Сейчас мало кто знает, что дальневосточный ленд-лиз и был главным путем доставки стратегических грузов в СССР. По данным Российского государственного архива экономики Владивосток и Дальневосточная железная дорога переправили 8 млн. тонн импортных грузов – это в 4 раза больше объема импорта, переправленного Мурманской и Кировской железными дорогами, и в 5 раз больше того, что переправила Архангельская группа портов и Северная железная дорога.
Тихоокеанские коммуникации, по которым шло до половины грузов, предназначенных для СССР, проходили от портов западного побережья США до Владивостока, Николаевска-на-Амуре и Петропавловска-Камчатского. Переход судов занимал 18 – 20 суток. К этому следует добавить время, требовавшееся для перевозки грузов по железной дороге на американской и советской территории. Когда началась война между Японией и США, морские перевозки могли осуществлять только советские транспорты. Несмотря на строгое соблюдение Советским союзом нейтралитета, японцы всячески препятствовали судоходству на Тихом океане, а порой даже топили суда.
Вдумайтесь хотя бы в одну деталь ленд-лизовских перевозок на Дальнем Востоке: все они были бесконвойными! Конвоев не было (хотя под боком вступившая в войну на стороне Гитлера Япония) – только одинокое, бесконвойное плавание советских экипажей на советских же судах (и на судах, предоставленных по программе ленд-лиза). Для японских ВМФ и ВВС такая ситуация была более чем соблазнительная с точки зрения применения силы.
Говоря о ленд-лизе Тихого океана, нельзя не сказать о Алсибе.. Алсиб («Аляска – Сибирь», «воздушная трасса Красноярск – Уэлькаль», «Красноярская воздушная трасса») — воздушная трасса между Аляской, (США) и СССР, построенная и начавшая действовать в 1942 году. Являлась советской частью авиатрассы по перегонке американских самолётов, которые США поставляли в СССР по договору ленд-лиза. Американская часть трассы начиналась в городе Грейт-Фолсе в штате Монтана, а заканчивалась в Номе на Аляске. В качестве второстепенных задач на трассе выполнялась перевозка грузов, дипломатической почты, дипломатических работников.По трассе Аляска — Сибирь доставлено в Советский Союз около 8 тысяч крылатых машин. По данным американской печати, в это число входило 2618 истребителей Р-39 «Аэрокобра», 2397 — Р-63 «Кингкобра», 48 — Р-40 «Киттихоук», 3 — Р-47 «Тандерболт», 1363 средних бомбардировщика А-20 «Бостон», 732 — Б-25 «Митчелл», 710 транспортных самолетов Си-47 «Дуглас», 54 учебных самолета АТ-6 «Тексан» и один транспортный самолет Си-46.
По трассе не только перегоняли самолеты, но и перевозили различные грузы: военное оборудование, золото, слюду (506 тонн), продовольствие, оборудование для госпиталей, хозканцелярские принадлежности, почту (в том числе 187 тонн дипломатической почты), а также инкубационные яйца, протезы, иголки для швейных машин, запчасти для часов и другое. По трассе Алсиба перемещались дипломаты и военные специалисты. По трассе летали послы СССР в США М.М. Литвинов и А.А. Громыко, американские генералы, а в 1944 году вице-президент США Генри Уоллес. За время существования — с октября 1942 по октябрь 1945 года по авиатрассе было перевезено 128 371 пассажира, из них 17 322 платных, 18 753 тонн грузов, в том числе 9125 т платных и 319 тонн почты.
Также нельзя не сказать и поставках кораблей по дальневосточному ленд-лизу для наших флотов. Нельзя не отметить тот факт, что поставка кораблей из США для ТОФ, позволила тихоокеанскому флоту выполнить свои задачи в полном объеме в военных действиях против Японии. К концу мая 1945 года из Колд-бея уже ушли во Владивосток 53 корабля. В их числе были пехотно-десантные корабли и фрегаты. На борту транспортов в Петропавловск-Камчатский были отправлены торпедные катера. Затем в течение августа 1945г., пока еще шла война с Японией, из Колд-бея ушли в порты советского Дальнего Востока еще 30 кораблей, в том числе 12 фрегатов. Из кораблей, входивших в состав Тихоокеанского флота, 51% тральщиков, 32% морских охотников за подводными лодками, 70% сторожевых кораблей и 20% торпедных катеров были построены в Соединенных Штатах Америки. Надо признать, что упомянутые корабли намного превосходили советские по техническому оснащению.
Грузопассажирский пароход «Ильич» построен в 1895 г.,не погиб, а затонул по халатности у причала американского судоремонтного завода. Вместо него американское правительство передало СССР два пассажирских судна, реквизированных у Германии.
Ленд-лиз… На одной из фотографий этого сайта (вид с Марчеканской сопки) в кадре видна плав-мастерская, угловатое плав-сооружение прямоугольной формы. В ее цеху в 80-е стояли ленд-лизовские станки (токарных, фрезерных и др.), штук 11-13 (точнее уже не помню). Нежно-салатного цвета с выпуклой надписью Цинцинатти (по английски конечно). В идеальном состоянии были. Мне разрешили на них немного поработать. Я не токарь, но удовольствие от работы я испытал.