Расположение Первомайского угольного района.
Первомайский угольный район был организован согласно приказу № 501 по ГУСДС от 11 сентября 1943 года на базе Первомайского разведрайона Дальстройугля и эксплуатационного угольного участка УАТ.
Но для нормальной работы района помимо рабочей силы, материалов и механизмов требовалась электроэнергия.
Было решено, что источником энергии для Первомайского угольного района будет Хетинская электростанция. Начальнику управления капитального строительства (УКС) Ахундову было поручено закончить строительство ЛЭП от Хеты до Первомайского к 1 ноября 1943 года.
Удалось ли в срок сдать ЛЭП управлению капитального строительства, документы умалчивают. Но уже весной 1944 года Хетинская электростанция останавливается на консервацию, согласно приказу № 86 по ГУСДС от 2 марта 1944 года, и в дальнейшем снабжать электроэнергией не могла.
Здесь находилась электростанция Первомайского угольного района. 2020 год.
В связи с этим было решено для нужд Первомайского угольного района построить собственную электростанцию. Весной 1944 года выходит распоряжение № 298 от 12 мая 1944 года, в котором говорилось о том, что директору АРЗ Голикову было приказано передать для Первомайского угольного района дизель-генератор М-17 с возбудителем, реостатом и другими принадлежащими запчастями не позднее 17 мая 1944 года.
Электростанцию возвели рядом с ОЛП «Первомайский», и ей было суждено снабжать энергией угольный район до момента его ликвидации.
Повышающая подстанция располагалась рядом с электростанцией Первомайского угольного района. Часть её оборудования так и осталась на месте подстанции. 2020 год.
Известно, что в октябре 1945 дизельная электростанция Первомайского уже работала на благо угольного района и посёлка. Из газеты «Советская Колыма»: «В октябре 1945 года коллектив Первомайского угольного района приступил к подготовке к зиме. Дизелисты Васильев и Буморский в нерабочее время оштукатурили стены здания электростанции».
В 1945 году электростанция Первомайского в сутки на 4 часа в сутки останавливалась для осмотра, что вызывало перебои в добыче угля и погрузке его на автомашины.
Электроэнергии для снабжения производства и посёлка не хватало и для решения энергетического кризиса в 1945 году было принято решение о строительстве более мощной электростанции.
Новую электростанцию было решено сделать локомобильной, а не дизельной. Выбор локомобилей был обусловлен тем, что топливом для них стал уголь Первомайского месторождения, который добывали рядом. А дизельное топливо необходимо было везти с Атки или Магадана. Опять же, в зимних условиях, когда дорогу до трассы переметало, доставить дизельное топливо не было никакой возможности, что могло привести к остановке угледобычи. Было принято решение об установке на электростанции локомобилей типа П-3.
Локомобиль П-75. Фото из свободных источников.
Локомобиль П-3 — передвижной локомобиль с котлом паровозного типа с внутренней топкой. Мощность локомобиля — 75 л.с., давление пара 12 кг/см2 . Вес локомбиля без воды и инструмента — 7 500 кг. Локомобили П-3 выпускались в предвоенные годы, после войны был налажен выпуск локомобилей П-75, модернизация П-3.
Замена дизелей локомобилями несло много плюсов, но были и свои подводные камни, с которыми угольному району предстояло очень скоро столкнуться.
То, что локомобили, в отличие от дизелей, потребляют много воды, вряд ли было открытием для руководства угольного района. Ближайший же источник воды находился в полутора километрах от посёлка и в летнее время воду для локомобилей брали из него. Но зимой ручьи перемерзали, водяные скважины на Первомайском отсутствовали, и воду для электростанции приходилось добывать, растапливая снег.
В ноябре 1946 года в газете «Советская Колыма» выходит заметка, посвящённая состоянию дел на Первомайском угольном районе, также шла речь и об электростанции: «Электростанция района в беспорядке. Строительство её, начатое ещё в прошлом году, до сего времени не закончено, построены пока три стены без крыши. За лето во время дождя сгорели уже три генератора, а четвёртый еле дышит.
Стойка с изоляторами на месте жилого дома. Посёлок Первомайский. 2020 год.
Электроэнергии для производственных нужд и освещения посёлка не хватает, а, между тем станция работает с одним локомобилем. Очень серьёзной проблемой является обеспечение электростанции и посёлка водой. Маленький ручей зимой вымерзает, и большое количество рабочих занято оттайкой снега».
Судя по всему, эра локомобилей на электростанции Первомайского была недолгой, сказались проблемы со снабжением водой, общий износ локомобилей и необходимость их ремонта, который производили в Магадане. Чтобы отвезти в Магадан локомобиль для капитального ремонта, а затем вернуть его обратно — задача сама по себе была не из простых.
Весной 1948 года на электростанции Первомайского был установлен и начал свою работу первый дизель. В течение нескольких лет на электростанции вместе уживались локомобили и дизеля. По крайней мере, о том, что локомобили на Первомайском находились в эксплуатации, можно прочитать в газете «Советская Колыма» от 5 ноября 1948 года: «В Первомайском угольном районе в связи со смотром организации труда многие рабочие совместили по две профессии. Профессию лебёдчиков шахтных уклонов оказалось возможным совместить с профессией плитовых, машинистов локомобилей — с профессией дежурных у щита, кочегаров — с зольщиками. Эта освободило 10 человек».
В паспорте Первомайского угольного района от 10 марта 1949 года говорилось о том, что на электростанции установлены дизель Д-6, два локомобиля П-3 (75 л.с.) и генератор 60 кВт. Электроснабжение штолен осуществлялось по ЛЭП 6 кВ от посёлка до шахтных подстанций.
Остатки ЛЭП от электростанции до штолен. Первомайский угольный район. 2020 год.
Дизель типа Д-6 — быстроходный, четырехтактный, шестицилиндровый, вертикальный, бескомпрессорный, со струйным распыливанием топлива. Простота обслуживания и относительно низкая стоимость явились важными предпосылками для широкого использования дизелей типа Д6 в разных областях народного хозяйства. Мощность двигателя — 150 л.с. (110 кВт). Двигатель был создан на базе V-образного 12-цилиндрового дизеля В-2 танка Т-34, начал выпускаться в 1946 году.
Двигатель Д-6 мощностью 150 л.с. Барнаульского завода Трансмаш. Фото из свободных источников.
Постепенно происходила замена вышедших из строя локомобилей на дизельные двигатели. Известно, что к 1953 году электростанция Первомайского полностью была дизельной. В объяснительной записке к годовому отчёту за 1953 год говорилось следующее: «Существующая энергобаза состояла из 3-х дизелей Д-6, прошедших 4 ремонта, постоянно работало не более одного дизеля, в результате чего имели место весьма частые простои на горных работах».
В течение 1954 года вышел из строя и был демонтирован один из дизелей Д-6. В акте передачи из Дальстройугля предприятий в Энергетическое управление Дальстроя от 23 марта 1955 года сказано, что электростанция Первомайского состояла из двух дизелей суммарной мощностью 168 кВт,(в работе находился один дизель — 84 кВт) и электростанции 4ч 13/18.
(По техническим характеристикам мощность дизельного двигателя Д-6 составляла 110 кВт, в акте указана мощность ниже — 84 кВт — О.В.)
В этом разрушенном здании располагалась шахтная подстанция. Внутри сохранилась часть электрического оборудования. Первомайский угольный район. 2020 год.
Работы по консервации Первомайского угольного района были начаты с 1 апреля 1955 года, согласно приказу № 116 по ГУСДС от 8 марта 1955 года. В том числе была демонтирована и вывезена электростанция Первомайского.
На этом можно поставить точку в истории электростанции, снабжавшей электроэнергией Первомайский угольный район.
В статье использованы материалы газет «Советская Колыма» и документы из архивов ГАМО и МОКМ.
Моя признательность за помощь в работе коллективам Государственного архива Магаданской области и Магаданской областной универсальной научной библиотеке имени А. С. Пушкина.