Вадим Козин с орденом Красной Звезды. Фото Р. Месягутова.
Заинтересовавшись рассказами В. Козина о его прошлой жизни, которые больше смахивают на сказки бабушки Арины, я решил разобраться – что там – правда, а что – вымысел.
Мой первый шаг – обращение в архивы: Центральный архив Вооружённых сил и Государственный архив РФ – по поводу награждения Козина орденом Красной Звезды. В результате появилась статья – «По следам «опального Орфея»», опубликованная в газетах «Литературная Россия» (№ 41, 9-15 ноября 2018 г.) и «Колымский тракт» (Магадан, № 6 от 6.02.2019). Вывод однозначный: рассказы и воспоминания В. Козина о награждении его орденом Красной Звезды – поздняя выдумка певца.
*
Но меня заинтересовала ещё одна история, рассказанная В. Козиным журналисту Борису Савченко1,2: «30 ноября помимо рабочей программы участниками конференции отмечался день рождения У. Черчилля. Английскому премьер-министру удалось собрать на своё торжество выдающихся артистов – звёзд мировой эстрады: Марлен Дитрих, Мориса Шевалье, Изу Кремер. Черчилль попросил Сталина, чтобы от СССР на вечере выступил Вадим Козин. <…> Операция по доставке артиста для участия в концерте носила почти детективный характер. Поскольку идея возникла у Черчилля вдруг, время поджимало, и ситуация не терпела каких-то заминок, Черчилль отправил в Москву спецсамолёт. Днём Козин вылетел в Иран, вечером выступил перед юбиляром, а на следующий день тем же самолётом вернулся в Москву».
*
Примерно в том же ключе ведётся повествование и в документальной повести Алексея Мазуренко3: «… в конце 1943 года открылась Тегеранская конференция глав правительств трёх союзных держав – СССР, США и Великобритании. <…> 30 ноября был день рождения Уинстона Черчилля, и это событие было решено отметить интернациональным концертом. Именинник попросил Сталина, чтобы от СССР выступил Вадим Козин! <…> Вся операция по доставке певца сначала в Тегеран, а потом обратно в Москву заняла меньше суток».
*
Воспоминания Козина в пересказах Б. Савченко и А. Мазуренко вызывают массу недоумённых вопросов, а именно:
- когда конкретно Черчилль обратился к Сталину с изложенной выше просьбой – до конференции, или во время беседы 30 ноября? Известно, что о праздничном ужине Черчилль сообщил коллегам по переговорам именно в этот день на третьем пленарном заседании, которое началось в 16 часов4.
- известно5, что Черчилль прибыл в Тегеран из Каира на самолёте. Не об этом ли самолёте идёт речь в книге Мазуренко3? Каким образом оформлялся пролёт иностранного (английского) самолёта, для перелёта (если таковой состоялся) над территорией Советского Союза – государства, которое находилось в состоянии войны с гитлеровской Германией?
- оформлялись ли Козину соответствующие проездные документы? Ведь Тегеран – это всё-таки чужая заграница!
- летел ли Козин один, или с ним был и аккомпаниатор? Если один – то, кто аккомпанировал певцу на концерте?
- был ли у Козина в полёте сопровождающий?
- какие песни исполнял Козин на праздничном концерте? «Несколько русских романсов»3 – это не серьёзно!
- «Вся операция по доставке певца сначала в Тегеран, а потом обратно в Москву заняла меньше суток». Что же это за самолёт был у Черчилля, который в 1943 году «днём вылетел (очевидно, из Москвы), а вечером Козин уже участвовал в концерте»? И сколько времени конкретно длился полет из Москвы в Тегеран? И, соответственно, обратно?
*
Для ответа на поставленные вопросы, я обратился к первоисточникам. В данном случае главным источникам являются шеститомные мемуары Уинстона Черчилля «Вторая мировая война. В 3-х книгах». А конкретно – третья книга4, куда и вошли воспоминания премьера о Тегеранской конференции. Поскольку меня интересовал день 30 ноября 1943 года, я обратился к странице 218. Черчилль вспоминает: «До сих пор мы собирались для наших заседаний и обедов в советском посольстве. Но теперь я заявил, что третий обед даю я и он должен состояться в английской миссии. Никто не мог против этого возражать. По алфавиту и Великобритания, и я сам стояли первыми, а по возрасту я был на пять лет старше Рузвельта и Сталина. Я мог бы также добавить, но не сделал этого, что мы дольше всех воюем; наконец, я сказал, что 30 ноября мой день рождения. Эти аргументы, в особенности последний, оказались решающими, и наш посланник сделал все необходимые приготовления к обеду примерно на 40 человек, включая не только политических и военных руководителей, но и некоторых ответственных работников из аппарата».
Обратим внимание на слова Черчилля: «Наконец, я сказал, что 30 ноября мой день рождения».
Очевидно, что ранее – ни до конференции, ни во время первых встреч в Тегеране лидеров трёх стран – премьер-министр Англии своих коллег о своём дне рождения не оповещал. Тем не менее, известно, что И.В. Сталин преподнёс имениннику «каракулевую шапку и большую фарфоровую скульптурную группу на сюжет русских народных сказок»6. Понятное дело, Сталин прекрасно помнил о предстоящей дате!
И далее в книге до страницы 222 У. Черчилль рассказывает о прошедшем в его честь званом обеде, вспоминая мельчайшие его подробности. Завершается эта глава словами: «Этот день рождения был для меня действительно счастливым днём».
*
Но что удивительно, ни словом, ни намёком У. Черчилль не упоминает ни о выступлениях, якобы присутствующих, звёзд мировой эстрады – Марлен Дитрих, Мориса Шевалье, Изы Кремер, ни о выступлении самого Козина, которого, якобы, выпросил у Сталина.
Так, когда же, собственно, Черчилль обратился к Сталину с просьбой о доставке Козина в Тегеран – до начала конференции или во время заседаний глав правительств? И обращался ли?
Следует помнить ещё такой момент: ВСЕ переговоры, все беседы – за завтраками, обедами, ужинами – тщательно фиксировались! Обратимся ещё к одному первоисточнику – сборнику документов Тегеранской конференции7: ни о дне рождения Черчилля и торжественном обеде, устроенном премьером Великобритании, ни о концерте звёзд, в сборнике даже не упоминается!
Но есть ещё книга воспоминаний одного из двух советских переводчиков, участвовавших в конференции – Валентина Бережкова.8
Книга Валентина Бережкова.
Бережков Валентин Михайлович – журналист-международник. В 1940-1945 годах был на дипломатической работе. Принимал участие во многих международных встречах и переговорах. С декабря 1940 года вплоть до нападения гитлеровской Германии на Советский Союз был первым секретарём посольства СССР в Берлине. Вернувшись в Москву, работал в центральном аппарате Наркомата иностранных дел СССР в ранге советника. Участвовал в Московской конференции трёх держав 1943 года, в Тегеранской конференции глав трёх великих держав и некоторых других.
Это выдержка их главы «Об авторе» из представленной книги8.
Поскольку меня интересует не сама конференция, а только день 30 ноября 1943 года, обращусь к главе «Именинный пирог»: «На торжественный приём, устроенный вечером 30 ноября в английском посольстве по случаю дня рождения Черчилля – ему в этот день исполнилось 69 лет, – гости стали собираться в начале девятого. Сталин был в парадной маршальской форме. Вместе с ним пришли Молотов и Ворошилов. <…>
Гости входили через парадную дверь, по обе стороны которой безмолвно застыли бородатые индийские солдаты в огромных тюрбанах.
День был жаркий, но к вечеру из старинного парка потянуло приятной свежестью. К нашему приходу в гостиной уже собралось блестящее общество: военные щеголяли в расшитых золотом мундирах, дипломаты во фраках соперничали с ними яркостью белоснежных манишек.
Тегеран, 30.11.1943 г.. Что-то Козина не видно среди тут!
Единственной дамой в этой компании была дочь Черчилля – Сара Черчилль-Оливер. Она стояла рядом с сияющим именинником <…>. Сам виновник торжества весело улыбался и бодро дымил сигарой.
Вскоре все перешли из гостиной в столовую, где стояли длинные столы, заставленные всевозможными яствами. На главном столе возвышался огромный именной пирог с 69 зажжёнными свечами».
Далее В. Бережков повествует о торжественном застолье, причём упоминает и различные подробности. И опять же, ни слова, ни намёка на какие-либо выступления артистов, о которых воспоминает Козин.
И обратим внимание: «Единственной дамой в этой компании была дочь Черчилля – Сара Черчилль-Оливер».
Никаких других дам, о которых повествуют Савченко и Мазуренко со слов Козина, на приёме у Черчилля не было.
*
Перейдём к следующему вопросу. Бережков на странице 8 своей книги8 пишет: «…я узнал, что … местом встречи избран Тегеран, а советская делегация уже отбыла из Москвы поездом. Чтобы догнать нашу делегацию, пришлось воспользоваться самолётом. Все выездные документы были уже оформлены, и в ночь на 27 ноября я вылетел из Москвы».
Валентин Бережков – сотрудник Наркомата иностранных дел, но, тем не менее, и ему оформлялись выездные документы!
А дальше – ещё интереснее: «Летели, как было принято во время войны, низко, над самым лесом: остерегались немецких истребителей. <…> Под утро сделали посадку на каком-то военном аэродроме в степи. Пополнили баки бензином и отправились дальше. <…> В Баку прилетели поздно вечером. <…> В Баку мы остались на ночь и рано утром (28 ноября – С.С.) должны были вылететь в Тегеран. <…> В полдень мы уже подлетели к Тегерану».
Читатель легко определит, что суммарно с учётом посадки для дозаправки, перелёт из Москвы в Тегеран продолжался больше суток! Следовательно, авиапутешествие по маршруту Москва – Тегеран – Москва займёт почти двое с половиной суток! А ведь Козин утверждал, что «Вся операция по его доставке в Тегеран и обратно в Москву заняла меньше суток»! Но если он «участвовал» в Тегеранской конференции, какое-то время заняло и само выступление?
*
Естественно, я пересмотрел в Интернете практически всю информацию о якобы имевшем место концерте. И что же? Практически во всех публикациях одно и то же: Черчилль просит Сталина, концерт с участием Марлен Дитрих, Мориса Шевалье, Изы Кремер и – конечно же – Козина. И только в одной публикации приводятся воспоминания Давида Владимировича Ашкенази, который многие годы аккомпанировал звёздам отечественной эстрады: Юрьевой, Шульженко, Козину.
«Ашкенази крайне удивился: «Я действительно в этот период аккомпанировал Козину, но в Тегеране – этого не было. Бред всё это! Небось, уверял, что друг Черчилля? Всё это плод его воображения!»»
И далее в этой же статье: «…легенда французского шансона, <…> Морис Шевалье находился в это время, кстати, с Эдит Пиаф, в оккупированном Париже и чувствовал себя вполне прекрасно, выступая для прямо противоположной, нежели коалиция союзников, аудитории». Т. е., Морис Шевалье выступал перед немцами, оккупировавшими Париж!!!
На удивление, рассказы о выступлении Козина в Тегеране продолжают всплывать и в периодике самого последнего времени! А некоторые особи даже фотографии видели!9
*
Думаю, когда Козин сочинял свои фантазии на тему Тегерана-43, и делился ими с Савченко и Мазуренко, он совершенно не представлял себе, возможность авиации в 1943 году. Чтобы днём вылететь из Москвы в Тегеран, вечером выступить на концерте, а на следующий день вернуться в Москву – нужно было лететь на Ил-62, Ту-154, на худой конец – на «Боинге-747»!
Более того, гораздо более того! Не думал Козин и о том, что главный герой того дня – именинник премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль – напишет и опубликует мемуары о том суровом времени вообще, и о дне рождения – в частности. А о Валентине Михайловиче Бережкове Козин и слышать не слышал, и знать не знал, что издаст дипломат свою книгу воспоминаний и расскажет об именинном пироге Черчилля.
В принципе, всей приведённой информации хватает, чтобы затушевать это белое пятно козинской биографии, и со всей ответственностью сказать: пребывание Козина в Тегеране – такая же выдумка певца, как и в случае с его награждением орденом Красной Звезды. Но всё же я решил сделать запрос в Министерство иностранных дел России – а вдруг я заблуждаюсь? Вдруг я не прав? Отправляю письмо:
Руководителю отдела по работе
с обращениями граждан
Министерства иностранных дел
Российской Федерации
Сущанского Сергея Ивановича
проживающего по адресу
685000, г. Магадан, ул. Речная, дом 11, кв. 1
З А Я В Л Е Н И Е
В магаданской литературе, посвящённой известному в СССР в 30-40-е годы ХХ столетия эстрадному певцу Вадиму Алексеевичу Козину, есть рассказы о том, что во время проведения в ноябре-декабре 1943 года Тегеранской конференции глав правительств трёх союзных держав – СССР, США и Великобритании, певец на самолёте был доставлен из Москвы в Тегеран:
1. Борис Савченко. «Опальный Орфей». Магадан, 1991. С. 43-44.
2. Алексей Мазуренко. «Серпантин судьбы». Документальная повесть о Вадиме Козине. В кн.: «Явь и тайна, даль и близость». Москва, «Верже-АВ», 2000. С. 200-201.
3. Борис Савченко. «Вадиму Козину – 85 лет. Судьба артиста, или последний из «могикан»». Альманах «На Севере Дальнем» № 2, 1989. Магадан. С. 205.
Копии указанных печатных изданий прилагаются. Однако ни в книге А. Мазуренко, ни в публикациях Б. Савченко подробности участия в столь глобальном мероприятии для Козина не указываются: сколько часов длился полёт? Где в этот день находился Козин? Как его нашли, и кто искал? Летел ли он сам или был аккомпаниатор? Где конкретно происходил праздничный концерт? Какие песни пел, и кто аккомпанировал? Можно задать ещё целый ряд вопросов.
Но лично у меня информация, приведённая в указанных публикациях, вызывает сомнение – а летал ли В. Козин в Тегеран и участвовал ли в празднестве по случаю дня рождения Черчилля или это поздние фантазии певца?
Уважаемые товарищи! Меня давно интересуют биографии известных людей, так или иначе связанных с Магаданом. Прошу Вас, если Вы располагаете сведениями о полёте В.А. Козина в ноябре 1943 года в Тегеран, сообщите, пожалуйста, мне. Заранее Вам очень благодарен.
Приложение: всего на 8 (восьми) листах.
С уважением – С.И. Сущанский
10 ноября 2018 г.
*
Ответ хоть и заставил себя ждать, но, тем не менее, пришёл:
16.01.2019 г. № 359/2ДА ЧЛЕНУ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ
РОССИИ
С.И. Сущанскому
Уважаемый Сергей Иванович!
В связи с Вашим обращением относительно «иранского эпизода» биографии советского певца В.А. Козина сообщаем, что в материалах Архива внешней политики Российской Федерации каких-либо упоминаний о выступлении в Тегеране в 1943 году упомянутого лица не обнаружено. Возможно, какая-то информация об этом событии отложилась в документах НКВД СССР, который должен был заниматься организацией данного мероприятия.
С учётом вышеизложенного, полагали бы целесообразным обратиться в Центральный архив ФСБ России (ул. Б. Лубянка, д. 2, г. Москва, 101000).
С уважением,
Заместитель директора
Второго департамента Азии – М. БАРАНОВ
Ответ из МИДа.
Однако, Заместитель директора Второго департамента Азии М. Баранов, посоветовал обратиться в Центральный архив ФСБ.
*
Что ж, новые цели ясны, задачи определены: посылаю запрос в Центральный архив на Лубянку. Поскольку сам запрос по содержанию аналогичен запросу в МИД, текст его я приводить не буду. А вот и ответ:
Экз. № 1
26.02.2019 г. № 10/А/С-746 С.И. Сущанскому
ул. Речная, д. 11, кв. 1
г. Магадан, 685000
Уважаемый Сергей Иванович!
Ваше обращение от 28 января 2019 года рассмотрено.
Сообщаем, что Центральный архив ФСБ России сведениями и документальными материалами о полёте эстрадного певца В.А. Козина в ноябре 1943 года в Тегеран не располагает.
Заместитель начальника архива – Н.А. Иванов.
*
Ложь рано или поздно бывает раскрыта. Это всего лишь вопрос времени. Одного я никак не пойму: зачем эти выдумки нужны были самому Козину? Неужели прижизненной славы певцу было мало? Но это так, дополнительные штрихи к портрету…
*
- Борис Савченко. «Опальный Орфей». Магадан, 1991. С. 43-44.
- Борис Савченко. «Вадиму Козину – 85 лет. Судьба артиста, или последний из «могикан»». Альманах «На Севере Дальнем» № 2, 1989. Магадан. С. 205.
- Алексей Мазуренко. «Серпантин судьбы». В книге: «Явь и тайна, даль и близость». Москва, «Верже-АВ», 2000. С. 200-201.
- Уинстон Черчилль. «Вторая мировая война». В 3-х книгах. Кн. 3. Т. 5-6. М., Воениздат, 1991. С. 217-222.
- там же. С. 192.
- Валентин Бережков. «Тегеран, 1943». Издательство Агентства печати новости, М., 1971. С. 99.
- «Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны, 1941 – 1945 гг.». Сборник документов. Министерство иностранных дел СССР. – М., Политиздат, 1984.
Т. 2. «Тегеранская конференция руководителей трёх союзных держав – СССР, США и Великобритании (28 ноября – 1 декабря 1943 г.)». 175 с., 2 л. ил. - Валентин Бережков. «Тегеран, 1943». Издательство Агентства печати новости, М., 1971.
- Марк Фурман. «Наш человек из Магадана». Журнал «Мир Севера» № 6 (118), 2018. С. 54-57.
*
Автор статьи: Сергей Сущанский.
Май 2019 года.
Наконец-то хоть один здравомыслящий журналист нашёлся.
А то в интернете вот уже десятилетия «гуляют» байки,некогда сочинённые и принятые за правду.
Даже в Википедии.