Морской буксир «Невельской».
Во время поиска данных по одному из буксиров бухты Нагаева Ольга Кирьянцева прислала мне фотографии по Магаданскому торговому порту. На одной из них оказался буксир, с хорошо читаемым названием на борту — «Невельской». Хоть и это было не то судно, которое я искал, но, тем не менее, желание отследить его судьбу возникло.
Итак, прошу любить и жаловать — морской паровой буксир «Невельской».
Голландские буксиры
Первые поиски по истории этого буксира привели меня на верфи… Голландии.
Морской буксир «Республика».
Ну, вот и нашелся первый собрат нашего буксира «Невельской», как позже выяснилось, который годился ему в деды…
Совпадает корпус судна, обводы и расположение иллюминаторов. Идентично расположение мачты и наличие на нем вороньего гнезда. Расположение и форма дымовой трубы совпадают также.
Теперь можно (и нужно) углубляться в историю…
Первые буксиры такого типа были построены для СССР на верфях Голландии Verschure en Co’s Scheepswerf en Machinefabriek N.V. (Амстердаме) и N.V. Werf Conrad, Scheepswerf en Werktuigenfabriek (Харлем).
Первая партия морских буксиров была закуплена СССР в 1935 году и получили имена: «Сталинабад», «Ташкент», «Тифлис», «Киев» и «Минск». В 1938 году были закуплены ещё два буксира — «Шквал» и «Республика». Вполне возможно. что были закуплены и ещё буксиры, но сведений о них найти не удалось. А искомого буксира с именем «Невельской» в списках не было.
Финские буксиры 40-х годов ХХ-го века
Оставалось не терять веры и продолжать поиски. А привели они меня к советско-финской войне 1939—1940 годов, а точнее — к её последствиям.
В 1940 году был подписан мирный договор между СССР и Финляндией мирный договор, который действовал до 26 июня 1941 года. В этот мирный промежуток финнам предложили строить суда для СССР на репарационных условиях.
17 сентября 1940 года был подписан коммерческий договор, в соответствии с которым верфь «Крейтон-Вулкан» обязалась построить большое количество 3000-тонных и 2000-тонных барж. А также буксиры мощностью 800 л.с., буксиры мощностью 600 л.с. на верфи в «Вяртсиля» Хельсинки и на верфи «Крейтон-Вулкан» в Турку. Должны были быть построены и буксиры мощностью 400 л.с. на верфях в Варкаусе, и в Люпсюниеми. Это был крупный советский заказ на 54 судна, распределенный на все существовавшие в то время в Финляндии верфях.
К началу войны ни один из этих судов достроен не был. В результате собратья морского буксира «Невельской» вошли в состав кригсмарине (ВМС Германия) в количестве 16 единиц, все они получили немецкие названия.
NT-59 «Polangen» принимал активное участие в противолодочной борьбе в Финском заливе в составе ВМС Германии.
Буксиры поменьше служили некоторое время в финском ВМС, а затем были переданы СССР под конец 1944 года.
После окончания войны Советский Союз получил часть своих буксиров мощностью в 800 л.с. по репарации, среди них были «Flöyen I», «Flöyen II», «Mariensiel», «Riesenburg», и «Ortrud» и ряд других. Все они получили новые русские названия, но «Невельского» среди них не было.
Финские буксиры 50-х годов ХХ-го века
После войны, в период с 1947-1959 годов на верфи «Wartsila» («Вяртсиля») судостроительного завода «Крейтон-Вулкан» в городе Турку (Финляндия) была построена серия порядка 119 единиц морских паровых буксиров мощностью в 800 л.с.. Особо не мудрствуя, финны практически не стали изменять проект буксиров, которые строили до войны, во избежании удорожания. Корпуса также остались клёпаные, а не сварные. И всё также на морские буксиры ставили паровые машины, не меняя их на дизеля. Ну и в проекте осталась мачта с «вороньим гнездом» в носовой части. В последних сериях на буксирах уже устанавливали НРЛС «Створ», радиопеленгатор СРП-5, но «воронье гнездо» было на своем месте.
Изменения в проекте все же были. Послевоенные морские буксиры несколько отличались от тех, что заказывал СССР перед войной. Эти буксиры были короче довоенных на 1 м и борт выше на 0,55 м. Отличия были и по корпусу, из визуальных наиболее заметны различия носовой надстройки.
Буксирный морской пароход. Проект Фин-800. Вид сбоку.
Буксиры этой серии строились для нужд министерства рыбного хозяйства министерства морского флота и военных. Судоимпорт перераспределял суда в зависимости от нужд того или иного ведомства на основании решений Правительства.
В МРХ (министерство рыбного хозяйства) буксиры проекта «Фин-800» проходили под типом «Мурманрыба» (головной буксир «Мурманрыба»).
В ММФ (министерство морского флота) буксиры обозначались типом «Аполлон» (головной буксир «Аполлон»).
Морской буксир Северного флота проекта № 854 «МБ-159».
В ВМФ СССР эти буксиры отнесли к типу 854. Эти буксиры собственных имен не имели и обозначались сокращениями, согласно назначению. Например, суда отопители — ОТ, морские буксиры — МБ.
На самом деле, все эти буксиры были одинаковые. При постройке никаких различий по проекту эти буксиры иметь не могли. А у моряков они получили прозвище — «Большой Финн».
Примерные общие измерения и данные: тоннаж — 533 BRT, длина — 47,2 м, ширина — 10,4 метра, осадка — 3,7 метра, скорость — 10 узлов, автономность — 12 суток, силовая установка: паровая машина мощностью в 800 л.с.
И вот в справочнике ММФ (министерство морского флота) мне удалось разыскать родословную своей находки. Запись гласила о том, что морской буксир «Невельской» мощностью 800 л.с. типа «Аполлон» был построен на ССЗ «Крейтон-Вулкан» в Турку (Финляндия), спущен на воду в 1950 году и ему присвоен регистровый номер М-16698.
Морской буксир «Невельской»
Собственное имя буксир получил согласно приказу № 200 по ГУСДС от 31 марта 1950 года «О присвоении названий судам Дальстроя», в котором говорилось о присвоении названий прибывающим в Дальстрой судам финской постройки, предназначенных для Арктики. Весной 1950 года Дальстрой получил три лихтёра грузоподъёмностью в 2 000 тонн, три лихтёра грузоподъёмностью в 3 000 тонн и три паровых буксира.
Буксирам были присвоены следующие названия:
- «Поярков» — 600 л.с.;
- «Невельской» — 600 л.с.;
- «Хабаров» — 800 л.с.
Но позвольте, скажет внимательный читатель, ведь в самой статье идет о буксире с паровой машиной в 800 л.с., а в приказе идёт речь о 600 л.с.?
Различить внешне буксиры типа «Мурманрыба» (проект «Фин-800» ) и типа «Могучий» (проект «Фин-600» ) особой сложности не представляет. У проекта «Фин-800» мачта располагалась на носу судна, у проекта «Фин-600» возле надстройки.
(Классификация приведена согласно данных Министерства рыбного хозяйства СССР — О.В.)
Стало быть кто-то ошибся при составлении приказа? А возможно и такое, что администрация Нагаевского торгового порта выпросила в бухту Нагаева буксир помощнее и уже «Фин-800» получил название «Невельской». В жизни Дальстроя по сохранившимся документам, можно проследить и более малообъяснимые истории, ставшие былью…
Морской буксир «Невельской» в бухте Нагаева
Так или иначе, в навигацию 1950 года в бухте Нагаева начал свою работу морской буксир «Невельской».
С 50-х и по начало 60-х годов ХХ-го века паровой буксир «Невельской» нес свою службу в бухте Нагаева, помогая другим судам в маневрировании, швартовке и выполняя другие задания.
Морской буксир «Невельской» в Камчатском морском пароходстве
В начале 60-х годов ХХ-го века (более точную дату становить не удалось) буксир был передан в Камчатское морское пароходство, где упоминается несколько раз в отчётах:
- 5 января 1965 года погода в Авачинской губе резко ухудшилась. Начался сильный снегопад, задул ветер силой 10—11 баллов. Спасатель «Зевс» (капитан В.И. Гужвин) в течение трех суток помогал теплоходу «Сергей Тюленин», который был отведен в безопасное место в б. Раковую, снял с мели теплоход «Усть-Тигиль» и морской буксир «Невельской»;
- 1 июня 1966 года прибуксированные «Невельским» из Советской Гавани плашкоуты № 205 и 206 приняты на баланс ПМТП.
Катастрофа буксира «Невельской»
1970 год стал последним годов в жизни «Невельского», в феврале месяце буксир затонул в Авачинской бухте.
9 февраля 1970 года в Авачинской губе в пяти милях от порта Петропавловск-Камчатский на глубине 24 метра затонул морской буксир «Невельской». Причиной катастрофы послужило затопление машинного отделения и коридора гребного вала через донный кингстон, открытый для очистки от шуги.
Основные размеры буксира
Длина наибольшая | 47,9 м. |
Ширина | 9,5 м. |
Высота борта | 4,7 м. |
Осадка средняя | 4,07 м. |
Водоизмещение порожнее | 660 т. |
Водоизмещение в момент аварии | 980 т. |
(Данные взяты из статьи Н.В. Мишина и А.Д. Ревеко «Подъем морского буксира “Невельской”», размещённой в информационном бюллетене ММФ за 1973 год — О.В.)
На момент аварии морской буксир работал на мазуте. Угольный бункер был переоборудован под топливные цистерны емкостью в 128 тонн. Скорее всего, перевод с угля на мазут буксира был произведён после передачи в Камчатское морское пароходство.
Спасение буксира
Операция по подъему буксира производилась силами ЭО АСПТР Камчатского пароходства. 23 марта 1970 года судоподъемная экспедиция приступила к подготовке подъема. 21 мая 1970 года поднятый со дна морской буксир «Невельской» был сдан Петропавловскому морскому порту, на его подъем было затрачено 29 дней.
Списание «Невельского»
После подъема и осмотра судна было принято решение не восстанавливать буксир и он был разделан на металлолом в Петропавловске-Камчатском.
Таким образом, морской буксир «Невельской» прослужил на дальнем Востоке верой и правдой в течении двух десятилетий, до своего последнего рейса.
Ещё о «Больших Финнах» бухты Нагаева
Как выяснилось позже, морской буксир «Невельской» был не единственным «Большим Финном» в Магадане. Уже после окончания службы морского буксира «Невельской» в бухте Нагаева нёс свою вахту ещё один буксир того же класса. Впрочем, предоставлю слово Анатолию Фёдорову: «В 171 бригаде был морской буксир мощностью 800 л.с. МБ-154 финской постройки».
Моя признательность и благодарность за помощь Анатолию Фёдорову. Отдельное спасибо Дмитрию Лахтикову за материалы и информацию о последних годах работы буксира «Невельской».
Информация о нахождении буксира в составе Камчатского морского пароходства, катастрофе и подъеме судна со дна моря взяты из статьи Н.В. Мишина, А.Д Ревеко «Подъем морского буксира «Невельской»».
Низкий поклон коллективу Государственного архива Магаданской области за помощь и содействие в работе.
Добрый день. Наверное будет полезным следующая информация. Буксир «Невельской», в конце 60х был переведен в Петропавловск-Камчатский. 9 февраля 1970 года он затонул в пяти милях от порта на глубине 24 метра. Причина затопления — поступление воды в машинное отдеоение и тоннель гребного вала через донный кингстон открытый для очистки от шуги. Поднят ЭО АСПТР Камчатского пароходства 21 мая 1970 года. На подъем было затрачено 29 дней. Судно не восстанавливалось и разделано в Петропавловске.
Информация взята информационного бюллетеня ММФ за 1973 год. Авторы статьи Н.В.Мишин и А.Д.Ревеко — «Подъем морского буксира «Невельской».
С уважением Лахтиков Дмитрий. (На морских форумах Bull)