Коренные перемены
До 1946 года угледобыча в Эльгене производилась в основном из мелких шахт с небольшими запасами. Такая система работы диктовалась необходимостью быстрого увеличения угледобычи и стремлением с наименьшими затратами в короткий срок разведать и заложить такое количество шахт, которое позволило бы выполнить поставленные перед районом задачи.
Однако наращивание угледобычи за счёт увеличения количества мелких шахт не могло долго продолжаться. Распыление рабочей силы, содержание многочисленного штата подсобного персонала, затруднённость обслуживания подсобными цехами, усложнение руководства многими мелкими шахтами, их быстрая отработка и постоянная необходимость заложения новых шахт создавали весьма напряжённую работу для горняков, геологов и разведчиков.
Было выдвинуто предложение о необходимости перестройки работы района в сторону концентрации угледобычи на небольшом количестве крупных шахт.
В 1946 году эта задача начала решаться районом за счёт сосредоточения всей работы на трёх крупных разведанных шахтах №№ 7, 7-бис и 9, вместо ранее существовавших 6—7 мелких шахт. Это должно было сосредоточить механизацию горных работ на небольшом числе объектов, достичь добычи 25 тысяч тонн угля в месяц и успешно выполнить увеличенный план 1946 года.
Разведанные запасы угля существующих шахтных полей, могли позволить району вести угледобычу в течение 1947 и 1948 годов. Балансовые запасы угля в пласте «Мощный» на территории, охваченной разведочными работами в пределах центрального участка (площадью около 5 квадратных километров), составляли до 10 миллионов тонн. Однако более 70%, из них залегали в обводнённых таликах и являлись не балансовыми запасами.
Не позднее конца 1946 года в Эльгенском районе планировалось провести разведку на новых участках в местах залегания мощных пластов в зоне вечной мерзлоты, где можно было произвести закладку хотя бы ещё двух крупных шахт.
Необходимость заложения таких шахт в конце 1946 года диктовалось тем, что с момента зарезки шахты до начала очистных работ проходило не менее года.
Работа геологоразведки
Обеспечение района новыми шахтными полями к концу 1946 года было основной задачей геолого-разведочной службы. Из других важных задач, стоявших перед геологами и разведчиками, была необходимость удлинения срока службы действующих шахт за счёт прирезки новых запасов.
Серьёзная и большая работа заключалась в генеральном подсчёте запасов и составлении геологического очерка по месторождению на базе его многолетнего геологического изучения при разведках и эксплуатационных работ.
Весь большой объём производственных, исследовательских и камеральных работ, проводившихся в 1946 году, требовал от геологов и разведчиков стахановской работы и творческой инициативы.
С начала 1946 года разведчики Эльгенского угольного района проводили большую работу по разведке новых шахтных полей. Надо сказать, что эти задачи решаются геологоразведчиками Эльгена успешно. План первого квартала по колонковому бурению выполнен досрочно, 21 марта.
К маю были разведаны шахтные поля №№ 18 и 4.
Шурфами в районе действующей шахты №7 было разведано новое поле с неглубоким залеганием. Пласт угля находился от поверхности всего в 3–4 метрах, что давало возможность вести открытую добычу с помощью экскаваторов. Подсчётом было установлено, что запасов угля в этом поле могло хватить на выполнение одной трети годового плана угледобычи района.
Успешно велась работа эксплуатационной геологии. Применение ручного бурения при подземных работах позволило шахтным геологам добиться быстроты и точности в изучении сложной тектоники и геологии месторождения, устранить простои горных выработок при встрече сбросов.
В коллективе разведчиков активно проходило социалистическое соревнование в честь Первомая и Дня Победы. План колонкового бурения и шурфовочных работ перевыполнялся из месяца в месяц. На колонковом бурении высокие показатели были у смены мастера Молодкина, выполнявшей план на 120— 140%. Среди шурфовщиков наиболее высокая выработка была у Буглака, выполнявшего по две нормы.
Кроме своей основной работы, разведчики помогали горнякам в деле успешного выполнения плана угледобычи, проходя на шахтах вентиляционные шурфы и водоотливные скважины.
Проходка вертикальных водоотливных скважин для шахт решала вопрос организации водоотливного хозяйства и полностью оправдала себя в течение 1944—1945 годов, показав ряд преимуществ перед другими способами.
В 1946 году впервые намечалась проходка вентиляционных скважин большого диаметра. Это должно было решить вопрос с проветриванием подземных горных выработок, расположенных в зоне вечной мерзлоты.
Геолого-поисковыми работами в 1945 году близ линии узкоколейной железной дороги Усть-Таскан — Эльген-Уголь было разведано пластовое месторождение первичного каолина, анализ которого показал его полную пригодность для изготовления керамических изделий. Разработка этого месторождения могла позволить Утинскому промкомбинату отказаться от дорогостоящего привозного зырянского каолина. Здесь же неподалёку было разведано несколько выдержанных жил белого кварца.
Также геологами были обнаружены среди пород Эльгенского месторождения залежи вивианита и зольных углей, не находящих себе применения в виде топлива, но которые могли быть использованы в качестве сельскохозяйственных удобрений.
Нужен уголь? Грузите сами!
И если к маю 1946 года вопросов по добыче угля и выполнению плана к руководству Эльгенского угольного района не возникало, то отгрузка угля и взаимоотношения с потребителями оставались далеки от идеальных.
С первого дня мая все потребители Тасканского энергокомбината полностью обеспечивались электроэнергией, при этом комбинат располагал ещё и значительными резервами. Начиналась горячая пора промывочного сезона и требования к энергетикам резко возрастали, но в Усть-таскане были к этому готовы. Руководителей ТЭКа мучил только один вопрос — постоянная нехватка угля, на складах был запас всего на два-три дня работы.
Если ранее энергетики предъявляли претензии к работе Тасканской железной дороги, то с приходом весны железнодорожники могли перевозить угля вдвое больше, чем фактически перевозили. Единственно, что было для этого нужно — хорошая организация погрузки. А пока прибывающие на станцию Эльгенуголь паровозы простаивали часами в ожидании гружёного состава.
Фактически повторялась история предыдущих годов, когда всё внимание руководства Эльгенугля было сосредоточено на добыче угля, а отгрузка его считалось делом второстепенным.
К маю 1946 года в Эльгенском угольном районе были созданы все условия для погрузки. В Эльгенугле имелись бункеры ёмкостью от 20 до 50 тонн каждый. Сюда в апреле 1946 года руководство Дальстроя специально для ускорения погрузки прислало с прииска «Победа» экскаватор «Лима» вместе с бригадой (в состав бригады входили М. Новиков, А. Перунов и другие), который в сутки мог грузить до 1 000 угля.
Но простои при погрузке брали верх…
Бункеры были заморожены и захламлены до такой степени, что с трудом принимали только несколько тонн.
Экскаватор начал свою работу с 1 мая, вот только результаты его работы были далеки от совершенства. 1, 2 и 3 мая экскаватором было отгружено 530 тонн, 10 мая — 40 тонн, 11 мая — 103 тонны, 12-го — 61 тонну, 14 — 107 тонн. В период с 4 до 10 мая экскаватор не работал, несмотря на то, что вагоны в ожидании погрузки простояли сотни часов.
За пять дней мая только паровозы в ожидании гружёных вагонов простояли 65 часов сверх установленной нормы,
Начальник Эльгенского угольного района Жигунков и главный инженер Касандров в начале мая сняли с погрузки угля всех рабочих, оставив здесь только начальника погрузочных работ Дубовика и трёх десятников. А потом, рассудив, что одни «командиры без армии» ничего не сделают, и их перевели на другие работы.
Складывалось ощущение, что в своих действиях шахтёры руководствовались следующим доводом: «Если Тасканскому энергокомбинату нужен уголь, то пускай он о нём и заботится». И расчёт оказался верным. Руководству Тасканского энергокомбината пришлось снимать со строительства железной дороги два десятка человек и отправлять их в Эльген-Уголь на погрузку угля.
Лето в угольном районе
Летом 1946 года коллектив Эльгенского угольного района по призыву шахтёров Донбасса включился во всесоюзное соревнование за перевыполнение плана новой сталинской пятилетки.
В июле 1946 года одновременно с шахтной началось развёртывание открытой добычи угля. Добыча угля должна была производиться массовыми взрывами с экскаваторной выемкой. Торфа уже были сняты, и шахтёры стремились дать как можно больше угля, чтобы быстрее ликвидировать свою задолженность Дальстрою. С каждым днём показатели добыче улучшались.
Успешно выполняли свои обязательства экскаваторные бригады, на которые ложились основные работы по вскрыше торфов и добыче угля. В развернувшемся соревновании бригада Новикова ежедневно выполняла плановое задание на 180—200%. Ненамного отстали от неё бригады Криворогова и Перункова. На это время в Эльгенскому угольном районе работало минимум три экскаватора.
Коллектив шахты № 6 (начальник Киселёв) ещё с первой декады июня был в ряду отстающих. Вступив в соревнование шахтёры взяли на себя обязательство дать 110% июньского плана. 22 июня было выполнено плановое задание, 25 июня — обязательство, а к 1 июля шахта дала 136% месячного плана. За хорошую работу была отмечена смена горного мастера Чеснокова.
Как говорилось выше, жалобы Тасканского энергокомбината на задержку при погрузке угля приходили постоянно. Но после публикаций в газетах и соответствующей реакции руководства Дальстроя и Дальстройугля, начальники Эльгенугля были вынуждены начать наводить порядок на погрузочных работах. Были выделены специальные бригады, обеспечивающие своевременную и полную загрузку грузовых составов.
По итогам года
В 1946 году Эльгенский угольный район входил в состав Дальстройугля.
Непосредственно на добыче угля в шахтах работали заключённые ОЛП Эльгенского угольного района, входившего в состав ЮЗЛАГА. Общая численность заключённых составляла 1 009 человек. По группам трудоспособности:
- 1 группа — 251 человек;
- 2 группа — 240 человек;
- 3 группу — 420 человек;
- 4 группа — 98 человек.
Практически все зэка с пониженной трудоспособностью использовались на горных работах, что сказалось на невыполнении плана по валовой производительности труда. Этой группе заключённых в соответствии с приказом № 009 устанавливалось пониженное задание, однако и это пониженное задание не всегда выполнялось.
Размер выполнения производственных норм в 1946 году:
- вольные — 119,7%;
- зэка — 88,3%.
В 1946 году плановое задание для Эльгенского угольного района составляло 230 тысяч тонн угля, фактически было добыто 230 тысяч тонн. В 1946 году Эльгенуголь был единственным угольным районом в Дальстройугле. выполнившим плановое задание.
Плановая себестоимость 1 тонны угля в 1946 году составляла 55,91 рублей, фактическая — 48,87 рублей.
На 1 января 1946 года на складах Эльгенского угольного района оставалось не вывезенными 11 384 тонны угля, на 1 января 1947 года эта цифра составила 53 180 тонны угля. Из-за того, что не была налажена бесперебойная отгрузка угля в необходимых объёмах потребителям, происходило затоваривание складов.