Родился в 1909 году в Москве. В ноябре 1938 года приехал в Магадан.
Сначала Ефанову выпало работать на автобазе, но через несколько месяцев перевели его на авторемонтный завод мастером моторного отделения. На АРЗе в то время не только ЗИСы и челябинские тракторы ремонтировали, но и выпуск горного оборудования налаживали — лебедок, ковшей, грохотов…
Специалистов не хватало, и через пару лет Алексей Ефанов стал уже старшим техником-конструктором техотдела завода, а еще через год был назначен инженером по техническим условиям.
Война и за тысячи километров от фронта многое перестроила на свой лад. Лишь имеющим военную специальность заводчанам разрешено было выехать на фронт. Оставшимся пришлось выполнять нормы и за воевавших друзей. На АРЗе, как и повсюду, стали создаваться фронтовые бригады. Началось движение за совмещение профессий. Закончив работу в отделах, работники управления, инженеры шли к станкам.
В 1943 году вместе с другими работниками АРЗа внес личные средства на строительство танков и в числе тридцати тружеников Дальстроя получил разрешение на призыв в действующую армию.
Но на этот раз из Магадана на фронт отобрали лишь тридцать человек. Пятеро из них арзовцы: Алексей Ефанов, Иван Конюхов, Михаил Щеглов, Александр Тимченко и Владимир Яковлев.
Военных знаний было маловато -всего лишь курсы, пройденные в народном ополчении, поэтому всю группу отправили в Челябинское танковое училище. Колымчан там прозвали «собственниками», поскольку воевать они собрались на танках, построенных за их личные сбережения. С этим прозвищем и ушли на передовую…
Наступило лето сорок четвертого. Бои шли в Восточной Пруссии, где и пришлось принимать боевое крещение Алексею Ефанову при штурме крепости близ местечка Осовец, где он был тяжело контужен. За мужество и героизм награжден орденом Отечественной войны II степени.
…Закончилась война. Алексей устроился на работу в Москве. А в мыслях все время возвращался в Магадан, в ту фронтовую арзовскую бригаду, на тот завод, где закалился его характер. Врачи не разрешали ему ехать на Север, на лечение контузии требовались долгие годы.
В 1955 году после длительного лечения вернулся в Магадан. До выхода на пенсию в 1971 году работал начальником бюро инструментального хозяйства на Магаданском ремонтно-механическом заводе.
Звания «Почетный гражданин города Магадана» удостоен 10 июля 1969 года.