Яблоневый (150 км, Яблоновый)

Расположение посёлка Яблоневый.

Расположение посёлка Яблоневый.

За время своего существования посёлок был известен в разное время под тремя названиями: 150 километр, Яблоновый, Яблоневый.

В разное время входил в состав Ольского, Хасынского и Ягодниского районов.

Располагался в верховьях реки Ола, у подножия перевала Яблоновый. Долгое время через посёлок проходила Колымская трасса, после спрямления трассы оказался в 300–400 метрах от неё.

Ближайшие посёлки — Карамкен, дорожная дистанция 174 км.

Своё второе название получил по имени перевала Яблоновый. Яблоновый — название происходит от юкагирского Яблон, где ябл — йаwул (явул) «дорога», «путь», «след» или от йабал (йабал) «смерть», «гибель». (Топонимический словарь Северо-Востока СССР, Леонтьев В.В., Новикова К.А., Магадан, 1989, с.442).

1932 год 

Основание посёлка на 150 километре Колымской трассы можно отнести к весне 1932 года, в феврале-мае 1932 года производилась рубка просеки для будущей Колымской трассы. Тогда были построены несколько жилых зданий и складов на 152 км и 90 км.

Можно сказать, что первые годы своего существования хозяевами посёлк были дорожные строители.

Уже к октябрю 1932 года связисты группы Ивана Филипповича Макеева дотянули телефонную линию до верховьев реки Ола. Ими было пройдено свыше 150 км. 

1933 год

В 1933 году здесь разместились склады перевалбазы. В первом квартале 1933 года автотранспорт осуществлял транзитные перевозки по автозимнику Нагаево — 90 км и 90 км — 152 км. Через Яблоновый перевал путь автомашинам был закрыт, здесь с автотранспорта груз перегружали на трактора с санями, либо разгружали в склады для временного хранения.

1939 год

Посёлок 150 км входит в состав Ольского района, упоминается в составе Палаткинского избирательного округа на выборах в 1939 году.

К этому времени дорожные строители покинули посёлок, оставив на 150 километре дорожную дистанцию.

В 1939 году на 150 километре силами отдела капитального строительства Управления автотранспорта продолжалось строительство ремонтного пункта автобазы № 6 (Магадан). Из плана строительства на 1939 год, согласно приказу № 499 от 28 мая 1939 года, было исключено строительство гаража, вследствие «недополучения рабсилы и повышения сметной стоимости объектов строительства».

К ноябрю 1939 года были построены новая котельная, пожарное депо, кузница. Отремонтирована электростанция, приобретён двигатель для компрессора.

По докладу начальника автобазы № 6 Яковлева работники ремпункта полностью были обеспечены жильём.

В посёлке была оборудована столовая (буфет). Ежемесячно на 150 км приезжала кинопередвижка. Местный комитет получил с автобазы музыкальные инструменты и спортинвентарь.

1943  год

В 1943 году на 150 километре базировалась амбулатория Управления капитального строительства (заведующая Городова), которая также обслуживала работников ремпункта автобазы № 6.

1944 год

К весне 1944 года посёлок на 150 километре оказался в пасынках у автобазы № 6. В апреле был закрыт медпункт, и жителям для получения медицинской помощи приходится ездить в Палатку.

В клубе не было библиотеки и киноаппарата, а палаткинская кинобаза не считала нужным присылать в посёлок кинопередвижку. В Красном уголке посёлка не было ни домино, ни шахмат. Отсутствовало радио, газеты в посёлок приходили с перебоями.

Но жители посёлка и не унывали. Женщины 150 километра во главе с Герасимовой взяли шефство над клубом и общежитиями рабочих ремонтного пункта и старались навести образцовый порядок. Плиско, работая в одном из общежитий, побелила его, пошила на окна и двери занавески и шторы, салфетки и скатерти на столы, чехлы на кровати.

1945 год

В 1945 году в периодической печати впервые была упомянута столовая посёлка 150 километра, которую водители Колымской трассы долгое время вспоминали добрым словом. Из газеты «Советская Колыма» от 8 июня 1945 года: «

— Здесь надо обязательно пообедать, — говорят водители, подтормаживая машину в посёлке 150-го километра.

Когда бы вы ни заглянули в столовую на 150-м километре, где заведующим т. Назарьян, ночью ли, днём ли, вы увидите на чистой кухне кипящий котёл, а в своей миске — жирный, наваристый суп. В буфете вы сможете получить икру, копчёный балык. И чай будет сладким, и персонал столовой приветливым.

До этого счастливого километра в столовой Палатки (зав. столовой тов. Яровая) и после него — на Мяките (зав. столовой тов. Лютикова), в Скалистом (зав. столовой тов. Мусин), на «Бурхале» (зав. столовой тов. Сухонос) вас ждёт бурда без жиров, кое-где подчас неопрятность, холодное безразличие хозяев столовых.

Чем же отличается столовая на «счастливом» километре? Здесь так же, как и в других столовых, получают продукты по одним и тем же нормам. В сутки здесь питается 110—115 человек. Кроме того, к столовой прикреплены 7 рабочих и 12 человек обслуживающего персонала.

…Позволительно спросить: если в столовой Палатки или на 150-м километре подают еду в культурной глиняной посуде, то почему в других столовых это считают недостижимой роскошью? На Скалистом, «Бурхале», в Атке и во многих других столовых годами уже свыклись с грязной миской, и держатся за неё по сей день, хотя на Колыме выросла своя стекольная и керамическая промышленность.

Лучшие трассовские столовые украшены зеленью и белыми занавесками. В умывальнике всегда можно найти воду. Столы, мебель, прилавки чисты».

1947 год

В 1947 году в посёлке 150 километра работал магазин № 11, заведующий которого был Майзлиш. Летом 1947 года заведующий магазином был пойман на систематическом обсчёте покупателей и вырезыванием талонов из продкарточек без отоваривания их. В результате предприимчивый заведующий был снят с работы, и материалы о злоупотреблениях переданы в прокуратуру.

1948 год

Строительство в посёлке

В 1948 году в посёлке 150 километра развернулись строительные работы — началось строительства завода № 5, который в конце 1948 года начал свою работу. 

Появление нового производства потребовало дополнительной жилой площади для работников и посёлок 150 километра начал строиться и расширяться.

Таким образом, основными предприятиями 150 километра стали дорожная дистанция, ремонтный пункт и завод № 5. 

Завод № 5

С окончанием Второй мировой войны поставки взрывчатых веществ на Колыму возобновились и стали расти. Количество приисков увеличивалось с каждым годом, объёмы вскрыши возрастали, и взрывчатки требовалось всё больше.

Однако завозимый в навигацию на Колыму аммонит часто был повышенной влажности, что приводило к снижению мощности взрывчатых веществ (ВВ). Повышение влажности обуславливалось методами транспортировки, хранения и используемой упаковки.

Руководством Дальстроя было принято решение о строительстве завода по переработке взрывчатых веществ, для приведения прибывшего аммонита в кондиционное состояние и его патронирования. Место для строительства завода с таким специфическим производством выбиралось подальше от крупных населённых пунктов, ещё были свежи в памяти взрывы пароходов «Дальстрой» 24 июля 1946 года во время погрузки аммонала в Находке, и пароходов «Генерал Ватутин» и «Выборг» 19 декабря 1947 года в бухте Нагаева. 

Завод взрывчатых веществ было решено строить в посёлке 150 километра, свою работу он начал в конце 1948 года. Первым директором завода № 5 стал Гуль.

1949 год

Переходящее Красное знамя

К сентябрю 1949 года ремонтный пункт 150 километра, за ударную работу в течение четырёх месяцев получал переходящее Красное знамя Управления автотранспорта.

Подготовка к зиме

Работники ремпункта стремились быть не только отличниками в основной работе, но и привести в образцовый порядок хозяйство.

На 15 дней раньше срока закончены все работы, намеченные в плане подготовки к зиме.

Коллективом было проведено много и неплановых работ. Выстроена дизельная заправочная колонка, заготовлено 2 000 кубометров дров для отопления ремпункта и посёлка.

В начале сентября ремонтники достраивали новое здание для клуба, которое планировали закончить и оборудовать к 15 сентября. Строилось дополнительное помещение для стоянки и ремонта малотоннажных машин.

Коллектив ремонтного пункта возглавлял Иошкин.

Столовая

К 1949 году столовая посёлка 150-го километра перестала удовлетворять нуждам и запросам населения: маленькое помещение не отвечало требованиям, предъявляемым к столовым. Поэтому вполне понятно, что в посёлке возникла необходимость строительства нового здания для столовой.

Переписка о строительстве новой столовой между Колымснабом и Управлением автотранспорта шла несколько лет, правда, без особых результатов.

1950 год

Передача ремпункта

К 1950 году ремонтный пункт на 150 километре был передан из автобазы № 6 в автобазу № 2, которая фактически стала новым хозяином посёлка.

Строительство новой столовой

В 1950 году было принято решение о строительстве новой столовой на 150 километре, старое здание из-за ветхости решили снести.

Были выделены средства и материалы для строительства. Строительство было поручено ремонтному пункту при автобазе № 2. Возводить новое здание начали летом 1950 года, был заложен фундамент. Но дальше этого строительные работы не продвинулись. Начальник ремонтного пункта снял рабочих со строительства, а строительные материалы канули в неизвестность.

В ноябре 1950 года начальник Дальстроя обязал директора автобазы № 2 Водопьянова возобновить строительство столовой и сдать её в эксплуатацию к 1 января 1951 года. Однако приказ начальника Дальстроя остался без внимания.

1951 год

Вялотекущее строительство.

В феврале 1951 года к фундаменту здания, заложенному в прошлом году, прибавилось лишь 4 бревна. Строительство столовой планировали закончить к 5 июля 1951 года.

Но начальник автобазы № 2 Водопьянов мало интересовался ходом строительства новой столовой в посёлке 150-го километра. С момента начала возведения здания прошёл практически год, но и в июле 1951 года работы все также велись медленными темпами.

Окончание строительства столовой и сдача её в эксплуатацию состоялась только к концу 1951 года.

1952 год

Победа в соревновании

В январе 1952 года смотровая комиссия Аткинского отделения треста «Колымснаб» подвела итоги социалистического соревнования за четвёртый квартал 1951 года. Первое место в соревновании заняла столовая посёлка 150-го километра (заведующая Ганженко). Столовая выполнила план товарооборота на 100,2%, имея при этом 21 тысячу рублей прибыли.

Новое название посёлка

Можно сказать, что новое название посёлка — Яблоновый, появилось впервые в периодической печати в 1952 году. В частности, посёлок Яблоновый упоминался в составе Карамкенского избирательного округа Ольского района по выборам в Совет трудящихся.

Яблоновый

Летом 1952 года в посёлке Яблоновом произошло много событий. 

В июле 1952 года было открыто новое почтовое отделение. Во вновь открытом почтовом отделении заработала сберегательная касса. Ранее жители посёлка ездили прежде сдавать письма и телеграммы за несколько километров.

Для лучшего обслуживания населения с июня 1952 года почтовое управление ввело ещё один дополнительный рейс почтовой машины.

Посёлок был радиофицирован. Теперь жители ежедневно слушали радиопередачи из Хабаровска и Магадана.

1954 год

В 1954 году, спустя два года, новое название посёлка Яблоновый было официально закреплено решением № 31 Аткинского поселкового Совета от 12 ноября 1954 года.

В этом же году произошло ещё одно значимое событие, которое повлияло на дальнейшее развитие и жизнь посёлка — был закрыт завод № 5. В результате число жителей посёлка значительно уменьшилось.

К этому времени посёлок Яблоновый «переехал» из Ольского в Ягоднинский район. Упоминается как участок № 42 в списках избирательных участков Ягоднинского района.

1967 год

В 1967 году посёлок Яблоновый снова меняет район, всё также оставаясь на своём месте. После образования Хасынского района 30 декабря 1966 года Яблоновой в составе Аткинского поссовета вошел в состав Хасынского района Магаданской области, согласно решению № 5 Магаданского облисполкома от 5 января 1967 «Об образовании Хасынского района». 

1972 год

К этому году название посёлка Яблоновый трансформируется на более понятное слуху и привычное по произношению — Яблоневый. Именно под таким названием он значится в административно-территориальном делении Магаданской области в 1972 и 1983 годах.

1973 год

16 июня 1973 года был опубликован небольшой очерк в газете о кандидате в депутаты Аткинского поселкового Совета Валентине Петровиче Петракове, к тому времени проживавшем в посёлке Яблоневый. В газетной заметке шла речь и о самом посёлке: «Шурша шинами, рейсовые автобусы останавливаются у самых «солидных» зданий посёлка столовой и магазина. Место это несколько возвышается над остальным посёлком и доступно всем ветрам, как, собственно, и сам посёлок Яблоневый.

Пассажиры недоумённо пожимают плечами — интересно, чем тут люди занимаются? Взгляд скользит по десятку-другому домиков, приютившихся у дороги. И в какую сторону ни посмотришь — всюду сопки, зелёные в эту июньскую пору у подножья и белые выше. Внизу лето, чуть выше — зима. С этим ничего не может поделать щедрое северное солнце.

Но напрасно недоумение пассажиров — люди здесь делают большое и нужное дело. Одни ремонтируют автомобили, другие — приводят в порядок дороги.

В ·поселке есть клуб. Именно с него и можно начать рассказ об одном человеке, проживающем в посёлке, кандидате в депутаты Аткинского поселкового Совета — киномеханике Валентине Петровиче Петракове.

Первого мая этого года, пожалуй, впервые за всю историю посёлка, в клубе был дан концерт силами местной художественной самодеятельности. В тот вечер Валентин Петраков выступал в качестве баяниста и… докладчика. Немногим позже он пошёл «крутить» кино. Ибо с марта этого года он направлен в поселковый клуб киномехаником. До этого Петраков работал в клубе посёлка Атка — тоже киномехаником, а ещё до этого — слесарем на автобазе.

Когда Татьяне Петраковой предложили место фельдшера в Яблоневом, на семейном совете совещались недолго.

— А почему бы не там не работать киномехаником? — сказал Валентин.

Кое-кто в Атке на это посмотрел как на «чудачество». Пытались отговаривать. Было б, мол, что на что менять…»

1992 год

Перехода с плановой экономики СССР на рыночную России посёлку Яблоневый, как, впрочем, и многим другим в Магаданской области, пережить было не суждено.

Посёлок Яблоневый.

Посёлок Яблоневый.

После ликвидации производственных структур предприятия «Магаданавтотехобслуживание» и Хасынской торговой конторы УРСа, основных к этому времени предприятий Яблоневого, посёлок был обречён.

Постановлением № 415 «О частичной ликвидации п. Яблоневый» администрации Хасынского района от 11 сентября 1992 года в Яблоневом были закрыты ремпункт, дом отдыха водителей, столовая, магазин, почта, фельдшерский пункт, котельная, и принято решение о частичной ликвидации посёлка с 1 января 1993 года.

Распоряжением администрации Магаданской области от 15.10.1992 № 511-р администрации Хасынского района выделены средства на расходы, связанные с ликвидацией посёлка Яблоневый (на переселение 12 человек).

1996 год

По состоянию на 10 июля 1996 года в исчезающем посёлке продолжали жить 59 человек.

2019 год

Последняя точка в истории посёлка Яблоневый была поставлена Постановлением № 736-пп Правительства Магаданской области от 7 ноября 2019 года, где говорилось об упразднении населённый пункт Яблоневый, расположенного на территории Хасынского городского округа.

В статье использованы материалы газет «Советская Колыма» и «Магаданская правда», а также документы из архивов ГАМО и МОКМ.

Моя признательность за помощь в работе коллективам Государственного архива Магаданской области и Магаданской областной универсальной научной библиотеке имени А. С. Пушкина.

Один комментарий к “Яблоневый (150 км, Яблоновый)”

  1. Помню этот посёлок и столовую. С 1968 по 1971 год училась с ребятами Ларисой Антоновой и Виктором Михно из Яблоневого в школе — интернате поселка Сокол. Василий, вам огромная благодарность за ещё одно воспоминание далеких лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *