1944 год

Меры по увеличению добычи и отгрузки угля в Эльгенугле

Для увеличения объёмов добычи угля Эльгенским угольным районом руководством Дальстроя в начале 1944 года был выпущен ряд приказов и распоряжений, где были перечислены мероприятия по дальнейшей механизации добычи и погрузки, более эффективному использованию рабочей силы и увеличению числа действующих шахт.

Из приказа № 10 по ГУСДС от 8 января 1944 года «О мероприятиях по выполнению плана 1-го полугодия предприятиями Управления Дальстройуголь»: «Учитывая решающее значение твёрдого топлива в деле выполнения плана Горными Управлениями по первому и второму металлу и нормальной подготовки их предприятий к промывочному сезону 1944 года приказываю:

§ 2.

Начальнику Эльгенского угольного района Жигункову организовать с января скоростную проходку коренных штреков по шахте № 6 (вертикальной), к 15 февраля подготовить очистные забои и сдать шахту в эксплуатацию. Обеспечить в январе выполнение плана 12 тысяч тонн, и, развивая горно-подготовительные работы, к 1 июня обеспечить фронт работы для выдачи 600 тонн угля в сутки.

Разведочные работы в течение первого полугодия сосредоточить исключительно на пласте Мощном и разведать за полугодие три шахтных поля, с запасами порядка 600 тысяч тонн.

В первом квартале заложить две наклонные шахты № 7 и № 10.

§ 7.

Начальнику Управления Дальстройуголь Пшеничникову и начальникам угольных районов механизировать трудоёмкие процессы по угледобыче, повысить использование врубовых машин, конвейеров, электросвёрл и скреперных установок:

б) По Эльгену 

1) В течение первого квартала по новым шахтам (№ 6-бис, 7-бис и № 6) механизировать доставку угля из очистных забоев на коренные штреки с применением конвейерных приводов.

На всех шахтах со скиповым подмъёмом применить лобовые опрокиды в рудничных дворах и бункерную загрузку скипов.

§ 8.

Начальнику Управления Дальстройуголь Пшеничникову и начальникам угольных районов организовать систематическое проведение техминимума по всем ведущим квалификациям и в первом полугодии пропустить через курсы не менее 50% подземных рабочих основных профессий.

§ 9.

Начальнику Управления Дальстройуголь Пшеничникову и начальникам угольных районов пересмотреть организацию труда на предприятиях, с целью максимального сокращения подсобных рабочих и использования на основном производстве, не менее 60% списочного состава рабочих.

§ 10.

Для нормальной работы шахт организовать во всех районах склады крепёжного и делового леса и к 1 февраля создать запас месячной потребности крепёжного леса.

§ 11.

Начальнику Управления Дальстройуголь Пшеничникову, на основе заключения Проектно-Изыскательского Отдела Дальстроя, представить к 1 февраля 1944 года на утверждение в Горный Отдел Дальстроя план мероприятии по отводу поверхностных вод и организации водоотлива на шахтах Эльгенского угольного района».

Не были к началу 1944 года решены и вопросы, связанные с погрузкой добытого угля в составы Тасканской железной дороги. Для решения этой проблемы руководство Дальстроя решило выделить для погрузки угля в Эльгенуголь экскаватор, чтобы максимально убыстрить процесс погрузки, а освободившуюся рабочую силу с погрузочных работ перебросить на основное производство.

Из распоряжения № 29 по ГУСДС от 18 января 1944 года «О механизации погрузочных работ на Эльгенугле»: «В целях усиления погрузочных работ, сокращения простоев железнодорожных составов под погрузкой угля, приказываю:

§ 1.

Начальнику СГПУ майору госбезопасности ГАГКАЕВУ передать экскаватор «Ренсомес» № 167 Управлению Дальстройуголь вместе с бригадой.

§ 2.

Директору Оротуканского завода Горного Оборудования Каралифтёрову закончить ремонт экскаватора «Ренсомес» № 167 и передать его Дальстройуглю к 10 февраля 1944 года

§ 3.

Начальнику Транспортного отдела Далстроя ЦЕЛИНУ обеспечить перевозку указанного экскаватора на место погрузочных работ угольного района Эльгенуголь не позднее 15 февраля 1944 года.

§ 3.

Начальнику Управления Дальстройуголь Пшеничникову:

2) Для получаемого экскаватора создать фронт погрузки, обеспечивающий ежесуточную погрузку 450 тонн угля,

3) К 1-му февраля установить две скреперных лебёдки и два транспортёра «Maкензен» на работах по погрузке угля».

Также были приняты меры для ликвидации простоев под погрузкой автомашин ЮЗГПУ. Из распоряжения № 41 по ГУСДС от 31 января 1944 года «Об упорядочении погрузки угля на Эльген-Угольном районе»: «За последнее время резко возросли простои автомашин под погрузкой угля на Эльген-Угле. Как правило, автомашины простаивают под погрузкой по 4–5 часов.

В целях ликвидации перепростоев и наиболее эффективного использования автотранспорта ЮЗГПУ на перевозках угля, приказываю:

§ 1.

Под личную ответственность начальника Эльген-Угольного р-на тов. Жигункова обеспечить одновременную погрузку не менее 2-х автомашин.

Погрузку автомашин производить:

  • Студебекер — 25 мин.
  • ЗИС-5 3-х осн. и ЗИС-10 — 30 мин.

§ 2.

В обеспечение § 1 настоящего распоряжения начальнику Эльген-Угольного района тов. Жигункову в 10 дневный срок установить на отвалах 3 скреперных лебёдки.

Начальнику ЮЗГПУ Инженеру-Подполковнику тов. Груша в тот же срок изготовить три ковша для вышеуказанных лебёдок.

§ 4.

Начальнику Эльген-Угольного района тов. Жигункову взыскать с конкретных виновников стоимость перепростоя автомашин».

Соревнование угольщиков

В начале 1944 года Эльгенский угольный район включился в соревнование в честь 26-летия Красной Армин среди угольщиков Дальстроя. За работу в январе Эльгенуголь был признан одним из лидеров соревнования: суточные планы добычи угля выполнялись на 110–113%. 

Меры по увеличению объёмов поставок для ТЭК

Для обеспечения бесперебойного снабжения и увеличения поставок угля в Тасканский энергокомбинат был построен и введён в эксплуатацию в феврале 1944 года автозимник Усть-Таскан — Эльген-уголь. Это давало возможность не только нарастить объёмы поставок угля для Усть-Таскана, но и производить ремонт на железной дороге, без остановки поставок угля.

Из распоряжения № 44 по ГУСДС от 14 февраля 1944 года «О передаче в эксплуатацию автозимника Таскан — Эльген-уголь»: «Для установления готовности автозимника Таскан Эльгенуголь и пригодности его к эксплуатации, а также для передачи автозимника от УШОСДОРА в ведение СГПУ приказываю:

§ 17.

Назначить комиссию в составе: от Главка — ст. инженер Стройтехинспекции Беляев Б.С. (председатель)».

Осушение шахт и подготовка к паводку

Паводок в 1943 году, когда в Эльгенугле была прекращена на 6 дней добыча угля из-за затопления шахт, заставил руководство Дальйстройугля и Дальстроя со всей серьёзностью подойти к решению вопросов осушения затопленных шахт и противопаводковых мероприятий.

Из приказа № 76 по ГУСДС от 23 февраля 1944 года «Об осушении шахт 1-й очереди Эльгенугля»: «В целях предупреждения от затопления весенними и паводковыми водами шахт Эльгенского угольного района, приказываю:

§ 1.

Начальнику Управления Дальстройуголь Пшеничникову немедленно развернуть полным фронтом проходку канав № 1, №2 и № 3, в полном соответствии с проектом осушения шахт 1-й очереди, составленным Проектно-Изыскательским Отделом.

§ 2.

Начальнику Эльгенугля Жигункову немедленно выделить бригаду рабочих в количестве 70 чел. для производства канавных работ и заготовки материалов.

§ 3.

Срок окончания всех работ по осушке шахт 1 очереди устанавливаю 1 мая 1944 года.

§ 4.

Начальнику Управления Дальстройуголь Пшеничникову к 5 марта представить развёрнутый календарный план работ, связанных с осушкой шахт 1 очереди и установкой водоотливных средств как по Эльгенскому, так и по Хасынскому угольным районам.

§ 5.

Директору Оротуканокого ремонтного завода тов. Каралифтёрову к 15 марта капитально отремонтировать 4 насоса высокого давления, а тов. Пшеничникову к 1 марта доставить таковые на завод.

§ 6.

Главному механику тов. Ершову изыскать к 5 марта для Дальстройугля 6 штук 3–4 дюймовых высоконапорных насоса.

§ 7.

Обязываю Начальника Управления Дальстройуголь тов. Пшеничникова лично следить за проведением указанных работ в установленные сроки».

Срыв плана Дальстройуглем

Выполнение плана по добыче угля в 1-м квартале 1944 года по Дальстройуглю находилось на гране срыва. План в январе 1944 года по добыче угля был выполнен на 76,2%, ожидаемое выполнение в феврале составляло 92,1%.

Значительное отставание имелось и по горно-подготовительным работам, выполнение которых составило за январь 73,8% и за февраль 94%.

Для выправления ситуации руководство Дальстроя своим приказом № 75 по ГУСДС от 22 февраля 1944 года «О выполнении плана по добыче угля в 1 квартале 1944 года по Управлению «Дальстройуголь»» установило оперативный план по добыче угля каждому угольному району.

Эльгенскому угольному району в первом квартале 1944 года предстояло добыть 10 500 тонн угля, по горно-подготовительным работам пройти 400 погонных метров. Суточное задание для Эльгенугля было установлено в 390 тонн, с выработкой на 1 человеко-день рабочего угледобычи — 1,20 тонны.

Этим же приказом начальнику Эльгенугля Жигункову в марте предписывалось провести необходимые работы по подготовке к отвода весенних вод, во избежание затопления шахт.

В шахтах Эльгенугля. Март 1944 года

А как обстояли дела в шахтах Эльгена в марте 1944 года? С механизацией горных работ в Эльгенском угольном районе всё было далеко не идеально.

Лесоматериал для прокладки к забоям вагонных путей вовремя не подвозился, и рабочим приходилось заниматься перебрасыванием угля на расстояние до 20 метров, что задерживало выдачу угля на-гора. Имеющиеся откаточные пути в шахтах были настолько в плохом состоянии, что шесть человек с трудом передвигали вагонетку. 

Отпалка забоев была организована неудовлетворительно. Зачастую обурённый забой по нескольку часов ожидал взрывника, спокойно почивающего дома в свою смену. Бурщики тем временем также расходились, появляясь в забое после отпалки с опозданием.

Вследствие всего этого нередки были случаи простоев из-за отсутствия заготовленного угля. В шахте № 7 вся бригада во главе с горным мастером Фролковым вместо того чтобы сообщить руководству об отсутствии заготовленного угля, беспечно проспала в забое, выдав за ночь на-гора всего 30% сменного задания.

Уголь: отчёты и отвалы

Благодаря удалённости Эльгенского угольного района от центра Дальстройугля, фактически Эльген-уголь был удельным княжеством, которое руководящие работники Дальстройугля и Дальстроя посещали редко. В связи с этим руководство Эльгенугля не боялось внезапных проверок и комиссий, и при необходимости, могло составлять отчёты с необходимыми для себя цифрами, порой не соответствующие реальному положению дел. Но рано или поздно, на эти шалости всё равно обращали внимание контролирующие органы.

К концу мая 1944 года в отвалах Эльгенского угольного района скопилось значительное количество угля. Также хватало и документов, которые указывали на недостачи добытого угля. В связи с этим руководством Дальстроя было принято решение о направлении комиссии для выяснения ситуации на месте, что нашло своё отражение в распоряжении № 347 от 30 мая 1944 года по ГУСДС. В задачи комиссии входило:

  • произвести точный инструментальный замер объёма угля на складах (отвалах), методом обеспечивающим точность до 5%;
  • проверить материалы по определению объёмного веса угля в рыхлой массе — когда, как и кем определялся, по каким пластам и при какой зольности;
  • проверить объёмный вес по наличным отвалам;
  • в случае установления недостачи угля на складах, произвести полный анализ причин (приписки при добыче, недоучёт при отгрузке и так далее);
  • материал должен быть исчерпывающим — время, место, должностные лица и обстоятельства.

Геологоразведка в роли пасынка

Летом 1944 года на геологоразведку Эльгенского угольного района были возложены серьёзные задачи: необходимо было в ближайшие месяцы разведать три шахтных поля для закладки новых мощных шахт (№№ 4, 9).

Разведка шахтных полей производилась шурфовкой, ручным и механическим колонковым бурением. Однако все буровые станки и оборудование были крайне изношены, что приводило к частым поломкам. 

Но руководители угольного района и механического цеха разведке уделяли мало внимания.

Срочные, аварийные заказы по ремонту бурового оборудования месяцами не выполнялись. Сданный в ремонт ещё в ноябре 1943 года буровой станок «КА-300» с двигателем не был отремонтирован до июня 1944 года. В апреле 1944 года механическому цеху было заказано три жимка для производства ручного бурения. Несмотря на ежедневные требования, заказ выполнять никто не спешил. В результате задерживалась разведка шахтного поля в районе 59-го километра Тасканской железной дороги.

Скважины колонкового бурения не крепились обсадными трубами, потому что руководители района передали трубы в распоряжение шахт для откачки воды. Отсутствие крепления буровых скважин приводило к частым авариям. На неоднократные требования заведующего горно-разведочным бюро Глазунова руководителя району отвечали, что все заказы по ремонту для разведочных работ должны выполняться в последнюю очередь.

Такое отношение к разведке со стороны руководителей района приводило к удлинению сроков разведки новых шахтных полей, и в последующим грозило снижением объёмов добытого угля из-за закрытия старых шахт и несвоевременного введения в эксплуатацию новых.

Отступления от проектов

Добыча угля на пласте «Мощный» производилась со значительными отступлениями от проекта. Некоторые начальники шахт, из-за своей безграмотности в горном деле, не соблюдали правил разработок и ведения очистных работ.

В январе 1944 года в районе второго уклона шахты № 8 начальник шахты Дыкин начал очистные работы по нижней пачке пласта «Мощный». Шахтный геолог Павленко и главный маркшейдер Брындин ещё в 1944 году неоднократно указывали начальникам шахт и горному надзору, что прежде чем начать отработку нижней пачки пласта, необходимо полностью отработать верхнюю пачку «Мощного». Однако руководители шахты с ведома начальника участка Петренко начали отрабатывать нижнюю пачку пласта. 

Игнорируя трёхкратные предписания шахтного геолога и главного маркшейдера о немедленном прекращении такой отработки, очистные работы продолжались до июля 1944 года. В результате такой добычи шахтное поле по верхней пачке обрушилось и погребло около 8 тысяч тонн угля, так как отработка шахтного поля по верхней пачке стала невозможной.

Точно таким же образом ещё в 1944 году в шахте № 16 было погребено 5 000 тонн угля.

Несмотря на печальный опыт, в 1944 году были попытки горной администрации начать практику подобной системы отработки в вертикальной шахте № 6.

Шахта № 7 в аутсайдерах

На конец августа 1944 года в Эльгенском угольном районе часть шахт на протяжении четырёх-пяти месяцев не выполняли плана угледобычи. К числу таких относилась и шахта № 7. В июле она дала только 77% плана, с производительностью труда 68%. На протяжении августа работает также плохо, выполняя суточные задания на 50–60%.

По мнению руководства Эльгенугля, причинами столь длительного отставания заключались в том, что начальник шахты Нечаев мало уделял внимания основным производственным вопросам.

Состояние трудовой дисциплины в шахте, а также борьба с её нарушителями оставляла желать лучшего. 3 и 4 августа горный мастер Сериков опоздал на производство на 30 минут. Всё это время смена ожидала его и не работала. Электрик-слесарь Жадан отказался ремонтировать электросверло, вследствие чего забой остался не пробурённым. Вместо того чтобы привлечь прогульщиков к суровой ответственности, Нечаев занялся их уговариванием и упрашиванием.

Подготовка к зиме

Вопросами подготовки к зиме 1944–1945 годов в Эльгенском угольном районе начали заниматься на исходе лета. Неоднократно этот вопрос обсуждался на совещаниях шахткома, где присутствовали руководители района, но положение с ремонтом в течение длительного времени оставалось без изменений.

По-настоящему занялись ремонтом жилищного фонда только в сентябре, после соответствующих выводов партийной комиссии. Большую помощь в подготовке к зиме оказала общественность.

Рабочие и служащие геологоразведки своими силами построили и оборудовали жилой дом и контору.

Шахтком уделил большое внимание также созданию культурного очага для горняков. При активном участии общественности отремонтировано помещение клуба. 

Победы октября

Выполнив план октября на 101,4% при производительности труда 106,2% Эльгенский угольный район завоевал первенство в соревновании угольщиков.

Коллективу района (начальник Жигунков) присуждено переходящее Красное знамя Главного и Политического управлений и Окружкома профсоюза и премия 5 000 рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *