Весенние тревожные итоги
Несмотря на все меры, принимаемые для повышения рентабельности угольного района, ситуация продолжала ухудшаться. Нa 1 мая Эльгенуголь уже имел миллионный убыток. Что именно послужило причиной роста долга государству?
В первую очередь это происходило из-за значительного удорожания себестоимости добываемого угля. От реализации товарной продукции только за 4 месяца Эльгенский угольный район имел убыток 835 тысяч рублей.
Другой причиной, которая тяжёлым бременем ложилась на хозяйственно-финансовую деятельность предприятия, являлось крайне низкое качество добываемого топлива. Зольность угля превышала плановую на полтора — два процента. Это принесло предприятию за 4 месяца ещё 310 тысяч рублей не предусмотренных планом затрат.
На протяжении ряда лет правила эксплуатации шахт грубо нарушались. В первую очередь выбирались участки с низкой зольностью и там, где уголь было проще взять. Из-за отсутствия чёткого, глубоко продуманного плана ведения горных работ шахты отрабатывались бессистемно.
В результате нарушения правил эксплуатации шахты неоднократно выводились, как выработавшиеся, из эксплуатации, а затем на них снова возобновлялась добыча угля.
Всё это привело к тому, что шахты выдавали на-гора большое количество пустой породы. Только за четыре месяца было выдано на-гора 9 098 кубометров породы, что вызвало резкое удорожание себестоимости угля.
Среди других причин убытков предприятия можно назвать отсутствие экономии и хозяйственного расчёта. Перерасходы по зарплате, электроэнергии и материалам отрицательно сказались на себестоимости и продукция. Велики были затраты и на содержание аппарата: в первом квартале 1955 года на содержание управленческого аппарата израсходовано 47% средств, запланированных на весь год, то есть на 150 тысяч рублей больше, чем предусмотрено.
Кроме производственных причин, повлиявших на удорожание угля, значительно повышали его себестоимость и нерентабельно работающие подсобные предприятия. Жилищно-коммунальное хозяйство принесло в 1954 году 100 тысяч рублей убытка, баня и прачечная — 50 тысяч рублей. От реализации сельскохозяйственной продукции был получен убыток в размере 18 тысяч рублей. И хотя убытки подсобных цехов предусматривались планом, суммы их были значительно превышены.
Были на Эльгенугле и такие причины перерасходования средств, которые так или иначе неизбежны, но планом предусмотрены не были — например, расходование средств на технические материалы. На содержание дороги в 1954 году было запланировано на год 159 тысяч рублей, а на содержание механизмов, которые должны были работать на этой дороге, средств выделено не было.
Все эти причины в совокупности привели к тому, что в конце весны 1954 года Эльгенский угольный район стал «миллионером» — 1 миллион рублей убытка…
Май
В майском социалистическом соревновании между угольщиками Эльгена первое место удерживал коллектив шахты № 21, которой руководил Балака. План по выдаче угля на-гора, по горно-подготовительным и нарезным работам здесь перевыполнялся изо дня в день. По результатам мая, шахтёрам удалось перекрыть плановое здание чем в полтора раза, производительности труда составляла 112%, зольность была снижена на 0,8%.
Неплохо трудились и горняки шахты № 10, под руководством Мацуцы.
Хорошо потрудились в мае и угольщики шахты № 21-бис (начальник Ивашнев). Этот коллектив выполнил месячное задание на 122,8%, на несколько процентов повысил производительность труда и на 2% снизил зольность угля.
Значительно хуже работали и не выполняли условий социалистического соревнования коллективы шахт №№ 23 и 9. Это отражалось на себестоимости и приносило значительные убытки предприятию в целом.
Руководством угольного района за ударный труд были отмечены Байгундин, Приворотов, Баранов, Круцан, Житник и другие.
Июнь
В июне 1954 года положение с добычей угля всё так же оставалось неоднозначным. Часть шахт перевыполняла планы по добыче угля, среди них была шахта № 21-бис (начальник Ивашнев). В июне горняки шахты продолжали наращивать темпы добычи топлива.
Были и свои аутсайдеры — шахта № 23 (начальник Голубцов) не смогла выполнить плановое задание в мае и продолжила отставание в июне.
Невыполнение плана по добыче угля рядом шахт повышало себестоимость топлива и сводило на нет работу передовых коллективов.
По мнению руководства Эльгенугля для выправления ситации было необходимо широко и правильно организовать социалистическое соревнование между отдельными бригадами, сменами и коллективами шахт, лучше популяризировать передовые методы труда угольщиков и вести правильный, систематический контроль за ходом соревнования.
Сентябрь
Став на предоктябрьскую вахту, шахтёры Эльгенского угольного района взяли на себя обязательство встретить 37-ю годовщину Октября выполнением годового плана добычи угля.
В конце сентября в первых рядах соревнующихся были коллективы шахты № 9-а, под руководством Цопанова, и шахты № 5-К, которой руководил Ивашнев.
В сентябре коллектив Эльгенского угольного района с хорошими показателями выполнил плановое задание. На-гора было выдано много кондиционного угля.
Октябрь
В октябре 1954 года продолжалось социалистическое соревнование горняков Эльгенского угольного района с угольщиками Аркагалы.
Оба коллектива боролись за выполнение и перевыполнение социалистических обязательств: снижение себестоимости пускаемой продукции, и экономию государственных средств.
Наряду с передовым коллективом Эльгенугля — шахтой № 9 (начальник Цопанов), и шахтой № 5 (начальник Ивашнев), в число передовых вышел и коллектив шахты № 23 (начальник Непаридзе).
Ноябрь
Коллектив Эльгенского угольного района живо откликнулся на призыв москвичей — досрочно завершить выполнение плана пятой пятилетки. Угольщики взяли новые повышененные обязательства и уверенно их выполняли.
Ежедневно выдавал на-гора сверхплановый уголь коллектив шахты № 9, возглавляемый почётным шахтёром Цопановым. Здесь была самая высокая на предприятии производительность труда.
23 ноября большого успеха добились горняки шахты № 10, выполнив суточное задание на 114%.
Значительно перекрыли план угольщики шахты № 21-бис, руководимой Ивашневым.
Не отставали от шахтёров и вспомогательные цеха. Лучших показатели в электроцехе были у токаря Шевякова. Более чем в полтора раза перекрывали дневную норму слесарь Косилин, электросварщик Светлинский. Бригада электрослесарей также значительно перевыполняла в ноябре производственные задания.
О скоропроходчиках замолвите слово…
В начале ноября 1954 года в Эльгенском угольном районе началась проходка ствола новой шахты.
15 ноября была организована скоропроходческая бригада, в состав которой вошло 16 человек. Перед бригадой стояла ответственная задача — в максимальные сроки вскрыть пласт, и попутно с нарезкой шахты начать выдачу угля на-гора.
На организационном собрании бригады, которое проводилось 16 ноября в кабинете начальника Эльгенского угольного района Поповиченко, администрация гарантировала скоропроходчикам максимальную поддержку и содействие на новом, нелёгком участке горных работ. Обещаний было много, но только обещаний…
Не был своевременно разработан график прохождения шахты по циклам. Бригаде для проведения работ не были предоставлены паспорт проходки ствола, угол его наклона и другая документация.
Механизация горнопроходческих работ была крайне низкая. Для выдачи отбитой породы бригада имела один неисправный короб. Бригаде передали для работы два электросвёрла, одно из которых было неисправным. Пыжеделам и взрывникам негде было изготавливать пыжи, что приводило к задержке отвалки забоя.
Фактически бригада оказалась предоставлена самой себе. Норм на крепление, бурение и другие работы никто до бригады не довёл. Никто из членов скоропроходческой бригады не знал, что же он должен сделать за смену, не доводились до сведения горняков и показатели выполнения плана.
Такая «помощь» администрации в результате привела к тому, что производительность труда в бригаде была не выше 50%.
После неоднократных обращений к ряду руководителей Эльгенугля для изменения отношения к нуждам бригады, бригадир скоропроходчиков А. Образцов был вынужден обратиться с письмом в районную газету.
Декабрь. Снова о рентабельности
Эльгенский угольный район в 1954 году выполнил плановое задание по объёмам добываемой продукции. А как обстояли дела с рентабельностью? По факту убытки Эльгенугля за 10 месяцев работы составили более миллиона рублей.
Из пяти действующих шахт только № 5-К и № 9 добились высокой производительности труда, что дало возможность сэкономить десятки тысяч рублей государственных средств.
Одной из причин была неудовлетворительная организация труда. Рабочие основных горных профессий — бурильщики, взрывники, крепильщии — часто простаивали по вине отдельных инженеров и администрации предприятия.
14 ноября на шахте № 10 случился двухчасовой простой из-за выхода из строя лебёдки. Аварию можно было легко предупредить, если бы своевременно производился профилактический осмотр и ремонт.
В декабре подъёмные механизмы шахты № 21-бис (начальник Ивашнев) простояли вместо двадцати минут, необходимых для замены вышедшей из строя запчасти подъёма, три часа. Работа застопорилась по неоперативности механизаторов.
В результате плохой организации производства происходили ежедневные задержки начала работы каждой смены на 40–60 минут.
Ещё одним фактором, влияющим на удорожание себестоимости угля, было нарушение правил технической эксплуатации. При отпалке был крайне мал коэффициент использования шпура, низок выход угля. Повышение качества отбойки шло в основном за счёт перерасхода взрывчатых материалов.
Частое восстановление выработок, замена их крепления также ложились тяжёлым бременем не себестоимость продукции. Только в 1954 году в угольном районе сверх плана было восстановлено и перекреплено около 3 тысяч погонных метров выработок. Крепление очистных забоев часто производилось без соблюдения правил, что приводило к обрушениям кровли, к засорению угля пустой породой.
Неполное использование имеющейся техники также вело к снижению производительности труда и удорожанию добываемого угля. Производительность скреперной лебёдки при доставке угля из очистных забоев составляла 6,5 тонны в час против 8,1 тонны по плану.
Отсутствие должного контроля за работой, расходованием материалов давало возможность отдельным руководителям заниматься приписками. Так, горный мастер шахты № 21-бис Жмурин неоднократно давал неправильные сведения о количестве произведённой продукции.
Автотракторный парк
Основными задачами автотракторного парка были перевозка леса в район с лесозаготовительного участка, доставка на Эльгенуголь продовольствия и материалов с баз снабжения и Магадана.
Коллективу автотракторного парка Эльгенского угольного района удалось справиться с выполнением плана 11 месяцев по грузоперевозкам. Но по заявлениям транспортников, успехи могли быть более значительными, если бы руководство угольного района уделяло больше внимание проблемам транспортников.
Большие простои техники возникали при снабжении шахт лесом. Подъездные пути к шахтам №№ 9а, 21, 23 были завалены лесом и различным неликвидом, водителю требовалось немало времени, чтобы доставить груз до шахты. Но добраться до шахты было только полдела, водителю порой требовалось порой ещё 2—3 часа для получения указаний горного мастера о разгрузке.
Много вопросов у транспортников было и к состоянию дороги на лесоучасток. Руководители Эльгенугля обещали принять меры по ремонту дороги, но дальше этого дело не пошло. В результате — частые поломки автомашин на этой трассе.
Не стремились водители и на рейсы в столицу Колымы — Магадан. «Приедешь на базу, — говорили они по возвращении из рейса, — да и стоишь там целые дни в ожидании погрузки, а мотор всё время работает. Вот и приезжаешь домой и с простоем, и с пережогом».
Были нарекания водителей и по организации заправки автомобилей — в бензине часто попадались снег и куски льда, что приводило к простоям автомашин на трассе и в гараже.
Ремонтники автопарка парка испытывали большие трудности в работе: не хватало необходимых инструментов и запасных частей. Всё это сказывалось на сроках ремонтов техники.
За ударную работу в ноябре 1954 года руководством Эльгенугля были отмечены водители Торопилов, Лимаренко, Погорелов и другие.
Лесозаготовители
В 1954 году заготовка леса велась лесозаготовительным участком «Буюнда», принадлежащего Эльгенскому угольному району.
Из-за отдалённости посёлка лесорубов руководство Эльгенугля мало уделяло внимания насущным проблемам своих работников.
Лесорубы жаловались на то, что им приходилось жить в грязном, неблагоустроенном бараке. Они не имели возможности посмотреть кино, так как двигатель местной электростанции вышел из строя, а предоставить транспорт для поездки в соседний посёлок совхоза Шевцов отказался.
На все просьбы с просьбой улучшить условия проживания и быта, заместитель начальника предприятия по хозяйственной части Шевцов предпочитал отделываться обещаниями.
В 1954 году на лесозаготовительном участке «Буюнда» работали Бушмакин, Мухин, Колданов и другие.
Итоги года
Об итогах хозяйственной деятельности Эльгенского угольного района в 1954 году можно ознакомиться в докладе по основной деятельности управления Дальстройуголь, куда входил угольный район.
План на 1954 год для Эльгенугля составлял 210 тысяч тонн, фактически было добыто 299,1 тысяч тонн или 142,4% к плану.
Бурый уголь Эльгенского месторождения отличался непостоянным качеством: это отмечалось даже на небольших расстояниях как по простиранию, так и по падению пласта.
По этой причине имели место значительные колебания зольности товарного угля почти ежемесячно, а некоторые шахты не уложились в установленные для них нормы.
Обогатительные галереи были установлены только на двух шахтах (№№ 9-а и 23-бис). Остальные шахты (№№ 10, 5-к и 21/21-бис) таких устройств не имели, и порода здесь отбиралась, преимущественно, при погрузке угля в вагоны.
Качество угля по зольности, отгруженного потребителям в 1954 году, характеризовалось следующими показателями.
Наименование | Зольность по тех условиям (%) | Зольность фактическая (%) |
Шахта № 10 | 32,50 | 32,56 |
Шахта № 5-к | 33,0 | 32,24 |
Шахта № 21/21-бис | 32,00 | 35,12 |
Шахта № 23/23-бис | 32,50 | 34,49 |
Шахта № 9-а | 29,00 | 25,85 |
По району | 32,50 | 32,27 |
Превышение зольности по шахтам №№ 21/21-бис и 23/23-бис против стандарта объяснялось тем, что при составлении «Технических условий» не были учтены старые отвалы высокозольного угля, отгруженного потребителям в 1954 году.
Кроме того, из-за недостатка фронта работ, в четвёртом квартале 1954 года была включена в эксплуатацию находившаяся на консервации шахта № 21-бис, где уголь имел очень высокую зольность (до 40%).
Содержание видимой породы в товарном угле по причине отсутствия на ряде шахт обогатительных устройств колебалось и иногда превышало установленный лимит в 2,5%. В этих случаях потребителями порода отбиралась и её объём угольный район компенсировал углем.
Себестоимость 1 тонны добытого угля по плану должно было составлять 69,73 рубля, реальная себестоимость угля составила 75,27 рубля.
Обеспеченность Эльгенского угольного района в 1954 году рабочей силой составляла 92% от плана.
Состав администрации Эльгенугля
В 1954 году в состав администрации Эльгенского угольного района входили:
- начальник Эльгенского угольного района Поповиченко;
- начальник производственно-технической части В. Рождественский;
- заместитель начальника предприятия по хозяйственной части Шевцов;
- главный бухгалтер С. Косиченко;
- главный механик угольного района Орлов;
- главный энергетик Кириленко;
- начальник электроцеха Ф. Казакова;
- председатель месткома М. Тусиков;
- секретарь партбюро М. Полтавец.