Предположительное расположение посёлка Осенний в разные годы.
- Первое месторасположение посёлка Осенний в 1955-57 годах. База Осеннинской ГРП.
- Здесь располагался посёлок Осенний до с 1957 года до момента своего закрытия. Участок «Осенний».
1954
В 1954 году Буюндино-Колымской геолого-геоморфологической партией (под руководством Н.М. Янчук) проводились работы в долине ручья Осеннего и прилегающих к нему ручьёв.
Отработав практически всё лето, геологи так и не добились положительных результатов. В партии сложилось мнение, что район неперспективный и искать здесь нечего.
Всё изменилось одним из вечеров, когда промывальщик Иван Мазуров нашёл в лотке первые знаки золота. Положительные результаты были получены и на второй день, и на третий. Золотоносные участки пошли один за другим.
В результате проведения работ впервые была установлена промышленная золотоносность долины ручья Осенний и его левого притока ручья Травяной.
1955
В 1955 году недалеко от устья ручья Осенний раскинулись палатки геологов. Вскоре было сооружено несколько стандартных домов, построен магазин. Запущена в эксплуатацию электростанция.
Можно сказать, что посёлок Осенний на первом месте своего пребывания был основан геологами в 1955 году.
1956
С января 1956 года на Осеннем начала базироваться и проводить изыскания стационарная полевая партия (Осеннинская геологоразведочная партия), начальник партии — Олтаржевский. С этого времени упоминания о посёлке Осенний можно встретить в периодических изданиях.
(По другим данным, Осеннинская ГРП проводила геологоразведочные работы в долине ручья Осенний, а также в долинах ручьёв Травяной и Мазур в период с 1958–1962 годы. В этом случае приняты за основу данные из газетных заметок за 1956 год, если быть точнее — январь 1956 года. — О.В.)
Новый посёлок, где была расположена центральная база, был небольшим по своим размерам. На берегу реки среди высоких тополей и лиственниц строились удобные рубленые домики, сделанные райпромкомбинатом. У них была низкая себестоимость, по тем временам они были достаточно удобны и собирались двумя-тремя рабочими. На январь 1956 года было построено пять домов, образовавших на то время единственную улицу. Возведён склад, контора прииска, готовился к открытию магазин. Некоторые семьи строили собственные дома.
К концу января намечалось строительство небольшого клуба и амбулатории.
Стоит упомянуть о том, что в быстро развивающемся посёлке партии не обходилось без проблем и трудностей. Например, заработная плата рабочим выдавалась часто с задержкой. Руководители предприятия никак не могли договориться с управлением о переводе расчётного счёта из одного в другое отделение Госбанка. Кассиру приходилось ездить за несколько сотен километров, чтобы получить деньги.
От ближайшего почтового отделения в совхозе «Сеймчан» до посёлка Осенний расстояние было полтора десятка километров. Мимо посёлка проходил зимник, по которому за сутки проходили десятки автомашин. Но доставка газет и корреспонденции для трудящихся была поставлена плохо.
Были нарекания от жителей и на жилые дома. Во время строительства в домах устанавливали железные печки. Топится печь — в помещениях тепло, перестали топить — холодно. Одно из пожеланий жителей было смена железных печей на кирпичные, с устойчивой теплоотдачей. Также необходимо было у домов установить тамбуры, зашить фронтоны досками, засыпать потолки в домах. Но этих работ никто не производил, так как выяснилось, выделенный для этих целей Сеймчанским райпромкомбинатом доски и горбыль были израсходованы строителями геологической партии не по назначению, а пошли на сверхплановые работы.
Много нареканий от жителей поступало по поводу плохой организации торговли. Единственный магазин за период с ноября 1955 по январь 1956 годов проработал не более 10—15 дней. Всё остальное время в магазине шли ревизии по поводу очередной растраты у продавцов, которые за это время менялись трижды.
В конце января 1956 года посёлок Осенний снабжался со склада центральной базы. Два — три раза в неделю на участок приезжал специальный кладовщик-раздатчик с продуктами. Но если с продуктами положение обстояло более или менее благополучно, то с промтоварами дела обстояли гораздо хуже.
В 50-е годы ХХ-го автомашины, трактора и бульдозера так и не смогли полностью вытеснить из жизни посёлков и предприятий гужевой транспорт. Было и в посёлке Осенний несколько лошадей, которым требовалось сено. А вот сено для лошадок завозилось… со Стрелки, более чем за сотню километров. Между тем, рядом с посёлком Осенним были расположены богатые сенокосные угодья, где заготавливали корма другие предприятия района.
В апреле 1956 года полным ходом шло строительство первого в посёлке двухэтажного дома. На первом этаже планировалось разместить почта и медпункт с небольшим стационаром, на втором — клуб. В мае 1956 года дом должен был быть сдан в эксплуатацию.
Строилось также и большое общежитие для рабочих.
Тем временем жители посёлка Осенний готовились к весеннему паводку. С мест возможного затопления вывозились продовольствие, материалы, важные грузы.
На отдалённые участки, которые могли во время распутицы оказаться отрезаны от центрального посёлка, завозилось необходимое количество продуктов.
В конце мая 1956 года началась весенняя распутица. На этот период отдалённые посёлки района не имели транспортной связи с районным центром. Поэтому работники кинопрокатной конторы заранее позаботились завезти в отдалённые посёлки необходимое количество кинофильмов. Так, в посёлки Буюнда и Осенний было завезено до 30 кинофильмов.
В декабре 1956 года в посёлке начали возникать трудности с поставками продовольствия и хлебом. Так, с 11 по 13 декабря в магазине Осеннего (заведующий — Радченко) не было хлеба, который не завезли, из-за нерасторопности снабженцев. В магазине отсутствовали колбасы местного изготовления, копчёности, фруктовые консервы и вообще многого из того, что в изобилии имелось на складах конторы продснаба. Также отсутствовали в продаже многое из зимней одежды и других необходимых вещей.
В своё время хлеб выпекался прямо в посёлке. Но вскоре пекаря перевели на другое место, взамен прислали другого. Тот советовал переоборудовать пекарню и… уехал. Нашли третьего пекаря — Сильнич. Дело у неё пошло хорошо. Но одной было трудно справиться с массой дел, она попросила дать ей подсобного рабочего. В этом руководство ей отказало — и пекарня закрылась.
Молодые москвичи, побывшие на предприятие по комсомольско- молодёжным путёвкам, жаловались на проблемы с питанием — на Осеннем отсутствовала столовая, а пищу готовить самим не из чего: не было ни свежего, ни сушёного картофеля, мясо бывало редко.
Должной заботы о снабжении рабочих не проявлял заместитель начальника партии по материальному обеспечению Беленчук.
К концу 1956 года разведчики отстроили на берегу Колымы технический и продовольственный склады, магазин, жилые дома, контору и избу-читальню. Появились амбулатория и сберегательная касса, наладилась радиосвязь. В нескольких километрах от базы разместились участки «Осенний» и «Топографический». На участках были построены бараки и дома для разведчиков.
Участок «Осенний» располагался выше по течению одноимённого ручья. Расстояние по прямой между участком и базой партии по прямой составляло четыре километра.
В конце 1956 года был сдан в эксплуатацию участок «Осенний». Это было время больших изменений как для всего района, так и для посёлка Осеннего. Новый участок был включён в состав прииска «Горный».
Из очерка в газете от 15 марта 1957 года: «…Середина декабря. Стоял мороз. В долине Колымы порывами налетал ветер, обжигал лицо, сковывал движения. Густая тьма заволокла долину, когда четыре человека, наконец, добрались до землянки, что затерялась в устье ручья Партизан. Это были: Агаев -— начальник нового участка «Осенний», Исода — плотник, Андреев — тракторист и Рахманинов — токарь из новосёлов. Они пробивались к месту, где следовало закладывать новый участок, налаживать жизнь.
…Была далека за полдень, солнце успело закатиться за гряду сопок, когда люди добрались к посёлку разведчиков.
— Здесь пока остановимся, —- распорядился Агаев.
На другой день Агаев и его спутники пошли к бараку, который выделили разведчики, для участка. Это было огромное, бревенчатое здание. Ни окон, ни дверей. Сквозь дыры в крыше: проглядывало небо, а под ногами скрипел слежавшийся снег.
Не могло быть и речи, о том, чтобы перебираться сюда жить. А жить надо: разведчики сами стеснены до крайности. Всем было ясно одно — необходимо браться за топор, нужно строить.
С чего начинать? Этот вопрос доставил серьёзно задуматься,
На пол и потолок нужны, доски. Их нет. Гвоздей нет. Стекла и подавно не было. В распоряжении одни пилы и топоры, а среди четырёх человек только Исода — плотник. Стало быть, на время надо всем стать плотниками, научиться владеть запором и пилой. Никто ведь другой не придёт налаживать жильё.
И люди, прибывшие с Агаевым, следуя его примеру, взялись за дело, работа закипела. День казался коротким. Вскоре над крышей барака взвился первый дымок. Люди работали от зари до позднего вечера. Грелись у печки, если мёрзли, здесь же кушали и снова брались за инструмент. Но без досок и стекла всё-таки не обойтись! А дороги на участок нет. Пока она не будет сделана, всё это невозможно подвезти.
…Бульдозер прибыл к концу декабря. Сойдя с тяжеловоза на ледяной покров Колымы, машина сразу же двинулась к устью Осеннего и приступила к прокладке дороги. За рычагами сидели опытные машинисты Пётр Ерёменко и Андрей Лабун. Они ни на одну минуту не бросали рычагов. Ели и спали в кабине поочерёдно.
Много труда и беспокойных дней и ночей потратили бульдозеристы, пока пробились к затерянному в тайге участку. А следом за бульдозером шли автомашины, везли нужный материал, инвентарь и оборудование.
Теперь можно было справлять новоселье: барак готов! Жизнь закипела. На очереди стоял вопрос о строительстве временной электростанции. С бывшего участка «Золотистый» каждый день приходили машины со стройматериалами. Прибавилось и рабочих. Строительство с каждым днём приобретало всё более широкий размах».
1957
Началось строительство нового посёлка на участке. К марту 1957 года было построено два жилых дома, здание электростанции, в стадии строительства находился гараж и бокс, заложен восьмиквартирный дом.
По плану предстояло привезти и собрать ещё пять стандартных домов, которые изготавливались на Сеймчанском промкомбинате, к 20 апреля 1957 года.
Около трёх лет существовали два посёлка, которые делили между собой имя Осенний. В периодической печати встречались и база ГРП и посёлок участка «Осенний» и Осенний. Такая путаница длилась несколько лет, до того момента, как Осеннинская геологоразведочная партия была свёрнута и покинула этим места.
(По непроверенным данным это случилось в 1962 году, хотя, возможно, и раньше — О.В.)
С этого времени можно сказать, что посёлок Осенний переехал на своё новое место жительства, выше четыре километра от прежнего местонахождения, где и оставался до момента закрытия.
Тем временем в быстрорастущем посёлке не обходилось без проблем бытового плана.
В новом посёлке пока отсутствовал магазин и рабочие были вынуждены закупать себе продукты у завхоза полевой партии. Но и здесь существовали свои нюансы: завхоз иногда привозил продукты только «на своих людей», и тогда работникам участка приходилось идти за шесть километров в магазин на базу партии.
Помимо магазина, для его бесперебойной работы, было необходимо построить склад, где хранился бы глубинный завоз продуктов и товаров. Требовалось построить и собственную пекарню.
Отсутствовала всякая связь участка с внешним миром — не было ни телефона, ни радио. Телефонная связь была необходима как производству, так и жизни участка.
Жители посёлка нуждались в новой бане, взамен существующей, которую баней можно было назвать с большой натяжкой.
Отсутствовал в новом посёлке и фельдшерский пункт. Надо было отдать должное соседям (полевой партии) — их фельдшер не отказывал в медицинской помощи рабочим участка. Кроме того, руководители соседнего района, которые в последнее время стали часто бывать на «Осеннем», присылали сюда зубного врача и обещали в скором будущем командировать на участок бригаду врачей разных специальностей с передвижной рентгеновской установкой.
Весной 1957 года работники участка «Осенний» смотрели кинокартины, которые доставляли разведчики. Но вскоре разведчики должны были уйти на новое место, и приисковому комитету профсоюза стоило задуматься, как будут обслуживаться жители отдалённого посёлка фильмами.
Впереди у посёлка Осенний было и жилищное строительство и возведение объектов коммунально-бытовой сферы, а также объектов производственной сферы. Всё было впереди.
К моему сожалению, посёлку Осенний было мало уделено внимания как от средств периодической печати, также нечасто он упоминается в опубликованных воспоминаниях. Если кто-то из старожилов захочет поделиться своим рассказом о посёлке Осенний — я буду очень признателен за любую помощь.