Отчёт по основной деятельности авиаотряда ГУСДС НКВД СССР за 1940 год.
Авиаотряд Дальстроя является самостоятельной хозединицей, подчинённой непосредственно ГУСДС, производственная деятельность которого служит для обеспечения связи, переброски грузов и пассажиров в отдалённые пункты Колымы и, главным образом, геологоразведки.
Для выполнения сложных заданий ГЦСДС авиаотряд в своём хозяйстве имеет сеть действующих аэродромов:
Центральный гидропорт в бухте Нагаева, посадочную площадку на 13-м км — филиал Центрального порта.
Аэропорты: Стрелка, Берелёх, Н. Сеймчан, Нера, Мома, Ямск, Наяхан, Балаганное; в текущем году открыты — в Омсукчане, Пёстрой Дресве; закрыт аэропорт в Таскане, хозяйство которого частично передано Тасканскому энергокомбинату.
Для обеспечения связи авиаотряд имеет следующие рации и синопункты: Стрелка, Берелёх, Нера, Мома, Ямск, Туманы, Н. Сеймчан, Артык.
Необходимо отметить, что аэродромами, соответствующими требованиям эксплуатируемой материальной части, авиаотряд не обеспечен. Имеются случайные приспособленные посадочные площадки.
Для производства текущего и капитального ремонта самолётного и моторного парков авиаотряд в своём хозяйстве имеет ремонтные мастерские, помещения которых совершенно не пригодны для ремонта самолётов и моторов. Необходимое оборудование для ремонта, как специальное, так и общее, отсутствует. Инструментом мастерские не обеспечены. Запчастями и авиаматериалами обеспечиваются от случая к случаю, т.к. в плановое снабжение авиаотряд включен не был.
Строительство объектов авиаотряда, предусмотренное генеральным планом, на протяжении двух лет, несмотря на крайнюю нужду в них, находится почти без движения.
Для выполнения заданий авиаотряд на начало 1940 г. располагал 14-ю машинами, из которых:
а) самолётами типа П-5 и ПР-5 — 5 ед. №№ Х-209, 235, 236, 237, 39;
б) самолётами типа ПС-7 — 4 ед. №№ Х-198, 257, 258, 259;
в) самолётами типа МП-1 — 1 ед. № Х-120;
г) самолётами типа СП-1 — 3 ед. №№ Х-177, Х-178, Х-184;
д) самолётами типа У-2 — 1 ед. № Х-232.
Причём все указанные самолёты имеют значительную выработку положенных ресурсов и изношенные, что ещё усугубляется отсутствием ангара для их хранения и отсутствием надлежащих аэродромов.
В ноябре месяце самолётный парк авиаотряда пополнился машиной П-5 № Х-296, которая в эксплуатацию поступила после капитального ремонта.
Выбыла и списана за невозможностью дальнейшего использования вследствие полной изношенности машина П-5 № Х-39.
В декабре месяце выбыла из строя по причине аварии ПС-7 № Х-198, которая по своему состоянию в связи с большим объёмом ремонта эксплуатироваться в 1941 г. не может.
Имели аварии в феврале самолёты ПС-7 № Х-259 и ПР-5 № Х-209, в ноябре — СП № Х-178.
На конец 1940 г. авиаотряд располагает 13-ю машинами годными к эксплуатации:
а) самолёты типа ПС-7 — 3 ед. №№ Х-257, 258, 259;
б) самолёты типа Р-5 — 5 ед. №№ Х-209, 235, 236, 237, 296;
в) самолёт типа МП-1 — 1 ед. № Х-120;
г) самолёты типа СП-1 — 3 ед. №№ Х-177, 178, 184;
д) самолёт типа У-2 — 1 ед. № 232, который служит для тренировки личного состава и неприспособлен для перевозки грузов и пассажиров.
Список рабочих и служащих на 1 января 1941 года:
- Бухонин А.И., бортмеханик
- Булкин А.В., начальник рации
- Белов С.Н., пилот
- Валавин Г.С.. бортмеханик
- Воронин В.П., начальник рации аэропорта
- Гревцов А.И., бортмеханик
- Голубев А.И., начальник аэропорта
- Герасимов А.И., бортмеханик
- Журавлёв В.Т., начальник порта
- Клубникин, пилот
- Клепацкий Н.А., зам. командира
- Максименко И.А., пилот
- Медведчиков Н.Н., авиатехник
- Менде Ф.И., начальник рации
- Никитинский И.Е., авиатехник
- Одинцев Ф.Ф., ст. авиатехник
- Протопопов П.В., начальник порта
- Попов В.М., бортрадист
- Попов Влад., начальник рации
- Старов А.Н., пилот
- Столяров М.В., начальник аэропорта
- Столяров П.М., начальник аэропорта
- Суслов А.Н., бортмеханик
- Фомин А.И., главный инженер
- Фастрицкий А.С., пилот
- Шарков Н.И., пилот
- Шумейко А.А., пилот
- Яковлев А.И., начальник аэропорта.
- Командир авиаотряда ГУСДС НКВД СССР капитан Ш.И. Шимич
Гос. архив Магаданской области. Ф. Р-23. Оп. 1. Д. 9837. Л. 2, 3, 47.