1942 год

Тасканская узкоколейная железная дорога. Май 1947 года. Фото из архивов МОКМ.

Возобновление добычи угля

Весной 1942 года было принято решение о возобновлении добычи угля в Эльгенском угольном районе с 1 мая 1942 года. 9 апреля 1942 года было подписано распоряжение № 135 по ГУСДС от 9 апреля 1942 года «О вводе в эксплуатацию Эльгенского угольного района», где говорилось следующее:

«В целях обеспечения выполнения плана угледобычи 1942 года Эльгенским угольным районом и обеспечения углем Тасканского Энергокомбината и ЮЗГПУ, приказываю:

§ 1.

Начальнику Управления Дальстройуголь Ткачёву провести по Эльгенскому угольному району все необходимые подготовительные работы с тем, чтобы с 1-го мая 1942 года район ввести в эксплуатацию.

§ 2.

Для Обеспечения проведения подготовительных работ и работ по добыче угля, начальнику Тасканской железной дороги Трухачёву возвратить Эльгенуглю, ранее полученные им во временное пользование:

  1. Трактор ЧТЗ-60 — 1 шт. к 10 апреля,
  2. Трактор ЧТЗ (дизель) — 1 шт. к 25 июня.

Предупреждаю, что трактора должны быть в таком же рабочем состоянии, как и при получении от Эльгенугля.

§ 5.

Начальнику Тасканской жел.дороги Трухачёву и начальнику ТЭК Скворцову ранее полученных с Эльгенугля для временного использования з/к з/к горнорабочих возвратить Эльгенскому угольному району к 20 апреля по списку ОЛП  Эльгенугля».

Перевозка угля на Тасканский энергокомбинат

Два месяца работы Эльгенского угольного района показали, что перевозка угля до Тасканского энергокомбината (ТЭК) по железной дороге так и осталось узким местом, тормозившим доставку угля. С одной стороны, Тасканская электростанция находилась на «голодном пайке», с другой стороны над угольным районом снова начинала маячить перспектива затоварки углём.

При разборе создавшейся ситуации было выяснено, что в срывах поставок угля в ТЭК были виноваты не только железнодорожники, но и шахтёры.

22 июня 1942 года было подписано распоряжение № 288 по ГУСДС «О недостатках эксплуатации Тасканской узк.жд. дороги», где были перечислены необходимые меры для выправления ситуации. Из текста распоряжения: «До сего времени не устранены недостатки, тормозящие перевозку угля по Тасканской ж.д. Основным тормозом являются простои составов под погрузкой и стоянки паровозов в текущем ремонте. До сих пор не построены бункера для погрузки угля в платформы.

Текущий ремонт паровозов после каждого рейса производится неорганизованно, неисправные детали ремонтируются не одновременно, а в разное время, чем вызываются дополнительные непроизводительные простои поездов и увеличивается срок оборота подвижного состава, приказываю:

§ 1.

Начальнику района Эльгенуголь Качуро к 10 июля построить 20 бункеров и с того же числа перейти только на бункерную погрузку составов, сократив время погрузки до 40 минут.

§ 2.

Начальнику Тасканской жд Трухачеву выделить Эльгенуглю на время постройки бункеров 20 плотников и одного десятника.

§ 3.

Начальнику ТЭК Скворцову выделить Эльгенуглю 30 кубометров леса, а Трухачеву немедленно перевезти его на Эльгенуголь

§ 4.

Трухачеву организовать текущий ремонт паровозов с таким расчетом, чтобы по прибытии паровозов из рейса одновременно ремонтировались все неисправные его детали и укладываться в срок, установленный для разгрузки поездов».

Перевозка угля на Чапаевскую РЭС

А как обстояли летом 1942 года дела с вывозкой угля для предприятий ЮЗГПУ?

К концу июля автомехбаза ЮЗГПУ смогла подняться в выполнении июльского задания только до 90%. Раньше эти цифры были ещё ниже.

Одной из причин срыва плана вывоза угля было отсутствие необходимого количества машин — на вывозку угля автомехбаза ЮЗГПУ выделяла всего 15 автомобилей.

Другой причиной были простои автомашин на погрузке и разгрузке угля. Нередки были случаи, когда автомашины простаивали по погрузкой на Эльгенугле по 7–9 часов. Не оказывали помощи водителям автомехбазы руководители обогатительной фабрики № 3  при разгрузке на Чапаевской РЭС, в результате чего разгрузка угля также затягивалась.

Для выполнения плана по перевозкам и создания достаточных запасов угля на предприятиях и обогатительной фабрике № 3, автомехбазой ЮЗГПУ в начале августа 1942 года количество машин было доведено до 25. Также 20 автомобилей для этой цели выделила обогатительная фабрика № 3.

На все автомобили, перевозящие уголь, были выделены лучшие водители. Перед каждым водителем стояла задача совершать по 2 рейса в день. На Эльгенугле организовывался диспетчерский пункт.

Нарезка новых шахт

Тем временем потребность в эльгенском угле только возрастала: механизация приисков и рудников, открытие новых предприятий требовало много электроэнергии, которая вырабатывалась Чапаевской (Сеймчанской) РЭС в ЮЗГПУ и Тасканским энергокомбинатом в СГПУ, топливом для которых был эльгенский уголь. Также уголь был необходим для посёлков и предприятий горных управлений.

В связи с этим встал вопрос о вводе в эксплуатацию новых шахт для увеличения добычи угля в Эльгенском угольном районе. 2 июля 1942 года вышло распоряжение № 302 по ГУСДС от 2 июля 1942 года, где перечислялись необходимые меры для обеспечения снабжения ЮЗГУ и Тасканского энергокомбината углём Эльгенского угольного района: «

§ 1.

Приступить к закладке 3-х новых шахт на основном Эльгене и одной на Левом Эльгене с тем, чтобы последние вступили в эксплуатацию с 1 января 1943 года.

ГРУ ГУСДС обеспечить финансирование производства геолого-разведочных работ на участках закладываемых шахт, для детальной разведки.

§ 2.

Восстановить существующую шахту на Левом Эльгене и развить на ней добычу угля в размерах, полностью удовлетворяющих ЮЗГПУ.

§ 3.

Расширить существующую электростанцию в Эльгенугле, увеличив её мощность на 120 кВт. Построить электростанцию на Левом Эльгене, для чего начальнику УДС Рыбалко возвратить ДСУГ локомобиль 75 л.с. комплектно с генератором и всей аппаратурой, а УАТу перебросить его до Тасканской жд.

Директору завода № 2 Попкову и главному энергетику тов. Усюкину обеспечить в июле 1942 года Эльгенуголь вторым локомобилем 75 л.с. с завода № 2 комплектно с генераторами и пусковой аппаратурой.

На Левом Эльгене установить два имеющихся локомобиля по 48 л.с.

Усюкину утвердить схему каналивации тока и в соответствии с этим выделить необходимое количество трансформаторов и голого провода.

§ 4.

ПЭО ГУСДС выделить средства на капстроительство по Эльгену в сумме 242 000 рублей согласно прилагаемого списка.

Разрешить временное строительство в угольных районах Дальстройугля на сумму 350 000 рублей».

Осень угольного района

Руководство Эльгенского угольного района отреагировала на критику автотранспортников и железнодорожников и попыталось ликвидировать простои, возникавшие при погрузке угля.

В августе 1942 года на погрузку угля было выделено 25 человек. Также на помощь шахтёрам пришли рабочие подсобных цехов, домашние хозяйки, служащие — в нерабочее время они выходили на погрузку угля.

Первую декаду августа коллектив Эльгенского района план не выполнил, но уже с 9 августа суточные задания стали выполняться на 116–120%.

Развёртывались работы на ранее законсервированных шахтах № 15 и «Левом Эльгене», расположенной ближе к промышленным предприятиям ЮЗГПУ. Начальниками новых шахт были назначены Агапов и Косаев. Эти шахты планировалось ввести в эксплуатацию к 1 сентября, и объёмы добычи в районе должны были значительно возрасти.

Одновременно шло строительство локомобильной электростанции на Левом Эльгене.

В начале сентября началась добыча угля на шахте № 11 (начальник Внуков).

За ударный труд руководством угольного района были отмечены крепильщик шахты № 12 Сыпало, крепильщик-двухсотник Котос, откатчик Мартяшин, начальник шахты № 11 Внуков, начальник шахты № 1 Мохов и другие. 

В начале сентября шахтёры ежесуточно отгружали около 400 тонн угля для электриков Таскана и Юго-Запада. 

Топливный кризис на ТЭС

Несмотря на все усилия шахтёров и железнодорожников, положение с углём на Тасканском энергокомбинате становилось угрожающим. Добываемого угля не хватало для того, чтобы в полной мере обеспечить топливом энергокомбинат.

И руководству Дальстройугля поневоле пришлось вспомнить об отвалах старого угля с повышенной зольностью. Распоряжением № 451 по ГУСДС от 26 сентября 1942 года «Об отгрузке Эльгенского угля из отвалов и об экономичном его сжигании» предписывалось следующее: «В целях использования Эльгенского угля старой добычи в количестве 2500 тонн приказываю:

§ 1.

Кочуро немедленно приступить к отгрузке для ТЭК Эльгенского угля из отвалов с повышенной зольностью (не выше 48%) в количестве 2 500 тонн.

§ 2.

Трухачёву увеличить суточную перевозку угля для ТЭК до 350 тонн.

§ 3.

Скворцову принять этот уголь и создать запасы для непрерывной работы электростанции.

§ 5.

Усюкину, совместно со Скворцовым немедленно разработать вопрос о наиболее экономичном сжигании в топках ТЭК угля повышенной зольности в смеси с углём высокого качества».

А что ещё оставалось делать? Остановка ТЭК неизбежно привела бы к срыву плана предприятиями СГПУ, а так был шанс продержаться до момента увеличения добычи и отгрузки угля Эльгенским угольным районом.

Энергообоспечение Эльгенского угольного района

Несмотря на то, что основными потребителями Эльгенугля были районные электростанции, обеспечивающие СГПУ и ЮЗГПУ, в самом угольном районе электроэнергии не хватало.

Для обеспечения угледобычи и самого посёлка шахтёров электричеством руководством Дальстроя было решено передать дополнительно в угольный район локомобили, генераторы и необходимое оборудование для расширения электростанции и строительства новых линий электропередач.

Из распоряжения № 464 по ГУСДС от 6 октября 1942 года «Об энергоснабжении Эльгенского Угольного Района»: «В целях обеспечения электроэнергией Эльгенского Угольного Района, приказываю:

§ 1.

Директору завода № 2 Попкову закончить ремонт локомобилей ЛП-75 и П-3 к 1 ноября 1942 года и передать их Дальстройуглю.

§ 2.

Начальнику СГПУ Гагкаеву передать Дальстройуглю два генератора мощностью по 60 кВа для укомплектования 2-х локомобилей П-3, и 3 трансформатора мощностью 180,100 и 50 кВа к 1 ноября 1942 года.

§ 3.

Колымснабу выдать Дальстройуглю провод марки МГ-10 в количестве 500 кг».

Предоктябрьское социалистическое соревнование

Угольщики Эльгенского района в октябре 1942 года горячо откликнулись на призыв коллектива ордена Ленина завода № 70 имени Владимира Ильича развернуть предоктябрьское социалистическое соревнование. На состоявшемся в начале октября собрании угольщики взяли на себя серьёзные обязательства по перевыполнению плана.

— Мы недовыполнили сентябрьского задания, — сказал на собрание начальник района Кочуро, — хотя все возможности для этого были налицо. Мы обязаны ознаменовать XXV годовщину Октября производственными победами. Дадим больше угля и лучшего качества для горных предприятий.

Выступившие затем стахановцы-угольщики Мартьяшин, Котов, Сыпало и другие взяли на себя обязательство выполнять технические нормы в октябре не ниже 200%. 

От имени шахтёров шахты № 16 выступил Пахомов. Он заявил, что шахта выполнит план октября к 25 числу, и вызвал на соревнование угольщиков шахты № 1.

Маслов рассказал о работе молодого коллектива шахты № 15, досрочно выполнившего план сентября. Октябрьский план они решили выполнить 24 числа с тем, чтобы до конца месяца дать не менее 160 тонн угля сверх плана, подняв производительность труда до 110%. 

Подарки воинам Красной армии

На другой день после собрания, посвящённого обращению рабочих завода имени Владимира Ильича, угольщики собрали на праздничные подарки доблестным фронтовикам более 10 тысяч рублей.

Мартьяшин внёс 200 рублей, Маслов — 250 рублей, Сыпало — 500 рублей, а Котов ассигновал на подарки фронтовикам половину заработной платы за сентябрь.

Смена основной рабочей силы

В соответствии с приказом по ГУСДС НКВД СССР № 067  осенью 1942 года Эльгенский угольный район был переведён на полное обслуживание вольнонаёмным составом. ОЛП Эльгенуголь было ликвидировано, заключённых передали на другие предприятия. Выполнение этого приказа привело к значительному росту посёлка Эльген-Уголь. Также в посёлке была открыта фельдшерская амбулатория с приёмным покоем на 2 койки согласно распоряжению № 525 по ГУСДС от 10 ноября 1942 года.

План добычи угля — досрочно!

В ноябре 1942 года шахтёры Эльгенского района собрались на митинг, посвящённый докладу Сталина.

Мнение всех выразил коммунист-крепильщик выполнявший задание на 150 процентов Агапов. Он заявил: «Выступление товарища Сталина обязывает нас работать не покладая рук и давать нашим горным управлениям больше угля. И это мы должны сделать во что бы то ни стало».

Брейтор призвал собравшихся крепить производственную дисциплину, экономить продукты и товарно-материальные ценности.

В принятой резолюции коллектив района решил путём повышения производительности труда выполнить план добычи угля к 25 ноября.

Когда слова расходятся с делом

А как обстояли дела на самом деле в ноябре 1942 года в Эльгенском угольном районе?

Если в октябре производственные нормы выполнял 71 человек, то в первой декаде ноября эта цифра упала до 47. Росло число нарушений трудовой дисциплины: в октябре прогулы составили 288 рабочих дней.

Тем не менее борьбы с прогульщиками не велось, отсутствовал и строгий учёт работающих. К слову, старший табельщик Дьяков не мог ответить на вопрос, сколько прогулов было в первой декаде ноября.

А тем временем нарушения трудовой дисциплины в районе приняли угрожающие размеры — только за 11 дней ноября был совершён 71 прогул.

За 10 дней добычи угля в ноябре план районом был выполнен только на 58% проц. 

И снова о погрузке

В ноябре 1942 года машины автомехбазы ЮЗГПУ, прибывающие в Эльген за углем, снова простаивали по несколько часов в ожидании погрузки. Особенно большие простои были в ночное время.

Так, 27 ноября водители Пономарёв, Миронов и Кужилев простояли 16 часов, 29 ноября водители Харченко, Савельев и Авилов простояли 15 с половиной часов.

И такие простои случались ежедневно. Связано это было с тем, что количество человек на погрузке автомобилей было сокращено — работали одни-два человека, которые физически не могли обеспечить своевременную загрузку автомашин.

Водители автомехбазы ЮЗГПУ неоднократно обращались начальнику угольного района Свищеву с просьбой упорядочить погрузку, но безрезультатно.

Карьера Кочуро

Свою деятельность в Эльгенском угольном районе Кочуро начинал на должности начальника угольного района. Но работая начальником Эльгенского угольного района не смог организовать трудовую дисциплину на должном уровне и не мобилизовал коллектив на выполнение плана по угледобыче. На все эти производственные грехи, а точнее, неспособностью должным образом руководить работой района, наложилось и недостойное поведение в быту.

Результат был предсказуем: приказом руководства Дальстроя Кочуро был снят с должности начальника Эльгенского угольного района и назначен главным инженером.

На новой должности Кочуро не сделал никаких выводов и вместо борьбы за план начал вести переговоры с рядом работников ЮЗГПУ о переходе на более лёгкую работу. В результате такого отношения к своим обязанностям он не обеспечил выполнения ряда приказов ГУСДС и не организовал работу по улучшению качества угля, экономии материалов и взрывчатых веществ. В том, что план по добыче угля в ноябре месяце угольным районом был выполнен только на 43,1% была и его заслуга.

Ну и последствия невыполения ноябрьского плана более чем вполовину, не заставили себя долго ждать. Приказом № 525 от 10 ноября 1942 года «О снятии с работы главного инженера Эльгенугля» главный инженер Эльгенугля Кочуро с работы был снят, на его место был назначен Сапсуев.

Этим же приказом было предписано использовать бывшего главного инженера Кочуро на низовой работе в системе Дальстройуголь.

Вот такое вот карьерное пике…

Успехи декабря

Судя по всему, коллектив и руководство Эльгенского угольного района смогли сделать правильные выводы из ноябрьского фиаско, и в декабре работа начала налаживаться.

К середине декабря шахты №№ 11 и 16 выполняли план на 103–108%.

Забойщик Шпаковский выполнял задание на 232–259%, забойщик Дыбаков — на 112–177%, Нагиев — на 184–250%.

Забойщики шахты № 12 Мартьянин, Фролков, Мамро, Бажанов задание первой декады декабря выполнили на 125–127,9%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *