Первые месяцы года
Первые месяцы 1943 года для Эльгенского угольного района ознаменовались хроническим невыполнением плана. В январе район план угледобычи выполнил только на 61%, в феврале — на 54%, а в марте на уровне 76%.
Освоение пласта «Мощный»
К началу 1943 года потребность в эльгенском угле возрастала и действующие шахты были уже не в состоянии обеспечить добычу необходимого для потребителей количества угля. Необходимо было вводить в эксплуатацию шахты на новых разведанных шахтных полях.
К марту 1943 года было принято решение о начале добычи угля на пласте «Мощном». Уголь пласта «Мощный» был значительно выше по качеству, чем добываемый в шахтах Тасканской группы. Из приказа № 111 по ГУСДС от 4 марта 1943 года: «В связи, с переходом работ по добыче угля в Эльгенском Угольном районе на пласт «Мощный», приказываю:
§ 1.
Начальнику Северного-горнопромышленного управления т. Гагкаеву немедленно приступить к проектно-изыскательским работам по узкоколейной жд ветке к шахтам на пласте «Мощный» и начать строительство с расчётом окончания его к 1 мая 1943 г.
§ 2.
ПЭО Главного Управления выделить необходимые средства для изысканий,проектирования и строительства жел.дорожной ветки».
Шахты №№ 16 и 16-бис
К концу марта 1943 года была запущена в эксплуатацию шахта № 16 на пласте «Мощный», в которой ежесуточная добыча составляла около 50 тонн угля.
В начале апреля 1943 года наклонные шахты №№ 16 и 16-бис ежедневно выдавали на-гора на 10–20 тонн угля выше плана.
Шахта № 8
Также в конце марта 1943 года велась проходка новой шахты № 8 на угольном массиве «Мощный», где уже велось строительство поверхностных сооружений. Угольный пласт в шахте начинается всего в двух метрах от поверхности земли и имел мощность около 8 метров.
В начале апреля 1943 года шахта № 8 была введена в эксплуатацию и выдала на-гора первые тонны угля. Добываемый в шахте уголь предназначался для Тасканского энергокомбината.
Шахта № 6
В это же время строилась шахта № 6. Здесь на глубине 22 метров был разведан большой мощности угольный пласт. Над шахтой предполагалось соорудить 16-метровый копер, оснастив его двухскиповым подъёмником.
Предмайское соревнование
Угольщики Эльгена, воодушевлённые историческим приказом товарища Сталина с честью выполняли принятые социалистические обязательства в предмайском соревновании, взяв на себя обязательство к 1 мая дать сверх плана 1 000 тонн угля.
Горняки шахты № 16 (начальник Касаев) ежесуточно выполняли план угледобычи. 24 марта они выполнили план на 125%, а 25-го — на 110%. Звено забойщиков Денисова 2 марта сменное задание выполнило на 176%, звено Маркова на 147%. Высоких рекордов достигли крепильщики Лебедев и Суров. Их показатели достигли более 200%, у бурщика Сальченко 187%, у откатчиков Иванова и Егорова — 144%. В целом за 25 дней марта звено забойщика Денисова превысило технические нормы на 60%, и звено Маркова — на 58%. На шахте№ 16 работали четыре стахановских школы.
В шахте № 12 значительные успехи были у звеньев Чередниченко, Соловьёва и Вислобокова. За 25 дней марта они выполнили технические нормы на 120–145%. Хорошо работало комсомольское звено Леонова.
Горняки шахты № 13 шахты также добились хороших результатов в соревновании, 3 марта они выдали на-гора угля 111%.
На шахте № 2 работала стахановская школа, в которой обучалось 10 угольщиков. Организовались школы и на других шахтах.
Не отставала от шахтёров и геологоразведка Эльгенугля. Шурфовщик Давиденко, правильно организовав трудовой процесс, вдвое перевыполнял технические нормы целого звена. Соревнуюсь с ним, выполняли по полтора — два задания шурфовщики Курпель и Мирсков.
Тасканский энергокомбинат и Эльгенуголь
Как правило, взаимоотношения двух предприятий, входивших в разные управления, редко бывали идеальными. В нашем случае постоянные взаимные претензии и обвинения Тасканского энергокомбината СГПУ и Эльгенского угольного района Дальстройугля могли уже стать притчей во языцех.
К весне 1943 года угольный склад Тасканского комбината всегда пустовал, а прибывающие составы с углем немедленно разгружались, и уголь сразу же спускался в дробилку.
Как уже говорилось выше, в течение нескольких месяцев 1943 года угольный район не выполнял суточных планов и не обеспечивал в полной мере потребности ТЭК, ежедневно недодавая энергетикам до 140 тонн угля, тем самым лишая электростанции возможности создать запас топлива.
Хромала и транспортировка угля по Тасканской железной дороги, которая также работала далеко не блестяще.
Так кто же был виноват в хроническом топливном голоде ТЭК в начале 1943 года? Попробуем рассказать подробнее…
Угля нет…
Добычей угля для Тасканского энергокомбината занималась так называемая тасканская группа шахт: №№ 1, 11 и 12. Но эти шахты выдавали на поверхность только половину суточной потребности комбината.
Одной из причин такого положения дел было отсутствие достаточного фронта работ в этих шахтах. Развернуть нужный фронт работы в шахтах не было возможности, так как здесь остались отдельные, небольших размеров, промышленные участки с мощностью пласта, не превышающей 1–1,2 метра. Бригады, спустившиеся в шахту, за полсмены выдали на-гора весь подготовленный уголь, а затем простаивали, ожидая, пока будут снова произведены обуривание и взрывы.
Недалеко от тасканской группы шахт были запущены в эксплуатацию шахты №№ 16, 16-бис и 8. Но уголь с этих шахт отправлять на Усть-Таскан возможности не было, так как шахты были расположены в полутора километрах от железнодорожного пути.
Угольщикам пришлось провести от шахты № 16 к месту погрузки угля в вагоны конно-механическую дорожку, по которой транспортировался уголь с промежуточными перевалками. Но и это не спасало положения.
Решением проблемы с доставкой угля с шахт пласта «Мощный» было строительство и ввод в эксплуатацию железнодорожной ветки от шахт до Тасканской железной дороги. Выше уже говорилось, что строительство узкоколейной железной дороги к шахтам пласта «Мощного» приказом № 111 по ГУСДС от 4 марта 1943 года было возложено на СГПУ, непосредственно строительство должен был вести Тасканский энергокомбинат. Узкоколейку, длиною в 2 километра, планировали ввести в эксплуатацию 1 мая 1943 года.
Но на начало апреля был готов только проект будущего пути и на ТЭК ограничивались лишь подсчётом наличия рабочей силы для строительства ветки. Вина в этом ложилась на бывшего главного инженера Тасканской железной дороги Добровольского, снятого с должности за срыв строительства и ремонта дороги, а также дорожных объектов.
…И хаос на погрузке
Проблемы с погрузкой угля для отправки на ТЭК начались, наверное, с момента введения в эксплуатацию Тасканской железной дороги. Причём вина в этом была как угольщиков, так и железнодорожников.
К началу апреля погрузка угля на Эльгенугле была организована из рук вон плохо, подвижной состав железной дороги простаивал под погрузкой десятки часов.
26 марта к эстакаде шахты № 12 подали 4 вагона. В бункерах было полно угля, и, кроме того, из шахты шла непрерывная подача. Бункеры расположены так, что из них одновременно можно грузить уголь в три вагона. Но погрузку почему-то начали только в два вагона, причём не в крайние, а в стоявшие посредине состава. Когда они наполнились, уголь стали сыпать в хвостовой вагон и лишь после этого приступили к погрузке головного. Эти операции заняли четыре с лишним часа, в течение которых гружёные вагоны нельзя было подать к составу. А на путях под парами стоял маневровый паровоз, который мог вывозить по одному гружёные вагоны к месту формирования поезда.
В то время, когда всё это происходило на двенадцатой шахте, у первой под погрузкой находилось два вагона, а угля было только на один. Но вместо того, чтобы быстро переставить погрузочный транспортёр и держать вагон не более часа, начальник погрузки Кузнецов отдал распоряжение насыпать уголь лопатами.
Когда, наконец, погрузка закончилась, выяснилось, что маневровый паровоз может выводить из-под эстакад только по одному вагону. В итоге формирование неполного состава заняло два с половиной часа, которые железнодорожники Таскана единым духом записали на счёт угольщиков Эльгена.
В 7 часов 40 минут вечера на путях, где формировались эшелоны, у маневрового паровоза вышел запас дров. Пришлось ждать прибытия паровоза с Таскана. Так было заведено, что на конечную станцию дрова для маневрового паровоза привозились составом порожняка. А дрова доставлялись в мизерных количествах, и на конечном пункте дороги запаса паровозного топлива не бывало.
Наконец, из Таскана прибыл с порожняком паровоз № 33-82. Привезённые дрова сгрузили, затем их начали пилить и таскать на маневровый паровоз, который только после этого пошёл за остальными гружёными вагонами.
Пока доформировывался состав — паровоз № 33-82 простаивал, и этот простой железнодорожники отнесли на счёт Эльгена.
Паровоз № 33-82 привёл 11 порожних вагонов. Шахтёры не могли ставить их под уголь, потому что пути к эстакадам были заняты гружёными вагонами. Простои порожних вагонов в этом случае также списали в долг Эльгена.
На другой день на дороге произошёл очередной инцидент. Паровоз № 33-54, взяв 10 груженных углем вагонов, в 6 часов вечера отправился на Таскан. В это время маневровый паровоз находился на станции 64-го километра. Гружёный состав неожиданно остановился на перегоне: у паровоза № 33-54 вышел запас дров. Маневровый паровоз оказался отрезанным от шахт Эльгена и не смог подавать порожняк под погрузку. В результате погрузка угля производилась в течение 4 часов.
Вынужденные простои «съедали» десятки часов полезной работы вагонного парка. Подчас даже руководители железной дороги не в силах разобрать, кто же виноват в простоях паровозов и вагонов.
Правда, за неспособность найти общий язык между угольщиками и железнодорожниками и добиться чёткой и слаженной погрузки, платить приходилось Эльгенскому угольному району.
Трудовая дисциплина
Трудовая дисциплина в Эльгенском угольном районе также находилась не на должном уровне: было много случаев опозданий, случаи прогулов и даже трудового дезертирства.
В январе 1943 года по району произошло 10 случаев дезертирства и 357 нарушений Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года.
В феврале, после того как прогульщики были отданы под суд Военного трибунала, дезертировал с трудового фронта только один человек, но прогулов было отмечено 219.
За 27 дней марта прогуляло 64 человека и зарегистрировано три факта трудового дезертирства.
Всё это происходило в военное время и говорило о том, что руководство Эльгенского угольного района было не способно навести порядок в своей вотчине.
Смена руководства
Хроническое невыполнение плана по добыче и отгрузке угля, низкая трудовая дисциплина привели к тому, что начальник района Свищев был снят с должности.
Новым начальником Эльгенского угольного района в апреле 1943 года был назначен Гермаш Виктор Константинович.
(Гермаш Виктор Константинович, воспитанник коллектива прииска «Туманный». За самоотверженную работу награждён правительством — О.В.)
Руководство Дальстроя возлагало на него большие надежды в деле наведения трудовой дисциплины и выполнении плана по добыче угля.
Всем миром суточный план
В середине апреля 1943 года служащие конторы и инженерно-технический персонал спустились в шахту № 11 для того, чтобы помочь горнякам выполнить план. В чрезвычайно сложных условиях им предстояло поднять 35 тонн угля. В результате дружной работы коллектива 45 тонн угля были выданы на-гора.
Домохозяйки принимали также активное участие и в отгрузке топлива Тасканскому энергокомбинату. При поддержке общественности Эльгенский угольный район, избегнув простоя вагонов и паровозов, отгрузил за день 220 тонн топлива.
Отлично работали горняки шахты № 1, выполнившие план на 100,8%, в то время как до этого давали не более 70%. По-прежнему лучше всех работали горняки шахты № 16. Звено комсомольца Леонова выполняло нормы на 160–180%.
В этот день район выдал на-гора 400 тонн угля, справившись с суточным планом.
Апрель. Уголь на ТЭС
Надо сказать, что смена начальника Эльгенугля в апреле 1943 года не принесла ожидаемых результатов.
В апреле 1943 года план перевозки угля был выполнен Тасканской железной дорогой всего на 59,7%. В результате Тасканский энергокомбинат недополучил много угля и электростанции ТЭС-2 и ТЭС-3 вступали в промывочный сезон, имея на складах весьма незначительные запасы топлива.
Причиной срыва перевозок явилось отсутствие угля на шахтах Эльгена. В ожидании его паровозы простояли в общей сложности 195 часов, общий просто вагонного парка превысил в апреле 3 000 вагоно-часов.
Руководители Эльгенского района во главе с Гермаш упорно не желали признавать себя виновными в срыве снабжения комбината топливом и заявляли: «Уголь у нас есть!» и указывали на отвалы у шахт пласта «Мощный» (№ 16 и № 16-бис), куда в то время не было подъездных железнодорожных путей и где лежало около 1 000 тонн угля.
В конце апреля 1942 года коллектив Тасканского комбината ударными темпами закончил строительство ветки от тасканской железной дороги до шахт пласта «Мощный», дав проезд раньше срока.
Не прошло пяти-шести дней бесперебойной погрузки, и снова составы стали простаивать часами.
4 мая машинист паровоза № 33-54 Хачитурьян в 4 часа привёл под погрузку поезд. Угля на поверхности не оказалось, и поезд простоял до 10 часов. В тот же день такая же история повторилась с паровозом № 33-82 (машинист Понамаренко). Состав простоял под погрузкой 6 часов 10 минут. За первую пятидневку мая простой на 122 часа превысил установленные нормы, а простой вагонного парка достиг 378 вагоно-часов.
Причина такого положения дел была одна — недостаточные темпы добычи угля на шахтах.
Отгрузка в ЮЗГПУ
Не лучше обстояло с отгрузкой угля и предприятиям ЮЗГПУ. Из распоряжения № 238 по ГУСДС от 9 мая 1943 года: «Погрузка угля в Эльгском угольном районе на автомашины для ЮЗГПУ из шахты № 16 идёт безобразно плохо. Одновременно может производиться погрузка только одной автомашины. 9-го мая 1943 года под подгрузкой простояли две автомашины 3 часа, приказываю:
1. Начальнику Угольного района тов. Гермаш в трёхсуточный срок обеспечить возможность одновременной загрузки двух автомашин.
2. Простой двух автомашин в количестве трёх часов отнести за счёт начальника шахты № 16 Касаева в трёхкратном размере.
3. Временно до постройки в погрузочных пунктах установить время для погрузки двух автомашин одновременно — 40 минут.
4. Предупреждаю, что в дальнейшем простои каждой автомашины буду относить за счёт виновных».
Выполнение плана
Надо сказать, что шахтёры всеми силами в мае стремились выйти на выполнение суточных планов добычи угля и выполнении майского плана в целом.
5 мая было выдано на-го-ра значительно больше угля, чем в предыдущий день. 6 числа добыча увеличилась на 41 тонну, 7 она поднялась ещё выше, и уже 8 мая суточное задание было перекрыто.
9 мая все инженерно-технические работники и служащие района организованно работали на вскрыше наносов и установке механизмов. Воскресник прошёл с большим подъёмом.
Руководством района отмечалась работа коллектива шахты № 16, под руководством Касаева. Здесь насчитывалось 30 горняков, выполнявших сменные задания на 125–200%.
Для успешного выполнения майской программы проводились подготовительные работы по открытию карьера в районе шахт № 8 и № 16, где были обнаружены залежи добротного угля с мощностью пласта до 8 метров.
Угольщики Эльгена взяли на себя обязательство выполнить майскую программу угледобычи не ниже, чем на 102%.
Эльгенский угольный район в сентябре 1943 года
В 1943 году Эльгенский угольный район оставался одним из главных поставщиков топлива для предприятий СГПУ и ЮЗГПУ, но не был не в состоянии обеспечить в полной мере запросы потребителей. Ежемесячное невыполнение планов стало привычным делом для шахтёров.
Часть старых шахт была уже законсервирована, часть других была на грани прекращения добычи угля. Оставшиеся шахты были не в состоянии обеспечить выполнение плановых заданий.
Дейтвующие шахты
Наименование | Запасы (тысяч тонн) | Срок отработки (год) |
Шахта 7-бис | 160 | 1947 |
Шахта № 6 | 300 | 1948 |
Шахта № 6-бис | 150 | 1947 |
Шахта № 8 | 30 | 1 мая 1944 |
Карьер № 1 | 16 | 1 мая 1944 |
Карьер № 2 и № 3 | 8 | 1 мая 1944 |
Шахта № 16 и № 16-бис | 26 | 1 мая 1944 |
Шахта № 1 | 20 | 1 мая 1944 |
Новые шахты
Наименование | Запасы (тысяч тонн) | Срок отработки (год) |
Шахта № 8-А | 50 | 1946 |
Шахта № 6-А | 25 | 1945 |
Шахта № 7-А | 15 | 1945 |
Шахта № 7-В | 15 | 1945 |
Шахта № 6-В | 20 | 1945 |
Шахта № 7 | 270 | 1948 |
Шахта № 9 | 300 | 1948 |
На 1 сентября 1943 года списочный состав Эльгенугля:
- на основном производстве — 415 человек;
- вспомогательные цеха — 182 человека;
- непромышленный персонал — 49 человек;
- общий списочный состав угольного района — 767 человек.
По плану на декабрь 1943 года в районе должно было быть 1123 человека, в том числе на основном производстве — 792 человека.
Вспомогательные цеха Эльгенугля:
- электростанция;
- мехмастерская;
- электромастерская;
- автотракторный парк;
- гужтранспорт;
- заготовка крепёжного леса;
- лесопиление;
- столярные мастерские и рембригада;
- склады;
- химлаборатория;
- контора.
Развитие Эльгенского угольного района
В сентябре 1943 года руководством Дальстроя было принято решение о дальнейшем развитии Эльгенугля, вводе в действие новых шахт и увеличении добычи. Для этого району передавалась техника, оборудование и специалисты.
Из приказа № 485 по ГУСДС от 4 сентября 1943 года «О развитии работ по добыче угля в Эльгенском угольном районе»: «В цепях обеспечения выполнения сентябрьского плана и увеличения угледобычи с 1 октября на Эльгенском угольном районе приказываю:
§ 1.
В течение сентября месяца выполнить 510 погонных метров горно-подготовительных работ.
§ 2.
С 1 октября дополнительно к действующим шахтам произвести нарезку 4 наклонных шахт, выполнив в октябре месяце не менее 80 погонных метров проходки с полным оборудованием надшахтных поверхностных сооружений.
§ 4.
Для проходки новых шахт организовать с 1 октября специальный проходческий участок,за которым закрепить соответствующее количество рабочей силы, горнадзор и оборудование.
§ 5.
Запретить сдачу в эксплуатацию новых шахт и производство в них очистной добычи без полной нарезки лав в соответствии с проектом.
§ 6.
В соответствии с объёмом добычи угля и проходческими работами в сентябре месяце выставить на основное производство рабочую силу в количестве не менее 400 человек, закрепить её за каждым участком, шахтой и запретить производить какие бы то ни было переброски и замену выделенной рабочей силы.
§ 7.
Произвести подготовку и определение места заложения двух шахт суточной производительностью 200–250 т. и с 1 ноября начать проходку их в соответствии с утверждённым мной графиком.
§ 8.
Форсировать горно-проходческие работы по шахте № 6, приступить немедленно к строительству надшахтных сооружений и закончить полное оборудование шахты к 15 октября.
§ 9.
Моему заместителю по кадрам подполковнику Госбезопасности Никешичеву, направить к 15 сентября в Эльгенский угольный район 8 человек горнадзора, из них 2 человека начальниками участков и 6 человек — начальниками шахт.
§ 10.
Начальнику Транспортного отдела Дальстроя Ценину выделить к 15 сентября Эльгенскому угольному району 2 дизельных трактора и 2 автомашины ЗИС-5.
§ 11.
Начальнику Чай-Урьинского горнопромышленного управления инженер-полковнику АРМ к 10 сентября передать Эльгенскому угольному району 3 штуки скреперных лебёдок в полной исправности с электромоторами.
§ 12.
Начальнику Западного горнопромышленного управления подполковнику Сенатову выделить к 10 сентября Эльгенскому угольному району три штуки колонковых лебёдок с электромоторами в полной исправности.
§ 13.
Начальнику Промышленно-заводской инспекции Дальстроя Попову, обеспечить изготовление шести штук однобарабанных скреперных лебёдок и к 1 октября выделить их Эльгенскому угольному району.
§ 14.
Начальнику конструкторского бюро Дальстроя Ильинскому изготовить рабочие чертежи для изготовления электросвёрл ЭБР-2 в течение 25 дней со дня получения образца от Дальстройугля.
§ 15.
Начальнику ПЗИ Дальстроя Попову организовать с 15 сентября производство капитального ремонта электросвёрл и с 1 октября выпуск новых.
§ 20.
Начальнику Энергоотдеда Дальстроя Певзнеру выделить и передать в октябре месяце Дальстройуглю для Эльгенугля два локомобиля 75 л.с. комплектно с генераторами».
Однако передача Эльгенскому угольному району техники и оборудования было бы только полумерой — для производства работ необходимо было значительно увеличить количество рабочей силы, которой и так не хватало.
Дефицит рабочей силы в угольном районе было решено перекрыть за счёт заключённых, на Эльгенугле было образовано лагерное подразделение. С этого времени и до самого закрытия в Эльгенском угольном районе основной рабочей силой на добыче угля были заключённые.
Из приказа № 483 по ГУСДС от 6 сентября 1943 года «Об организации поддагпунктов в угольных районах Дальстройугля»: «Начальнику УСВИТЛ подполковнику Госбезопасности Драбкину приказываю:
§ 1.
Организовать лагерное подразделение в Эльгенском угольном районе в составе лагерей Юго-Западного Горно-Промышленного Управления.
§ 4.
Дополнительно выделить с Северного Горно-Промышленного Управления 100 чел. з/к з/к , в том числе 15 плотников и направить в Эльгенский Угольный район к 1 октября 1943 года».
Оперативное задание
Из приказа № 538 по ГУСДС от 1 октября 1943 года: «До конца выполнения плана по Дальстрою, плана, утверждённого Государственным Комитетом Обороны остаётся 12%. Задача всех руководителей горных управлений и приисков всех рабочих, инженеров, техников приисков Дальстроя в 4 квартале состоит в том, чтобы выполнить оставшиеся 12% плана, выполнить во что бы то ни стало решение Государственного Комитета Обороны.
В целях безусловного выполнения плана по Дальстрою, приказываю:
3. Для обеспечения углем Тасканского энергокомбината, обязываю начальника Эльгенского угольного района т. Жигункова выдавать ежедневно 200 тонн в октябре месяце в сутки и Юго-Западному управлению выдавать 80 тонн угля в сутки. Всего 280 тонн в сутки».
Паводок на Эльгенугле
В начале октября 1943 года в районе Усть-Таскана и Эльгенугля в течение четырёх суток, не переставая, шёл дождь.
Буйство стихии привело к затоплению шахт Эльгенского угольного района. В результате произошло резкое падение и без того низких темпов добычи угля.
Руководство угольного района оказалось неготовым к удару стихии, и ликвидация последствий затопления шахт происходила неудовлетворительно.
Затопление шахт со всей остротой выдвинуло вопрос о плохой работе электростанций угольного района. Станция в полной мере не обеспечивала предприятия энергией, заставляла их работать в условиях постоянного и резкого колебания напряжения. В период борьбы с затоплением шахт плохая работа электриков сказалась особенно остро.
По-разному показали себя и люди в этой ситуации. Кандидат в члены BKП(б) тов. Тимербаев, работавший горным мастером, получил приказ остаться на производстве после своей смены — его шахту затапливало, и она считалась в аварийном положении. Но по графику у горного мастера был выходной день, и он покинул производство.
Когда шахты затопило водой, осушение их проводилось с ошибками: воду попусту перекачивали из одной шахты в другую и просто на поверхность, откуда она вновь стекала в ту же шахту. Так было на шахтах № 8, № 8-а и № 6.
В результате потопа на шахтах отгрузка угля для Тасканского энергокомбината была приостановлена на 6 суток. Это совпало с моментом, когда на складе Тасканского комбината оставался трёхдневный запас угля. Работа комбината оказалась под угрозой остановки.
Коллективу Тасканского энергокомбината пришлось на санках-волокушах гужевым транспортом из леса вывозить дрова на станцию. В течение дня на станцию было доставлено 150 кубометров дров. Таким образом, дрова доставлялись на станцию в течение двух дней, и прииски Севера получили нужное им количество электроэнергии.
Безнадзорное энергохозяйство
Плохое состояние электротехнической службы в Эльгенском угольном районе сильно влияло на выполнение плана угледобычи. Главный механик района Прибыльский вопросами механизации занимался мало и на шахтах был редким гостем.
Механический цех работал без плана, выполняя исключительно аварийные заказы. Начальник цеха никакой помощи от главного механика не получал.
В районе не имели понятия о расчётных схемах электросети или об эскизах монтажной установки. Всё делалось на глазок, на основе личного опыта монтажника.
Больше месяца на Эльгенской локомобильной электростанции производился ремонт локомобиля, сорвав все плановые сроки.
Для обеспечения нормальной работы электростанции, согласно распоряжению № 663 по ГУСДС от 9 сентября 1943 года «О передаче оборудования» из Чай-Урьинского горнопромышленного управления Эльгенуглю был передан локомобиль П-3 мощностью 75 л.с. в комплекте с генератором. Его монтаж в угольном районе занял более месяца.
Профилактикой на электростанции не занимались вовсе, грубо нарушая все правила эксплуатации машин. В течение лета здесь ни разу не промывали котлов, и трубы буквально заросли. У локомобилей электрики никак не могли сделать вентиляторы, что резко ухудшало процесс сгорания угля.
Решать насущные проблемы у начальника электростанции Тараско желания не возникало.
B результате, пожирая массу топлива, станция не давала нужного количества энергии, а шахты, в свою очередь, выдавали на поверхность мало угля.
В сентябре 1943 года собственная электростанция района сожгла в топках почти 15% всего выданного на-гора угля. При этом электрики соглашались работать только на угле определённого качества, который выдавала лишь одна шахта района, и о котором тасканцы могли только мечтать.
Комсомольско-молодёжная бригада
На шахте № 7-бис Эльгенского угольного района в ноябре 1943 года работала комсомольско-молодёжная бригада.
Ударная работа забойщиков Кукина, Таймалова, Дёмина, Куникаева и Попова, выполнявших нормы на 110–120% была отмечена руководством угольного района. Работами умело руководили бригадир Кулик и горный мастер Фролков.
По итогам года
В приказе № 10 по ГУСДС от 8 января 1944 года «О мероприятиях по выполнению плана 1-го полугодия предприятиями Управления Дальстройуголь» говориться о том, Эльгенский угольный район свой годовой план не выполнил.
Отставания горно-подготовительных и разведочных работ в районе задержало развитие Эльгенугля и обеспечение его фронтом очистных забоев.