Возможно ли снизить тариф на электроэнергию и цены на топливо?
Актуальные для колымчан вопросы обсудили на «круглом столе», организованном региональным отделением ОНФ.
Вести о повышении платы за «коммуналку» никогда особо не радуют. Однако в этом году сообщение о росте тарифа на электроэнергию на 7 процентов с 1 июля 2016 года вызвала у жителей области бурю эмоций.
Неудивительно, ведь мы после поручения, данного правительству Президентом РФ В.В. Путиным во время последнего Послания Федеральному Собранию, ожидали совсем другого: снижения тарифа до уровня среднероссийского, то есть без малого в два раза.
Почему этого не произошло, и что нужно сделать региону для выравнивания с общероссийскими показателями стоимости электроэнергии, а заодно и цен на нефтепродукты, пытались разобраться активисты Магаданского регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию»».
Для принятия участия в работе организованного «фронтовиками» «круглого стола» были приглашены руководители предприятий, работающих на энергетическом рынке, в том числе на условиях естественной монополии; руководители министерства экономики, департамента цен и тарифов и других региональных органов государственной власти; представители надзорных и правоохранительных органов, политических партий и общественных объединений.
Энергетики в тревоге.
«Тариф на электроэнергию высокий, но не завышенный», — настаивают генеральные директора ПАО «Магаданэнерго» Владимир Милотворский и «Магаданэлектросеть» Геннадий Григорьев.
По их мнению, он даже не дотягивает до экономически обоснованного, в результате чего энергетические компании второй год терпят колоссальные убытки и вынуждены не только сокращать инвестиционные планы по развитию энергетического комплекса областного центра и региона, но и экономить на ремонтных работах, крайне необходимых для поддержания должного уровня надежности энергосистемы.
«Результаты финансовой деятельности Магаданэнерго за 2015 год – минус миллиард, что является довольно тревожным сигналом, учитывая то значение, какое имеет энергетика в принципе и особенно — в нашем регионе», — говорит Владимир Милотворский.
По его словам, финансовая устойчивость компании «просела» во многом в результате недополученной прибыли в 2014 году, запланированной (и учтенной в тарифе того периода) в связи с ожидавшимся, но не состоявшимся до сих пор запуском фабрики рудника им. Матросова.
Крупный потребитель электроэнергии не появился, полезный отпуск энергоносителя не увеличился. Чтобы выполнить необходимые мероприятия по подготовке сетевого и генерирующего хозяйства к отопительному сезону, Магаданэнерго вынуждено было кредитоваться в банках, выплачивать проценты.
На конец 2015 года, по сообщению В.Э. Милотворского, компания осталась должна кредитным организациям 1.240 млрд руб., и еще 1 млрд – поставщику электроэнергии (ПАО «Колымаэнерго»).
А тарифы все растут…
«Тариф, который повышают с 1 июля 2016 года, позволит нам несколько уменьшить убытки, но никак не выйти на прибыль, — утверждает руководитель Магаданэнерго. – Меж тем, энергетика – отрасль, которая производит продукцию, не являющуюся ширпотребом. Это продукция стратегического значения.
На энергетике, как на фундаменте, базируются все производства, вся экономика и жизнедеятельность людей. Любое прекращение подачи электроэнергии – это ЧС. Примерно то же самое можно сказать и про тепло.
Отсюда к энергетикам и требования, приближенные к таким отраслям, как, например, авиация. Мы зарегламентированы «от и до». Мы не решаем сами, делать нам ремонты или не делать, менять узлы, агрегаты, опоры или нет — все работы предусмотрены техрегламентами, отступать от которых мы не имеем права, потому что тем самым поставим под удар энергосистему области, подвергнем риску ее жителей.
Допустить такое никак нельзя. Поэтому мы приходим в департамент цен и тарифов со своими планами и расчетами, с расценками на топливо, материалы и проч., доказываем целесообразность и необходимость своих расходов для того чтобы они были включены в тариф.
Включается не все – с целью сдержать рост тарифа. Как частный потребитель электроэнергии, я этому рад. Как руководителя, несущего огромную ответственность за надежное энергообеспечение области, меня это очень сильно беспокоит».
«В тарифе на 2016 год учтено на 40 процентов меньше расходов, чем понесет наше предприятие, — говорит руководитель Магаданэлектросети Г.А. Григорьев. — Значит, что-то мы недоделаем, где-то недосмотрим. Ответственность остается, а денег нет. Чем это может обернуться, объяснять, думаю, не надо».
Дели лопату на два «Камаза».
Участники «круглого стола» в стремлении докопаться до сути формирования тарифа не могли обойти вниманием проблему переизбытка электроэнергии в Магаданской области.
Низкая численность населения, отсутствие крупных промышленных объектов, изолированность энергосистемы, и на этом фоне – четыре станции: Колымская и Усть-Среднеканская ГЭС, Магаданская ТЭЦ и Аркагалинская ГРЭС.
До ввода в эксплуатацию первой очереди УСГЭС себестоимость электроэнергии на КолГЭС составляла меньше 90 копеек за кВт/ч, сегодня его производство в области обходится в 1.80 руб., при том, что энергия, вырабатываемая турбинами Усть-Среднеканской ГЭС, не востребована, больше того – не может быть передана в общую энергосистему региона из-за отсутствия линий электропередач.
«Нужна ли нам вторая ГЭС, если она так дорого обходится и жителям, и предприятиям? Нельзя ли ее выключить, заморозить, законсервировать до лучших времен, пока у нас не появятся крупные производства?» — озвучили «фронтовики» вопросы, которыми задается большая часть колымчан.
«Нельзя, — выразил точку зрения энергетиков В.Э. Милотворский. – Нельзя просто взять и угробить такой объект. Пусть он появился несколько несвоевременно, пусть экономический эффект от двух гидростанций сегодня, как если бы двумя Камазами возили лопату земли.
Но с точки зрения долгосрочной перспективы для области это огромное благо. Это очень серьезные фонды, которые обеспечат в будущем развитие производства. И тогда мы обязательно увидим динамику снижения тарифа».
Остается только понять, каким образом будет развиваться производство в условиях, когда, по информации ОНФ, магаданский предприниматель платит в пять раз больше за электричество и тепло, нежели налогов, а по мнению аналитиков, при тарифе на электроэнергию выше 3.90 руб. начинается стагнация экономики.
По методу Аль Капоне?
Задавался генеральному директору «Магаданэнерго» и другой вопрос, давно вертящийся на языках колымчан: если у нас такая дорогая электроэнергия, потому что ее девать некуда, не перевести ли тогда Магаданскую ТЭЦ на электрокотлы?
Тогда и лишняя электроэнергия будет при деле, обогревая областной центр, и тариф, соответственно, снизится, и экология города улучшится, и уголь для ТЭЦ через полстраны не потребуется возить. Экономия – миллиардная!
«Это невозможно, — объяснил В.Э. Милотворский, — потому что потребление городом тепла значительно выше, чем незадействованные мощности КолГЭС.
В пересчете с гигакалорий на мегаватты Магадану для обогрева потребуется 500 МВт. С учетом потерь при транспортировке электроэнергии КолГЭС будет работать только на отопление Магадана, на полную мощность, без резерва.
Вряд ли такую нагрузку способно выдержать Колымское водохранилище. К тому же у существующих сетей нет такой пропускной способности. Перевод Магаданской ТЭЦ с угля на электроэнергию – утопия».
На заседании выступил депутат областной Думы, лидер регионального отделения КПРФ Сергей Иваницкий, который от лица народа высказал интересную мысль: «Усть-Среднеканскую ГЭС строили под заказ — под развитие конкретного горнорудного производства. Только развиваться оно пока не торопится, а жители области почему-то должны оплачивать чьи-то просчеты из своего кармана.
Платить должен заказчик, который не справился со строительством своего предприятия, и те, кто помогал продвигать данный проект. Это с них надо брать деньги, а не с населения. Или мы живем по методу Аль Капоне: легче взять по одному рублю у миллиона человек, чем миллион у одного богатого?
Также хочу напомнить, что население Магаданской области является соинвестором строительства Колымской и Усть-Среднеканской станций, поскольку река Колыма – это народное достояние, и люди внесли ее как свою долю.
Поэтому прошу посчитать инвестиционный вклад колымчан в энергетику области и снизить на эту сумму тариф для населения».
Равнение – на Архангельскую область. В перспективе.
Резюмировала полемику руководитель регионального департамента цен и тарифов Инна Варфоломеева следующей информацией:
«Разъясняю, что Президент дал поручение Правительству РФ до 1 марта 2016 года обеспечить разработку и издание нормативно-правовых актов, предусматривающих создание механизма снижения до среднероссийского уровня тарифов на электроэнергию в отдельных регионах Дальнего Востока без привлечения ресурсов бюджетной системы РФ.
Правительством определены шесть вариантов решения задачи. Самый, на мой взгляд, приемлемый для предприятий — выравнивание тарифа по уровню рентабельности либо по затратной части».
Также И.В. Варфоломеева обратила внимание на то, что для каждого дальневосточного региона с высоким тарифом на электроэнергию определен персональный целевой тариф по аналогии с субъектами центральных районов России со схожими климатическими, экономическими и прочими условиями.
Так, для Камчатского края с действующим тарифом 4.16 руб. за кВт/ч регионами-аналогами являются Пермский край, Мурманская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Коми. Целевой тариф для Камчатки в будущем – 3.15 руб.
Магаданской области с ее среднегодовым тарифом 4.24 руб. следует равняться на Красноярский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Республику Карелия, Архангельскую область. Соответственно, целевой тариф, к которому нам нужно будет стремиться, — 2.87 руб. за кВт/ч.
«Речи о том, что с 1 июля тариф для колымчан будет снижен в два раза, не идет, — подчеркнула И.В. Варфоломеева. — К 1 марта будет разработан механизм для снижения тарифа до уровня целевого, внесены соответствующие положения в нормативно-правовые акты, и только тогда пойдет реализация поручения президента. Тариф 2.87 руб. за кВт/ч — это перспектива».
Насколько близкая? Время покажет.
Нарушений нет. Полномочий — тоже.
Причины высокой стоимости топлива, завозимого в Магаданскую область, уже обсуждались на «круглом столе», организованном активистами регионального отделения ОНФ год назад.
Тогда, в частности, выяснилось, что наш основной поставщик осветленных нефтепродуктов – ООО «Колыманефтепродукт» закупал 92-й бензин у дочернего предприятия Роснефти – ООО «РН Востокнефтепродукт» по оптовой цене, фактически равной розничной на хабаровских и приморских заправках.
Как такое может быть, обещала выяснить Магаданская областная прокуратура, направившая запросы в хабаровское и приморское управления антимонопольной службы.
На нынешней встрече представитель прокуратуры пояснила, что в 2015 году материалы для установления признаков завышения цены на топливо направлялись в указанные ведомства дважды, и оба раза приходили ответы: «Проверки проведены. Нарушений не выявлено».
Руководитель департамента цен и тарифов И.В. Варфоломеева на вопрос «фронтовиков», проверяет ли ведомство предоставляемые поставщиком сведения о закупочной цене нефтепродуктов, разъяснила:
«Департамент не имеет полномочий проверять, из чего складывается цена у иногороднего поставщика. Мы определяем предельную торговую надбавку на розничную стоимость нефтепродуктов, исходя из расходов магаданского поставщика на содержание АЗС и других производственных объектов, фонд оплаты труда, транспортные расходы и налоговые отчисления».
Нефтяная биржа плюс своповые поставки…
Свое видение проблемы и возможные пути ее решения представил руководитель УФАС по Магаданской области Василий Задорожный. Как и в прошлый раз, Василий Григорьевич говорил о необходимости создания на Дальнем Востоке нефтяной биржи.
«Нефтяная биржа насытит рынок ДФО, испытывающий в настоящее время дефицит нефтепродуктов в количестве 1 млн т ежегодно, и создаст предпосылки для конкуренции.
Роснефть в этом случае перестанет выступать в роли монополиста и диктовать оптовым покупателям свои условия, — утверждает он. – Также с целью создания конкурентных условий на дальневосточном нефтяном рынке ФАС внесла в Правительство РФ предложение о разрешении своповых поставок топлива (по схеме замещения. – Прим. авт.) из Юго-Восточной Азии.
Получив такое разрешение, любое физическое и юридическое лицо, имеющее лицензию и мощности для доставки и перевалки нефтепродуктов, сможет завезти их из любой страны, входящей в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Я бы очень просил уважаемую организацию ОНФ донести эту информацию до президента», — выразил пожелание В.Г. Задорожный.
Кроме того, руководитель УФАС довел до сведения собравшихся несколько цифр – для более ясного понимания, в какой экономической ситуации сегодня находится Магаданская область. Нашего читателя они, возможно, тоже заинтересуют.
Итак, по оценке Правительства РФ: в 2013 году Колыма заняла десятое место среди российских регионов по объему валового регионального продукта; по развитию конкуренции область находится на 28 месте; по итогам ноября 2015 года Магаданская область занимает третье место в стране по уровню дохода на душу населения.
…и минус «прокладки»
По информации В.Г. Задорожного, в связи с повышением акцизных сборов на 2 руб. за литр на РЕГ-92 с 1 января 2016 года и вторым повышением еще на 1-2 руб., запланированным Правительством РФ на 1 апреля, в области в ближайшие месяцы ожидается повышение стоимости бензина примерно на 4 руб.
Трудно представить, сколько же будет стоить 92-й на трассе, если уже сегодня на АЗС в Сеймчане и Оротукане он продается по 68 руб. – дороже, чем на Чукотке. В Магадане, напомним, бензин марки РЕГ-92 стоит 45.20 руб.
В этой связи активист ОНФ Олег Прошкин предложил Правительству Магаданской области разделить с поставщиком – ООО «Магаданнефто» социальную нагрузку по содержанию убыточных заправочных станций в районах для того чтобы сократить ценовую разбежку и тем самым соблюсти интересы жителей колымской глубинки.
Помимо этого, активисты Народного фронта сообщили на «круглом столе» о том, что в результате тщательного анализа схемы поставок и реализации нефтепродуктов на территории области обнаружили несколько лишних звеньев, связанных с манипуляциями с собственностью владельцев компаний, присутствующих на магаданском нефтяном рынке.
Ликвидация искусственно созданных «прокладок», по мнению «фронтовиков», позволит значительно облегчить цены на топливо. В настоящий момент магаданским отделением ОНФ готовится аналитическая записка в соответствующие структуры.
Автор статьи: Саша Осенева. 2016 год.