«Храм-памятник жертвам политических репрессий «Кафедральный Троицкий собор в г. Магадане».
Хочу сказать сразу — я уважаю чужую веру, будь это христиане, буддисты, мусульмане или кришнаиты… Для меня нет разницы кому молится человек, в каком месте и как он общается со своим богом, главное — чтобы человек был хороший, ибо все мы веруем… Но не люблю, когда веру превращают в бизнес — для меня это противоестественно, а когда этот бизнес пытается ещё и поддерживать свое существование за счет налогоплатильщиков — это становиться противоестественно вдвойне…
Вернусь в свой город М… Думаю, что теперь будет можно услышать и такой диалог у стен здания многострадального собора…
-Мама, а что это за здание?
-Это сынок памятник жертвам политических репрессий…
-Мам, так это же собор???
-Я тоже так думала, но пути служителей культа и областного руководства неисповедимы…
-Мам, так это что получается? В соборе это не иконы и образа, а экспонаты жертв политических репрессий, но все на них молятся? А люди в черном — это не служители культа. а работники музея?
-Ты сынок задаешь слишком много умных вопросов, повзрослеешь — пройдет… Умные люди стараются молчать и не задавать власть предержащим неудобных вопросов…
-Мам, но ведь сказано было, что правду говорить легко и приятно…
-Правильно сынок — только обходиться это очень дорого… Так что сказано тебе — Собор политических репрессий, значит крокодил тоже птица — хоть и летает низко — низко…
Это был присказка, а вот и сама сказка…
Научный сотрудник краеведческого музея Петр Алексеевич Белугин горбился над ветхой бумагой уже час.
Роясь намедни в областном архиве, он выудил из пыльной картонной папки анонимный донос служивого на своего начальника, криво нацарапанный скверным пером в далекие 30-е прошлого века. Дальнейшая недолгая судьба начальника была сухо изложена в другом документе из той же папки. Дело обычное.
Но вот чего Петр Алексеевич понять не мог, как ни пытался, так это мотив неизвестного «доброжелателя»: зачем он так? Если сообщал «органам» правду, почему побоялся подписаться своим именем? А если соврал, и пострадал ни за что честный человек, как ему, доносчику, спалось после этого?
Белугин со вздохом распрямил спину, снял очки, энергично потер уставшие глаза. Поморгал, наводя резкость. В фокус нахально въехала огромная бесформенная гора газет, журналов, буклетов и другого бумажного хлама, нависшая опасной лавиной над хозяином стола.
«Разобрать бы, — в который раз подумал Белугин и в который раз отмахнулся: – Потом». Водрузил на переносицу очки, взял для верности лупу и снова было склонился над архивным документом, но тут в кабинет вошел Семен Семенович Марципанов, директор музея. Как всегда, нарочито веселый и энергичный.
— Привет, Лексеич, — чтобы поздороваться с коллегой за руку, ему пришлось лечь животом на угрожающе дрогнувшую газетную гору и сильно перегнуться. – Ну, и гнездо тут у тебя… Принимай новый экспонат!
Марципанов вернулся в вертикальное положение и не глядя другой рукой протянул в «окоп» лист бумаги, освященный печатями и подписями.
Белугин перехватил лист и уткнулся в него носом.
— Экспо… Что?? Что это значит? – от изумления Петр Алексеевич привстал с кресла и уставился на директора, вероятно, надеясь найти признаки розыгрыша, но обнаружил лишь плохо скрытые следы досады и некоторого смущения.
— Лексеич, не включай дурака. То и значит. «Сэм Боха» теперь на балансе музея. А ответственный за его сохранность и содержание – твой отдел, — ткнул пальцем в Белугина директор. – Не обсуждается, — добавил быстро, предотвращая сопротивление. – Все уже решено. Там! – палец покинул горизонтальное положение и многозначительно нацелился в потолок.
Белугин потрясенно молчал, пытаясь сложить в голове пазл. Самый Большой Храм (СБХ) – помпезное сооружение, никак не вписывающееся в скромный облик северного городка М, — в простонародье давно прозвали «Сэм Боха», по имени персонажа южноафриканской комедии «Наверное, боги сошли с ума».
Возводить его начали лет пятнадцать назад, с подачи первого губернатора, впоследствии убиенного. Строительство шло ни шатко ни валко, несмотря на то, что финансами в нем поучаствовали (в добровольно-принудительном порядке) практически все более-менее заметные в области предприниматели, а уж сколько средств самого региона было потрачено… И на строительство, и на содержание этой махины площадью почти 9 тыс. кв. м.
Пока «Сэм Боха» числился как «объект незавершенного строительства», многомиллионные счета на его отопление, электро- и водоснабжение оплачивались из внебюджетных средств особой экономической зоны при городе М. Однако бесконечно это положение тянуться не могло, тем более что богослужения в СБХ, в которых по великим праздникам участвует до двух процентов городского населения, начали проводиться на регулярной основе.
На фоне яростных споров и акций протеста по поводу передачи Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге из музейного ведомства в пользование церкви местные региональные власти решили проблему легко и непринужденно: единолично присвоили «Сэму Бохе» статус памятника и поставили на баланс краеведческого музея. Памятник же! Причем не абы какой, а, как следовало из бумаги, врученной Белугину директором, «памятник жертвам политических репрессий». Который отныне отделу Петра Алексеевича надлежало всячески оберегать от вандалов-безбожников, холить и лелеять, а заодно платить зарплату полудюжине технических работников и оплачивать коммунальные, налоговые и прочие счета.
«Ну, положим, в действительности счета будет оплачивать не музей (бюджетное учреждение!), а областная казна в лице министерства культуры, — лихорадочно соображал Белугин, все еще вертя в руках злополучное распоряжение. — Но разве это правильно? Пенсионеров, вон, льготных проездных лишили, социальные пособия урезали, потому что денег в области не хватает, а тут такие расходы… И потом, у нас ведь светское государство…»
Тут Петра Алексеевича осенило:
— Семен Семеныч, это невозможно! СБХ не может быть признан памятником истории и культуры: не подходит он ни под одну категорию, ни под один федеральный закон! Даже по временному признаку: сорок лет с момента окончания строительства еще не прошло! Не было же публичных обсуждений, других соответствующих процедур для признания его памятником.
— Обсуждения излишни, все уже решено и оформлено, — отрезал Марципанов и подался к двери. – Принимай экспонат и не задавай глупых вопросов.
С отчаяния Белугина осенило вторично:
— Теперь я понимаю, за что главный богослужитель в прошлом месяце нашего министра культуры Кликушину медалькой наградил! – выпалил он спине директора.
Спина резко развернулась.
— Хочешь такую же? Могу устроить. Нет, правда, — Марципанову идея явно понравилась, — у тебя ведь тоже заслуги, а будет еще больше… Договорились! Считай, награда у тебя в кармане. В смысле, на пиджаке, — прощально хохотнул Марципанов уже из коридора.
Петр Алексеевич с протяжным стоном-рыком плюхнулся в кресло. Попробовал восстановить душевное равновесие дыхательной гимнастикой. Не помогло. Опять уткнулся в распоряжение относительно нового «экспоната». С отвращением закинул его на вершину бумажной горы. На свободном пятачке столешницы остались лежать лупа и ветхий архивный документ, который историк изучал до прихода директора. Анонимный донос. Белугин вспомнил свои давешние размышления о природе доносительства. Зачем люди пишут анонимки?
Неожиданно для самого себя он вывел из спящего режима компьютер, открыл новый вордовский файл и стал торопливо, пока не передумал, клацать по клавишам: «Довожу до вашего сведения…»
Аргументы, доказывающие абсурдность происходящего, и ссылки на действующее законодательство Белугин в конце текста намеренно усилил экспрессией: «Кукловод потянул за нить, и марионетки в очередной раз ринулись исполнять задуманное. Чиновника не волнует мнение научной общественности, а также позиция народа-налогоплательщика. Так и хочется крикнуть: господа, одумайтесь! Потомки вас не поймут и не простят».
Подпись ученый тоже поставил с полным осознанием того, что делает: «Доброжелатель-краевед».
Вот так вот заканчивается эта сказка, а самое интересное тут…
ГБУК «Магаданский областной краеведческий музей».
Письмо краеведа…
Освещение Свято-Троицкого Кафедрального собора состоялось 1 сентября 2011 г. Церемонию проводил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В обращении к прихожанам он говорил: «Сегодня исторический день для Магадана, Дальнего Востока и для всей страны нашей. Здесь, на земле, политой слезами и кровью людской, отдаленной тысячами километров от столицы, на земле, с которой люди в течение долгих десятилетий связывали воспоминания, переживания о страданиях, вознесен этот величественный Кафедральный собор как символ победы. Победы над злом, победы веры во Христа». На церемонии присутствовали: Н.Н. Дудов — губернатор Магаданской области, ВП. Печеный — мэр г. Магадана, Гурий — епископ Магаданский и Синегорский и др.
«В одном сооружении сосредоточено пятнадцать объектов, — отмечал автор проекта архитектор В.Г. Колосов, — три храма — верхний, нижний, для крещения, две часовни — они располагаются слева и справа от центрального входа, конференц-зал, вмещающий до 200 человек, трапезная на 50 посадочных мест, просфорная, православная библиотека, три касса воскресной школы, причтовые помещения: иконописная и швейная мастерские, четыре гостевых комнаты, медицинский пункт, гараж, ДЭС, столярная и слесарная».
В отделке здания использовался мрамор, гранит и др. Высота собора составила 71 м. Верхний храм рассчитан на 2500 прихожан, нижний может вместить — 500. Собор стал архитектурной доминантой Магадана, он формирует лицо колымской столицы.
На возведение собора были привлечены как частные пожертвования, так и финансовые средства из других источников. Горожане хорошо помнят, как это происходило. Строительство храма длилось более десяти лет и подошло к своему логическому завершению.
Пришло время (декабрь 2016 г.), надо было принимать решение, что делать с данным сооружением. На чьем балансе оно будет находиться, кто будет его содержать, платить по коммунальным счетам и др.
Решение было найдено. Чиновники, недолго думая объявляют собор памятником и передают его на баланс ГБУК «Магаданский областной краеведческий музей».
В распоряжении департамента имущественных и земельных отношений Магаданской области №876 от 23. 12. 2016 г. читаем:
«1. передать государственному бюджетному учреждению культуры «Магаданский областной краеведческий музей» объект недвижимости, учтенный в составе казны Магаданской области, расположенный по адресу: г. Магадан, пл. Соборная, №1:
– храм-памятник «Кафедральный Троицкий собор в г. Магадане» общей площадью 8 703,3 кв. м, с кадастровым номером 49:09:030101:33, 2016 года постройки, балансовой стоимостью 988 633 532,92 руб., ИНО КНО1128629.
2. Закрепить объект недвижимости, указанный в пункте 1 настоящего распоряжения, на праве оперативного управления за государственным бюджетным учреждением культуры «Магаданский областной краеведческий музей» с присвоением ИНО КНО1071005».
Данному документу предшествовало письмо Министерства культуры и туризма Магаданской области в департамент имущественных и земельных отношений Магаданской области №2770 от 20 декабря 2016 г. с просьбой рассмотреть возможность использования здания «Кафедрального Свято-Троицкий собора для размещения в нем филиала Магаданского областного музея при условии достаточности и соответствия помещений собора для осуществления музейной деятельности.
Вслед за этим обращением администрация Государственного бюджетного учреждения культуры «Магаданский областной краеведческий музей» направляет руководителю департамента имущественных и земельных отношений Магаданской области письмо №813 от 23. 12. 2016 г. следующего содержания: «Просим закрепить на праве оперативного управления завершенный строительством объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Магадан, площадь Соборная 1:
— Храм – памятник «Кафедральный Троицкий собор в г. Магадане».
А 10 января 2017 г. в реестр государственного имущества Магаданской области были внесены изменения следующего содержания: «наименование объекта недвижимости с кадастровым номером 49:09:030118:313 (ИНО ПНО107105), расположенного по адресу: г. Магадан, пл. Соборная, №1 — «Храм-памятник «Кафедральный Троицкий собор в г. Магадане» заменить наименованием «Храм-памятник жертвам политических репрессий «Кафедральный Троицкий собор в г. Магадане».
Однако не все объекты недвижимости могут быть признаны памятниками истории и культуры.
Среди многообразия объектов недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации, особое место занимают объекты культурного наследия (недвижимые памятники истории и культуры), поскольку представляют собой уникальную ценность для народа России, и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В соответствии с Конституцией РФ, государственная охрана объектов культурного наследия является одной из важнейших функций органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Начнем с наиболее общих понятий. Что такое памятники, какие категории бывают, какими отличительными признаками, по сравнению с «обычными» объектами недвижимости, они обладают.
Понятие объекта культурного наследия
Известно, что недвижимые объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов России, будучи к ним причисленными, автоматически наделяются особым правовым статусом, ограничивающим их гражданский оборот. При этом в настоящее время этот особый правовой статус (в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны недвижимых объектов культурного наследия) регулируются как законодательством РФ, так и законодательством СССР, в части не противоречащей действующему законодательству РФ, в том числе: Федеральным законом №73-ФЗ от 25. 06. 2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон №73-ФЗ); Законом РСФСР от 15. 12. 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры», в ред. Федерального закона №73-ФЗ от 25. 06. 2002 г. (далее — Закон РСФСР от 15.12.1978 г.); Положением «Об охране и использовании памятников истории и культуры», утв. Постановлением Совета Министров СССР от 16. 09. 1982 г. №865 (далее — Положение);
Определение понятия «объект культурного наследия (памятник истории и культуры)» приведено в статье 3 Закона №73-ФЗ. В соответствии с указанной статьей к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) относятся: объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Признаки объекта культурного наследия
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) относятся объекты, обладающие определенными признаками (характеристиками), а именно:
- Недвижимое имущество. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона №73-ФЗ, объект культурного наследия является особым видом недвижимого имущества (здания, сооружения, постройки) вместе с их исторически сложившимися территориями (земля). При этом территорией памятника является земельный участок, непосредственно занимаемый памятником и связанный с ним исторически и функционально;
- Историко-культурная ценность объекта. К объектам культурного наследия может быть отнесен не любой объект недвижимости, а только представляющий собой значительную ценность для общества и государства с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры. Ценность того или иного объекта определяется на основании результатов государственной историко-культурной экспертизы, проводимой по решению специально уполномоченных государственных органов;
- Возраст объекта. В единый государственный реестр объектов культурного наследия могут быть включены объекты культурного наследия, с момента создания которых или с момента исторических событий, связанных с которыми, прошло не менее 40 лет (за исключением мемориальных квартир и мемориальных домов, которые связаны с жизнью и деятельностью выдающихся личностей);
- Особый статус. Наличие у объекта культурного наследия особого статуса, приобретенного в установленном законодательством порядке (включение в государственный список либо государственный реестр объектов культурного наследия на основании решений соответствующих государственных органов исполнительной власти).
Только при наличии в совокупности всех 4 перечисленных признаков можно говорить о том, что тот или иной объект недвижимости является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры).
Виды объектов культурного наследия
Согласно статье 3 Закона №73-ФЗ, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), в соответствии с их наиболее существенными типологическими и функциональными признаками, подразделяются на: памятники, ансамбли и достопримечательные места.
В соответствии с пунктом 3.3. Инструкции, принадлежность недвижимого памятника истории и культуры к одному из указанных видов определяется при составлении документов государственного учета памятников и устанавливается при утверждении соответствующего списка о принятии объекта на государственную охрану.
Категории объектов культурного наследия
В соответствии со своей исторической, научной, художественной или иной культурной ценностью объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения;
объекты культурного наследия федерального значения – объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
объекты культурного наследия регионального значения – объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации.
Таким образом, на основе имеющихся в нашем распоряжении документов мы можем сделать вывод, что региональные власти, по меньшей мере, поторопились, объявив (без соответствующих процедур, без обсуждения в СМИ, без социологического опроса горожан и жителей территории и др.) «Кафедральный Троицкий собор в г. Магадане» памятником.
Краевед.
Насколько я помню, церковь у нас пока ещё отделена от государства и каждому свое. Если уж Собор принадлежит церкви, тогда пускай она за него и платит… Это скажем так — мое личное мнение.
А второй вывод — погорячились власти, признавая Собор памятником и ставя его на баланс музея. Конечно хорошо — и рыбку вроде съели и овцы целы… Ну подумаешь обошли закон, бывает… Только платить за содержание Собора будут жители города и области, причем все равно — какой они веры или безбожники… Хотя какая разница? Когда строили Собор — платили и молчали, ну и теперь также будете платить и молчать…