Да, действительно, в те далекие 40-е годы мы были молодыми, совсем молодыми, чуть-чуть старше вас. И конечно же ни о каких подвигах никто не думал и тем более не мечтал. Ведь не передовая, ведь не рвались бомбы и снаряды у нас над головой. Тем более многие, пожалуй большинство из нас знали, что такое фронт, что такое передовая.
Для меня была полной неожиданностью правительственная награда. Я даже не знала о представлении меня к награде. После я прочла в «Известиях» и свою фамилию и оказалась одна из девушек со своей трассы. Но это уже хвастовство. Тогда это было важно, воспринялось с какой-то гордостью.
А после войны интерес к наградам утрачен. Награды были многими заброшены. Больно мы не бравые. Нас не понимает молодое поколение. Ну, как говорят, достаточно эмоций, ближе к делу.
Аэродромы строились на мой взгляд на скорую руку с участием заключенных (а их в то время была тьма тьмущая). Жили мы в бараках, ранее принадлежащих заключенным. Был такой барак у тех. состава, вольнонаемных и у девушек. Стояло много топчанов и посреди барака бочка-печка — буржуйка. Летный состав, а вернее летчики, штурманы, механики (ком. состав) жили в доме пилотов, более привилегированном жилище и питались, естественно, в летной столовой.
Работа в тех условиях летного состава была крайне трудной. Ведь самолеты не отапливались. Ну а так, как я их почти всегда встречала, то жалоб, что они замерзали не было. Я сама летала до Якутска на Ли-2 в шинели и кирзовых сапогах (меня сразу же переодели в валенки и чем-то еще укутали, и не замерзла) Это был октябрь месяц 1942 года.
После, в первые месяцы 1943 года этот самолет, вернее с этим командиром корабля разбился, по-моему между Киренском и Якутском и на борту находились летчики-перегонщики. Фамилию командира корабля забыла, а долгое время помнила.
Катастрофа самолета А-20. Помню случай у нас на аэродроме (Сеймчан) экипаж в количестве 3-4 человек, из них капитан и майор. (Федотов, второго не помню), и вот авиационный техник попросился, как говорят, покататься. Это был Мотя (Трошин Матвей Матвеевич) — его так звали, Матвей значит, красивый, румяный мальчишка, а меня не взяли, хотя я так просилась. Тогда это было довольно просто, но не для всех. Я была медик аэродрома, как бы свой кадр.
Самолет не вернулся, ждали допоздна, никаких сообщений. На следующий да и на последующие дни не нашли. Было лето, тайга зеленая, самолет зеленый, обнаружили его, когда уже выпал снег. Но в то время их не хоронили. Кто их хоронил — не знаю.
Другой случай. При перегонке через Верхоянский хребет разбивается самолет Б-25. Командир корабля штурман Костя, фамилию радиста не помню. Штурман — Костя выпрыгнул, остался жив, если я не путаю.
1943 год — погиб летчик-истребитель Илюша Пурим — любимец нашего полка. Он был переведен во 2-й или 1-й полк.(Лейтенант Пурим Илья Андреевич — лётчик 1-го ПАП, 26 февраля 1943 г. — катастрофа самолёта Р-39 на аэродроме Уэлькаль)
1943 год — погиб на истребителе Франц Биох ст.лейтенант немецкой национальности в районе Оймякон. (Старший лейтенант Биох Франц Игнатьевич — командир звена 3-го ПАП, 12 сентября 1943 г. — катастрофа самолёта Р-39, свалился в штопор при заходе на посадку в Оймяконе)
1945 год — погиб Алеша Терентьев — ст.лейтенант, летчик истребитель — асс в районе аэродрома Сеймчан. (Лейтенант Терентьев Алексей Николаевич — командир звена 3-го ПАП, 8 июня 1945 г. — катастрофа самолёта Р-63 на аэродроме Сеймчан)
В первом полку знала только тех, кто был переведен из нашего полка :
- Коля Сенченко капитан-истребитель. Погиб в 1944 году. (Майор Сенченко Николай Маркович — командир авиаэскадрильи 1-го ПАП, 24 декабря 1944 г. — катастрофа самолёта Р-63 на аэродроме Ном)
- Чанборисов Равиль войну закончил в здравии. Переведен в первый полк.
- Кочерга Георгий ст.лейтенант-бомбардировщик со 2-го полка переведен в первый. После войны служил в Рязани.
К сожалению забыты такие летчики-руководители :
- Твердохлебов Федор Анисимович, полковник, ком.полка 3-го, истребитель, ас. После войны служил (по слухам) на Дальнем Востоке — командиром дивизии и там якобы и погиб.
- Фролов Борис — майор-бомбардировщик, ком.полка.
- Левенберг Илья Александрович, подполковник, зам.ком.полка, немецкой национальности, замечательный человек. Куда он исчез после войны я не знаю. Был слух, что он репрессирован.
- Мокин Александр, ст. лейтенант 3-го полка, (последнее звание), истребитель. Где он не знаю.
- Иванов Анатолий, 3-й полк, ст. лейтенант-бомардировщик.
- Скорняков Сергей, капитан-истребитель, 2-й полк. После войны ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
- Зайцев Михаил, ст. лейтенант-истребитель 3-го полка.
- Славин Сергей Александрович, ст. лейтенант-бомбардировщик 2-го полка — мой муж, умер в возрасте 54 лет в г.Таллине.
15.03.92 г.