Бюджетная политика и ОНФ

Проблему высокой закредитованности Магаданской области обсудили на «круглом столе», организованном региональным отделением ОНФ.

16 марта состоялось расширенное заседание рабочей группы «За честную и эффективную экономику» Магаданского регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию».
Важность повестки заседания («Бюджетная политика региона в свете его социально-экономической ситуации и ближайших перспектив») подчеркнуло присутствие губернатора В.П. Печеного, заместителя председателя Правительства области Т.Н. Атановой, председателя Магаданской областной Думы С.В. Абрамова, руководителей региональных министерств финансов и экономического развития, представителей органов местного самоуправления и налоговых органов.

По сто тысяч на каждого.

«Фронтовики» пояснили причины своей обеспокоенности нынешней бюджетной политикой области и, соответственно, будущим, общим для всех колымчан.

— Мы понимаем, что высокая закредитованность бюджета – проблема не только нашей области, — заметил руководитель рабочей группы регионального отделения ОНФ Роберт Торосянц. – Однако Колыма в этом антирейтинге в последние годы вышла в лидеры.

Эксперты центрального штаба ОНФ провели мониторинг кредитных займов регионов в части пределов допустимой задолженности. Только процентами субъекты должны будут выплатить сумму, сравнимую с годовым бюджетом среднего региона страны.

По данным Министерства финансов РФ, суммарный госдолг регионов на 1 января 2016 года составил 2 трлн 318 млрд 185 млн руб., задолженность по муниципалитетам – больше 341 млрд руб. При этом темпы роста задолженности за последние три года в целом по стране увеличились почти в 3 раза, а в Магаданской области — в 9,3 раза.

Опираясь на данные Минфина РФ и другие открытые источники, магаданские активисты движения пришли к следующим если не пугающим, то настораживающим выводам.

oseneva_byudzet_002

На конец 2013 года объем государственных долговых обязательств Магаданской области составлял 2,5 млрд руб., на конец 2014-го – 6,4 млрд руб., на конец 2015-го – 12,1 млрд руб. Таким образом, только за последний год госдолг нашей области вырос на 185,61 процента.

В пересчете на душу населения на каждого жителя области приходится по 81,6 тыс. руб. долговых обязательств. Больше в России «должны» лишь жители Чукотского автономного округа.

Если же к нашему персональному «долгу» прибавить еще долг муниципальных образований (2,1 млрд руб.) в пересчете на одного жителя (14,5 тыс. руб.), получается фантастическая цифра — почти по 100 тыс. руб. на каждого из нас, включая детей и пенсионеров. К слову, в антирейтинге самых закредитованных муниципалитетов страны наша область уверенно держит первенство.

Еще один момент. В структуре нашего госдолга наибольший объем занимают не бюджетные кредиты, выдаваемые под 0,1 процента годовых, а взятые в коммерческих банках в среднем под 10 процентов.

Таким образом, каждый взятый взаймы рубль для Колымы дороже в 100 раз, чем для той же Чукотки, которая кредитуется только в бюджетных кредитных организациях.

Следовательно, в антирейтинге по наращиванию реального долга по факту лидирует не ЧАО, а Магаданская область, в которой уже сейчас, как утверждают эксперты ОНФ, погашение долга банкам осуществляется за счет приобретения новых кредитов.

oseneva_byudzet_003

Объем долговых обязательств по отношению к доходам области на сегодня составляет 77,5%. По закону, обращают внимание общественники, есть все основания для введения в области внешнего управления.

Вполне вероятным они считают прогноз, по которому в ближайшие два-три года область окажется не в состоянии выполнять обязательства перед населением и по государственным программам.

Именно на этом основании активисты движения говорят о том, что Магаданская область стремительно скатывается в долговую яму.

Главными причинами роста госдолга регионов участники ОНФ считают расточительную политику губернаторов, отсутствие должного контроля за соблюдением финансового законодательства и формальное исполнение Правительством РФ поручений в этой сфере президента, неоднократно обращавшего внимание кабмина на необходимость скорейшего устранения проблемы.

— С увеличением госдолга растут и расходы на их обслуживание, — говорят «фронтовики». — Тем не менее, несбалансированные, неправильно спланированные бюджеты области и муниципалитетов принимаются депутатами, и мы не видим ни у них, ни у глав муниципальных образований, ни у губернатора никакой озабоченности в связи с ростом долга и дефицита бюджетов.

Мы хотели бы понять причину наших расхождений в оценке происходящего в экономике сегодня и в прогнозах на будущее.

«Регион-банкрот – это не про нас!».

Губернатор Владимир Печеный в своем выступлении подчеркнул, что проблема закредитованности бюджетов – общая для большинства регионов страны, и привел данные РИА «Рейтинг», согласно которым Магаданская область занимает 50-ую строчку.

— Целый ряд регионов находится в гораздо худшей ситуации, — сказал Владимир Петрович. – Чукотка, Амурская и Еврейская области – задолженность этих субъектов превышает объемы их доходов на 100 процентов, тогда как у Магаданской области она составляет лишь 77,5 процента.

Говоря о причинах стремительного роста задолженности, глава территории предложил отставить в сторону критерии эффективности или неэффективности бюджетных трат, поскольку их требуется еще доказать.

Главной же объективной причиной роста госдолга региона В.П. Печеный назвал снижение объемов дотаций из федерального бюджета – на 2 млрд руб. за последнее время.

— В области наблюдается значительный рост собственных доходов, — пояснил губернатор. – Нас не может это не радовать, поскольку это свидетельство развития экономики территории. Вместе с тем, с ростом собственных доходов уменьшается и дотирование из федерального бюджета.

oseneva_byudzet_001

Не получая, как мы считаем, справедливого объема финансовой поддержки из центра, мы вынуждены замещать его коммерческими кредитами.

Потому что не можем себе позволить не привезти топливо и уголь для наших котельных, уменьшить расходы на бюджетную сферу, не участвовать в программе дошкольного образования, других государственных целевых программах, баланс софинансирования которых из федерального бюджета, к сожалению, не соблюдается.

Не привлекать в данной ситуации кредиты – все равно что обречь территорию на смертельный риск. Я как губернатор, человек и патриот никогда не смог бы этого позволить.

Все это никаким образом не должно и не может сказаться на жизни области, функционировании здравоохранения, образования, культуры, благоустройства и всего остального. Конечно, важнее сегодня направлять бюджетные средства на развитие, госинвестиции, и такая возможность у нас, уверен, скоро появится. У территории есть все основания для положительного динамичного развития.

Когда я вижу в СМИ заголовок «Регион-банкрот», я представляю себе пустые улицы с потухшими фонарями, закрытые дома культуры и театры, не работающие школы, больницы и поликлиники. Но ведь это не так! Поэтому, как мне кажется, проблема истерики по поводу госдолга области неуместна.

Уместным же губернатор считает «абсолютно точный, понятный, профессиональный разговор и совместные усилия, что и как нужно сделать для того, чтобы через эту непростую ситуацию пройти и чтобы люди этого не почувствовали».

В завершение В.П. Печеный проинформировал собравшихся о работе правительства области по выделению дополнительных средств из федерального бюджета на замещение коммерческих займов, что в совокупности с увеличением доходной части регионального бюджета на 400 млн руб. и снижением расходов примерно на ту же сумму позволит уже в текущем году снизить дефицит бюджета до 10 процентов от суммарного дохода Колымы.

…и еще «золотой» кредит.

В подтверждение уверенности губернатора в благополучном разрешении финансовых проблем области заместитель председателя регионального правительства Тамара Атанова привела следующие цифры.

— Динамика макропоказателей социально-экономического развития Магаданской области по итогам 2015 года положительная. Индекс промышленного производства вырос на 6,5 процента (в среднем по ДФО – на 1 процент, по России он снизился на 3,4 процента).

Область добыла 24,1 т золота и установила рекорд по добыче серебра – 1100 т. В результате доходы областного бюджета от налога на добычу полезных ископаемых составили 3,1 млрд руб., что выше поступлений 2014 года на 962,2 млн руб.

Инвестиции в основной капитал достигли 57,4 млрд руб., что выше уровня 2014 года на 26 процентов. В расчете на душу населения инвестиции составляют 390 тыс. руб. (среднероссийский показатель — 99 тыс. руб.).

Объем введенного за 2015 год жилья увеличился на 59 процентов и составил 20,7 тыс. кв.м — это максимальное значение показателя за последние 20 лет. Сдержан уровень регистрируемой безработицы в пределах 1,93 процента.

Валовой региональный продукт 2015 года составил 104,2 млрд руб. – пятое место в стране. В расчете на душу населения этот показатель составляет 708 тыс. руб. (среднероссийский показатель — 550 тыс. руб.).

oseneva_byudzet_004

Средняя заработная плата за 2015 год в Магаданской области составила 64 913 рублей (рост на 6,5%, в среднем по России рост составил 4,8%, по ДФО – на 5,5%).

За последние три года налоговые и неналоговые доходы областного бюджета увеличились на 4,55 млрд руб. или на 41,2 процента. При этом доходы выросли в целом (с учетом безвозмездных поступлений из федерального бюджета) только на 0,75 млрд руб. или 3,2 процента за счет снижения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2,64 млрд руб. (на 32%).

oseneva_byudzet_005

Магаданская область в прошлом и в этом году сохраняет позиции региона с высокой социально-экономической и политической устойчивостью. За достигнутые темпы социально-экономического развития Колыма заслуженно получила грант федерального центра в 162 млн руб.

Тамара Николаевна также пояснила, на обеспечение каких расходов бюджета области были привлечены кредитные средства:

  • 4,8 млрд руб. – повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы с учетом «майских» Указов Президента РФ и повышения МРОТ;
  • 2,3 млрд руб. – субвенции муниципальным образованиям по дошкольному образованию;
  • 1,3 млрд руб. — социальное обеспечение и обслуживание населения;
  • 1,2 млрд руб. – обслуживание государственного долга области;
  • 809 млн руб. – реконструкция, строительство, содержание и ремонт автомобильных дорог;
  • 736 млн руб. – возмещение выпадающих доходов организациям коммунального комплекса, связанных с оказанием услуг тепло- электроснабжения населению (межтарифная разница);
  • 720 млн руб. – развитие коммунальной инфраструктуры и ее подготовка к осенне-зимнему отопительному периоду;
  • 340 млн руб. – капитальный ремонт жилищного фонда;
  • 274 млн руб. – благоустройство территорий муниципальных образований и закупка коммунальной техники;
  • 202 млн руб. – ликвидация последствий наводнений 2013-2014 гг.;
  • 144 млн руб. – выполнение территориальной программы ОМС и организация ОМС неработающего населения;
  • 131 млн руб. – питание, медикаменты.

Кроме того, за период 2013-2015 гг. за счет заемных средств возвращены кредиты в общей сумме 1,5 млрд руб., в том числе 1,19 млрд руб. – «золотой» кредит, привлеченный еще в 1993-1994 гг.

В 2016 году области предстоит выплатить 1,8 млрд руб. по коммерческим кредитам и еще 300 млн руб. – по облигациям.

В своем докладе Т.Н. Атанова подчеркнула:

— Главный разрыв в расходах и доходах бюджета возникает в связи с тем, что ежегодно в областном бюджете предусматривается 3,5-4 млрд руб. на решение жизненно важного для региона вопроса по возмещению выпадающих доходов организациям коммунального комплекса, связанных с оказанием услуг тепло- электроснабжения населению.

Это позволяет сдерживать рост платежей граждан за коммунальные услуги и сохранять их на уровне менее 50 процентов от экономически обоснованного тарифа.

Указанные расходы по межтарифной разнице при расчете финансовой помощи из федерального центра не учитываются, и регион самостоятельно несет данное бремя, что и приводит к необходимости привлекать кредитные средства.

В связи с тем, что решения об ограничении роста коммунальных платежей населения принимаются на федеральном уровне, мы обратились в Правительство РФ за компенсацией.

Греть, но не жечь!

Председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамов свое эмоциональное выступление на «круглом столе» предварил цитатой русского историка Василия Ключевского: «Чтобы согреть Россию, они готовы сжечь ее». (Правда, оставил за скобками начало цитаты: «Государству служат худшие люди, а лучшие – только худшими своими свойствами»).

— Хотелось бы, чтобы экспертная оценка, представленная нам здесь, была не схематичной и отвлеченной от жизни, от структуры экономики и налогооблагаемой базы, — заметил Сергей Васильевич. — Как будто мы находимся по разные стороны и нас не объединяют интересы территории.
Принятие областного бюджета – исключительные полномочия регионального законодательного собрания. Видимо, некоторые, сидящие за этим столом, не знают, что в составе областной Думы представлены четыре фракции парламентских партий, которые имеются и в Госдуме.

Есть соответствующий профильный комитет – экономического развития, по налогам и бюджетам. Я являюсь председателем законодательного собрания и председателем комитета. И надо посмотреть по глубине ту работу, которая нами проводится совместно с министерством экономического развития, министерством финансов на протяжении всего периода.

Система межбюджетных отношений и бюджетного процесса чрезвычайно зарегламентирована, очень жестко определена федеральным и региональным законодательством. У нас полностью сформирована региональная база, определяющая всю методологию представления основных показателей, в том числе их публичного анонсирования и последующей отработки.

oseneva_byudzet_006

Бюджет принимается в двух чтениях, он представляется на очередной бюджетный год до 1 ноября текущего. Нынешний бюджет прошел все публичные обсуждения, экспертные заключения контрольно-счетной палаты.

Поэтому если говорить об озабоченности, то у кого, как не у депутатов, она существует! Потому что они несут в большей части прямую ответственность за принятие данного документа.

Я рад, что есть такое общественное обсуждение бюджетных вопросов, но хотелось бы, чтобы экспертные оценки предоставлялись в соответствующие уполномоченные органы во время принятия очередного бюджета, чтобы вы принимали участие в самом процессе.

Подключайтесь! – призвал к сотрудничеству магаданских участников ОНФ председатель заксобрания и добавил, завершая речь, что больше, чем цифрам и прогнозам, представленным «фронтовиками», верит информации, прозвучавшей в докладе Т.Н. Атановой.

Бережливость, выбор приоритетов. И контроль.

Активисты ОНФ предложение С.В. Абрамова приняли, со своей стороны предложив совместно проанализировать причины возникновения погрешности при расчетах собственных доходов и расходов, третий год подряд приводящей к росту дефицита областного бюджета, вследствие чего усугубляется ситуация с закредитованностью.

Всем присутствующим на заседании участники движения напомнили ключевые требования к бюджетной политике страны на ближайшие три года, предъявленные В.В. Путиным: бережливость, максимальная отдача, правильный выбор приоритетов, учет текущей экономической ситуации.
Результатом выполнения поставленной задачи должно стать ежегодное снижение издержек неэффективных трат бюджета не менее чем на пять процентов от общих расходов.

А чтобы полученная экономия уходила не в карманы коррумпированных чиновников и коммерческим банкам в виде процентов за кредитные займы, а на повышение социально-экономической стабильности региона, «фронтовики» будут пристально следить за развитием событий.

Автор статьи: Саша Осенева.

Дата публикации: 24.03.2016.