководители Геологоразведочного управления и Управления рыбопромыслового хозяйства подавали в день по несколько тонн, в то время как шхуну можно было загрузить полностью за 15–20 часов.
Ямск. Зима 1960 года. Из архивов МОКМ.
Управление рыбопромыслового хозяйства отправило в Ямск грузы для путины: соль, брезентовые чаны, запасные части к машинам и другие материалы.
В этом рейсе в плотный туман шхуна попала у Ямских островов. Остров Атыкан, что в переводе означает «старик», казался взлетевшей в небо скалой. Его подножие было укрыто молочно-белой завесой, а высокая вершина надвигалась навстречу судну, словно грозя обрушиться на него.
Прибыв в Ямск, шхуна и здесь простояла более пяти часов на рейде. Руководителям Ямского промхоза своевременно было известно о приходе «Звезды», но они не подготовились к разгрузке шхуны. За вынужденный простой судна Ямский промхоз должен был выплатить управлению Нагаевского порта около 2 000 рублей.
Из пятого рейса по побережью парусно-моторная шхуна «Звезда» вернулась на рассвете 6 августа 1940 года. Этим рейсом шхуна заканчивала выполнение своего полугодового плана, и капитан Нечитайлов передал в управление Нагаевского порта сводку, в которой была выведена цифра 154%.
П.С. Нечитайлов, капитан шхуны «Звезда». 1940 год. Фото из газеты «Советская Колыма».
Моряки за этими цифрами плана видели ночи и дни плавания под ясным небом, либо в сером, тяжёлом тумане, в непогоду, в шторм. Палубная команда, мотористы и механики, капитан, его помощники — все знали, что в каждой единице процента сверх плановых ста — и напряжённый труд, и их настойчивое желание быть первые в социалистическом соревновании.
Считалось, что побережье Охотского моря уже освоено для плавания судами местного каботажа. Действительно, на морских картах были нанесены острова, мысы, заливы, бухты, отмели и подводные скалы, — словом, всё, что следует знать капитану корабля, чтобы благополучно совершить рейс. Однако ни в каких картах не были отмечены те льдины, которые плавали здесь и в конце мая. География не предсказывала, что может случиться в слепом тумане, когда сила человеческого зрения могла преодолеть только 30–40 метров пространства.
Плавание в таких условиях было тяжёлой работой, которую экипажу «Звезды» часто приходилось взваливать на свои плечи.
Прибрежный промысел. Нагаевский порт. Туманный Ямск. Далёкий Наяхан. Всюду, где воды заливов отражали в себе стройные мачты шхуны, на берегу раздавались энергичные возгласы матросов и механиков «Звезды», занятых на разгрузке или загрузке судна. Товары, продукты, газеты, письма доставляла шхуна, а затем снова брала курс туда, где её ждали.
За навигацию 1940 года шхуна «Звезда» совершила 9 рейсов по побережью Охотского моря. Август и сентябрь экипаж судна закончил с перевыполнением плана — 183,9%.
Свой последний рейс в навигацию 1940 года «Звезда» завершила во второй половине ноября, с выполнением годового плана в 117,9%.
Экипаж
В 1940 году капитаном «Звезды» был Нечитайлов. В составе экипажа упоминались помполит Лютенко, помощник Гавриш, боцман Лигут, механик Кондратьев и подшкипер Михайлов, а также Дмитриенко.
1941 год
Машинная команда судна обязалась закончить ремонт и сборку главного двигателя к 15 февраля 1941 года.
Моряки местного флота управления Нагаевского торгового порта широко развернули социалистическое соревнование в честь открытия XVIII Всесоюзной партийной конференции. В январе первое место заняла машинная команда парусно-моторной шхуны «Звезда». Обязательство по ремонту и сборке главного двигателя в начале февраля было выполнено на 79,5%. Задание января выполнено на 109,4%.
Наяхан. 1991 год. Фото из архивов МОКМ.
Навигацию 1941 года шхуна открыла в конце мая 1941 года, взяв курс на Наяхан и бухту Пёстрая Дресва, с грузом для путины и продовольствия.
В 1941 году в состав экипажа шхуны входили Гуща, Крючковский, Зайчиков.
1943 год
Капитан шхуны «Звезда» — Никольцев. Экипаж принял активное участие в дополнительном сборе средств на постройку танковой колонны «Феликс Дзержинский».
1944 год
В 1944 году команда шхуны, ввиду отсутствия грузчиков, часто своими силами разгружало судно, не считаясь с тем, что это не входило в круг её обязанностей.
Во время выгрузки в Охотске капитан «Звезды» Дмитриенко проявил выдумку и изобретательность при разгрузке. Промерив глубину, он завёл судно в реку и поставил его так, чтобы быстро разгрузить судно. Ранее до него на это никто не решался на такие меры, опасаясь посадить судно на мель.
В ноябре 1944 года капитан шхуны — Дмитриенко, механики Кондратьев, Пастернак и Дейниченко.
1945
Зимний судоремонт
Февраль 1945 года и 27-ю годовщину Красной Армии экипаж шхуны «Звезда» встречал производственными успехами. Палубная команда совместно с администрацией и обслуживающим персоналом выполнила февральский план судоремонта по палубно-корпусной части на 126%.
Судовая администрация во главе с капитаном Дмитриенко ежедневно работали по 4 часа непосредственно на судоремонте, помимо выполнения своих прямых обязанностей, выполняя задания на 120–140 проц.
Экипаж
Должность капитана шхуны «Звезда» занимал В.Г. Дмитриенко. В 1945 году он за успехи в работе был награждён медалью «За трудовую доблесть».
Также упоминаются старший помощник капитана Алексеев, боцман Соборов, матросы Данилевич, Иванов, Кочетков и ученик Кукушкин. В судовую администрацию входили Батин, Добров. Обслуживающий персонал — буфетчица Никифорова, уборщица Лизунова, повар Махоткин.
1948 год
В навигацию 1948 года шхуна ремонтировалась на Петропавловской судоверфи (Петропавловск-Камчатский) и в перевозках Дальстроя участия не принимала.
Парусно-моторная шхуна «Звезда» в ремонте на Петропавловской судоверфи. 1948 год. Петропавловск-Камчатский. Фото из свободных источников.
В декабре 1948 года парусно-моторная шхуна «Звезда» села на камни у мыса Лопатка (крайняя южная точка полуострова Камчатка — О.В.). Об этом упоминается в книге Ведерникова Ю.В. «Российское мореплавание на Тихом океане за триста семьдесят пять лет своей истории. Хроника судоходства и кораблекрушений, 1639–2014 годы»…
1949 год
Последние сведения о работе «Звезды» относятся к августу 1949 года. В приказе № 220 от 16 августа 1949 года говорилось о разгрузке средств взрывания с прибывшей шхуны «Звезда» на пирсе в бухте Старая Весёлая.
В акте передачи управления морского пароходства (УМП) от 28 сентября 1949 года о судне можно найти следующие строки: «Парусно-моторная шхуна «Звезда» — корпус в 1948-49 году прошёл капитальный ремонт в порту Дальний и находится в хорошем состоянии. Главный двигатель и вспомогательные механизмы, исключая установленный в августе 1949 года новый вспомогательный двигатель «Макларен», находятся в удовлетворительном состоянии. Электрооборудование и проводка нуждаются в капитальном ремонте».
В том же акте приводится часть технических характеристик судна:
- водоизмещение по полному грузу 1106 тонн;
- грузоподъёмность 380 тонн;
- главный двигатель «Интерпрайс» мощностью 400 лс;
- скорость хода 5 узлов.
1950 год
К сожалению, документов и упоминаний о фатальной катастрофе для судна найдено не было, судя по всему, это произошло в навигацию 1950 года. Последнюю точку в официальной жизни «Звезды» поставил приказ № 798 от 27 ноября 1950 года «О списании с баланса Управления Морского Пароходства шхуны «Звезда»» где говорилось следующее: «Распоряжением заместителя Министра Внутренних Дел Союза ССР тов. Чернышова от 25 октября 1950 года разрешено списать погибшую шхуну «Звезда», принадлежащую Управлению Морского Пароходства Дальстроя. В соответствии с указанным распоряжением приказываю:
§1.
Списать с баланса Управления Морского Пароходства Дальстроя шхуну «Звезда».
§2.
Начальнику Управления Морского Пароходства ст. лейтенанту тов. Вакуленко исключить шхуну «Звезда» из списка флота УМП».
Вместо эпилога
Всю свою недолгую жизнь (1938–1950) парусно-моторная шхуна «Звезда» входила в состав флота Дальстроя и была настоящей рабочей лошадкой Охотского побережья и порой единственным средством сообщения с Магаданом многочисленных посёлков Охотоморья.
Сейчас уже мало кто сможет вспомнить о её существовании, но своё место в истории флота Дальстроя она заняла по праву.
В статье использованы материалы газеты «Советская Колыма» и архивов Магаданского краеведческого музея. Моя признательность и благодарность коллективу ГАМО за помощь и поддержку в работе.
Благодарность Александру Шелухину за правки и критику.