1955 год

Январь

За последние месяцы 1954 года шахта № 23 (начальник Голубцов) по добыче угля и по другим показателям отставала от других шахт Эльгенугля.

Проводя в жизнь практические предложения, внесённые на совещании, горные мастера и бригадиры многое сделали в деле улучшения организации труда. Прежде всего была ликвидирована обезличка распределения забоев между звеньями.

Откаточные пути в шахте были в плохом состоянии — приходилось ставить на откатку много рабочих, при нехватке рабочей силы на добыче угля. Для исправления ситуации из состава бригад были выделены специализированные звенья ремонтно-путевых рабочих и лесогонов. Результат не заставил себя долго ждать: за короткое время состояние путей резко улучшилось, оборот вагонного парка увеличился, труд откатчиков облегчился, и часть рабочих снова перевели на добычу.

В конце 1954 года крепильщики тратили до 40% своего рабочего времени на подноску леса. Чтобы избежать этого, были выделены рабочие на поднос леса. Звенья крепильщиков были закреплены за штреками, на руки рабочим выданы наряды, в которых точно указывались нормы, расценки и другие данные по ремонту крепи.

По итогам в январе 1955 года было перекреплено 82 погонных метра крепи и вновь закреплено на 10% больше, чем в декабре. Выполнение технических норм в январе достигло 140%.

Помимо добычи угля, коллектив шахты продолжал нарезать новые забои. Этими работами руководили горные мастера Колобов, Терехов, Безродный.

Февраль

В начале февраля угольщики Эльгена встали на трудовую вахту и взяли обязательство ко дню выборов — 27 февраля — выполнить месячный план добычи угля. На соревнование они вызвали шахтёров Аркагалы.

Наиболее успешно работал коллектив шахты № 9 (начальник шахты Цопанов), который выполнил февральский план добычи угля за 24 дня. Шахтёры добились высокой производительности труда, себестоимость добытого угля была значительно снижена. Этот коллектив с мая 1954 года прочно удерживал переходящее Красное знамя Эльгенского угольного района.

Также досрочно выполнили план февраля шахты Балаки и Голубцова.

Однако остальные шахты Эльгенского угольного района успехами не блистали, и для этого были свои причины.

Мешала уравниловка в оплате, которая была введена по приказу начальника Эльгенугля Поповиченко, запретившего ежедневно закрывать наряды.

Ещё одним фактором была слабая организация труда. Часто бывали случаи, когда очередная смена простаивала, так как в забое не была вовремя произведена отпалка. 

15–16 февраля в шахте № 10 (начальник Климов) рабочие, занятые на добыче угля, простаивали каждую смену по два — два с половиною часа, из-за отсутствия в шахте крепёжного леса. 

Для нормальной откатки угля было необходимо не менее 30 вагонеток, а в наличии было всего 12, что привело к простоям рабочих. Кроме того, простаивали горняки, занятые на горно-подготовительных выработках, так как не хватало порожняка для откатки пустой породы.

15 февраля ночная смена загрузила все 10 вагонеток, имевшихся в её распоряжении, но на-гора их не выдала. Когда пришла дневная смена, свободного порожняка не оказалось. На несколько часов задержалась срочная работа по восстановлению северного вентиляционного штрека и людского ходка. В результате вместо обычных 60–70 вагонеток в эту смену было выдано на-гора только 30.

Много недоработок было и в путевом хозяйстве. Почти ни в одной шахте не было постоянных рабочих-путейцев, которые занимались бы только ремонтными работами. Вагонный парк также требовал капитального ремонта.

Много нареканий было к работе механического цеха. Часто бывало так, что скреперные лебёдки, привезённые в шахту после ремонта, приходилось снова ремонтировать на месте, а инструментом слесари и лебёдчики обеспечены не были. Любая поломка вызывала часовые простои, пока слесарь искал инструмент или необходимую деталь.

Справедливые жалобы горняков вызывала и плохая зарядка аккумуляторов: заряда в лучшем случае хватало на 6–7 часов. Во время смены рабочим приходилось идти в цех для замены аккумуляторов или работать в полутьме.

Все эти проблемы были руководству угольного предприятия. О них не раз говорилось на производственных и технических совещаниях, издавалось много приказов и распоряжений, но «воз был и ныне там».

Сам начальник угольного района предпочитал руководить производством из кабинета, по телефону. В шахтах и цехах начальник предприятия был редким гостем.

Март

В марте 1955 года шахтёры Эльгенского угольного района включились в предмайское социалистическое соревнование.

К середине марта первенство удерживал коллектив шахты № 9 под руководством Цопанова. Шахтёры добились хорошей производительности труда, полного использования механизмов — это позволило двухнедельное задание выполнить на 103,2%.

Не отставал от лидера и коллектив № 10. Начальник шахты Мацуца сумел мобилизовать свой коллектив на высокие производственные достижения, и отставание от шахты № 9 достигало всего 0,5%.

По итогам работы за март 1955 года местным комитетом профсоюза первое место и переходящее Красное знамя было присуждено коллективу шахты № 9 (начальник Цопанов).

Апрель

В апреле 1955 года угольщики Эльгена горячо откликнулись на обращение донецких шахтёров, призвавших шире развернуть социалистическое соревнование за увеличение добычи угля, снижения его себестоимости, повышение производительности труда. На общем собрании шахтёры Эльгена обсудили обращение и приняли на себя повышенные обязательства.

Обладатель переходящего Красного знамени коллектив шахты № 9 под руководством Цопанова решил выполнить полугодовой план на 130% процентов, снизить себестоимость каждой тонны угля на 2 рубля и зольность угля — на 0,5%.

Май

Скоропроходческой бригаде Гринкевича, работающей в Эльгенском угольном районе, была поручена проходка квершлага длиною 100 метров.

Надо было вскрыть угольный пласт «Мощный» и сдать его в эксплуатацию. Бригадир разработал циклограмму, в которой взял нормы выработки выше среднепрогрессивных.

Первые метры квершлага были пройдены по циклограмме, но затем забой врезался в породу большой крепости. 

На помощь бригаде пришёл опытный горняк — начальник участка Цопанов. Он предложил новый способ обуривания забоя — с сильным врубовым клином, после этого проходчики снова стали работать по циклограмме.

За 15 дней бригада прошла 50 метров квершлага сечением 7 квадратных метров, имея сменную уходку 1,7 метра и выполнение технических норм на 122%.

Июнь

В первом полугодии на Эльгенском угольном предприятии добыча угля велась в пяти шахтах. За 6 месяцев план добычи угля был выполнен районом на 105,3%, однако зольность угля была выше плановой. По валовой продукции производственное задание было выполнено на 106,9%.

Выполнение норм выработки в первом полугодии рабочими основных цехов в среднем составило 112%, по вспомогательных — 142%. В целом выполнение норм выработки по предприятию составляло 123%.

Несмотря на выполнение и перевыполнение основных показателей плана, дела с рентабельностью были очень в плачевном состоянии. Только за полугодие перерасходы по плановой себестоимости угля достигли 1 миллиона 118 тысяч рублей. Каковы же были причины таких высоких убытков?

Прежде всего, они проходили от бессистемного, почти беспланового ведения горных работ. В начале года была начата проходка шахты № 19, но до угля проходчики так и не дошли, и через несколько месяцев шахта была закрыта. Напрасно были израсходованы значительные средства. Причиной безуспешной попытки добраться до угля углеразведка объясняла специфическими местными условиями. 

Слабо работала маркшейдерская служба, по вине которой допускались частые перекрепления выработки, перерасход средств по крепёжным работам составлял весьма значительную сумму.

Ещё одной причиной нерентабельной работы Эльгенугля была слабая организация труда. Некоторые начальники шахт мало бывали на производстве, своевременно не подготавливали фронта работ, пересмены затягивались на 30–40 минут и больше. Из-за плохой распорядительности начальников шахт и горных мастеров, а также слабого контроля за горными работами со стороны маркшейдерской службы, шахтёры порой простаивали, переводились с основных работ на подсобные. Всё это приводило к удорожанию угля.

План по производительности труда за полугодие выполнен всего лишь на 93,4%.

Сильно влияли на себестоимость угля и ошибки геологической службы, что приводило к большим объёмам породы, выданной на-гора. Так, за первое полугодие сверх плана на-гора было выдано 6 747 кубометров пустой породы. 

В июне 1955 года в редакцию газеты пришло письмо из Эльгенского угольного района о недостатках в работе шахты № 10, которое было направлено для рассмотрения в Энергоуправление. По результатам проведённой проверки был принят ряд мер.

За приписки невыполненных работ на работников горного надзора шахты был сделан начёт в 6 380 рублей.

За приведение шахты в аварийное состояние и плохую эксплуатацию оборудования начальник шахты № 10 Климов был понижен в должности, а И.О. механика шахты Орлов оштрафован. По указанию районной горнотехнической инспекции очистная добыча в шахте № 10 была временно прекращена до окончания восстановительных работ.

За нарушение правил техники безопасности в этой шахте и на других предприятиях главный механик района Шевченко, главный инженер Ворсобин и начальник района Поповиченко предупреждены. Бывший главный инженер Кириченко оштрафован.

Июль

Итоги работы почти всех шахт Эльгена за первые девятнадцать дней июля говорили о том, что угольщики могут с честью справиться с годовым планом.

Коллектив шахты № 21 выполнял суточные задания по добыче угля в среднем на 130%, производительность труда превышала плановую. За семь месяцев работы было сэкономлено 33 тысячи рублей государственных средств. шахтёры взяли на себя обязательство завершить годовой план к 38-й годовщине Великого Октября и сэкономить 50 тысяч рублей государственных средств.

Всего на 2% отставала от лидеров шахта № 10, которой руководил коммунист Мацуца.

По примеру передовиков трудились и остальные шахтёры. В целом предприятие шло с перевыполнением суточной добычи угля.

С целью дальнейшего повышения добычи угля в ближайшее время планировалось ввести в эксплуатацию новую шахту № 9.

Август

За время работы Эльгенского угольного района самоотверженный труд многих шахтёров был отмечен высокими правительственными наградами. Бывший заместитель главного инженера Егоров был награждён орденом Ленина. Орденом Трудного Красного Знамени награждены маркшейдер Малашин, механик Орлов, горный мастер Рощин. Медалями отмечен труд начальника шахты Мацуца и инспектора по качеству угля Мелиди.

Коллектив Эльгенского угольного района пришёл ко Дню шахтёра с хорошими показателями: план угледобычи за 7 месяцев и 25 дней был выполнен на 104,5%.

За выполнение производственного задания по всем показателям и экономию государственных средств передовому коллективу Эльгенугля — горнякам шахты № 21-бис было присуждено переходящее Красное знамя. Горняки этой шахты вызвали на социалистическое соревнование в честь XX съезда партии коллектив шахты № 23.

За высокие показатели в социалистическом соревновании в честь Дня шахтёра руководством предприятия был награждён Почётными грамотами 41 человек. В Книгу почёта занесены имена 12 человек, на Доску почёта —20 человек. Похвальными грамотами награждено 9 человек, и около 70 человек получили благодарность.

Среднеканский районный групповой комитет профсоюза за активное участие в производственной и общественной работе наградил Почётными грамотами Крыловского, Хорошвили, Толстову, Рощина и Куликова.

Не отставали от старших товарищей и комсомольцы Эльгенугля. Показывали высокие результаты в работе взрывник шахты № 21 Константин Онищенко, механик той же шахты Юрий Брунько и другие. За трудовые успехи администрация Эльгенского угольного района наградила ряд комсомольцев Почётными грамотами. Имена многих занесены на Доску почёта и представлены к поощрению в Энергоуправление.

Однако не все шахты работали хорошо. Коллектив шахты № 21 (начальник Балака) выполнил план на 136,5%, но допустил перерасход 123,7 тысячи рублей.

Горняки шахты № 23, руководимой Голубцовым, план угледобычи выполнили на 102%, но перерасходовали почти 90 тысяч рублей.

Шахта № 10, начальник шахты Мацуца, план угледобычи выполнила на 84,7% и перерасходовала 143,6 тысячи рублей.

Коллектив шахты № 9-а план угледобычи выполнил на 89% и перерасходовал 105 тысяч рублей.

Основной причиной завышения себестоимости угля является несовершенная система разработки угольных пластов, слабая организация труда, разбросанность действующих забоев, несвоевременная подготовка очистного фронта работ, превышение зольности против стандарта и содержание лишних вспомогательных рабочих.

Хозяйственные руководители предприятия наметили с целью улучшения работы и покрытия перерасходов по шахтам следующие мероприятия: сократить вспомогательную рабочую силу путём концентрации работ и улучшения организации труда, передать в ведение начальников шахт погрузку, вентиляционные работы и содержание ламповых, улучшить качество угля за счёт более богатых пластов.

Для исправления ситуации в Эльгенском угольном районе были запланированы следующие мероприятия:

  • по шахте № 23 было намечено подготовить и ввести в работу два очистных забоя и впредь не допускать разрыва между очистными и подготовительными работами, улучшить пути проветривание подготовительных забоев;
  • по шахте № 10 — подготовить и ввести дополнительно два очистных забоя. Последовательно вести работы на пластах, что позволит сократить вспомогательных рабочих на 20% и увеличить добычу с нижнего низкозольного пласта;
  • на шахте № 9 с 10 сентября планировалось ввести в строй дополнительно 5 подготовительных забоев, а также очистной забой;
  • по шахте № 21-бис был предусмотрен ряд мероприятий, выполнение которых могло дать возможность увеличить добычу до 225 тонн в сутки.

Сентябрь

В дни соревновании за достойную встречу XX съезда КПСС передовые шахтёрские коллективы Эльгенского угольного района успешно выполняли свои обязательства. 

Лидером соцсоревнования стал коллектив шахты № 21 (начальник Балака), который за первую декаду сентября выдал на-гора 1 100 тонн угля — на 28% выше задания.

Высокая производительность была в смене горного мастера Линда. Эта смена ежедневно выдавала от 13 до 18 тонн сверхпланового угля. 

Благодаря достигнутым темпам добычи коллективу шахты № 21 удалось завершить годовой план во второй половине сентября.

Октябрь

Коллектив шахты № 21 (начальник Балака) обязался в честь XX съезда партии до конца 1955 года добыть 16 тысяч тонн угля. За месяц они добыли 6 тысяч тонн и подсчитав свои возможности, решили выдать не 16 тысяч тонн, а 20 тысяч тонн угля.

В шахте были ликвидированы простои механизмов, и введён график работы. Это позволило смене горного мастера Линда смене выдавать 90–100 тонн угля вместо 77 тонн по плану. 20 октября, например, эта смена добыла 99 тонн топлива.

Декабрь

В декабре 1955 года коллектив шахты № 21-бис Эльгенского угольного района был одним из лидеров в социалистическом соревновании в честь XX съезда партии. Три месяца шахта № 21-бис подряд удерживала переходящее Красное знамя района. 19 ноября шахтёры досрочно завершили годовой план добычи угля.

Шахтёры взяли на себя повышенные обязательства: до конца года выдать сверх плана 6 000 тонн угля, повысить производительность труда на 20%, сэкономить 15 тысяч рублей.

За лучшие производственные показатели две бригады — Пановика и Романюка — были награждены Почётными грамотами района, 40 рабочим и инженерно-техническим работникам объявлена благодарность.

Взрывники Эльгена

Одними из тех, от кого зависела успешная добыча угля в шахтах Эльгенского угольного района были взрывники. О них мало писали газеты, редко упоминались в приказах. За время изучения истории Эльгенского угольного района мне довелось всего лишь раз встретить очерк об их работе в газете «Сеймчанская правда» от 9 февраля 1955 года: «Ещё над посёлком угольщиков Эльгена висит тёмный ночной покров, но по узким тропинкам, протоптанным между шахтами, уже деловито шагают тёмные фигуры людей в брезентовых спецодеждах, с сумками за спиной.

Это взрывники — работники очень важной и необходимой в горном деле профессии.

Они торопятся в шахту. Предстоит отпалка. К приходу дневной смены нужно подготовить запас отбитого угля, успеть проветрить выработки от вредных газов.

В дружном коллективе угольщиков Эльгена немало мастеров отпалки, любящих свою профессию и совершенствующих свои знания.

С 1947 года трудится в шахтах старейший взрывник Тумалаев. Он рассказывает молодым производственникам о тех, сравнительно недавних днях, когда шахты Эльгена были ещё плохо механизированы, когда взрывникам приходилось на себе носить по 25–30 килограммов материалов. Палить приходилось примитивным способом.

С 1951 года взрывники получили в своё распоряжение новую технику — палильные машинки. Это намного улучшило условия труда, положительно сказалось на качестве отработки пластов.

Вместе со старыми опытными шахтёрами Тумалаевым, Найда и Дрияевым отлично осваивают свою профессию сравнительно недавно пришедшие на производство Соколовский, Редько, Борисов, Рахимов, Сербаев. Хорошо трудятся взрывники — комсомольцы Железнов, Шишкин, Каминев и другие».

Автотракторный парк

Январский план грузоперевозок на 25 число коллектив автотракторного парка Эльгенугля выполнил на 105%.

Особенно хорошо работали водители, занятые на вывозке древесины с лесозаготовительных участков. Если в смену их коллективу плановое задание составляло 2 900 тонно-километров, то водители автомашин в среднем выполняли по 3 800 тонно-километров.

Руководством Эльгенугля за хорошую работу отмечались водители Ломановский и Лимаренко, которым приходилось работать на самых сложных трассах, не допуская перерасхода горючего и поломок машин.

Как передового водителя угольщики Эльгена выдвинули шофера Григория Сергеевича Ломановского кандидатом в депутаты районного Совета депутатов трудящихся.

В марте 1955 года коллектив автотракторного парка Эльген-Угля стал на предмайскую трудовую вахту.

Передовые водители, депутат Среднеканского районного Совета Ломановский, шофер-стотысячник Торапилов и водитель Бесарабов в 2—3 раза перевыполняли план по грузоперевозкам.

Отлично трудились и водители, занятые на вывозке леса с далёких таёжных участков. Стремясь обеспечить шахты крепёжным лесом, а посёлок дровами на период весеннего бездорожья, шофёры Помазков, Погорелов, Питерский систематически перекрывали сменные задания в полтора — два раза.

Большую помощь водителям оказывали ремонтники автотракторного парка: слесари Кассама, Кужело и Калинин своевременно и добротно занимались ремонтом машин. Благодаря усилиям коллектива ремонтников значительно сократились простои машин.

Летом 1955 года водители Эльген-Угля прилагали все усилия к тому, чтобы вовремя снабжать шахты крепёжным лесом, доставлять на объекты необходимые строительные материалы и оборудование. 

Каждый шофер обязан ежемесячно перевозить с пристани Сеймчана в Эльген 140–150 кубометров древесины, водители же автопарка вывозили по 200 кубометров и больше. При плане 66 844 тонно-километра коллектив сработал в июне 102 921 тонно-километров, при экономии 39 540 рублей государственных средств.

На июль коллективу автопарка дан план, превышающий задание предыдущего месяца на 25 тысяч тонно-километров. Необходимо было поставить на службу все имеющиеся внутренние резервы парка, работать более чётко и спаренно. 

Водители Лимаренко, Чуев, Кигелис, Мартин, Егоров, Василенко и другие, используя свой опыт вождения машин, предельно сокращали время рейсов.

Кроме того, почти все шофёры перешли на работу с прицепами. Это позволяло им грузить не 5,26 кубометров делового леса, как полагается по нормам, а все 8. Водители, которые работали без прицепов, возили не по 4 кубометра, а по 5 и более, стараясь сделать по 2 рейса.

Хорошо работали и ремонтники, делая всё от них зависящее. Слесарь Кассама считался мастером ремонта переднего и заднего мостов автомобиля. Бригадир слесарей Арапов занимался ремонтом двигателей, а слесарь точной механики Кужело ремонтом водопомп. Слесарь Торновский выполнял и кузнечные работы, им было отремонтировано 7 прицепов. Ремонтов стартеров выполнял электрослесарь Куприенко. Токарь Паламарь занимался выточкой новых деталей и реставрацией вышедших из строя. Хорошо работал и медник-аккумуляторщик Давыденко.

В результате ударной работы коллектива автотракторного парка месячный план грузоперевозок выполнен на 7 дней раньше — 24 июля. При этом достигнута немалая экономия горючего и сокращены ремонтные работы.

Подсобное хозяйство

Как и на практически любом колымском предприятии было у Эльгенского угольного района и своё подсобное хозяйство, занимавшееся растениеводством и животноводством.

К маю 1955 года работники подсобного хозяйства Эльгенского угольного района, применяя на практике опыт передовиков растениеводства Магаданской области, добились хороших результатов.

Заметно улучшился уход за молочным скотом, применены новые нормы кормления. Доярки Свинобаева и Мокан, умело применяя двухпромежуточную дойку, заботливо ухаживая за коровами, в 1955 году добились значительного повышения удоя молока. Если в 1954 году лучшая корова «Тайга» в это время давала в день 8 литров молока, то сейчас результат достигал 20 литров в день.

В середине мая 1954 года общий надой составлял 60 литров в день, то в 1955 году эта цифра достигала 100—110 литров. Если 1954 году отход молодняка составлял 40%, то в 1955 году потерь уже не было.

К маю 1955 года посевная площадь подсобного хозяйства составляла 8 гектаров. В планах стояло дальнейшее её расширение: планировалось посеять картофель на площади 5 га, турнепса — 3 га, капусты — 1 га. Около 1 гектара было отведено под редис, лук, щавель, морковь и другими овощами.

Добавилось 60 парниковых рам. Растениеводы решили посадить в открытом грунте на площади 300 квадратных метров морозоустойчивых помидоров и 400 корней огурцов. 

Состояние угольного района

В апреле 1955 года предприятия из Дальстройугля были переданы в Энергетическое управление Дальстроя. В акте передачи от 18 апреля 1955 года было немало сведений об Эльгенском угольном районе.

В составе района имелись следующие производственные объекты.

НаименованиеПроизводительность в год (тысяч тонн)
Шахта № 9-а50
Шахта № 10                60
Шахта № 21               60
Шахта № 21-бис 40
Шахта № 23/23-бис100

В состав угольного района входили следующие подсобно-вспомогательные объекты:

  • мехмастерская;
  • лесоучасток по заготовке крепёжного и строитель­ного леса;
  • стройцех;
  • автогараж с грузовыми машинами и тракторами;
  • военизированный горноспасательный взвод;
  • подсобное сельское хозяйство.

Бурый уголь Эльгенского месторождения отличался весьма непостоянным качеством, которое менялось на небольших расстояниях как по простиранию, так и по падению пласта.

По этой причине имели место значительные колебания зольности товарного угля почти ежемесячно, а некоторые шахты не укладывались в установленные для них нормы.

Обогатительные галереи установлены только на двух шахтах (№№ 9-а и 23-бис). Остальные шахты (№№ 10 и 21/21-бис) таких устройств не имели, и порода здесь отбиралась непосредственно при погрузке угля в железнодорожные вагоны.

По плану обеспеченность рабочей силой на февраль 1955 должна была составлять 735 человек, фактически на Эльгенугле работало 974 человека.

Численность производственного персонала по плану должна была составлять 640 человек, фактически — 763 человека.

В Эльгенском угольном районе в связи с уменьшением плана добычи угля на 1956 год имелся излишек рабочей силы до 100 человек.

Руководство Эльгенского угольного района

В 1955 году в руководящий состав Эльгенугля входили:

  • начальник района Поповиченко;
  • главный инженер И. Кириченко, в течение года его сменил Ворсобин;
  • инженер по организации труда. И. Никонов;
  • главный механик района Шевченко;
  • зам. начальника ЭУР по хозяйственной части Г. Шевцов; 
  •  заведующий гаражом Б. Хекало;
  • секретарь комсомольской организации И. Панченко. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *