Предположительное расположение гидробазы и посёлка Майорыч.
Своему появлению в жизни Дальстроя аэродром (гидробаза) на озере Майорыч обязана катастрофическому наводнению на Колыме в 1939 году.
Впрочем — всё по порядку… 1 января 1939 года на базе Магаданской аэрогеодезической экспедиции Московского АГП было образовано Колымо-Охотское аэрогеодезическое предприятие ГУГК НКВД СССР (КОАГП) для выполнения комплекса топографо-геодезических работ в районе будущей столицы Колымы. База предприятия в августе 1939 года находилась на острове Таскан. Аэрофотосъёмку выполняли 4 гидросамолёта МП-1, имелась фотолаборатория и фотограмметрическое хозяйство.
После катастрофического наводнения и его последствий база КОАГП была перенесена в посёлок Майорыч (база прииска «Майорыч»). Акваторией для гидросамолётов стало озеро Майорыч.
В 1940 году большую часть аэросъёмочного отряда перевели в посёлок Берелёх, другая осталась на Майорыче и продолжала свою работу.
В конце 1941 года основная рабочая сила (з.к) и вольнонаёмные прииска «Майорыч» были переброшены на ручей Бюченнах. Официально прииск ликвидировали позже: «Приказом по ГУСДС № 379 с 10 июля 1942 года ликвидируется прииск «Майорыч» СГПУ». Посёлок Майорыч полностью перешёл во владение КОАГП.
Приказом № 36 по ГУСДС от 17 января 1942 года Колымо-Охотское аэрогеодезическое предприятие ГУГК НКВД СССР было включено в состав Геолого-Разведочного управления Дальстроя. Согласно приказу, авиаотряду дальстроя предписывалось принять от КОАГП по состоянию на 1 января 1942 года аэродром на озере Майорыч со всеми строениями и оборудованием, непроизводственный самолётный парк, запасные части самолётов и моторы.
Следующим Приказом № 525 по ГУСДС от 16 сентября 1942 года из Аэрогеодезического Управления ГУСДС авиаотряду Дальстроя передавался весь самолётно-моторный парк, личный состав, материально-техническая база и сооружения. В докладной записке начальника Аэрогеодезического управления Швецова более предметно говоритьсяо передаче аэропорта «Майорыч» с 3 самолётами МП-1 (бис) и запасными частями к ним.
Из приказов по авиаотряду Дальстроя за 1942 год: «на основании приказа № 525 по ГУСДС от 16 сентября 1942 года «О передаче лётной части Аэрогеодезического Управления ГУСДС» авиаотряду Дальстроя с 25 сентября 1942 года самолёт П-5 опознавательный знак Ф-99 экипаж в составе пилота 2-го класса Липнука Якова Ефимовича и бортмеханика Никитинского Ивана Севостьяновича переходят в распоряжение авиаотряда».
Командиру авиаотряда Дальстроя Шимичу предписывалось обеспечить выполнение программы Аэрогеодезии по аэрофотосъемке в 1943 году и выделить для этого специальное аэрофотосъёмочное звено в составе 5 самолётов П-5 и одного самолёта МП-1 (бис).
На принятом от КОАГП было решено организовать гидрозабу авиаотряда Дальстроя. Приказом № 111/а по авиаотряду ГУСДС от 6 октября 1942 года «Об организации гидробазы авиаотряда ДС», в соответствии с приказом по ГУСДС от 16 сентября 1942 года № 525 о передаче авиаотряду ДС самолётного парка АГУ ДС и перестройке структуры авиаотряда, организовать на озере Майорыч гидробазу авиаотряда ДС и назначить с 1 октября 1942 года начальником аэропорта гидробазы «Майорыч» Продан А.И.. В штат новой гидробазы входили:
- старший авиатехник — Медведчиков Н.Н
- авиатехники — Буланов Н.В. и Демидов Л.П.
- мотористы — Кулинич Н.П., Феоктистов В.Л., Арыков Е.А., Блинов И.Н.
- зав. бензоскладом — Муссонов С.И.
- начальник техсклада — Любимов Н.П.
В зиму 1942-43 годов для обеспечения заброски максимального количества оборудования и материалов в Янское ГПУ (ЯГПУ) и Чаун-Чукотское ГПУ (ЧЧГПУ) согласно распоряжения № 535 по ГУСДС от 14 ноября 1942 года командиру авиаотряда Дальстроя Фуфаеву предписывалось организовать на озере Майорыч зимний аэропорт, способный принимать тяжелые самолёты. Таким образом аэропорт «Майорыч» становился одним из стратегических и узловых для авиаотряда на 1943 год.
Для исполнения этого распоряжения авиаотряду Дальстроя в посёлке Майорыч из ведения Аэрогеодезического управления передавалось 2 квартиры во вновь отстроенном доме ИТР, для размещения экипажей на 25 человек.
Колымснабу предписывалось обеспечить аэродром продовольствием для питания экипажей и работников аэропорта. УАТ должен был завезти бензина Б-95 — 20 тонн, автобензина Б-60 — 40 тонн, смазочного — 1 тонну.
Зимой 1943 года из-за отсутствия кокса под угрозой оказался план по литью у АРЗ (Магадан) и РЗГОО (Оротукан). Было принято решения о переброске кокса из Зырянки авиаотрядом Дальстроя. Согласно распоряжению № 17 по ГУСДС от 9 января 1943 года начальнику авиаотряда Дальстроя Фуфаеву предписывалось перебросить с аэродрома Зырянка на аэродром «Майорыч» не менее 12 тонн кокса в январе 1943 года и 18 тонн в феврале 1943 года, с возвращением тары на Зырянку.
В зиму 1943 года аэродром «Майорыч» был способен принимать практически все типы самолётов авиаотряда Дальстроя. Из приказа Дальстроя: «8 января 1943 с аэропорта Майорыч вылетел начальник аэропорта Майорыч товарищ Продан самолётом Х-348 (Г-2 (ТБ-3, АНТ-6)) в аэропорт Дружина».
В 1944-1945 годах Майорыч мог быть использован в качестве запасного аэродрома, в случае неблагоприятных погодных условий в Магадане в рамках проекта «Зебра».
Летающая лодка «Каталина».
Проект «Зебра» — кодовое название соглашения, достигнутого лидерами. США и СССР о передаче военной техники. По этому проекту в СССР из США в 1944-1945 годах поставлялись гидросамолеты «Каталина». Для того чтобы перегонять лодки в Советский Союз, были разработаны три маршрута: северный — через Рейкьявик до Мурманска, восточный — до Владивостока и южный — над Северной Африкой, через Баку до Севастополя.
Из воспоминаний Николая Федоровича Пискарева: «Приблизительно за два часа до Магадана мы вышли из облаков и оказались в зоне низко стелющегося над водой тумана. Запросили обстановку в Магадане в надежде на лучшее. И вдруг радиограмма: Магадан не принимает, предлагает нам садиться в районе озера Майоричи в 200 км от Магадана. На наших синоптических картах этого озера не оказалось. Лететь обратно в Анадырь ночью не имело смысла, да и горючего не хватает. Сообщили на КП (в Магадане) свое решение попытаться все же сесть в районе Магадана.
Ответил сам генерал А.А.Кузнецов: «Посадку категорически запрещаю, садиться на озере Майоричи». Но ведь мы не знаем, где оно, какая там погода и будет ли там нас встречать кто-нибудь?»
До какого времени проработал аэродром «Майорыч» сказать сложно — документов о его закрытии найдено не было и судить можно только по косвенным источникам. Из документов Дальстроя: «1 февраля 1949 года в составе Северного ГПУ создан старательский прииск «Майорыч» с расположением на Левом берегу реки Колыма в посёлке бывшего аэропорта с правом производства старательских работ на ключах: Бюченах, Майорыч, Три медведя, Хатыннах, Колымский. Начальником назначен т. Кузин». Можно предположить, что до начала 50-х годов ХХ-го века аэродрому дожить было не суждено.
От бывшего аэродрома остались развалины посёлка на ручье Майорыч, где в наше время и по сей день базируется старательская артель. На самом озере ничего уже не напоминает о том, что там когда-то был аэродром и гидробаза — от построек и зданий не осталось и следа.
Была у озера Майорыч своя персональная тайна. Много раз слышал от старожилов и читал в интернете о том, что на озере потерпел крушение самолёт. В то время поднять из озера его не смогли (или не стали), так он остался лежать на дне и по сей день. Причём версий, кому мог принадлежать самолёт было несколько — кто-то рассказывал о том, что это был американский самолёт, следующий по маршруту Алсиба. Кто-то говорил, что он принадлежал Дальстрою. О марке самолёта, к сожалению, никто не говорил…
Найденная на Майорыче плоскость от самолёта. На снимке Филимонов, Лысенко, Толокнов.
Спустя какое-то время один из старожилов рассказал о том, что они были возле самолёта и поделился фото, на котором компания позируют с частью фюзеляжа самолёта.
Документов и свидетельств о катастрофе и аварии на озере Майорыч самолётов Алсиба найдено не было. Что касается аварий авиаотряда Дальстроя — то большей частью известны катастрофы после начала 50-х годов, до этого времени — таких документов считаные единицы.
В настоящее время существует версия о том, что остатки принадлежат списанной в своё время летающей лодке, с которой были сняты все необходимые узлы и агрегаты, а остатки затоплены в озере.
На 2023 год уже нет сомнений, что на дне озера лежали остатки МП-1 (бис), принадлежащего авиаотряду Дальстроя.
В статье использованы материалы периодических изданий, выходивших на территории Колымы с 1940 по 1954 года.
За неоценимую помощь в работе над историей Дальстроя моя признательность и благодарность коллективу ГАМО и лично Зеленской Галине Юрьевне.
Моя признательность А. Глущенко и его «Колымскому хронографу».
За неоценимую помощь в работе над историей авиаотряда Дальстроя огромное спасибо Максиму Третьякову.