Подъём на перевал Яблоновый. Фото Александра Крылова.
Яблоновый перевал расположен на основной трассе между поселками Атка и Яблоневый. Основатель музея «Эхо ГУЛАГа» Иван Паникаров изучая историческую хронику, заметил ошибку в названии перевала. Он пишется именно через «о», а не через «е», как принято говорить на Колыме. По его словам, название произошло не от слова «яблоко», а от юкагирского слова «яблон», где … основа «ябл» может происходить от «йавул» (явул), что означает «дорога», «путь», «след»; или от слова «йабал» — «смерть», «гибель» (Топонимический словарь Северо-Востока СССР, стр. 442. В. В. Леонтьев, К. А. Новикова. Магад. книж. из-во. 1989 г.).
Мемориальная табличка на памятнике Ивану Макееву после реставрации в 2012 году. Фото Александра Крылова.
На 174-м километре Колымской трассы, на самом гребне Яблонового перевала, стоит скромный бетонный обелиск, обнесенный железной оградой. Мало кто из проезжающих останавливается (надо спешить дальше!), однако бывалые трассовики и старожилы знают, что на металлической пластине, прикрученной к обелиску, выбито: «Помощник начальника строительства т/т связи Иван Филиппович Макеев. Умер на посту 16 октября 1932 года».
В 1932 году на Колыме произошло три знаменательных события: мартовский поход тракторных колонн под руководством Геренштейна и Борисенко с продовольствием и техникой для колымских приисков; экспедиция изыскателей-дорожников в болотистые долины, связанная с началом строительства Колымской трассы. И поход связистов, выполнявших важное правительственное задание: 11 ноября 1931 года ЦК ВКП(б) Постановлением о Колыме обязал «Колымский трест к концу 1932 года обеспечить связь путем проводки телеграфа и бесперебойной работы радиостанции, как внутри приисков, так и в Нагаево с Хабаровском и Якутском» (РИА «Север ДВ»).
5 июля 1932 года в эфире впервые прозвучали позывные Магаданской радиостанции, была установлена связь с Владивостоком и Якутском. Для строительства телефонных линий вглубь территории в управлении связи было организовано несколько колонн. Первой в тайгу отправилась колонна И.Ф. Макеева, напутствуемая начальством: «Ждем вашего звонка с Элекчана к Новому году. От этого зависит постройка нашей дороги».
Мемориальная табличка на памятнике Ивану Макееву после реставрации в 2012 году. Фото Александра Крылова.
Колыма только–только начала осваиваться. Дорог и техники не было, и люди в труднейших условиях, которые сегодня кажутся невероятными, тянули на далекие прииски линии, чтобы связать их с миром. В те годы труд связистов был одним из самых тяжелых. Все, начиная от рытья ям, установки столбов и заканчивая натягиванием провода, делалось вручную. Единственное жилье – брезентовая палатка, единственный транспорт – лошади, олени. Чаще же приходилось передвигаться пешком и тащить на себе столбы, провода, немудрящий инструмент. «Поселок» связистов, как правило, передвигался с места на место на плечах своих жителей.
Для строительства телефонных линий организовали несколько колонн. Первой в тайгу отправилась колонна Ивана Макеева. Теплым весенним днем партия И.Ф. Макеева распрощалась с «ситцевым» городком и углубилась в тайгу, которая начиналась всего в двух километрах. Изматывающий силы людей и животных гнус, затем морозы, пурги, наледи… К октябрю связисты дотянули линию до верховьев реки Ола. Пройдено 150 километров. Позади, радуя взор, тянулась стройная линия столбов с натянутыми проводами. А впереди возвышались заснеженные отроги Яблонового перевала. За ним, в широкой долине, желанная цель – небольшой эвенский поселок Элекчан. Оставалось преодолеть последний участок. Самый сложный.
Из записной книжки безвестного первопроходца: «Наверху дула поземка. Неся на спине груз, люди шли гуськом по глубокому снегу и только след в след. На месте, где должны были стоять палатки партии связистов, мы увидели ровную снежную пелену. В одном месте прямо из снега шел дым. Оказалось, что из-под снега торчит кончик трубы, выходящей из одной палатки. Наши рабочие, у которых воспалились глаза от яркого снега и солнца, остались здесь отдыхать, а мы вдвоем отправились дальше. Шли по хребтам сопок, без лыж. По твердому насту это было не трудно, но когда переходили через распадки, проваливались по пояс. Тогда мы брали в руки ветки стланика и ползли, упираясь ими в снег…» (Т. Илатовская, «Планета Колыма», «Смена», №2, 1964 год).
Связистам оставалось пройти около 20 километров. При удачном раскладе хватило бы двух-трех недель. Но тут сдал начальник отряда – свалила цинга. Когда связисты подошли к отрогам Яблонового, Иван Филиппович слег и поднимался с большим трудом.
Из воспоминаний старожила Магаданской области, бывшего начальника Палаткинского линейного участка связи Василия Дмитриевича Ионкина:
«Связисты выбрали укромное место в расщелине, куда меньше задувал колючий ветер, разбили палатку и уложили в ней на медвежьих шкурах своего начальника. А сами пошли вперед. Так приказал начальник. Начатое дело нужно было закончить в срок.
— К Новому году мы должны быть в Элекчане, — требовательно повторял Макеев.
Товарищи по очереди приходили в палатку, чтобы ухаживать за больным.
Однажды в палатку с больным Макеевым, которую яростно трепал морозный ветер, просунулась лохматая голова.
— Товарищ начальник, — простуженным голосом сказал связист. – Ребята велели доложить, что перевал взят. Начинаем спуск в долину.
Больной улыбнулся, приподнял опухшую руку:
— Спасибо, товарищи, поздравляю!.. Продолжайте линию на Элекчан.
— Не надо ли чего?
— Нет… Если что, похороните на перевале.
— Ну что вы, Филиппыч. Мы еще отпразднуем победу в Нагаево…» (статья «Идущему в завтра», «Памятники истории Колымы и Чукотки», Магадан, 1971 год).
В очередной раз придя навестить начальника, связисты не нашли его в палатке. Бросились искать. Пурга усиливалась. Замело все путевые вешки. Через каждые две-три минуты они стреляли в воздух из ружья. Прислушивались, но вокруг лишь завывал на все лады ветер да снежные иглы впивались в лицо… «Три дня косматая вьюга висела над тайгой. Три дня люди разыскивали товарища. Наконец его нашли замерзшего в двух шагах от вершины перевала» (там же). На месте гибели начальника связисты установили деревянный памятник.
Что заставило Ивана Филипповича, едва стоявшего на ногах, выйти из убежища в беснующуюся ночь? Надо полагать, то самое чувство долга и единения с коллегами, которое, увы, сегодня для многих из нас недосягаемо, то самое осознание значимости своего дела, которого так не хватает в наши дни…
Отряд И.Ф. Макеева справился с заданием. 28 ноября 1932 года была установлена постоянная телефонная связь между Магаданом и Палаткой, а в преддверии Нового года в Нагаево раздался звонок из Элекчана.
Работа первой телеграфно-телефонной линии сыграла огромную роль в строительстве Колымской трассы – главной транспортной артерии Магаданской области. И тогда, и сейчас. Дальше связь в регионе налаживалась динамично и стабильно. 30 апреля 1936 года директор треста «Дальстрой» Э.П. Берзин переговорил по радиотелефону с редакцией газеты «Правда», что означало открытие прямой связи между Колымой и Москвой.
В июне 1936-го Магаданский радиоцентр обеспечивал связью экипаж В.П. Чкалова во время его легендарного перелета в Америку. В сентябре того же года было получено подтверждение из Новой Зеландии о прослушивании радиотелефонной работы Магаданского передатчика (по материалам сайта ОАО «Дальсвязь»).
Памятник Ивану Макееву до реставрации в 2012 году.
В 1954 году по инициативе работников Магаданского областного управления связи деревянный памятник И.Ф. Макееву был заменен железобетонным четырехгранным обелиском. Он хорошо виден из окон машин, взбирающихся на Яблоновый перевал.
Памятник Ивану Макееву после реставрации в 2012 году. Фото Александра Крылова.
17 сентября 2012 года прошла торжественная церемония открытия капитально отреставрированного памятника первым связистам Колымы прошла в понедельник на перевале Яблоневый в Хасынском районе Магаданской области, сообщила РИА Новости представитель регионального филиала компании «Ростелеком».
Автор статьи: Саша Осенева.
Слава Господу за таких колымских людей, как И Ф. Макеев.