Обучение детей при закрытых входных дверях образовательного учреждения – это нормально?
В жизни мы постоянно сталкиваемся с чем-то новым. Одно новое нас радует, другое огорчает. А бывает, что даже не поймешь, как к этому новому относиться, причем его самостоятельное толкование в отсутствие альтернативы объективного источника не сулит грядущему ничего хорошего.
Объясняю причину своей последней озадаченности. Готовясь к поездке на трассу, я созвонилась с директором одной из наших поселковых средних школ, предложила подготовить для газеты очерк об учителе к профессиональному празднику.
Предложение было принято, директор дала номер своего мобильного телефона и посоветовала звонить понастойчивей в оговоренный день и час.
Моя настойчивость в течение полутора часов победой не увенчалась, до директора я не дозвонилась. Молчал и телефон в школьной приемной. Подумав, что на месте, при непосредственном общении с педколлективом решить рабочий вопрос будет проще, я пошла в школу. И… наткнулась на запертые двери.
Высокие такие, двустворчатые. Железные. Без ручек с внешней стороны. Выкрашенные голубой краской несколько сезонов назад, судя по частой сетке трещинок на закрашенной поверхности.
Все это я машинально разглядывала, пока, уткнувшись носом в двери, пыталась осознать ситуацию. Стучать бесполезно, только кулаки отобьешь, к тому же, знаю, в этом типовом здании просторные «буферные» зоны, отделенные от холла еще двумя дверями. И звонка на входе нет.
Время – утро, одиннадцатый час, самый разгар учебного процесса. В школе должно быть полно народу. Но дверь-то закрыта! Все ушли на фронт? Карантин? ЧП? Поселок бы уже гудел. Нет, это что-то другое.
С трудом я все же сумела дозвониться до приемной. После расспросов, кто я и что мне нужно, меня соединили, но не с директором, которая, как мне пояснили, занята, а с другим представителем школьной администрации.
Опять расспросы, после которых мне было велено ждать звонка с сообщением, с кем я буду беседовать для праздничной статьи и во сколько это произойдет. Долгожданное: «Мы вас ждем в два часа» — пролилось бальзамом на смятенное сердце.
Придя в указанное время, я с облегчением застала во дворе школы (открытой!) весело гомонящих малышей. Значит, не ЧП, не мор какой, просто недоразумение. Чтобы окончательно в этом удостовериться, я между делом спросила свою собеседницу о причине замурованных утром дверей.
«Опасаемся террористов», — последовал спокойный ответ с подтверждением, что школа действительно запирается каждый день после первого урока и до конца занятий в целях безопасности учащихся.
Террористов. Разумеется. Поселок с тысячным населением просто кишит террористами. Так и шныряют, противные, даром что его жители знают друг друга если не по именам, то по крайней мере в лицо, и любая незнакомая личность немедленно бросается всем в глаза.
Конечно, в деле безопасности школьников беспечность и легкомыслие недопустимы. Но на пороге данной школы меня встретили два вахтера, один из которых бдительно проводил до нужного кабинета. Холл оборудован камерами видеонаблюдения. Не заметила, но думаю, что видеокамеры установлены и в коридорах, и в классах. Разве этих мер недостаточно?
Почему тогда их достаточно в магаданских школах? Я довольно часто посещаю городские учебные заведения и по родительской обязанности, и по рабочим делам, и утром, и в обед, и вечером, и ни разу – ни разу! – не ломилась в закрытые входные двери.
То же самое могу сказать о всех знакомых сельских школах. Или правила с началом нового учебного года изменились, стали жестче? А насколько это оправданно?
Насколько комфортно себя чувствуют взаперти дети? Не так ли, как чувствуют себя лишенные свободы где-нибудь в колонии? Кто-нибудь об этом подумал?
Я не страдаю клаустрофобией, но если бы в детстве знала, что не смогу выйти из школы до того как прозвенит звонок с последнего урока, боязнь замкнутого пространства у меня наверняка развилась бы. Не говорю уже о появлении отвращения к процессу обучения, который стал бы в этом случае безоговорочно принудительным.
А как быть родителям, которым срочно нужно повидаться со своими детьми? Ситуации разные бывают. Занести забытый ребенком ключ от дома или сменку. Поприсутствовать на уроке русского, по которому у любимого чада в дневнике – сплошные «неуды». Спросить у классного руководителя педагогического совета.
Родителям теперь в школу без предварительного согласования (хотя в моем случае не сработало и это) хода нет, неродителям – тем более? Богатое воображение рисует все более мрачные картины, что могут скрывать запертые двери, но я его приторможу, вернусь к реальности.
А реальность такова: в любом небольшом городке, поселке, селе школа – средоточие жизни, бурлящий не только знаниями, но и новостями, и творчеством, и культурными событиями котел. В его бурление втянуты и учителя, и ученики, и их родители, и представители местной власти, и, так или иначе, все прочие жители поселения.
Пока этот котел не остыл, населенный пункт жив, согрет и строит планы на будущее. Закрывается школа – неизбежна и гибель поселения, и случится это тем быстрее, чем отдаленнее городок, село, поселок от крупного административного центра.
Может статься, я не права, но мне кажется, что это правило работает даже в том случае, когда школа закрывается не в прямом смысле, а железными дверями отгораживается от людей, от общества, превращается в объект особого режима.
Автор: Саша Осенева.
2016 год.