Проспект Ленина.
Не Нотр-Дам, но…
«Бред! XVI век – это историческое здание, а это построено в 1940-х!»
Магаданцам, следящим за судьбой многострадального аварийного, почти двадцать лет как расселенного жилого дома по пр. Ленина, 16, надолго запомнилось высказывание одного из его собственников – предпринимателя, депутата областной Думы Романа Михайлова, прокомментировавшего на местном ТВ решение мэрии о сносе здания («Вести-Магадан, 01.04.2019).
Да, построен дом в 1947-1949 гг., примерно тогда же, когда застраивалась вся историческая часть главной улицы города, которому самому на тот момент исполнилось всего-то десять лет. Нет у Магадана другой истории, сохранившейся в объектах архитектуры. Это во-первых.
Дом связи (телеграф), построенный по проекту М.Ф. Булычева (позднее – Ленина, 2), 1935-1936 гг. Снесено в начале 2000-х.
Во-вторых, здания исторического центра, в том числе Ленина, 16, ценны не возрастом, хотя требованиям ст.12 73-ФЗ (в реестр могут быть включены выявленные ОКН, со времени возникновения или с даты создания которых либо с даты исторических событий, с которыми такие объекты связаны, прошло не менее сорока лет) они соответствуют.
Эти объекты ценны и дороги нам тем, что являются «лицом» города, узнаваемым и неповторимым. Объекты выполнены в едином стиле (советский неоклассицизм) и построены по единому архитектурному замыслу комплексной застройки, гармонично вписанной в ландшафт, что дает все основания говорить об архитектурно-градостроительном ансамбле.
И говорят об этом не только местные жители, патриоты малой родины. Цитата из научной статьи Е.С. Егоровой-Орлетиновой и И.М. Долинской «Урбан-блок как инструмент сохранения исторически сложившейся структуры квартальной жилой застройки Магадана»:
«Возведенная в довоенные и первые послевоенные годы и сохранившаяся до наших дней застройка так называемого «ансамбля Колымского шоссе» и прилегающих в нему кварталов имеет все характерные композиционно-градостроительные и стилистические особенности сталинского города-ансамбля, решенного в «стиле 1935 года».
То есть, на сегодняшний день в существующей степени сохранности центр Магадана имеет безусловную историко-культурную ценность, может и должен рассматриваться в качестве памятника архитектуры и градостроительства и объекта культурного наследия советского периода».
«Может и должен». Но, как говорится, не обязан.
Тенденция, однако
В марте 2017 года отдел по охране объектов культурного наследия (ОКН) правительства Магаданской области по заявлению магаданского архитектора, члена Союза архитекторов РФ Ирины Лазуткиной приказом №1 включил Ленина, 16 в Перечень выявленных объектов культурного наследия.
Дома №16 по проспекту Ленина.
Не прошло месяца, как постановлением правительства области №364-пп дом по Ленина, 16 из Перечня был выкинут. Причины решения в правительстве не объяснили («Колымский тракт» №23 от 07.06.2017). Дом продолжал разрушаться.
Осенью 2018-го И.К. Лазуткина собрала исчерпывающую доказательную базу по признанию всего комплекса исторической застройки пр. Ленина в пределах красной линии (25 объектов) архитектурным ансамблем, документы приложила к соответствующему заявлению в отдел ОКН («Колымский тракт», №40 от 03.10.18).
4 марта текущего года Общественный совет по вопросам охраны ОКН большинством голосов одобрил предложение о включении ансамбля в Перечень выявленных ОКН. Невзирая на мнение общественности, следующим днем вышел приказ начальника отдела ОКН В.В. Юферевой об отказе во включении («Колымский тракт» №11-12 от 20.03.2019).
Талая. Площадь с фонтаном.
29 апреля 2019 года В.В. Юферева подписала еще один приказ – об отказе заявителю И.К. Лазуткиной во включении в Перечень выявленных объектов культурного наследия архитектурно-градостроительного ансамбля санатория «Горячие ключи» (курорта «Талая»), 1940, 1953 гг.
И все это на фоне публичных заявлений собственника Ленина, 16 о том, что никакой это не памятник, и мэра Магадана — о том, что «здание не подлежит восстановлению, единственный вариант – разобрать дом и на его месте построить новодел» (ИА «Колыма-Информ», 03.04.19).
Впору руки опустить. Возможно, на то и был расчет?
Охранять объект или карман собственника?
Если так, то расчет не оправдался. Активисты начали писать – губернатору С.К. Носову, мэру Магадана Ю.Ф. Гришану, областным и городским депутатам. Параллельно Ирина Лазуткина обратилась в правоохранительные органы, усмотрев в действиях чиновников признаки превышения должностных обязанностей, а также несоответствие Положения об Общественном совете федеральному законодательству (212-ФЗ). Вопрос, в частности, вызывает вхождение в состав совета заинтересованных чиновников.
Депутаты регионального заксобрания поддержали общественность в деле сохранения истории Колымы: «Мы разделяем ваше беспокойство и поддерживаем вашу гражданскую позицию. В адрес губернатора направлено письмо о необходимости вернуться к рассмотрению вопроса», — сказано в ответе за подписью председателя областной Думы С.В. Абрамова от 16.04.2019.
Председатель городской Думы С.В. Смирнов, сославшись на отсутствие полномочий в деле охраны исторических объектов, обратился за разъяснениями в отдел ОКН.
Отвечая на него (письмо №505 от 26.04.2019), В.В. Юферева объяснила причины отказа во включении ансамбля пр. Ленина в Перечень выявленных ОКН. Это некие «правовые аспекты вопроса» (какие именно, не уточняется), а также недостаточный объем финансирования, выделенного из бюджета области на охрану объектов в текущем году, и обязанность отдела «сохранять баланс частных и публичных интересов».
А вот это уже интересно. В Федеральном законе от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», которым руководствуется региональный орган по охране ОКН, про учет интересов частных владельцев памятников архитектуры я ничего не нашла.
Наоборот, практика государственно-частного партнерства в плоскости сохранения памятников культурного наследия в нашей стране всячески приветствуется и поощряется. Яркий пример – г. Санкт-Петербург.
Больше того, в ст.14.3 73-ФЗ говорится, что физическое или юридическое лицо, являющееся собственником ОКН, включенного в единый Госреестр, имеет право на компенсацию произведенных им затрат по ремонту и содержанию объекта. Размер компенсации определяется в соответствии с законом о федеральном бюджете и входит в федеральную государственную программу сохранения и развития культуры.
Маловато будет!
Правда, Магаданская область, насколько я понимаю, в данной госпрограмме не участвует. Почему? Хороший вопрос. Было бы неплохо, если бы ответственные должностные лица ответили на него пусть не публично, но хотя бы сами себе, а я пока порассуждаю.
Кинотеатр «Горняк» (Ленина, 19), сдан в эксплуатацию в 1948 году.
В списке выявленных ОКН, размещенном на сайте магаданского госоргана по охране, значатся 18 объектов. Из них зарегистрировано в Госреестре ОКН:
- 5 зданий в Магадане («СВЗ», кинотеатр «Горняк», драмтеатр, политехникум, Дворец спорта) и 1 здание в пос. Сеймчан (деревянный аэровокзал);
- 8 памятников и обелисков: геологу А.Х. Алискерову, профессору А.К. Болдыреву (г. Магадан), уполномоченному Якутского губревкома Д.Л. Гатилову (трасса Ола – Гадля), геологу Е.И. Капранову (Омсукчанская трасса), красноармейцам-чубаровцам (пос. Эвенск), председателю уездного совета А.А. Курилову (с. Гижига), военным летчикам (ФАД «Колыма», Сусуманский район), связиста-первопроходца И.Ф. Макеева (ФАД «Колыма», Хасынский район);
- 1 памятник археологии – древнее поселение Бугурчан (Ольский район).
- Еще 3 объекта, находящиеся в Магадане, значатся как выявленные, но не включенные в Госреестр ОКН: штрафной изолятор УСВИТЛ Дальстроя (Колымское шоссе, 19), мемориальный комплекс «Маска Скорби» и котельная авторемонтного завода (ул. Транспортная – Речная). Честно говоря, по историко-культурной ценности последних перечисленных объектов у меня вопросы, но решать, конечно, экспертам.
Гостиница «Центральная» (ныне – «ВМ-Центральная», Ленина, 13).
Итого, 15 объектов культурного наследия на всю территорию области. Этого категорически мало, даже с учетом того, что отдел по охране ОКН в регионе был создан три года назад.
Среди возможных причин малоэффективной работы данной структуры, как мне видится, – частая смена руководителей, из которых, к слову, не было ни одного профессионального историка, архитектора или археолога; слабая ориентация сотрудников в краеведческом материале; недостаточное финансирование деятельности отдела по поиску, выявлению и постановке на госохрану объектов культурного наследия.
Бывший Дом культуры АВТОТЭК. Теперь муниципальный Молодёжный культурный центр.
Наверное, не последнюю роль здесь играет упомянутый учет частных интересов в ущерб публичным. Ну, и пассивность населения, особенно в отдаленных от центра поселках.
ДК пос. Мяунджа, 2019 год. Фото Евгения Радченко.
Думается, если бы жители Мяунджи в свое время забили тревогу по поводу разрушения уникального для Колымы здания поселкового Дома культуры (1950-х гг. постройки, «брата» Дома культуры «Автотэк»), он не превратился бы сегодня в жалкие руины. Как минимум, его бы законсервировали до лучших времен. Когда-то же они настанут?
«Этот совет – не совет»
Теперь о реакции правоохранительных органов на обращения И.К. Лазуткиной. Региональное СУ СК России по Магаданской области переадресовало вопрос о возможном злоупотреблении должностными полномочиями начальника отдела ОКН В.В. Юферевой и заместителя председателя правительства области Т.А. Савченко при принятии решений по ОКН в прокуратуру региона.
Надзорный орган признал немотивированность отказа отдела ОКН во включении архитектурного ансамбля пр. Ленина в Перечень выявленных ОКН, заметив при этом отсутствие в региональном законодательстве определения четких критериев для принятия решения по объектам, обладающим признаками культурного наследия.
Прокуратура области рекомендовала отделу ОКН вернуться к рассмотрению вопроса с учетом мнений специалистов, экспертов и общественности, а также указала на необходимость доработки региональной нормативной базы. Доводы заявителя о злоупотреблении должностными полномочиями надзорный орган счел необоснованными (№7-266-2017/361 от 22.05.2019).
Не усмотрела прокуратура и несоответствий Положения об Общественном совете по вопросам охраны ОКН, утвержденного Постановлением правительства области №661-пп от 18.08.2016 федеральному законодательству об основах общественного контроля.
Как разъясняется в письме №7-266-2017/347 от 17.05.2019 за подписью начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства областной прокуратуры З.С. Ткаченко, данный совет «не является субъектом общественного контроля».
Под общественным контролем в 212-ФЗ, говорится далее в письме, понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также в целях общественной проверки, анализа и оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.
Субъектами общественного контроля являются в том числе Общественные палаты субъектов РФ, муниципальных образований, при законодательных и исполнительных органах госвласти субъектов.
«Общественный совет по вопросам охраны ОКН не является образованным при органе исполнительной власти области и создан во исполнение поручения Президента РФ не в рамках реализации 212-ФЗ. Следовательно, оснований рассматривать постановление правительства области от 18.08.2016 №661-пп на соответствие нормам 212-ФЗ не имеется», — делает заключение З.С. Ткаченко.
Все это очень странно. К примеру, Общественный совет при министерстве дорожного хозяйства и транспорта исполняет функции «субъекта общественного контроля» в полном объеме и наделен полномочиями в полном соответствии с 212-ФЗ. Получается, у нас одни советы – легитимны, а другие – так, фикция, фальшфасад?
Ждем разъяснений от властей.
Первая победа
13 мая Постановлением Правительства Магаданской области №332-пп отменено постановление 2017 года об исключении дома №16 по пр. Ленина из списка выявленных объектов, обладающих признаками культурного наследия.
Основанием для отмены предыдущего решения, разъясняется в документе, стало получение информации о результатах прокурорской проверки в 2017 году, выявивших нарушения действующего законодательства. Результаты проверки, если что, были опубликованы в нашем издании тогда же, два года назад.
Но пусть лучше поздно, чем никогда. Все равно магаданские активисты считают этот факт своей первой победой. Сносить Ленина, 16 уже никто не будет, по крайней мере, до получения результатов историко-культурной экспертизы и акта обследования технического состояния дома. Хорошо бы, случилось это как можно скорее – под раскрашенным полотном фальшивого фасада заброшенное здание ветшает с каждым днем.
Также будем надеяться на скорейшую доработку нормативной базы по вопросам охраны ОКН – как по конкретным основаниям для признания объектов культурным наследием, так и по деятельности соответствующего Общественного совета.
Дом культуры пос. Талая, 2017 год.
И тогда будет смысл вернуться к рассмотрению предложений И.К. Лазуткиной по архитектурно-градостроительным ансамблям пр. Ленина и санатория «Талая». Магаданская область – территория с прошлым, и наша обязанность – сохранить то, что еще осталось, для потомков.
Автор статьи: Саша Осенева.
«КТ» №24.
16.06. 2019 года.
Доброго времени суток. Прочитал. Грустно. 40 лет прожито в этом прекрасном городе. Но времена меняются и сейчас у людей, особенно богатых, в глазах Деньги. Нет мыслей о том, что будет с городом и людьми через 5-10-15 лет. Здесь и сейчас и чем больше тем лучше ( набиваются кошельки).
Они живут по принципу- а после нас хоть потоп.
И их не исправить при жизни.
Горбатого только могила исправит.