Эльгенский угольный район. Погрузка угля. 40-е годы. Фото из архивов МОКМ.
Каторжане Эльгенугля
В апреле 1945 года была произведена замена контингента заключённых, работавших на добыче угля в Эльгенском угольном районе. На работу в Эльгенугле переводились заключённые, осуждённые к каторжным работам. Из-за увеличения заключённых и смены контингента также было произведено расширение и переоборудование лагеря, согласно положениям для каторжных лагерей.
Из приказа № 024 по ГУСДС от 18 апреля 1945 года «Об организации каторжного лагподразделения в Юго-Западном отделении СВИТЛ НКВД»: «Для содержания и трудоиспользования прибывающих в Севвостлаг заключённых, осуждённых к каторжным работам, приказываю:
- Организовать при Эльгенском Угольном районе каторжное подразделение на 800 заключённых.
- Начальнику Эльгенского Угольного района Жигункову и начальнику Юго-Задного СВИЛТ Ващенко, к 10 мая 1945 года построить жилые и хозяйственные помещения лагеря по норме и оборудовать лагерь вышками, вахтой и освещением в соответствии с Положением «О порядке содержания заключённых, осуждённых к каторжным работам в лагподразделениях Севвостлагерей НКВД“ и моим приказом № 0076 от декабря 1944 года.
- Начальнику ПЭО Дальстроя НКВД майору интендантской службы Самойлову выделить начальнику Эльгенского угольного района необходимые средства на строительство оборудование каторжного лагподразделения».
Забегая вперёд, можно сказать, что увеличение количества заключённых, занятых на добыче угля, принесло плоды: добыча угля стала возрастать.
Снова о геологоразведке
Эльгенскому угольному району в 1945 году предстояло выполнить большой объём работ по разведке новых шахтных полей. В основном разведку планировалось вести при помощи механического колонкового бурения.
Но с самого начала года и по июнь колонковое бурение практически не велось, пробурено всего лишь 30 погонных метров. Причиной такого отставания послужил недостаток бурового оборудования.
Вот только оборудование в районе было… В районе реки Сударь, на 29-м километре, на Верхнем и Нижнем Сеймчане и в других точках можно было найти буровые штанги, колонковые и обсадные трубы, ниппеля, насосы, запасные части к станкам и т. д. на сумму в 250 тысяч рублей. Когда-то в этих местах проводилась разведка колонковым бурением, и с тех пор оборудование валялось без надзора под открытым небом, ржавело и портилось.
Как установила инвентаризационная комиссия, часть его была вполне пригодна для эксплуатации. Однако руководители района и Дальстройугля не принимали никаких мер к переброске оборудования из тайги в район.
Руководители геолого-разведочного отдела управления вообще проявляли странную беспечность в этом вопросе. Ещё в 1944 году из Эльгенугля в Магадан для ремонта был отправлен агрегат, состоящий из двигателя, насоса и станка «КА-300». Всё это оборудование доставлено только до Усть-Таскана, где оно и до начала июля 1945 года валялось в грязи. За это время из Управления в Усть-Таскан приходили десятки автомашин, которые нередко уходили обратно порожняком, но никто из работников Дальстройугля не удосужился распорядиться о погрузке и отправке оборудования в Магадан.
В борьбе за план
Начальник Дальстроя Никишов летом 1945 года обязал руководителей Эльгенского угольного района резко поднять добычу угля. Району для этого были выделены 6 лебёдок, 5 насосов и другое оборудование. В Эльгенуголь направлены три начальника шахт, механик и другие специалисты.
Одним словом, район имел достаточной количество рабочей силы и необходимое оборудование для выполнения плана.
Но по результатам работы в первой декаде июля выполнение плана едва достигало 40%, большая часть шахт не выдавала необходимое количество угля.
Состояние горных выработок также оставляло желать лучшего. Для обеспечения годового плана угледобычи и горно-подготовительных работ требовалось заготовить 7 000 кубометров крепёжного леса. Крепёжник, необходимый для горных выработок, уже заготавливался, но вывозка его налажена не была.
Одной из задач, направленных на увеличение добычи угля, была реконструкция шахты № 7, на которой строилась новая эстакада и подъёмная установка, что позволило бы сменить вагонетки на скиповую подачу. Работы планировалось закончить к 22 июля.
Проводимые мероприятия должны были в третьей декаде июля дать возможность покрыть образовавшую задолженность угледобычи, перевыполнить месячный план и полностью удовлетворить углем потребителей.
Также остро стоял вопрос о грамотной эксплуатации шахт. Во многих шахтах не было водосборников, помойниц. Промедление с организацией этих мероприятий создавало угрозу затопления шахт, тем более что горький опыт затопления шахты № 16 у шахтёров уже был.
Вопросы организации труда и трудовой дисциплины
На шахтах часто случалось так, что рабочие, приходя на смену, не знали, что им делать. Около половины шахтёров использовались на второстепенных работах, так на каждого забойщика приходилось два-три человека подсобных рабочих. На шахте № 16 больше половины шахтёров были заняты на второстепенных работах.
В районе не были ликвидированы прогулы и опоздания: в первой половине июля на Эльгене было зафиксировано 19 прогулов и опозданий.
Часть шахтёров систематически не выполняла плановые задания. Выполнение плана забойщиком шахты № 1 Кравченко не превышало 34%. Платовский и Рукавишников выполняли задания не более чем на 20%.
Не выполняли план забойщики Дьяченко, Кошелёв, Рябошапка, Шарапов, Гречко и Катаев.
В результате Эльгенский угольный район недодавал потребителям десятки тонн угля. Июльский план Эльгенуглём был выполнен на 94%, при производительности труда 108%.
О работе передовой бригады
Одной из передовых бригад в угольном районе была бригада под руководством Хасана Жевтоуева. О работе бригады рассказывалось в газетной заметке от 16 июля 1945 года: «Бригада, которой я руковожу, первой в районе вступила в соревнование за перевыполнение суточных планов на добыче угля. Наши обязательства — давать в июле не менее 150%.
При плане 40 тонн мы с начала месяца в смену добывали 50 тонн. Затем показатели добычи угля резко пошли вверх и достигли 70–80 тонн в смену.
…Сейчас наша бригада переведена на другой участок — в открытый карьер. С переходом на новый участок мы надеялись поднять выработку. Но надежды не оправдались. Целый ряд производственных неполадок мешает нам высокопроизводительно работать.
На погрузку одной вагонетки мы обычно ставили 2 человека. И дело спорилось. Сейчас же выставляем 3 человека, и всё равно они не успевают грузить.
Забои от места погрузки находятся на расстоянии 6–7 метров. И как бы ни старались наши грузчики поскорее заполнить вагонетку — все их старания оказываются тщетны. Перекидка угля с одного места на другое отнимает много времени. Хороший инструмент является большим подспорьем в работе. А в нашей бригаде на 9 человек имеется всего 2 совковых лопаты. Электросвёрла ремонтируются плохо. Бывают такие случаи, когда принесут из электромастерской сверло, и не успеет бурщик забурить одну бурку, как снова приходится нести в мастерскую.
Расстояние бурок не должно превышать одного метра. А у нас их располагают через 2 метра. После взрыва получаются большие глыбы, которые приходится разбивать кувалдой, прежде чем грузить в вагонетку, на что также затрачивается рабочая сила. Десятники не следят за правильным расположением бурок. Хасан Жевтоуев».
Август. Наращивание выработки
Первые пять дней августа руководству угольного района, кроме разочарований, ничего не принесли: выполнение суточного плана составляло 95%.
Но меры, принятые для укрепления дисциплины и увеличения объёмов добываемого угля, начали давать свои плоды — ежесменные задания стали выполняться.
Шахта № 6-бис (начальник шахты Лебедев), не выполнившая июльский план по добыче угля, начала возвращать звание передовой шахты — 6 августа суточный план шахтой был выполнен на 167%. Улучшила свою работу и шахта № 9 (начальник шахты Лунин), её показатели поднялись до 104%.
Примеры стахановского труда показывали рабочие Шматов, Анисимов, Кучер, Лапко, Марков и другие, выполнявшие нормы на 130–150%.
Митинг в честь победы над Японией
На митинг, посвящённый победоносному окончанию войны с Японией, собрались все шахтёры угольного Эльгена. Угольщики в своих выступлениях обязались досрочно выполнить годовую программу по добыче угля, столь нужного для развития горной промышленности Юго-Запада.
Начальник передового участка Ивашнев выразил желание всего коллектива участка — закончить годовой план к 10 октября и выполнить сентябрьский план на 115%.
Начальник шахты Давыдов от имени коллектива шахты заявил, что шахтёры ежедневно будут выполнять производственное задание на 120%. И своё слово коллектив держал: первая пятидневка сентября ознаменовалась выполнением задания на 120%.
6 сентября 1945 года шахта № 6-бис (начальник шахты Лебедев) выполнила годовой план угледобычи.
Трудовые победы
Эльгенский угольный район выполнил годовой план по добыче 26 ноября, став передовым районом Дальстройугля. К этому времени было сэкономлено государственных средств 2,5 миллиона рублей.
В рапорте на имя руководителей Дальстроя начальник района Жигунков, главный инженер Кассандров и секретарь парторганизации Щербак от имени коллектива обещали неустанно работать над повышением добычи угля и полностью обеспечить топливом предприятия Северного в Юго-3ападного управлений.
Угольщики Эльгена с каждым днём повышали добычу, стремясь обеспечить выполнение плана Дальстройуглём в целом, и этим ознаменовать выборы в Верховный Совет СССР.
Задание по угледобыче район выполнил в первой декаде декабря на 116%, в конце ноября план выполнялся на 130– 132%.
Лидером в Эльгенском угольном районе был коллектив крупнейшей шахты № 9, руководимой Луниным. На его счету было уже свыше полуторагодовых планов.
Отличные показатели были у горных мастеров — Коржикова, Фролкова, Сафронова, Беликова. Бурщик Шматов один обеспечивал углем две смены и перевыполнял норму в два раза. По полтора — два плана давали забойщики Юлдашев, Растегаев, Бажанов, крепильщики Липко и другие стахановцы.
И банальные приписки…
Объёмы добытого угольным районом возрастали не только благодаря ударной работе шахтёров, но и за счёт беззастенчивых приписок угля, отгружаемого для Эльгенской РЭС.
Так, Эльгенской электростанции в октябре были выписаны фальшивые фактуры и предъявлены к оплате на 700,4 тонны угля, в ноябре — на 1 075 тонн. С расчётного счёта ЭРЭС незаконно были сняты 135 064 рублей.
Подделка документов на отгрузку угля со стороны некоторых работников Эльгенского угольного района носила неприкрытый характер, о чём говорили следующие факты: к шахте № 9 железнодорожных путей от ЭРЭС не было и, следовательно, мотовоз не мог подойти к шахте, между тем угольный район в ноябре предъявил фактуры на 27 тонн угля, якобы полученного с шахты № 9. Водитель автобазы Куксин не имел никакого отношения к мотовозу и никогда не работал на нём, тем не менее угольный район выписал и предъявил к оплате фальшивую фактуру с поддельной подписью водителя Куксина на 9 тонн угля.
Большинство фактур были подписаны в приёмке угля лицом, выписывавшим фактур. Часть из фактур выписывались на водителей автобазы, не работавших в эти дни на подвозке угля, что подтвердили сами водители, не признавшие своих подписей на фактурах.
За такие «проделки» ретивым работникам Эльгенского угольного района грозило малоприятное общение с работниками следственных органов, а позднее и смена рода деятельности и статуса. К сожалению, расследование этих махинаций и наказание виновных остались за границами приказов и распоряжений Дальстроя.
Планы на будущее
На 1946 года план добычи угля для Эльгенского угольного района был значительно увеличен и уже в конце 1945 года Дальстройголь начал принимать меры для увеличения объёмов добычи угля.
С этой целью на Эльгенуголь прибыла комиссия во главе с главным инженером Дальстройугля Балахоновым П.И. Комиссия должна была рассмотреть вопрос о коренной реконструкции шахт и механизации всех трудоёмких процессов и представить руководству Дальстройугля свои выводы.
По результатам своей работы комиссия дала ряд рекомендаций. В первую очередь реконструкцию планировалось произвести на шахтах №№ 7, 7-бис и 9. Работы планировалось начать с шахты № 9, окончание работ было запланировано к 21 января 1946 года. К 1 марта планировалось закончить работы на шахтах №№ 7 и 7-бис.
Эти мероприятия должны были поднять производительность шахт и обеспечить району такой уровень работ, который позволил бы значительно перекрыть потребности всех электростанций в угле.
По итогам года
В 1945 году Эльгенским угольным районом было добыто 169 тысяч тонн угля.