Нас зажали в тиски
Бриллиантовые дороги.
«Наутилус Помпилиус»
Сила междометий
«Ошеломление» — пожалуй, наиболее подходящее слово для описания состояния Марата и Ольги, молодой магаданской пары с двумя детьми, поехавшей в отпуск на «материк» на машине. Ошеломление и усталость на пределе человеческих сил.
Встретили мы этих ребят в середине августа во дворе гостиницы в Нижнем Бестяхе (Якутия), когда уже возвращались домой. Как не разговориться землякам! Тем более что Марат и Ольга отважились ехать в отпуск на колесах впервые, только что преодолели последние километры федеральной автодороги «Колыма» и были переполнены впечатлениями. Отнюдь не восторженными.
Да, на нашей трассе есть места невероятной красоты, но не они поразили воображение путешественников-новичков, и даже не сложность дороги (на большинстве участков ФАД «Колыма» имеет пятую, наивысшую категорию сложности), а ее эксплуатационное состояние.
Влетаем в пыль кромешную. Где-то впереди — поворот.
Немилосердная тряска на бесчисленных ямах, продырявленные острым скальником шины, потеря видимости в пылевых облаках, опасный юз на грязи, страх не успеть на паром и застрять на переправе через Алдан – всего этого они хлебнули сполна, преодолев две тысячи километров за четверо суток. Не удивительно, что у супругов после пережитого подрагивали руки и коленки, а из слов самыми нейтральными оказались междометия. Ребят, детей особенно, было искренне жаль.
«Ну, мы-то люди бывалые, не первый раз в отпуск своим ходом, нас Колымская трасса уже ничем не запугает, не удивит», — думали мы, готовясь с утра пораньше продолжить путь в Магадан.
Забегая вперед: думать так было самонадеянно. Ларец с сюрпризами главной транспортной артерии Магаданской области, кажется, бездонный.
«Внимание: воздух!»
В июле, когда мы уезжали из области, магаданский участок ФАД «Колыма» был привычно паршивым, за исключением территории, обслуживаемой аткинскими дорожниками – они грейдеровку после весенней распутицы явно проводили.
Но даже запущенная дорога в Ягоднинском и Сусуманском районах выигрывала на фоне якутской стороны федералки. Контраст стал ощутим сразу за мостом через пограничную реку Делянкир.
Перед поселком Артык у машины снизу оторвало броню: прошли сильные дожди, дорогу размесило, повылазили острые камни. Эти же дожди сыграли скверную шутку на скальных прижимах реки Нера – там начался камнепад.
Прижим р. Нера. Во время дождей здесь размывает дорогу, а сверху падают камни.
Дорогу «бомбило» настолько плотно, что иногда приходилось останавливаться и с риском самим получить камнем «по кумполу» руками расчищать проезд, убирая наиболее крупные скальные обломки. При этом ни дорожников поблизости, ни хотя бы знака, предупреждающего водителей об опасности.
Где-то на этом участке, а может, дальше, на вечно «черновой» отсыпке Заячьей петли или на подступах к реке Алдан, где дорогу не мудрствуя «протоптали» по крупной речной гальке, мы все же не убереглись и пробили топливный бак, о чем узнали позже. Устранение повреждения — отдельная эпопея, из которой следует неутешительный вывод о зачаточной стадии развития придорожного сервиса в наших палестинах.
Замок на песке
Якутская половина «Колымы» восхитила невиданным доселе способом укладки асфальта – прямо на укатанный катками и политый гудроном песок (участок между Нижним Бестяхом и Чурапчей).
Укладка асфальта на песке. Н. Бестях.
На недавнем совещании в региональном минтрансе представитель ФКУ УПРДОР «Вилюй» (структуры Росавтодора, управляющей ФАД «Колыма») пояснил, что «песчаная инновация» вынужденная и вызвана отсутствием в Центральной Якутии месторождений строительного камня, из которого можно было бы делать щебень, обязательный при дорожном строительстве по всем ГОСТам и техусловиям.
Если везти щебень за 600 км, дорога по стоимости станет золотой, сказал представитель «Вилюя», добавив, что подрядчик для прочности дорожной «подушки» подмешивает в песок цемент.
Укладка асфальта на песке. Н. Бестях. Обочину размыло первым же дождем.
Эффективность такого решения мы видели на только что закатанном в асфальт участке: обочину размыло несильным дождиком, прошедшим накануне. Песок с насыпи ручьем стек вниз, образовав овражек. Пройдет следующий дождь – овражек расширится. Под слоем асфальта образуется пустота. Что будет дальше, объяснять не надо.
Такой капитальный ремонт, как я понимаю, через год-два добавит пользователям автодороги десятки километров аварийно-опасных участков, а бюджету страны принесет сотни миллионов рублей убытка, и станет «Колыма» уже не золотой – брильянтовой.
Не обманешь – не поедут
По нашим наблюдениям, состояние ФАД «Колыма» на территории соседнего региона тем хуже, чем ближе к границе с Магаданской областью. Наиболее явно это ощущается после поселка Усть-Нера (Оймяконский район), несмотря на то, что дальше есть как минимум еще два живых населенных пункта республики – Артык и Делянкир. Сложилось впечатление, что эта часть федералки местным просто не интересна.
Может быть, это и не так, однако увидеть за Усть-Нерой большегруз не с номером 49-го региона – редчайший случай. Ни к нам грузы из ЦРС машинами не везут, ни от нас, хотя по другой якутской федералке – «Лене» движение очень оживленное. Номера каких только российских регионов не встретишь!
Причина, как мы поняли из разговоров с дальнобойщиками, не в отсутствии заказов на грузоперевозки в Магадан – из Магадана, а в отсутствии нормальной дороги. Знающие обстановку профессионалы благоразумно отказываются соваться на непредсказуемую «Колыму». Суются либо неосведомленные, либо безбашенные искатели приключений. Либо обманутые заказчиком.
В Теплом Ключе к нам на заправке подошли водители трех огромных «крокодилов» с полуприцепами. Расспрашивали, как им половчее добраться до Омчака. О том, что удобная для этого Тенькинская трасса из-за паводка закрыта для движения, получатель груза им, оказывается, не сказал.
Единственная возможность добраться до пункта назначения по «центру» через Палатку, дав кругаля в несколько сотен километров, дальнобойщиков сильно расстроила. «Еще минимум три дня пути! – в сердцах выматерились мужики. – Знали бы, ни за что не согласились. За это время успели бы два рейса по другим регионам сделать, больше бы заработали и меньше потратились на топливо и ремонты».
Попали они, это точно. С другой стороны, и заказчика можно понять: скажи он про закрытую Теньку и объезд, перевозчика по сей день бы искал. А груз, наверное, срочный – сезон заканчивается, зима близко…
Обманывать, конечно, не дело. А как должна развиваться экономика области в условиях тотального бездорожья?
«Дорога кончилась»
В конце августа 2017 года вся магаданская сторона «Колымы» была в полном порядке – дорожники подготовили трассу к зиме на совесть. Основательно протрясенные в Якутии, в своем регионе мы ехали в удовольствие. Звонили в минтранс, благодарили подрядчиков. Тогда же наше издание публиковало благодарности дорожникам от других пользователей трассы.
Рассчитывали, что так же будет и сейчас. А нам – сюрпризы из ларца. Нет, мы читали в новостях, что паводок дома случился, мост на Нехае снесло и все такое. Но к ТАКОЙ дороге точно не были готовы. Я вообще не припомню сусуманский и ягоднинский участки в подобном упадке.
Ямы, ямы, ямы. Полуметровые провалы на всю ширину дорожного полотна: не притормозишь — приложишься головой о потолок машины, даже если едешь со скоростью 50 км/ч. А как притормозишь, если не знаешь о существовании этих повреждений и нет предупреждающих знаков?? Что косвенно подтверждает догадку: дорожники на данных участках – гости редкие.
Сусуманский район. Асфальт в районе Холодного.
Постмодерновый асфальт в районе Холодного, положенный всего-то года четыре назад, стал уже не просто бесячим, а реально опасным для пользователей.
Знают ли его «творцы», как о нем говорят местные жители? Цитирую: «Ну вот, дорога кончилась, начался асфальт» — и с глубоким чувством желают, чтобы дорога в персональный ад для неумелых и ленивых дорожников выглядела именно так.
Сусуманский район. Объезд 4 км.
Перед Сусуманом – объезд в четыре (!) километра по «барханам» отработанных золотопромышленниками полигонов. То еще удовольствие. Устраняются ли на этом участке последствия разгула стихии, с объезда не видно, но в том, что на месте смытого паводком моста через реку Нехай работы не ведутся, мы убедились. В целом на территории Сусуманского и Ягоднинского районов увидели дорожную технику лишь в двух местах, причем в одном грейдеры ехали с поднятыми отвалами.
И опять россыпи ям и колдобин, на которых душу вытрясает. Что душа! Высоколегированная инструментальная сталь не выдерживает: у нашей машины лопнула пружина заднего амортизатора.
Перестало трясти (и мы перестали трястись за транспортное средство и собственные позвоночники) только в Хасынском районе, в зоне ответственности Аткинской дорожной компании. Ее работникам за достойное содержание трассы – большое человеческое спасибо.
Но довольно эмоций, пора делать из увиденного и прочувствованного вывод.
Другого нет у нас пути
Работы по содержанию федеральной автодороги «Колыма» подрядными организациями, за исключением одной компании, по состоянию на первую половину июля и вторую декаду августа проводились некачественно либо не проводились вовсе.
Дело здесь, думается, не столько в недостаточном финансировании работ по содержанию (по одним сведениям, 47, по другим – 68 процентов от норматива на 2019 год), сколько в отсутствии постоянного контроля со стороны ФКУ УПРДОР «Вилюй».
Оно и понятно: штаб управляющей структуры размещается в Якутске. Не наездишься. До начала прошлого года с контролем было проще: за трассу отвечал УПРДОР «Колыма», который размещался ближе к нам — в Теплом Ключе и имел филиал в Магадане.
В 2018-м Росавтодор провел реорганизацию, в результате которой осталось одно управление («Вилюй») на две федеральные дороги – «Вилюй» и «Колыма», и пользователи «Колымы» это ощутили сразу.
Участок ФАД Колыма после реконструкции. Оймяконский район.
Ведь кроме организационной стороны вопроса изменения претерпела и финансовая: теперь все федеральные средства, выделяемые на ремонты и содержание обеих трасс, сосредоточены в одних руках, распределяются между федералками самим руководством УПРДОР «Вилюй». Последнее путешествие мне подсказывает, что «Колыме» достаются далеко не лучшие куски общего пирога.
В результате страдает и население, и экономика Магаданской области. Не все люди со средним достатком (а это подавляющее число работающих колымчан) могут позволить себе купить для выезда в отпуск авиабилеты на семью из трех-четырех человек. Для этого надо потратить все отпускные. А на что отдыхать?
Поэтому с каждым годом все больше тех, кто отправляется к местам проведения отпуска на своих машинах, и это была бы прекрасная альтернатива зарвавшимся авиакомпаниям, если бы ФАД «Колыма» находилась в нормативном состоянии.
Уровень качества и безопасности не позволяет свободно перемещаться по Р-504 не только легковому, но и грузовому транспорту, что значительно затрудняет развитие производства в районах области. Итог: нет производства – нет рабочих мест – нет перспектив – загибается «социалка» — население стремится покинуть депрессивную территорию.
Слышала, что на недавних празднествах в Якутии по случаю запуска первого пассажирского поезда по железной дороге из Томмота до Нижнего Бестяха среди митингующих звучали бравые лозунги: «Теперь – на Магадан!». В смысле – тянуть «железку».
Хорошо бы, но – очень вряд ли. Не в этой жизни. Изучала тему, готовила по ней публикации и понимаю, что на данном этапе это полная утопия. Здесь нас слишком мало для столь грандиозного строительства, которое в свое время не потянул сам Союз.
«Колыме» нужен магаданский оператор!
Таким образом, автомобильная дорога, соединяющая Колыму с «большой землей», — наш единственный вариант, наш ключ к победе. Если мы хотим удержаться, удержать территорию, нам необходимо доводить Колымскую трассу до ума.
Получится ли это с УПРДОР «Вилюй», у которого, на мой взгляд, другие приоритеты? Не уверена. Лучше всего дорожная ситуация на ФАД «Колыма», по крайней мере, в пределах границ Магаданской области, контролировалась, когда у нас был свой оператор – УПРДОР «Магадан».
К огромному сожалению, пять лет назад, в 2014-м, в связи с началом строительства моста через Керченский пролив Федеральным дорожным агентством было принято решение о переносе УПРДОРа «Магадан» в Анапу с последующим переименованием в УПРДОР «Тамань». Осиротела с тех пор трасса, и мы вместе с ней.
Меж тем, у соседнего региона в оперативном управлении целых три федералки – «Вилюй», «Лена» и «Колыма». Большая ответственность! Магаданская область могла бы ее разделить, взяв на себя заботу о «Колыме», обо всех ее двух тысячах километров. Есть у нас для этого и специалисты, и опыт работы, а главное – желание и насущная потребность иметь надежное и безопасное наземное сообщение с внешним миром.
Я – за возрождение УПРДОР «Колыма» с дислокацией в Магадане и расширением функционала на всю федеральную автодорогу Р-504. А вы?
Автор статьи: Саша ОСЕНЕВА.
Фото автора
«КТ» №36
Сентябрь 2019 года.
Север это то немногое, что осталось у нас, где еще сохранились настоящие и искренние человеческие отношения……
Транспортное сообщение это отдельная история, дорога жизни, маршрут максимальной сложности, каких названий только нет, а путь один. Для кого-то это испытание, для кого-то путешествие и экстрим, а для кого-то это привычная работа водителя,на привычном пределе….
Полностью поддерживаю автора статьи! Я тоже – ЗА возрождение УПРДОР «Колыма» с дислокацией в Магадане, как это было ранее. Надо брать всю федеральную автодорогу Р-504 «Колыма», все 2026 км в свои руки, пока ещё можно что-то реанимировать!