КАМАЗ-скорая: «Инновационный продукт» или неэффективное вложение бюджетных средств?

skoraya

Бесстрашно тараня метровые сугробы и форсируя бурные горные реки, преодолевая перевалы, наледи, стланиковые заросли, бездорожье болотистой тундры, 50-градусный мороз, пургу и туман, мчится чудо-автомобиль на помощь пострадавшим людям в самые глухие колымские уголки.

И вот уже больные оленеводы, геологи, старатели, заплутавшие туристы эвакуированы в теплый оборудованный салон, над ними хлопочет бригада квалифицированных медиков, а машина в вихре снежной пыли или брызг торфяных болот (в зависимости от сезона) ласточкой летит к ближайшему лечебному учреждению, до которого, быть может, сотни километров…

Героическую картину грядущих будней бригады «скорой помощи» и ее транспортного средства – «уникального инновационного продукта», разработанного специалистами автоконцерна «КамАЗ» по инициативе губернатора Магаданской области В.П. Печеного, портят скептические замечания активистов Народного фронта.

По какому поводу скепсис? Что плохого в том, что новые КамАЗы-«скорые помощи» с легкой руки магаданского губернатора появятся не только на Колыме, но и на Русском Севере и станут ангелами-хранителями всех живущих и трудящихся в этих суровых краях?

Сергей Зеленков.

Сергей Зеленков.

Пояснить причины недовольства передовой разработкой отечественного автопрома прошу эксперта центрального штаба ОНФ, члена штаба Магаданского РО ОНФ Сергея Зеленкова.

— Сергей Александрович, у людей неискушенных может создаться впечатление, что ваше упорное нежелание признать скорый триумф проекта Владимира Петровича Печеного сродни детской обиде побежденного на победителя. Вышло не по-вашему.

— Ну, во-первых, из детского возраста я давно вырос, во-вторых, дело не в том, что «вышло не по-моему», а в том, что следствием воплощения «проекта Владимира Петровича» стал провал исполнения поручения президента страны в нашем регионе.

Как вы помните, одним из итогов Всероссийского форума ОНФ по здравоохранению, прошедшего в сентябре 2015 года, явилось поручение В.В. Путина о полном переоснащении парка автомобилей «скорой помощи», который на тот момент в большинстве российских регионов, включая Магаданскую область, не отвечал ни ГОСТам, ни требованиям безопасности, ни современным реалиям. Исполнителями поручения были указаны главы субъектов федерации и Правительство РФ, срок исполнения – до 1 июля 2016 года.

Казалось бы, задача ясна. Подавляющее большинство регионов, не дожидаясь повторной команды, решила вопрос, закупив для экстренной медицинской службы достаточное количество новых спецавтомобилей отечественного и зарубежного производства, причем некоторые это сделали уже в ближайшие после форума месяцы.

Что получилось в Магаданской области? Первое. Вместо детального изучения ситуации с транспортом «скорой» в колымской глубинке, где до сих пор больных перевозят преимущественно на «УАЗах»-«булках» сантранспорта, последовал каскад бессмысленных проверок от различных фискальных служб на Магаданской областной станции «скорой помощи», оснащенной куда лучше, чем подразделения службы в районах.

Второе. Вместо изучения предложений от производителей спецтранспорта и переговоров с заводами о поставках нужных области машин губернатор вдруг загорелся идеей создания нового транспортного средства, да такого, чтобы все ахнули!

В итоге первая партия автомобилей для «скорой» из десяти «Соболей» пришла в Магадан только в июне 2016-го, менее чем за месяц до окончания срока исполнения поручения. Не спорю, эти автомобили – то, что нам нужно: класс В, полный привод, северное исполнение. Удобные и для пациентов, и для бригады, энергозащищенные, надежные машины. Однако на трассу из этих десяти ушли только семь. Две остались на станции «скорой помощи» в Магадане, еще одну отдали территориальному центру медицины катастроф. То есть, поправили положение в районах они лишь в малой части.

Вторая партия из шести «Газелей» (класс В) и одного «Форда» (класс С), пришедшая в октябре, вообще не способна улучшить положение со спецтранспортом, так как эти машины не соответствуют нормативным требованиям по проходимости в наших условиях. Ну, не может работать при экстремальных зимних температурах, гололеде и прочих «прелестях» Колымской трассы – дороги пятой категории сложности – автомобили с задним («Газель») и передним («Форд») приводом! Больше скажу: они не смогут полноценно работать даже в областном центре с учетом сложного рельефа, запруженности транспортом городских дворов и не всегда оперативной расчистки улиц от снега. Отделением ОНФ был составлен по этому поводу акт, который направлен в том числе в региональный минздрав. Тем не менее, «Газели» и «Форд» были отданы в районы.

Таким образом, ситуация с оснащением парка «скорой помощи» на территории области еще ох как далека до полного исправления, проблема решена не более чем на 30 процентов, но вместо того чтобы продолжать работать в этом направлении, губернатор все силы кидает на продвижение «космической» идеи с КамАЗом-«скорой».

— Вот и славно! КамАЗы станут тем самым недостающим звеном, которое позволит полностью закрыть в регионе вопрос по транспорту «скорой».

— Вы так считаете? Что ж, давайте разбираться.

Согласно всем нормативным документам, регламентирующим деятельность экстренной медицинской службы, одна машина «скорой помощи» может везти только ОДНОГО больного! Перевозка двух и более пациентов строго запрещена! Вопрос: для чего тогда такая большая машина? Роль передвижного госпиталя в статусе «скорой помощи», как задумал автор идеи, она не сможет исполнять, не нарушая федеральное законодательство.

При этом учитывайте, что в районах области уже давно бригады «скорой» состоят максимум из двух человек – водителя и фельдшера (результат оптимизации). На обслуживании вызова водитель, понятное дело, будет за рулем, фельдшер – в салоне с больным. Но если в салоне стандартной «скорой» все необходимое для оказания экстренной помощи у фельдшера под рукой, то по салону КамАЗа придется побегать, что во время движения, тем паче – в экстренном варианте вообще-то небезопасно, особенно – в кунге КамАЗа. Трясет его очень.

Далее. Погрузка больного в салон. Борт КамАЗа находится на высоте 160 см от земли, то есть на уровне среднего роста человека. Естественно, на такую высоту вдвоем (не забываем, что бригада «скорой» в районах – всего два человека) носилки не поднять и не закатить. Даже для четырех атлетов это было бы непростой задачей.

Да, разработчики модели предусмотрели для этого аппарель в задней части салона, которой управляет – внимание! – гидравлическая система. Тот, кто сталкивался с такими системами в наших краях, знает, что после 25 градусов мороза они отказываются работать. Замерзают. А у нас на трассе и -50 не редкость.

И представьте ситуацию: подъемник вместе с носилками опустили, погрузили на них больного. Все это время гидравлическая система открыта всем ветрам, как, впрочем, и салон, из которого тепло моментально улетучилось. Не мудрено, если поднять аппарель с гружеными носилками уже не получится. Машина с опущенной аппарелью, естественно, двигаться не сможет. Эвакуации больного не получилось. А что получилось? Правильно, заморозить его вместе с бригадой.

Допустим, чудо произошло, гидравлика не замерзла, аппарель поднялась, носилки закатили, салон нагрели. Поехали. Расход топлива у КамАЗа в 3 раза выше, чем у той же «Газели», расстояния, на которых, как предполагают разработчики, будет использоваться КамАЗ, большие – сотни километров. Во что обойдется один такой рейс районной больнице, кто-нибудь посчитал? Какое районное, да даже областное учреждение здравоохранения потянет эти сумасшедшие затраты?

А ведь топливо – это еще не все. Есть еще масло, запчасти, техобслуживание. И страховка! Страховка на КамАЗ-«скорую» будет в разы дороже, чем у обычного КамАЗа, поскольку он – автомобиль «скорой помощи», который в силу работы в экстремальных условиях страхуется всегда по самому высокому коэффициенту.

Еще один очень важный вопрос: где этот автомобиль будет храниться и обслуживаться? Во всех отделениях «скорой помощи» в районах области есть оборудованные боксы, но ни в один из них КамАЗ со своими габаритами не войдет. Следовательно, нужно строить новые теплые боксы. Во сколько миллионов обойдется каждый бокс? Где больницам брать на это деньги, по какой статье расходов проводить? А без боксов никак нельзя: КамАЗ-то дизельный! Оставлять на улице и прогревать? В этом случае бюджет лечебного учреждения вылетит в выхлопную трубу.

— Зато КамАЗ как танк: везде пройдет и грязи не боится.

— КамАЗ, конечно, хорошая машина, но по бездорожью он не ездит! Какая целина, какая эвенская тундра и болота, вы о чем? Только по дорогам, и если дорогу перемело или смыло проливными дождями, он встанет. Дай бог, чтобы проехала гусеничная техника. А вернее всего будет вертолет. И этот случай уже – компетенция МЧС и ТЦМК. Вам для сведения: эвакуация пострадавших из зоны бедствия или какого-то происшествия, из труднодоступных мест не входит в функцию службы скорой помощи.

Да, машина «скорой» должна обладать повышенной проходимостью, должна уметь проскочить по небольшим переметам, размывам дорожного полотна. Но через препятствия, которые преодолеет КамАЗ, сможет пройти и «Соболь», и «Газель»! И зачем тогда, спрашивается, огород городить? Да еще за такие деньги! Заявленная стоимость одного КамАЗа-«скорой» — 10,5 млн руб. На эти деньги можно купить три подходящих по всем статьям для территории «Соболя», то есть закрыть проблему в разы дешевле, быстрее и надежнее!

— Зато КамАЗ, по словам губернатора, будет оснащен передовым оборудованием, даже большими кислородными баллонами.

— Оборудование это ничуть не более передовое, чем в стандартных автомобилях класса В и С. Все по ГОСТу. А что касается больших кислородных баллонов… Да, это очень круто, вот только в Магаданской области такие баллоны заправлять негде! Не производят у нас медицинский кислород в таких количествах. Так что большие баллоны – это больше для красоты, чем для дела.

Сами видите: какой аспект с КамАЗом-«скорой» ни возьми, везде прослеживается нецелесообразность и неэффективность, а это значит, что реализация проекта не позволит решить транспортную проблему экстренной медицинской службы области, а следовательно, выполнить поручение Президента РФ и проявить реальную заботу о населении.

Именно поэтому мы не поддерживаем проект, именно поэтому наше недоумение по поводу активности губернатора в этой плоскости разделяют и в Центральном штабе ОНФ, и в Минздраве РФ, и многочисленные эксперты – специалисты-медики, техники, водители «скорой помощи», трассовики.

— Вот пройдут в декабре, как обещает губернатор, испытания чудо-машины на Колыме, тогда и станет понятно, кто в этой истории прав.

— Мы очень ждем начала испытаний и надеемся, что они будут проходить в открытом, публичном формате.

Автор: Рита Шельман.

02.12.2016 год.