Крути педали: медаль не дали

1498387147

«Слоны» по блату

После того как в 2014 году Министерство образования РФ своим приказом заменило «золотые» и «серебряные» медали выпускников общеобразовательных школ аттестатами с отличием, эта некогда престижная и уважаемая в обществе награда все же осталась.

Как дань традиции, как стимул ученикам учиться на «пятерки», ведь при поступлении в вузы медаль обеспечивает абитуриенту дополнительные баллы – от одного до десяти. И, конечно, количество выданных медалей «За особые успехи в учении» добавляет солидности лицеям, гимназиям, школам. Статусный фетиш!

Все бы хорошо, но решение о выдаче медали тому или иному выпускнику теперь принимает сама администрация школы, при этом не учитываются результаты сдачи ЕГЭ претендентом, только на основании среднего балла его успеваемости за последние два года обучения (десятый-одиннадцатый классы), а балл этот – чего уж там – и «натянуть» можно.

Рособрнадзор открыто заявляет о том, что иные выпускники школ получают медали незаслуженно. «Документы, которые мы проверили, показали, что результаты достаточно плачевные. В некоторых школах идет элементарная раздача медалей», — приводит РИА «Новости» слова заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзора Музаева (21.09.2017).

Также он считает, что если бы все регионы при «раздаче слонов» учитывали показатель в 220 баллов по результатам трех ЕГЭ, количество обладателей этих знаков отличия значительно бы сократилось. В 2017 году, к слову, в России было около 70 тысяч медалистов, из них 52 получили среднее образование в Магадане (для сравнения: в 2010 году в нашем городе медали вручили 45-ти выпускникам).

Еще свеж в памяти скандал, разразившийся на всю страну в июне этого года. По всем соцсетям и центральным телеканалам прошел видеоролик с церемонии награждения медалистов Республики Адыгея, во время которой одна из выпускниц Рузанна Туко обвинила другую в незаслуженном получении награды.

В итоге доставшаяся «по блату» медаль была добровольно сдана, мама «блатной» выпускницы, заведовавшая роно, уволена с работы, директору школы объявлен выговор. Самое примечательное, что в основной своей массе россиян поразила смелость девушки, не побоявшейся совершить публичное разоблачение, а не сам факт вручения медали посредственной ученице. Привыкли?

Не будем ханжами и прекраснодушными романтиками, настаивая на том, что данное «лицеприятное» явление обходит Магадан стороной. По крайней мере, история, рассказанная жительницей города Еленой З., дает основания предположить, что в «медальном» деле и в сфере образования в целом у нас далеко не все на «отлично».

Из этических соображений автор не указывает номер общеобразовательного учреждения, где случилась эта история, изменены также имена персонажей. Во всем остальном ситуация абсолютно реальная, о чем осведомлены городской департамент образования, региональный Минобр, прокуратура Магадана, а скоро узнают прокуратура Магаданской области, территориальный орган Рособрнадзора, следственный комитет и, возможно, другие ведомства.

Заниженные оценки как стимул лучше учиться

В этой Школе, традиционно имеющей славу одной из лучших в городе, Арина училась с первого класса. За время обучения проявила себя способной, перспективной ученицей, хотя, по словам мамы Елены З., трения происходили постоянно.

Сначала ее дразнили сверстники из-за необычной внешности: смуглая Арина – дитя смешанного брака. Думаю, многим не надо объяснять, какими жестокими бывают детские коллективы по отношению к тем, кто не как все.

Учителя делали вид, что ничего особенного не происходит. В попытках пресечь травлю дочери Елена дошла до уполномоченного по правам ребенка при губернаторе области. Со своей стороны, девочка защищалась как могла, порой при помощи кулаков, из-за чего в Школе за ней закрепилась слава агрессивного, неуправляемого ребенка.

Школьная администрация способствовала постановке Арины как «трудного» подростка на учет в комиссии по делам несовершеннолетних. Вскоре девочка была благополучно снята с учета.

Потом Елена отказалась сдавать деньги Школе на установку стеклопакетов, сославшись на материальные трудности (трудилась в бюджетной сфере, приехала с «материка», еще не успела заработать все северные надбавки, в семье родился второй ребенок). Этот жест, как вы догадываетесь, взаимопонимания между дочерью, ее мамой и администрацией Школы не добавил.

— Ладно, пережили и это, — рассказывает Елена З. – Я продолжала заниматься с дочерью каждый день, проверять все ее домашние задания, спорить с учителями по поводу ее заниженных оценок.

Тогда у меня была возможность часто посещать занятия в Школе. Видела, как отвечает дочь и как отвечают другие дети. Было с чем сравнивать. «Заниженные оценки будут стимулом Арине лучше учиться», — каждый раз отвечали мне. Вот интересно, заниженная заработная плата стала бы для них стимулом лучше работать?

— Если такая ситуация, почему не перевели дочь в другую школу?

— Было такое желание, и администрация выказывала безразличие, уйдем мы или останемся. Но дочь не захотела – опять привыкать к новому классу, педагогам. И потом, она упрямая у нас. Решила, что уйти – значит, сдаться.

Три балла за работу, которой не было

Подошел к концу девятый класс. Все экзамены Арина сдала на «пять». «Ну вот, видите, ваша дочь доказала, что имеет знания», — натянуто улыбались Елене учителя.

Кажется, результаты ОГЭ поспособствовали коренному перелому в их отношениях: в начале одиннадцатого класса Елену пригласила заместитель директора по учебно-воспитательной работе Тонкова и уведомила о том, что Школа выдвигает Арину наряду с еще одним учеником на соискание медали «За особые успехи в учении».

— Это была не моя инициатива, — подчеркивает Елена, — но, конечно, я не возражала и пообещала как родитель сделать все от меня зависящее, создать для обучения дочери все условия.

Контроль за учебным процессом не ослабевал. Я постоянно проверяла электронный дневник ребенка, ходила на все родительские собрания, тесно контактировала с классным руководителем. И все у нас было шикарно, — вздыхает мама.

Первое полугодие одиннадцатого класса Арина окончила на одни «пятерки». В течение второго все оставалось по-прежнему. По крайней мере, как заявляет Елена, к ней ни разу не обращались ни учителя, ни завучи, ни директор Школы с тревогой, связанной со снижением успеваемости и прилежания Арины. А потом пришел май.

— 18 мая выпускники писали Всероссийскую проверочную работу (ВПР) по истории – своеобразный пробник перед введением обязательного экзамена по истории, — продолжает Елена З. — Писалась работа, насколько я знаю и как мне подтвердили позже в Министерстве образования области, по желанию ученика и не оценивалась как элемент учебного процесса.

Арина в тот день на уроке истории отсутствовала, соответственно, ВПР не писала. Тем не менее, в электронном дневнике дочери за данную работу появилась отметка «три» (скриншот страницы дневника у редакции имеется. – Прим. авт.), которая, конечно, существенно повлияла на ее средний балл успеваемости.

Самостоятельно устранить недоразумение с учителем истории и обществознания Ромашиным у Арины не получилось, и я попросила подключиться классного руководителя. Она показала историку отметку в классном журнале об отсутствии дочери на данном уроке.

«Вас «тройка» не устраивает? Ну, ладно» — учитель истории вошел в электронный дневник и тут же демонстративно исправил «3» на «5». Через несколько дней «5» была исправлена уже на «4». А еще позже в электронном дневнике дочери задними числами появились «двойки» по обществознанию, причем с комментариями учителя о том, что родители поставлены о их наличии в известность. Но этих «двоек» раньше не было!

Понимаете, как это просто? – восклицает Елена. — Тут убрал, там доставил, здесь исправил, и вот уже средний балл у ученика по предмету не выше «тройки». И попробуй докажи, что «пары» появились в дневнике только недавно!

А что мешает делать наоборот: доставить ученику «пятерок», и вот вам готовый отличник и медалист?!

К слову, в аттестате Арины за одиннадцатый класс оказалось три «четверки»: по английскому языку, обществознанию и, к большому удивлению выпускницы и ее родных, по русскому языку.

Чудеса продолжаются

На этом странности с дневником не закончились. Вечером 21 мая, в воскресенье, Елена через установленное на телефоне приложение вошла в электронный дневник Арины – что-то нужно было уточнить — и с изумлением обнаружила выставленную «двойку» по английскому языку за урок, который должен был пройти только завтра, в понедельник (скриншот страницы есть распоряжении редакции).

Елена сразу позвонила классной, попросила объяснений. Спросила напрямую: «Вы поставили задачу срезать моей дочери медаль?». Классный руководитель обещала во всем разобраться, уверяла, что это какая-то досадная ошибка.

Конечно, ошибка! Ведь урока английского языка как такового в понедельник 22 мая не было. Учительница иностранных языков Лещ дала классу задание и на весь урок ушла в актовый зал готовиться к празднику «Последний звонок».

В этот же день после обеда на репетиции «Последнего звонка» у Арины и Лещ при многочисленных свидетелях состоялся неприятный и, возможно, провокационный разговор. Закончился он громогласным высказыванием девушки со сцены, в микрофон, всего, что она думает об этом учителе (в литературной, впрочем, форме).

После такой «выходки» выпускницы нечего было и думать о медали. Это Елене и без путаных объяснений классной руководительницы стало ясно, как день. Не ясно только было, зачем ее ребенку сначала дали надежду, а в последнюю минуту хладнокровно ее уничтожили.

— Да-да, я знаю, сегодня медали уже не имеют такой ценности, как раньше, их присуждение отдано на откуп школьной администрации. Что медаль дает выпускнику? Ну, лишний балл при поступлении в вуз, и все.

И все же так унижать ребенка («Угодна — дадим, не угодна — не дадим»), так бессовестно манипулировать оценками, фактически совершать подлоги, считаю, глупо, недопустимо, противоправно и абсолютно непедагогично.

И я этого так не оставлю. Надо будет – до президента дойду, но выведу администрацию Школы на чистую воду. Все будут знать, что авторитет Школы – дутый, что она уже давно не соответствует статусу лучшей из лучших, — обещает жительница Магадана.

Бумага не все стерпит

Сначала Елена З. обратилась в региональное Министерство образования. В ответе от 22 июня №3637 за подписью министра А.В. Шурхно говорится о проведенной в Школе проверке по изложенным ею фактам.

Проверка включала в себя собеседование с администрацией Школы и изучение материалов, касающихся успеваемости Арины: ее личного дела, отчета классного руководителя о проведении родительских собраний, служебной записки замдиректора о проверке классных журналов.

По итогам проверки министерство делает вывод об объективности выставленных Арине оценок, не дающих основания претендовать на медаль «За особые успехи в учении».

28 июня Елена пишет обращение в прокуратуру г. Магадана, в котором, в частности, просит разобраться с системой электронных дневников, позволяющей учителям безнадзорно выставлять и корректировать оценки по своему усмотрению, а также проверить имеющуюся у нее информацию о том, что в данной Школе в период 2006-2016 гг. переписывались журналы выпускных классов, частично корректировались листы по отдельным предметам с целью завышения оценок знаний учащихся для получения медалей.

Письмом №1р-2017 от 3 июля городская прокуратура уведомила Елену о направлении ее обращения на рассмотрение в департамент образования мэрии Магадана. Департамент обращение рассмотрел, о чем проинформировал Елену письмом №3380 от 21.07.2017. В нем есть несколько любопытных, на мой взгляд, моментов.

Первый: подтвердился факт некорректного заполнения электронного дневника Арины учителем истории Ромашиным, за что администрацией Школы ему было объявлено замечание.

Второе: подтвердился факт отсутствия на уроке 22 мая учителя английского языка Лещ, за что администрацией Школы учителю вынесено взыскание.

Третье: проверку ведения классных журналов департамент самостоятельно не проводил, сославшись на итоги плановой выездной проверки регионального Минобра в феврале 2017 года, по итогам которой администрации Школы было вынесено предписание по устранению обнаруженных нарушений в заполнении классных журналов, а именно: наличие лишних записей педагогов на предметных страницах (стрелки, точки, скобки); использование в журналах корректора; исправления дат проведения уроков и отметок. Sapienti sat.

Тотальный контроль с правом переписки

Не стесняюсь признаться: я очень рада, что мои дети уже получили школьные аттестаты, хотя за тринадцать общих лет их обучения ни разу не сталкивалась с подобным. Наверное, потому, что учились они в других учебных заведениях города, не в Школе (и это доказывает, что, к счастью, не все и не везде у нас плохо!).

Узнав историю Елены и ее дочери, еще раз утвердилась в правильности нашего родительского отказа от электронных дневников, которые несколько лет назад действительно пытались внедрить в общеобразовательных учреждениях. Впрочем, там, где учились мои, руководство особенно не настаивало.

В Школе же, как утверждает Елена З., родителей убедили не только дать письменное согласие на переход на электронную форму дневников, но и «добровольно» отказаться от бумажного варианта данного документа.

Не берусь отвечать за остальных, но мои личные соображения по этому вопросу были просты. С дневником в электронном формате школьная жизнь ребенка «простреливается» со всех сторон, и он оказывается под тотальным контролем педагогов и родителей.

По моему убеждению, это плохо и весьма опасно. Плохо с малых лет приучать человека к мысли, что он как лабораторная крыса в клетке, под пристальным взглядом наблюдателей, и шаг влево – шаг вправо будет караться подачей электрического тока на вживленные под кожу электроды.

Как в условиях неусыпного контроля воспитать в человеке самостоятельность, привычку самому принимать решения и нести за них ответственность? Как ему осознать, что он – личность, а не часть бесформенной ведомой массы? Как ему чувствовать себя любимым, если близкие предпочитают не верить ему на слово, а следить за ним посредством компьютерных и телефонных приложений?

А опасно это, считаю, потому, что воспитание подрастающего поколения подданных государства в таком контексте на руку только тоталитарному режиму.

Но теперь получается, что у «медали» есть и другая сторона! А именно: нет гарантии того, что содержащаяся в электронном дневнике информация об успеваемости ребенка достоверна и беспристрастна, раз определенный круг лиц имеет возможность ее переписывать, стирать, дополнять задним числом…

1498387146

Огласите факты!

У данной публикации нет задачи однозначно ответить на вопрос, всегда ли по заслугам выдаются (или не выдаются) в Магадане медали «За особые успехи в учении». Наша цель – озвучить его, привлечь внимание общественности и ведомств, наделенных полномочиями выявлять и устранять подобного рода проблемы.

Почему бы, к примеру, региональному органу Рособрнадзора не проанализировать результаты сдачи ЕГЭ магаданскими выпускниками-медалистами за последние два-три года и не сопоставить их со средними баллами по области, стране? Любопытная может получиться картина. А главное, она должна показать, насколько оправдано награждение медалью и аттестатом с отличием того или иного выпускника.

Лучший способ развеять подозрения в наличии проблемы – огласка объективных выводов, полученных на основе компетентного и тщательного исследования достоверной информации. У журналистов доступа к ней в полном объеме, естественно, нет (Закон о персональных данных и все такое). Но общественность ждет!

Ну, и в заключение – несколько слов об Арине, выпускнице магаданской Школы, оставшейся без медали.

Девушка успешно сдала ЕГЭ. Общего балла, набранного на экзаменах, хватило для того чтобы поступить на бюджетной основе сразу в три престижных столичных вуза, из которых Арина выбрала, конечно, самый перспективный и востребованный. Удачи ей!

Авто статьи: Саша Осенева.

2017 год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *