Из истории одних испытаний

На территории Оротуканского завода горного оборудования. 50-е годы. Из фондов МОКМ.

На территории Оротуканского завода горного оборудования. 50-е годы. Из фондов МОКМ.

Хочу представить вниманию небольшую историю о том, как можно за год с нуля создать промприбор, а потом пытаться провести испытания в течение двух лет…

В январе 1950 года центральному конструкторскому бюро Дальстроя было дано плановое задание на разработку конструкции переносно-разборного промывочного прибора. Учитывая крайнюю важность этого задания, центральное конструкторское бюро активно включилось в работу, и уже в начале июня 1950 года рабочие чертежи были выполнены и направлены Оротуканскому заводу.

Оротуканский завод, получив рабочие чертежи на изготовление промывочного прибора, принял соответствующие меры к быстрейшему выполнению заказа, и в ноябре 1950 года заказ был выполнен.

Для форсирования испытаний прибора было издано специальное распоряжение по ГУСДС. Исполняющий обязанности директора Оротуканского завода Карпов должен был к 25 мая 1951 года подготовить прибор к отгрузке. Начальнику автодорожного отдела главка Пивоварову было поручено к 30 мая 1951 года доставить прибор на прииск «Хета» ЮЗГПУ. Это распоряжение не было выполнено ни руководством Оротуканского завода, ни автодорожным отделом. Намеченные сроки испытания прибора были сорваны.

После долгих дискуссий о том, как доставить прибор, стороны пришли к соглашению, что его можно перевезти в собранном виде, сняв только скруббер. После этого последовало вторичное указание Оротуканскому заводу о подготовке прибора к отгрузке на прицеп большегрузной машины. Казалось бы, вопрос с перевозкой прибора был решён окончательно.

Однако этих решений руководству автодорожного отдела оказалось мало. Стремясь снять с себя ответственность, автодорожный отдел 6 июля 1951 года обратился к начальнику Дальстроя с просьбой разрешить закрыть трассу на участке Оротукан — Хета на время перевозки прибора. Перекрытие участка Колымской трассы во время промывочного сезона могло иметь непредсказуемые последствия и расходы, просьба автодорожного отдела начальником Дальстроя удовлетворена не была.

Получив отказ начальника Дальстроя, руководство автодорожного отдела снова развернуло дискуссию о том, как перевозить прибор. Наконец, было выработано специальное указание, подписанное исполняющим обязанности главного инженера производственно-технического Дураченко, главным механиком Дальстроя Мовшовичем и заместителем начальника автодорожного отдела Дальстроя Багрянцевым.

Это указание было передано начальнику предприятия «Хета» Недайводову, директору Оротуканского завода Карпову и начальнику управления автотранспорта. В этом указании снова устанавливались сроки исполнения демонтажа и монтажа прибора — 1 августа 1951 года.

Настал июль, прошли первые 20 дней этого месяца, а прибор по-прежнему стоял на территории завода, но дискуссия по поводу перевозки и подготовки промывочной установки к испытанию всё ещё продолжалась.

Тогда из отделения механизации технического отдела Дальстроя был командирован со специальным заданием на Оротуканский завод и «Хету» старший инженер Маслов. Перед старшим инженером была поставлена совершенно конкретная и ясная задача в течение нескольких дней обеспечить демонтаж промывочной установки и немедленно перебросить все узлы этой установки на «Хету». Это важное задание по демонтажу и переброске прибора Масловым было выполнено в кратчайший срок. Уже в первых числах августа все узлы промывочной установки были завезены на полигон предприятия, и можно было приступить к монтажным работам.

В соответствия с указанием руководства производственно-технического управления Дальстроя монтаж промывочной установки должен произвести прииск «Хета». Но руководство прииска в разгар промывочного сезона решило забыть о поставленной задаче и устранилось от монтажа промприбора. В итоге было потеряно ещё около двадцати дней и поставлено под угрозу срыва испытание промывочной установки.

Время не ждало, необходимо было принимать решительные меры по обеспечению монтажных работ. В результате руководство по монтажу промприбора было возложено на старшего инженера отдела механизации Маслова. В его распоряжение для участия в работах прибыли три квалифицированных слесаря, выделенных Оротуканским заводом. Стоит отметить, что начальник прииска Недайводов и главный инженер Конев фактически продолжали препятствовать работам по монтажу. Поддержку и помощь Маслову оказали главный механик Коба и начальник механического цеха Панченко. Совместными усилиями в сравнительно короткий срок удалось смонтировать промывочную установку, и 3 сентября она была пущена в работу.

Испытание промывочной установки и перегружателя, который находился в одной цепи с установкой, должны были проводить сотрудники отделения механизации технического отдела и работники производственно-технического управления.

Но так как работникам отделения механизации была поручена другая работа, для испытания промывочной установки приказом по главку была назначена специальная комиссия в составе четырёх человек под председательством старшего инженера производственно-технического управления Иовлева. Комиссия должна была с 5 по 20 сентября произвести испытание и определить целесообразность массового изготовления новой промывочной установки.

Но председатель комиссии, а также некоторые члены этой комиссии прибыли на прииск «Хета» только 14 сентября, фактически сорвав начало испытаний.

И тут уже в ход проведения испытаний вмешалась колымская осень: 16 сентября 1951 года наступило незначительное похолодание. Несмотря на то, что все промывочные приборы продолжали работать и испытание промывочной установки вполне можно было проводить, комиссия во главе с председателем Иовлевым решила не утруждать себя лишними хлопотами.

Комиссия дала указание руководству прииска демонтировать основное оборудование прибора, а испытание перенести на сезон 1952 года. Так были сброшены со счетов и время, ушедшее на демонтаж и монтаж прибора, и немалые затраты на эти работы. Прибор был демонтирован, не промыв ни одного кубометра песков, а комиссия 16 сентября покинула район «испытаний».

Через четыре дня наступило резкое потепление, испытание можно было проводить, но было уже поздно. Прибор был уже демонтирован, и перегружатель так и не был испытан.

Очередное испытание прибора было запланировано на конец промывочного сезона 1952 года. 4 августа 1952 года вышло распоряжение № 670 от 4 августа 1952 года по ГУСДС для определения возможности и целесообразности внедрения в производство цельнометаллических промприборов образца, изготовленного Оротуканским заводом. Намечалось провести промышленные испытания промприбора на «Хете» с 5 по 25 августа.

Вместо эпилога

На этом увлекательная история разгильдяйства и бюрократизма заканчивается. К сожалению, материалов о том, чем всё-таки закончились испытания промприбора Оротуканского завода, не нашлось.

В процессе подготовки материала были использованы статьи и заметки из газеты «Советская Колыма» и «Магаданская правда», а также документы архивов МОКМ и ГАМО. 

Моя признательность за помощь в работе коллективам Государственного архива Магаданской области и Магаданской областной универсальной научной библиотеке имени А. С. Пушкина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *