Река Талая. Фото из архива Елены Полищук. 2018 год.
Первое место для посещения — река Буюнда (от эвенского Буйунда «дикооленная»). Буюнда протекает в восточной части Колымского нагорья и является правым притоком реки Колыма. Нам давненько хотелось проверить это направление, обозначенное на карте пунктиром посёлок Талая — река Буюнда. И если удастся добраться до реки, то провести разведку, как говорится, с боем прокатиться по Буюнде на лодке вверх и вниз по течению, порыбачить, сварить уху и всё интересное отснять на фотоаппарат.
Мои жизненные обстоятельства до сих пор складывались таким образом, что в посёлке Талая я ни разу не была. Хотя, друзья и коллеги часто ездят на курорт «Талая» и рассказывают о волшебных свойствах лечебных грязей и источников. Например, если у женщины проблема с деторождением – езжай на Талую, через некоторое время обязательно станешь счастливой мамой. А что уж говорить об успокоении нервной и приведения в порядок других потрёпанных систем организма.
Особенно интересно наблюдать за людьми, приехавшими с отдыха в апреле месяце: чёрные до угольков, с белыми кругами вокруг глаз от солнечных очков, с упоением рассказывающих об отдыхе на курорте и катании на лыжах в яркую солнечную погоду.
А всего-то находится этот бальнеогрязевой курорт в 276 км от Магадана, по масштабам нашей необъятной Родины, буквально на соседней улице.
По дороге к посёлку Талая.Фото из архива Елены Полищук. 2018 год.
Поехали. С основной трассы дорога отворачивает по направлению к посёлку Талая и моему взору открывается просторная зелёная долина, окружённая со всех сторон величественными горами. Даже в вечернее время, в отсутствие яркого солнечного света, нет никаких сомнений, что мы видим поистине уникальную природу. Рука хватается за фотоаппарат, выскакиваю из машины, начинаю фотографировать красоты, хоть и понимаю, что техника не передаст всей этой красоты в полной мере. Эх, разогнать бы тучи да дать поиграть с природой яркому солнечному свету.
По пути заезжаем на озеро, местное название его — Голубое. И уже там понимаем, что воды в этом году в реках и озёрах очень много. Непонятно, прошло ли весеннее половодье или оно только в самом разгаре. А действие происходит в конце июня, когда обычно уровень воды в реках значительно идёт на спад. Сама земля вокруг озёра пропитана водой, вокруг тьма мошкары и комаров. Для нас даже хорошо, если вода в реке сильно не упала, значит на моторе будет легко идти.
Озеро Голубое. Фото из архива Елены Полищук. 2018 год.
Побродив по берегу озера, едем в посёлок, и тут меня постигает настоящее разочарование. В каком упадке он находится: чёрные глазницы окон смотрят на нас из пустующих домов, большая часть которых покинута хозяевами. Сама курортная зона частично разрушена, хотя курорт «Талая» ещё функционирует и принимает своих пациентов. Как жаль, как бесконечно жаль, что такое красивое и уникальное по своей сути место медленно умирает.
Я оглядываюсь по сторонам — посёлок со всех сторон окружён живописными горами, обрамленными травой сочного зелёного цвета. Эх, как жаль…
А ведь когда-то на месте посёлка простиралась бескрайняя суровая тайга. Ещё до прихода в эти дивные места первой экспедиции Юрия Билибина, местные жители знали о целебных свойствах источника и обязательно останавливались полечить больные суставы. Даже зимой в лютые морозы источник не замерзал, а словно живой организм бурлил, перекатываясь по камням. Температура воды была весьма высокой.
В своей книге «У истоков золотой Колымы» Устиев Евгений Константинович пишет, как старый якут Михаил Петрович Александров, проводник экспедиции Цареградского, поведал историю о том, как в Тальском источнике заживо сварился один эвен: «…Несчастный также приехал лечиться от ревматизма и неосторожно полез в естественный бассейн с самой горячей водой. Видимо, он сразу потерял сознание от ожога и удушливого запаха сероводорода. Через некоторое время такие же, как и он, «курортники» нашли начисто отмытый скелет, всё ещё лежавший на дне минерального бассейна. Несчастную жертву собственной неосторожности похоронили здесь же, на берегу».
Покрутившись по улочкам посёлка Талая, едем в направлении реки Буюнда. Довольно неплохо укатанная дорога плутает по лесу, то и дело пересекая небольшие ручейки. Мы всегда не ищем лёгких путей в наших путешествиях. Много информации берём из интернета, работаем с топографической картой, но в основном приходится самостоятельно искать съезды и лазейки. Вот и в этот раз щупаем путь самостоятельно.
Через 35 км, доверяя Сусанину, сидящему в нашем навигаторе, сворачиваем по направлению к реке Талая. Понимаем, что ведь эту неспокойную реку придётся переезжать, но ещё до подъезда к ней путь преграждает огромная лужа. Объезда нет. Не беда, она вполне проходима, даже не замочив домашних тапочек. Затем вторая — глубиной по колесо, проходима с пробуксовкой колёс, но всё же преодолима. А следом, в узком лесном коридоре — третья, с сомнительным мягким дном и глубиной по фары. Вокруг густой лес, огромная лужа, уходящая за поворот, голодные комары и мы. Побродив и поразмыслив над ситуацией, решаем, что не стоит в одну машину двигаться вперед, лучше пойти по другому пути: поискать более комфортный подъезд к реке. Кое-как разворачиваемся на лесной дороге и едем дальше вдоль реки Талая искать другой съезд, периодически переезжая ручьи — её левые притоки.
Через эту лужу мы уже не поехали… Фото из архива Елены Полищук. 2018 год.
Тыкаемся в повороты, но везде нас встречает высокая вода в колее и болото. Много воды. Очень много. Мы понимаем, что из очередной лужи уже можно будет смело не выезжать, а выплывать, да и то, если получится. Пока только слегка испачкались в грязи и очень голодные. Делаем вывод: не стоит искать приключений на закате дня.
Река Талая. Фото из архива Елены Полищук. 2018 год.
В конце концов, потеряв дорогу на просторах обширного болота, останавливаемся и принимаем решение запустить дрон для разведки местности. Просматриваем запись и видим — вода в реке настолько высокая, что в некоторых местах вышла из берегов и разлилась по лесам, лугам и болотам, течение быстрое, перекаты кипят. Переезда нигде не видно.
Ну и ладно, нам в принципе интересно изучить эту местность. Двигаемся дальше и взору открываются красивейшие поля, принадлежащие в советском прошлом совхозу «Талая», а сейчас запущенные, но всё равно красивые в своём ярко-зелёном, беспорядочно растущем травяном наряде.
Когда-то эти поля принадлежали совхозу «Талая». Фото из архива Елены Полищук. 2018 год.
А дорога, точнее колея, узкой змейкой ведёт через речушку, по обе стороны топкие бескрайние поля. Пока изучали местность, солнце зацепилось за горизонт, а значит необходимо искать место на ночлег. Решаем вернуться около километра назад на поле. Поворачиваем обратно, болото, переезд через речушку, глубокая колея и…
Какие эмоции у вас вызывает та ситуация, когда вы засадили машину по самые пороги в грязной, скользкой жиже? Вокруг чистое поле, ни одного деревца и тронуться надо в небольшой подъём. Машину засосала глубокая трясина и, чтобы вы не делали нет ни малейшего намёка на положительный результат. Эмоции от этого «счастья» у всех разные: кто-то в панике, кто-то полон решимости во чтобы то не стало поскорее справиться с ненавистной, грязной работой и убраться подальше от нехорошего места.
А у меня безоговорочная, как всегда, трудовая повинность — иду искать доски, камни, поленья и всё подходящее для подкладывания под колёса машины. В этот раз, хорошо, что недалеко протекает речка — материала для результата в трудовой повинности множество. И пока Саша обдумывал каким способом вытаскивать машину, а к слову, лебёдку зацепить не за что, я молча впрыгнула в свои «любимые» болотные сапоги, на три размера больше чем у меня, и пошла носить камни из реки. Вы думаете я впала в истерику или ворчала на своего спутника о неудачном манёвре? Нет, я была счастлива. Знаете, как в анекдоте — это лучше всё-таки, чем сидеть на работе. Ну, вот, таскаю я камни. Тяжело, но радостно. А организм говорит:
— Хочу котлету.
— Потерпи — говорю — нас ждёт вознаграждение в виде вкусного ужина.
Решили поднять машину за задний бампер реечным домкратом и скинуть задний мост в сторону от глубокой колеи. Задача оказалась не очень лёгкой, так как на ручке трёхтонного домкрата мужу приходилось буквально висеть всей своей тушкой, чтобы как-то приподнять машину. Однако, тяжёлая зараза, ещё и в горку стоит. Но вначале пришлось решать не менее сложную задачу с опорой домкрата, так как он отказывался поднимать машину и предательски уходил в недра земли. В общем, кое-как всё равно подняли и скинули задний мост в сторону, но при трогании с места колёса опять приблизились к центру земли значительно больше, чем вперёд. Сцена из серии «Что такое не везёт и как с ним бороться».
После гостеприимного болота.Фото из архива Елены Полищук. 2018 год.
Пока Саша опять зависал на домкрате, я активно расширяла несудоходный фарватер маленькой речушки — раз двадцать сходила от реки к машине и обратно, перетаскала все торчащие наиболее большие камни. Несу каждый раз и думаю: «Какой же огромный камень я тащу, сейчас я, как герой, кину его под колесо и быстренько нас вытащу». Кидаю в колею под колесо, а камень буквально растворяется в ненасытной трясине.
Тяжело вызволять из болота… Фото из архива Елены Полищук. 2018 год.
Наконец нам удаётся подсунуть под колёса специально взятые для таких случаев доски и поставить на них задний мост машины. И снова сердце замирает: ключ на старт, сцепление, первая пониженная, блокировка…А желаемого результата нет. Машина проехала по доскам, опять провалилась и увязла уже рядом с колеёй, устроившись поудобнее по самые пороги машины… И опять: домкрат, опора, недра земли, расчистка фарватера и камни из реки исчезающие в ненасытной трясине. Дубль два. Да, забыла рассказать. Подгонял наши действия естественный допинг: колымские звери — комары и мошки. Вот уж умеют придавать ускорение.
Колымские ускорители-мессершмитты. Фото из архива Елены Полищук. 2018 год.
В конечном итоге, проковырявшись час, удалось вытащить нашего железного коня на более-менее сухой участок дороги.
Пока возились с машиной на поле начал ложиться огромным белоснежным облаком туман, обволакивая всё вокруг и растворяя в молоке ближайшие сопки. Наш Люсиен (так уменьшительно-ласкательно мы называем Хайлюкс) издалека стал похожим на стриженого ёжика в тумане. А мы заторопились поскорее настроить спальные места и приготовить ужин.
Ежик в тумане. Фото из архива Елены Полищук. 2018 год.
Ночуем мы в основном в машине. Для удобства изготовлены лежаки из прочной фанеры, которые раскладываются в одну большую кровать во всю ширину салона. Хоть и пикап, но места для сна вполне достаточно.
Приготовив всё необходимое, я накрываю импровизированный стол прямо в постели. И начинается самое приятное для организма и души действие: мы с аппетитом уплетаем вкусный ужин и делимся своими впечатлениями о насыщенных событиях этого дня.
Завтра нас ждёт красивейшее озеро под интересным названием – Галитур.
Автор статьи: Елена Полищук.
Лето 2018 года.
Приключение! Чтение захватывает. Непонятно только — до Буюнды Вы получается не пробились, а фотографии реки в тексте присутствуют?
Где вы эти болота нашли? Там есть дорога до Верхней Буюнды по Руслам реки , под колесами речная галька. Раньше там ходил автобус Кавз, сам посёлок бывшая колония поселение . Перед поселком есть сворот на лесовозную дорогу к сопке Колдун а у подножья сопки озеро Щучье. Красотища! А вы по болотам. В озере много рыбы в основном налим и верхоплавка но есть ещё огромные щуки » купаться не советую!» В это время апрель май начинается ледоход. Грохот стоит как от взрывов бомб, впечатляет! В начале июня, когда воды успокоятся в Буюнду заходит хариус и вся округа заполняется запахом огурцов. А какие там ягодники …
Роман, можете проконсультировать по сплаву Эльген-Буюнда в июле, собираемся на катамаране от Арарата, не очень понимаю, на чем заехать, 6 человек, я из Перми.