Деятельность авиаотряда Дальстроя накануне и в период Великой Отечественной войны

Парад самолетов Дальстроя в бухте Нагаева. 1935 год

Парад самолетов Дальстроя в бухте Нагаева. 1935 год.

Деятельность летчиков Дальстроя высоко ценили в Дальстрое. 1 февраля 1939 года в числе 252 дальстроевцев, удостоенных  государственных наград, был летчик А.С. Фастрицкий, отмеченный орденом Красной Звезды.

В сентябре 1939 года  экипаж командира авиаотряда Дальстроя Н. Кузнецова совершил впервые на пассажирском самолете полет до Москвы. В это время он и передал командование авиаотрядом  капитану  Ш. Шимичу.

Аэропорт «Магадан-13 км». 1960 год.

Аэропорт «Магадан-13 км». 1960 год.

Сдали в эксплуатацию аэропорт на 13 км в январе 1940 года, чему немало способствовал Шандор Шимич. Строительство было начато решением комиссии по выбору площадки под аэродром еще в апреле 1938 года, на стройке были заняты в основном заключенные Севвостлага, но принимала участие и общественность города, мобилизованная для оперативного выполнения плана ввода его в строй.

Самолет ПС-40 (АНт-40) над долиной реки Армань. 40-е годы ХХ века

Самолет ПС-40 (АНт-40) над долиной реки Армань. 40-е годы ХХ века.

В феврале 1940 года самолеты ПС-40 открыли долгожданное воздушное сообщение на трассе Магадан–Хабаровск с посадками в Охотске, Николаевске–на–Амуре, Комсомольске–на–Амуре.

Авксентий Андреевич Шумейко. В 1939—1940 годах — пилот Магаданского авиаотряда Дальстроя

С ноября 1939 года по август 1940 года договорник Дальстроя летчик Авксентий Андреевич Шумейко трудился в Магаданском авиаотряде. Участник партизанской борьбы в годы гражданской война на Дальнем Востоке в 1919-1922 годах. Окончил рабфак, работая в Уссурийске. Служил в Красной Армии  с 1929 по 1935 год. Участвовал в боях на КВЖД (Китайско–Восточной железной дороге) в 1929 году. Окончил Ейскую военно–авиационную школу летчиков (1933 год), затем служил в армии, агитэскадрильи имени Ленина и в транспортном отряде Московского ГВФ. Ш.И. Шимич дал ему характеристику: «Тов. Шумейко А.А…показал себя с самой лучшей стороны.  К  своей работе относится исключительно добросовестно и аккуратно. Выполнил ряд сложных полетов при исключительно сложных метеорологических условиях, являлся стахановцем. Уволен из авиаотряда по причине заключения врачебной комиссии: недопущение к летной службе вследствие болезни уха».

Однако с июня 1941 г. А.А. Шумейко на фронтах Великой Отечественной войны. Заместитель командира авиаполка бомбардировочной авиации майор А.А. Шумейко отличился 9 июня 1944 года при штурме воинских эшелонов и узлов сопротивления противника на Карельском перешейке под Ленинградом. Погиб в бою 19 июня 1944 года. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза 2 августа 1944 года.

Газета «Советская Колыма» сообщала 21 сентября 1940 года: « За последние два года в авиаотряде выросла партийная прослойка…Например, в кандидаты ВКП(б) приняты пилот – орденоносец Фастрицкий, токарь– стахановец Федотов, в члены ВКП(б) — лучшие пилоты Кириллов, Слюсаренко».

Вероятно,  не только авторитет Шимича помогал росту активности авиаторов, но в то время  развитию общественной деятельности уделяли много внимания. В 1942 году Шандора Степановича, так называли в Магадане Шимича, избрали членом городского комитета партии.

Война наложила отпечаток на характер работы магаданских авиаторов. В 1942 году отмечали работу авиаотряда: перевыполнили план грузоперевозок, собрали в Фонд обороны около четырехсот тысяч рублей. Сложилась практика работы в две смены. Радист И.Н. Бухов одну смену работал на радиостанции, другую – в моторном цехе бесплатно, в Фонд обороны, и он был не один такой в коллективе авиаторов. В рапорте И.Н. Бухова командиру авиаотряда 5 февраля 1942 г. было написано: «Прошу вас направить  меня  работать  моторный цех в качестве авиамоториста. Это будет не в ущерб  моей основной работы радистом, так как я дежурю на радиостанции одни сутки, после чего два дня свободен. Поэтому я эти два  буду работать в Фонд обороны Родины».

Всякими способами технический персонал аэропорта  продлевал жизнь самолетам. В мастерских  был организован выпуск «своих» воздушных судов, когда из двух – трех   списанных собирали один. Детали реставрировали полукустарным способом.

Знак «Отличнику дальстроевцу» – ведомственный знак отличия Главного Управления строительства Дальнего Севера (Дальстроя) при НКВД СССР.

Знак «Отличнику дальстроевцу» – ведомственный знак отличия Главного Управления строительства Дальнего Севера (Дальстроя) при НКВД СССР.

В 1943 году группу работников Дальстроя наградили орденами и медалями СССР, в том числе представителей летно–технического состава авиаотряда: медалью «За трудовую доблесть»- пилотов А.И. Слюсаренко, А.Н. Старова; медалью «За трудовое отличие» —  бортмехаников В.Н. Бардовского и  Ф.Н. Радионова; нагрудным знаком «Отличник – дальстроевец»  отметили труд пилота Г.Я. Кириллова, штурмана  Н.С. Ткаченко, бортмеханика  А.Н. Кузьмина, старшего инженера  А.Г. Казимирова, токаря  А.Д. Федорова, начальника цеха К.П. Захваткина, начальника аэродрома С.В. Шарапова. Моральное поощрение в Дальстрое поощряло желание трудиться качественно, естественно, такая оценка сказывалась и на материальном поощрении.

Однако именно с 1942 года Шимичу пришлось испытать горечь несправедливых обвинений, его уволили с должности, так как война изменила отношение к иностранцам , представителям тех стран, которые воевали против СССР.  Он все же оставался на свободе, исполняя различные обязанности в организациях и учреждениях Магадана. Только с мае 1943 года ему доверили хозяйственное руководство в Магаданском горторге, Нагаевском торговом порту, ремонтно – строительном управлении, в городском коммунальном отделе. Но в 1945 году он – заместитель начальника Центральной научно —  исследовательской лаборатории (ЦНИИЛ) Дальстроя, в том же году обращается с просьбой к Советскому правительству отправить его на родину: «Сейчас, когда Красная Армия освободила Венгрию, когда на венгерской земле начинается строительство новой жизни,- мой долг быть там».

Шандор Иштванович Шимич.

В Венгрии Ш.И. Шимич занимал крупные государственные должности: в Министерстве обороны Венгерской народной республики, гражданской авиации, ВВС республики, получив звание генерал – майора. Исполнял обязанности дипломатического работника в ряде стран Европы и Азии, в том числе в Москве. Магаданский журналист П.Ф. Бурмистров встречался с  генерал – лейтенантом в отставке Ш. Шимичем  в Будапеште,  готовя о нем очерк, рассказывал ему о буднях магаданской авиации. Ветеран авиации, учившийся когда – то в одной авиационной школе с В.П.Чкаловым, живо интересовался событиями в стране и на Колыме, в Магадане. В 70-х годах Ш.И. Шимич прислал в Магадан  поздравительную открытку, в которой написал: «  Всем летчикам Северо–Востока успешных полетов там, где каждая сопка делает свою погоду». Скончался Ш.И. Шимич в 1978 году в столице Венгрии, но его помнят и чтят в Магадане: в марте 1986 г. улицу Заречную переименовали в улицу Шандора Шимича, на одном из зданий установили мемориальную доску.

Москва, экипаж самолета АНТ-4 «Страна советов» 1929 г. Командир (крайний справа) ст. лейтенант Шестаков Семен Александрович ,штурман (крайний слева) Стерлигов Борис Васильевич, главный штурман ВВС),бортмеханик Д. В. Фуфаев.

Москва, экипаж самолета АНТ-4 «Страна советов» 1929 год. Командир (крайний справа) ст. лейтенант Шестаков Семен Александрович ,штурман (крайний слева) Стерлигов Борис Васильевич, главный штурман ВВС), бортмеханик Д.В. Фуфаев.

После легендарного Шимича,  командовать авиаотрядом Дальстроя с 1942 года доверили Д.В. Фуфаеву. Он  был известным авиационным специалистом: за участие в дальнем перелете по маршруту Москва – Токио его наградили в 1927 году орденом Красного Знамени, присвоили звание «Заслуженный механик», а за такой же дальний перелет, спустя два года,  по маршруту Москва – Нью–Иорк наградили орденом Трудового Красного Знамени. В 1945 году он получил орден Красной Звезды, так был отмечен его труд во время войны в качестве заместителя и командира авиаотряда Дальстроя.

За годы Великой Отечественной войны его коллеги, авиаторы перевезли 19680 пассажиров, доставили горнякам 5680 тонн грузов, налетали 37 300 часов и 3430 тысяч тонно–километров.  Общий тоннаж перевозок составил 8370 тонн.

Трудовой героизм летчиков, техников и авиационных специалистов Магадана в том победном 1945 году отметили государственными наградами:

  • пилота Марченко М.Г. – орденом Трудового Красного Знамени,
  • главного инженера Г.В. Пасюра – орденом Красной Звезды,
  • пилотов Б.А. Краснокутского и А.С. Фастрицкого – орденами «Знак Почета»;
  • пилота Я.Е. Шипук,
  • аэросъемщика Д.И. Некрасова,
  • заместителя командира авиаподразделения С.В. Шарапова – медалью «За трудовую доблесть».

Из книги «Воздушные ворота Колымы» Д.И. Райзман.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *