«Тайное движенье в небе без конца», — поется в известной песне. То есть, никакое оно, конечно, не тайное, просто мы, живущие на земле и занятые делами земными, мало что знаем о нем и редко задумываемся: как сейчас там, высоко-высоко над головами, тем, кто в самолетах?
Однако есть в Магадане люди, для которых организация воздушного движения на вверенном пространстве является предметом профессиональной деятельности. У них очень ответственная, очень нужная и очень интересная работа – хранить порядок в небе.
«Магадан, ЦУП на связи»
Филиалу «Аэронавигация Северо-Востока» в ноябре этого года исполнится 25 лет. В ноябре 1993 года путем выделения служб движения и баз эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (ЭРТОС) из магаданских объединенных авиаотрядов (МОАО-1 и МОАО-2) было создано государственное региональное предприятие «Магаданаэроконтроль».
В 2000-м оно было переименовано в Государственное унитарное дочернее предприятие «Аэронавигация Северо-Востока» ФУП «Госкорпорация по организации воздушного движения (ОрВД)», а в 2004 году реорганизовано в филиал в форме присоединения к ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Во всей стране подобных филиалов – всего пятнадцать.
В 2001 году на предприятии начал работу Центр управления полетами (ЦУП), объединивший разрозненную ранее структуру. Первый ЦУП в России! Более того: во всем мире подобных центров на тот момент было всего три.
Аэронавигация Северо-Востока, здание ЦУП.
Почти четверть века филиал успешно занимается аэронавигационным обслуживанием российских и иностранных пользователей воздушного пространства. Площадь зоны ответственности предприятия огромна: более шести миллионов квадратных километров! Она простирается над территорией Магаданской области, Чукотского автономного округа, Камчатского края, охватывает четверть акватории Северного Ледовитого океана и северо-западную часть Тихого океана.
Необъятные просторы пересекают 24 внутренние и 69 международных воздушных трасс. Сотрудники «Аэронавигации Северо-Востока» ежедневно проводят от ста до трехсот воздушных судов авиакомпаний России, США, Канады, Японии, КНР, Южной Кореи, Сингапура и других стран.
В состав филиала входят подразделения, расположенные на территории Колымы, Чукотки и Камчатки, эксплуатирующие порядка 400 различных объектов радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи последнего поколения – радиолокаторы, радиопеленгаторы, автоматические приводные радиомаяки, радиостанции.
Все подразделения «Аэронавигации Северо-Востока», даже самые отдаленные и труднодоступные, оснащены по последнему слову технического прогресса. Ежегодно предприятие вкладывает серьезные средства на обновление оборудования, преимущественно – отечественного производства.
Задачами сотрудников филиала были и остаются управление воздушным движением на внутренних и международных авиатрассах, контроль за правильным использованием «подведомственного» воздушного пространства, а главное – обеспечение безопасности полетов.
Двойной резерв
Просторное помещение кажется тесным из-за рядов металлических стоек под потолок, сверху донизу набитых проводами и «железом», мигающим лампочками и датчиками. Воздух кажется густым от мерного гула работающей аппаратуры.
Владения ЭРТОС, Александр Бойков.
— Здесь собрано все оборудование, которое помогает диспетчеру управлять воздушным движением, — объясняет начальник службы эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (ЭРТОС) ЦУП Александр Бойков. — Каждая стойка – сегмент с определенными функциями.
Например, вот эти четыре отвечают за громкую связь с коллегами-смежниками из Хабаровска, Якутска, Петропавловска-Камчатского, Анкориджа. С помощью оборудования на этих трех стойках держим связь со всеми удаленными объектами, где стоят локаторы, радиопередатчики, развернуты спутниковые станции. Там тоже работают «эртосники», как мы.
В голосе Александра Борисовича неподдельная гордость человека, который не только осознает важность своего труда и выполняет его профессионально, но и по-настоящему любит свое дело.
— На работу – бегу, — подтверждает догадку А.Б. Бойков. – В восемь утра уже здесь, и допоздна. Все просто: в авиацию случайные люди не приходят, только те, у кого с головой в хорошем смысле не как у всех. Как летчики без неба жить не могут, так и мы без своей работы.
Сегодня — смена Андрея Корнейчука.
С начальником соглашается ведущий инженер службы Андрей Корнейчук. Сегодня его смена обеспечивать работу диспетчеров, следить, чтобы все оборудование ЭРТОС ЦУП работало как часы, а в случае необходимости произвести замену и ремонт вышедшего из строя блока.
Нештатные ситуации в связи с техническими неполадками или перебоями с электроснабжением исключены.
Илья Маскаев настраивает оборудование в зале инструктажа.
– Резервирование везде – двести процентов! — уверяет инженер-программист Илья Маскаев. — Буквально на все есть основной комплект, резервный и еще запасной. Два автономных дизель-генератора готовы «подхватить упавшее знамя» в любой момент. На все оборудование – два ввода питания. Этого требует безопасность полетов.
Трек над ледяной пустыней
На надежное небо в филиале заточено буквально все, включая комнаты отдыха и эмоциональной разгрузки для диспетчеров. Работа у них, что и говорить, напряженная. Даже приказом Минтранса РФ для авиадиспетчеров предусмотрен сон в течение ночной смены – не менее одного часа.
Или взять, к примеру, инструктажи, которые проводятся для диспетчеров руководителем полетов перед каждой сменой. Заступающим дается подробная погодная сводка по каждому сектору (у «Аэронавигации Северо-Востока» их восемь), сведения о количестве и маршрутах полетов, другая оперативная информация.
Проводятся инструктажи в специально оборудованном помещении, оснащенном, помимо прочего, большим плазменным экраном. Сейчас экран показывает все подконтрольное предприятию воздушное пространство, испещренное линиями – воздушными трассами, разбитое на секторы.
Верхний сектор – «Океанический», расположен над восточной частью Северного Ледовитого. На многие сотни километров вокруг – ледяная безжизненная пустыня. Ни аэродромов, ни населенных пунктов, ни локаторов-приводов-радиостанций, ни прочих ориентиров. Как же самолеты летают кроссполярными маршрутами?
— Благодаря спутниковой технологии CNS/ATM с функциями автоматического зависимого наблюдения и линией передачи данных «диспетчер – пилот», — объясняет Александр Бойков. – Эта технология позволяет без ограничения по дальности или другим условиям знать полную информацию о воздушном судне и управлять им, где бы оно ни находилось.
К слову, наш филиал – первый и единственный в России, кто пользуется CNS/ATM. В плане применения передовых технологий мы вообще во многом уникальны.
Семь раз проверь
ЦУП, сердце «Аэронавигации Северо-Востока». Объединяет центр планирования использования воздушного пространства и зал ОрВД, где, собственно, и происходит главное – проводка лайнера строго по утвержденному плану, связь диспетчера с командиром судна, немедленное реагирование на любое изменение ситуации.
В центре планирования сосредоточенная тишина, только аппаратура что-то шепчет да многочисленные мониторы подмигивают, меняя картинку. Над длинным бланком с графиком склонился старший диспетчер центра Анатолий Курчавый.
Центр планирования полетов, Анатолий Курчавый.
Анатолий Владимирович – опытный авиатор, в отрасли с 1974 года. Работал диспетчером в аэропорту на 13-м км, в авиакомпании «Мавиал». В «Аэронавигации» — последние одиннадцать лет.
— На пенсию собрался, — улыбается старший диспетчер. – Пора давать дорогу молодым!
Претенденты на замену, заметил начальник ЦУП Александр Кондаков, есть. За последние годы кадровый состав предприятия благодаря системной профориентационной работе и целевому обучению студентов заметно обновился, но об этом чуть позже.
— Основная задача центра планирования – контроль поступающей плановой информации о движении воздушного судна, — поясняет Александр Витальевич. – Всю поступающую информацию здесь анализируют, проверяют на отсутствие конфликтности с другими маршрутами, сверяют с метеоданными.
Если все в порядке, план полета утверждается и передается в зал ОрВД. Диспетчер видит его у себя на мониторе. Как вы понимаете, реальная «картинка» движения воздушного судна должна точно совпадать с планом. Любое отклонение будет нарушением использования воздушного пространства.
— А если экипаж самолета в пути принимает решение изменить план? Мало ли что приключиться может. Пассажиру, например, плохо стало и требуется уйти на другой аэродром…
— В этом случае командир экипажа сообщает диспетчеру об изменении плана, тот передает информацию в центр планирования, где новый план полета опять анализируется на предмет конфликтности с другими участниками движения. И только все многократно перепроверив, новый план отдается диспетчеру.
Тема безопасности полетов на любом этапе для нашей службы первична! Все остальное потом. Поэтому все дублируем, проверяем, перепроверяем, контролируем и… проверяем еще раз.
И все идет по плану
Зал ОрВД впечатляет размерами, техническим оснащением, удобством рабочих мест и бойкой английской речью диспетчеров, выходящих на связь с коллегами из других аэронавигационных центров.
— Требования к диспетчерам по знанию английского – международного языка общения в авиации – не ниже четвертого уровня по шкале ИКАО, — говорит Александр Кондаков. – Для сравнения: последним, шестым уровнем владеет носитель языка.
Поэтому языковой подготовке диспетчеров уделяется особое внимание. Ежемесячно проводится техническая учеба, направленная на поддержание уровня владения английским языком, знаний документов, регламентирующих работу диспетчера. Каждые три года – курсы повышения квалификации.
Летят самолетики-точки над океаном…
Начальник ЦУП приглашает к монитору первого сектора. Вот они, самолетики-точки. Раз, два, три… шесть. Каждая точка снабжена формуляром, подсказывающим, что за рейс, какой авиакомпании, на какой высоте и с какой скоростью летит.
— Шесть – немного, сейчас обстановка спокойная, — объясняет диспетчер Андрей Палковенко. – Бывает, пятнадцать, семнадцать и больше самолетов сразу. Часто такое случается, когда активизируются вулканы на Камчатке. Пепел сносит в сторону Тихого океана в сектор, где ответственность за обслуживание воздушного движения возложено на Анкориджский центр.
Летать в том секторе становится опасно, и тогда коллеги за океаном направляет суда через наш район ответственности, по воздушным трассам, проходящим над территорией Чукотки, Камчатки, Магаданской области.
И за всеми надо уследить! Чтобы не сошли с маршрута, не поменяли эшелон. Понятно, почему после иной смены у диспетчера спина мокрая…
В углу экрана – «чат»-окно, с помощью которого общаются диспетчер и командир лайнера, находящегося в воздухе. Вот как раз прилетело с неба сообщение.
— Это от корейского самолета, — поясняет Андрей Палковенко. – Пересекает государственную границу. Все идет по плану.
Энергия молодости плюс сила опыта
В век стремительного технического прогресса мир ускоряется. Желая поспеть за ним, ускоряемся мы. По статистике филиала, интенсивность воздушного движения над территорией Северо-Востока России ежегодно растет в среднем на 15 процентов, а в 2017 году рост составил 22 процента.
Для магаданских диспетчеров эта нагрузка – не предельная, считает заместитель директора «Аэронавигации Северо-Востока» по производству Александр Соболь.
— Как вы могли убедиться, на нашем предприятии предусмотрен резерв прочности – как в техническом отношении, так и в плане кадровых ресурсов. На протяжении ряда лет «Госкорпорация по ОрВД» планомерно проводит политику привлечения в свои ряды молодежи.
Наш филиал каждый год на конкурсной основе отбирает около пятнадцати выпускников школ Магаданской области и Чукотки для обучения по специальности «управление воздушным движением» и столько же ребят – по специальностям радиотехнического обеспечения полетов.
Обучение проводится в лучших вузах и средне-специальных учебных заведениях гражданской авиации России с прохождением практики и последующим обязательным трудоустройством в «Аэронавигации Северо-Востока».
— Школьники знают о такой заманчивой возможности? И по каким критериям проводится конкурсный отбор?
— Мы проводим большую разъяснительную и профориентационную работу в школах, участвуем в ярмарках профессий. Результат наших усилий в этом направлении очевиден: молодых людей, желающих связать жизнь с аэронавигацией, стабильно больше возможностей набора. Смотрите: год только начался, а у нас на пятнадцать учебных диспетчерских мест уже больше двадцати заявлений.
Отбираются, конечно, лучшие – по результатам профильных ЕГЭ и заключениям медицинской комиссии. Отменное здоровье – обязательное качество авиадиспетчера, в соответствии с нагрузками, поэтому и медкомиссию он должен пройти почти такую же, как будущий летчик.
К слову, заботясь о физической форме персонала, госкорпорация большое внимание уделяет спорту, регулярно проводит внутрикорпоративные турниры. Филиал располагает своим спортзалом, у наших сотрудников есть возможность посещать тренировки по хоккею, футболу, волейболу, играть в настольный теннис, заниматься в бассейне.
— В здоровом теле – здоровый дух и крепче нервная система.
— Совершенно верно. Признаться, меня радует повышение престижа нашей профессии, — продолжает Александр Иванович. — В свое время, готовясь поступать в летное училище, про работу диспетчеров почти ничего не слышал. Они всегда были в тени. Вот летчики – да…
И это несмотря на то, что профессии по своей значимости и зависимости друг от друга – равнозначные. Возможно, свою роль сыграл тот факт, что единая система организации воздушного движения в нашей стране была образована Постановлением Совета министров СССР только в феврале 1973 года, до этого диспетчерские службы в каждом аэропорту действовали разрозненно.
Работали в службе военные и гражданские пилоты, списанные на землю по состоянию здоровья или по возрасту. Толком даже учебных заведений для диспетчеров не было. И лишь сорок пять лет назад, с образованием единой системы ОрВД, стали открываться специализированные учебные центры: училища в Ульяновске, Кировограде, Риге.
Я оканчивал рижское. В летчики не взяли – медкомиссию не прошел, предложили учиться на диспетчера. И хорошо, что так вышло! Я доволен, что судьба распорядилась таким образом. У нас замечательная работа и замечательный коллектив, сильный лучшими традициями отечественной гражданской авиации.
Стаж диспетчера Андрея Полковенко — более 25 лет.
Особым уважением на предприятии пользуются наши заслуженные ветераны, передающие опыт и знания новому поколению авиаторов. Среди них такие выдающиеся личности, как Анатолий Семенович Коломиец – инструктор тренажера службы ОрВД (Магадан, стаж в отрасли 55 лет); Геннадий Александрович Можейко – техник ЭРТОС (Магадан, стаж 52 года); Ренат Фаясович Лутфуллин – инженер по радионавигации, радиолокации и связи объекта ОРЛ службы ЭРТОС (Сеймчан, стаж 47 лет).
Более сорока лет в гражданской авиации Виктор Петрович Трикопа (Магадан), Николай Георгиевич Новиков (Сеймчан), Светлана Александровна Романовская и Тамара Владимировна Ускова (Анадырь).
В юбилейный год гражданской авиации России желаю всем сотрудникам филиала «Аэронавигация Северо-Востока» крепкого здоровья, личного счастья и успехов на благо нашего общего дела.
Автор статьи: Саша Оенева.
11.03. 2018 год.