«ЗИС-5». На Колымской трассе. 1938 год.
Генераторный газ
В первом полугодии 1939 года в Промкомбинате Дальстроя (начальник Ясногородский) велись опыты по переводу автомашин на генераторный газ, получаемый из каменного угля.
Результатом экспериментов стал новый автомобиль, который в отличие от обычной газогенераторной автомашины генератора и газгольдера не имел. Вместо них под кузовом были закреплены баллоны о сжатым генераторным газом, который по шлангам подавался к цилиндрам. Преимущество этого типа газогенераторной автомашины в том, что головка блока цилиндров не нуждалась ни в каком усилении.
Мотор отличался от обычного, работающего на жидком топливе, только тем, что рядом с карбюратором находилась трубка, подводящая газ. Это позволяло быстро, без капитальных затрат перевести все автомашины на новый, дешёвый вид топлива.
Экспериментальная машина, снабжённая баллонами с сжатым угольным генераторным газом, совершила пробный 25-километровый пробег с 1 тонной груза. За всё время испытаний мотор работал безотказно.
В следующем пробеге, запланированным Промкомбинатом, машина должна была пройти 200 километров по маршруту Магадан — Палатка — Магадан с полной загрузкой кузова.
На Промкомбинате начаты опыты по получению генераторного газа из аркагалинского угля, до сей поры газировался только хасынский уголь.
Почему везде идёт разговор не об угле хасынском, мелководнинском, гижигинском, черноозерском или каком-то другом? Почему была так желанна победа именно над углём Аркагалы? Если вспомнить, что в районе ЗГПУ с лесами было совсем нехорошо, разработка торфа требовала рабочую силу и вложения, так необходимые для приисков, то добыча аркагалинского угля уже велась и его разведанные запасы говорили о том, что хватит месторождения на многие годы. Тут все вложения заключались в набивании мешков углём и хранении его в сухом месте… Поэтому так жизненно важно и для Дальстроя и для лесов Колымы заставить газогенераторы работать на аркагалинском угле.
Погрузка газогенераторных машин углём из шахты № 1 на Аркагале. Июль 1940 года.
Во второй половине 1939 года создание автомобиля на сжатом газе от Управления местной промышленности было передано ларюковской лаборатории, которой оказывали помощь в работе главный инженер Дальстройугля Карпов, заведующий угольным кабинетом Турский и инженер по рационализации Александров.
На испытаниях мотор «ЗИС-5» на газе из аркагалинского угля без каких-либо конструктивных изменений проработал на стационаре беспрерывно шесть часов, не давая резких отклонений по сравнению с работой на бензине.
Из полученных результатов работы мотора «ЗИС-5» в течении 6 часов можно было сделать примерный вывод и сравнить расход угля и газа за период работы.
Работая на бензине, мотор требовал 60 кг горючего, стоимость которого — 108 рублей. Расход угля на то же время работы мотора составил 50 кг, стоимостью 2 руб. 50 коп., или около двух с половиной процентов от стоимости жидкого топлива. Как видно из приведённых цифр, разница в стоимости была колоссальная.
Одновременно лабораторией решалась задача и обогащения газа, теплотворную способность которого хотели довести до теплотворности бензино-воздушной смеси.
Стоит отметить, что все свои эксперименты лаборатория проводила в очень спартанских условиях. Во второй половине 1939 года топливная химико-технологическая лаборатория Дальстройугля, фактически существующая, юридически оформлена не была, так как приказ о её создании не существовал.
В лабораторию не поставлялось оборудование, работникам приходилось его изготавливать кустарно, своими силами. Не хватало квалифицированных кадров.
Эксперименты велись под открытым небом, так как с большим трудом построенное для лаборатории помещение было передано комендатуре оротуканского районного геолого-разведочного управления. Делались даже попытки отобрать опытную машину для эксплуатации на перевозках.
При условии обеспечения лаборатории помещением, оборудованием и предоставлении ей имеющиеся разновидности газогенераторных автомашин с опытными водителями для немедленной проверки получаемых данных на ходу, руководитель лаборатории говорил о возможности перевода транспортных газогенераторов на уголь и по переводу нефтяных двигателей на газ (из угля, торфа, дров и т. д.) до конца 1939 года.
Статья написана по материалам газеты «Советская Колыма». Моя искренняя признательность Магаданской областной универсальной научной библиотеке им. А.С. Пушкина за предоставленный архив газеты «Советская Колыма».