Развитие сети авиалиний Дальстроя в конце 1930-х годах проходило с учетом существующих и проектируемых на Дальнем Востоке и Восточной Сибири воздушных линий и аэропортов ГУГВФ, а также полярной авиации ГУСМП. Были полностью освоены маршруты: Магадан — Хабаровск, Магадан — Зырянка — Амбарчик — Певек — Коса Двух Пилотов, Берелех — Нера, Стрелка -Омсукчан и др. Протяженность авиалиний составила 10278 км. В 1940 году перевезено: 310,4 т различных грузов, 2188 пассажиров.
Для выполнения специальных заданий ГУСДС Авиаотряд располагал сетью действующих аэропортов. Центральный аэропорт размещался в бухте Нагаева. В феврале 1940 года сдана в эксплуатацию посадочная площадка на 13 км Колымской трассы, филиал Центрального аэропорта. Сухопутные аэродромы и взлетные площадки находились на Стрелке, Берелехе, Хону (в районе устья р. Мома), Усть-Нере, Нижнем Сеймчане и др. Это были случайные не вполне приспособленные посадочные площадки. Гидроаэродромы располагались в Ямске, Наяхане, Балаганном, Пестрой Дресве и др.. В 1940 году был закрыт аэропорт в Усть-Таскане.
Вербовка летно-подъемного состава производилась Московским представительством ГУСДС без участия Управления ГВФ, а пополнение авиапарка осуществлялось за счет приобретения авиатехники у Аэрофлота и ВВС РККА. Однако «значительная часть самолетов приобретена даже из числа снятых аэрофлотом с линий, в связи с вылетавшими ресурсами, а все это приводит к частым авариям и длительным простоям самолетов в ремонтах». Самолеты ПС-7 и ПР-5 перегонялись по маршруту Москва-Иркутск-Якутск-Нагаево.
23 ноября 1938 года образована Магаданская аэрогеодезическая экспедиция Московского АГП ГУГК НКВД СССР. А 1 января 1939 г. организовано Колымо-Охотское аэрогеодезическое предприятие ГУГК НКВД СССР. В августе 1939 года база предприятия находилась на о. Таскан. Аэрофотосъемку выполняли 4 гидросамолета МБР-2, имелась фотолаборатория и фотограмметрическое хозяйство. После катастрофического наводнения база КОАП перенесена в пос. Майорыч. Акваторией для гидросамолетов стало озеро Майорыч. В 1940 году аэросъемочный отряд перевели в пос. Берелех.
Автор статьи: Навасардов Александр Сергеевич
научный сотрудник, кандидат исторических наук