Консервации шахт
В Эльгенском угольном районе шахтой № 17 разрабатывался пласт «Пробный», а шахтой «Левый Эльген» пласт «Горелый».
На основании распоряжения главного инженера Дальстойуголь от 3 февраля 1941 года шахты № 17 и «Левый Эльген» были законсервированы.
Всего по этим шахтам было добыто 7 800 тысяч тонн угля, причём в результате ошибочной эксплуатации шахт в потери было списано около 8 800 тонн угля.
Ввод в эксплуатацию шахты № 12
Шахта № 12 (вертикальная) по пласту «Надпробному» была введена в эксплуатацию в марте 1941 года.
Эльгенский уголь приискам СГПУ
В Северном горнопромышленном управлении был большой парк паровых экскаваторов, от работы которых зависело выполнение годового плана вскрыши торфов, а, следовательно, и металлодобычи.
Однако из-за удаления лесных массивов от приисков и посёлков СГПУ с каждым годом всё труднее было снабжать экскаваторы дровами, что приводило к значительным простоям экскаваторов в 1940 году.
Решением топливной проблемы мог послужить эльгенский уголь, но возить его окружным путём по существующему шоссе было нерентабельно.
Для решения топливной проблемы силами СГПУ зимой 1940–1941 годов началось строительство автопроезда для соединения приисков Ат-Уряхской долины с Эльгенским шоссе. Трасса дороги проходила по долинам рек Малого и Большого Ат-Уряха до Усть-Таскана.
После окончания строительства второй очереди Тасканской узкоколейной железной дороги, эльгенский уголь должен был начать поступать на прииски СГПУ.
Ввод в эксплуатацию шахты № 1
Шахта № 1 (вертикальная) вблизи выхода пласта «Пробный» была введена в эксплуатацию в мае 1941 года.
Первые пожары
К середине 1941 года на складах Эльгенугля из-за проблем с вывозкой угля потребителям скопилось до 40 тысяч тонн топлива.
Тут эльгенский бурый уголь и напомнил о своём «скверном» характере и способности самовоспламеняться.
В результате длительного хранения произошло самовозгорание угля. На борьбу с пожарами, строительство временного автомобильного проезда от шахт к строящейся железной дороге и на вывозку угля были брошены все силы угольного района: весь наличный транспорт, рабочие и служащие Эльгена.
Пожары удалось погасить, но было уничтожено значительное количество добытого и готового к отправке угля.
Завершение программы 9 месяцев
В начале октября 1941 года коллективом Эльгенского угольного района раньше установленного срока была завершена девятимесячная программа добычи угля, этой победой район был обязан передовым шахтёрам-стахановцам.
В шахте № 15 в число передовиков входил звеньевой Федосеев, который в сентябре выдал два с лишним плана. От своего звеньевого не отставал забойщик Коршунов.
Ззабойщик Хворостенюк шахты № 1 выполнял до двух норм.
Секретарь комсомольской организации Хлиян, работая шахтным механиком, обеспечил бесперебойную работу вверенных ему механизмов. То же самое можно было сказать об электрике Марачковском, обслуживавшим две смены.
Ширилось социалистическое предоктябрьское соревнование между шахтами угольного района. Шахта № 12, под руководством Василевского соревновалась с шахтой № 1. В сентябре 1941 года коллектив шахты № 12 с честью вышел в ряды победителей.
Кадровый вопрос
Для решения вопроса «кадрового голода» руководством Эльгенского угольного района были организованы курсы десятников, взрывников, электрослесарей и кочегаров, на которых лучшие шахтёры обучались мастерству горных работ. Всего на курсах обучалось 43 человека.
В октябре 1941 года состоялся первый выпуск курсантов взрывников, среди которых были лучшие запальщики — стахановцы Сергей Бабченко и Яков Петухов.
На курсах преподавали высококвалифицированные специалисты — начальники участков и цехов Туболев, Отборкин, Эттель, Хворостяный.
Выпуск нового пополнения квалифицированных специалистов должен был состояться ко дню XXIV годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.
Газ нужен?
Мощные угольные пласты Эльгенского месторождения содержали газ метан. В конце октября 1941 года при бурении скважин №№ 132 и 110 стал выделяться метан на глубине 240 и 280 метров. Скважина № 117 ежедневно давала 270 кубометров газа и могла обеспечить до 8 газовых плит.
Метан был не только одной из опасностей при добыче угля, но и лучшим видом топлива для газовых плит. В Эльгенугле задумались над возможностью использования попутного газа: был изготовлен газоуловитель и началось изготовление первой газовой опытной печи.
Работники Эльгена обратились в отдел главного механика Дальстроя за технической консультацией по использованию горючего газа, вот только понимания и помощи не получили…
Итоги предоктябрьского соревнования
В свете предоктябрьского социалистического соревнования шахтёры Эльгена на 20 дней раньше срока выполнили 10-месячный план. На исходе октября начальники шахт уже докладывали о выполнении оперативного месячного задания.
Одним из первых рапортовал Николай Алексеевич Минаев, начальник угольной шахты № 1 о выполнении плана на 117%. Такой высокий результат во многом был достигнут благодаря механизации добычи угля в шахте. Из забоя на поверхность уголь совершал путь по конвейерному или по скреперу, загружался в вагонетки, которые по уклону к стволу тянула подъёмная лебёдка.
Начальник шахты утверждал, что благодаря механизации на шахте, отбойка угля увеличилась чуть ли не на тонну на каждого шахтёра.
За ударную работу руководством Эльгенского угольного района были отмечены бригадиры Иван Федосеев и Александр Хворстынюк.
Железная дорога Усть-Таскан — Эльген-Уголь
Первые десять поездов с эльгенским углем для Усть-Тасканской электростанции по строящейся железнодорожной линии прошли к концу апреля 1941 года.
В июле 1941 года железная дорога Усть-Таскан — Эльген-Уголь длиной в 64 километра была передана во временную эксплуатацию от УДС Севера в распоряжение Северного горного промышленного управления (СГПУ) согласно приказу № 349 по ГУСДС от 12 июля 1941 года.
К августу 1941 года положение с доставкой угля на ТЭС-3 оставалось тревожным. Задержки с доставкой угля происходили по причине отсутствия необходимого количества подвижного состава.
Даже имеющийся подвижной состав железной дороги работал крайне неудовлетворительно, паровозы простаивали сутками. В октябре 1941 года по дороге перевезено только 18% угля от плана.
Автодорога Эльген-уголь — Юрты
25 октября 1940 года силами Сеймчанского дорожно-строительного участка был запущен во временную эскплуатацию автопроезд от шахт Эльгенугля к посёлку Юрты. Но от автопроезда до полноценной круглогодичной дороги должно ещё далеко.
Для обеспечения бесперебойной вывозки добытого угля в ЮЗГПУ, согласно плану, требовалось значительное количество автомашин. К тому же свои правила диктовала и колымская зима — после метелей дорогу переметало и движение по ней было невозможно до окончания расчистки трассы от снежных заносов.
Декабрь. Снова пожар
К концу 1941 года строительство подъездных путей к шахтам было закончено, вывоз угля увеличивался, но в ещё большей степени нарастала его добыча и объём угля на складах шахт. Вновь обнаружились признаки нагревания угля, грозившие очередным пожаром.
Из газеты «Советская Колыма» от 14 ноября 1941 года: «В морозном воздухе над посёлком медленно таял звук гудка. Шахтёры собирались к стволу, поднимаясь на поверхность по висячим деревянным лестницам. В ночной мгле двигались жёлтые ёжики шахтерских лампочек. Вдруг порыв ветра донёс откуда-то запах гари.
— Хлопцы! Да здесь отвалы дымятся, — воскликнул, вглядываясь вперёд, пожилой шахтёр. — Неужто уголь горит?
Догадка оказалась верной. Дым и пар стлались над угольным отвалом. Сотня тонн выданного на-гора угля загорелись от долгого пребывания на воздухе. С каждым новым часом расширялся очаг пожара. Назревало дело хлопотливое, трудоёмкое…»
Пожар удалось погасить, но ситуация требовала своего разрешения.
Прерванный полёт. Консервация района
К концу 1941 года ни один из видов траспорта не выполнял плана по вывозке угля с Эльгена, что привело к затовариванию углём.
Из-за отсутствия налаженной вывозки угля потребителям дальнейшая добыча угля теряла смысл — добытый уголь на поверхности за время хранения терял свои качества и грозил новым пожаром.
В результате было принято непростое решение — временно остановить добычу угля и законсервировать угольные шахты, до момента налаживания бесперебойной отгрузки и вывоза уже добытого угля.
Согласно распоряжению главного инженера Дальстойугля Скалкина от 5 декабря 1941 года шахты №№ 1, 12,13 и 15 Эльгенского угольного района были поставлены на консервацию.
Шахтёры на неопределённое время были переведены на строительство подъездных путей, погрузку угля, строительство, геологоразведку и строительство дорог.
Заключённые из ОЛП Эльгенугля на время консервации были переданы в Тасканский энергокомбинат и Тасканскую железную дорогу.
Геологоразведка
В течение полевого сезона 1941 года в районе Эльгенского месторождения угля (бассейн рек Лаглыхтах, Правый Эльген и Сеймчан), с целью поиска новых перспективных участков вблизи Усть-Тасканской электростанции и посёлка Нижний Сеймчан, где располаглся центр ЮЗГПУ, работала Сеймчано-Лыглыхтахская ГПП Управления «Дальстройуголь», под руководством Г.Ф. Турина.
Полевой сезон прошёл без осложнений и увенчался успехом. Были выявлены угленосные отложения по ручьям Малиновый, Олений и Туфовый (притоки Лыглыхтаха), а по ручью Невидимка (приток Правого Эльгена) был обнаружен мощный пласт угля.