В аэропорту 56 км. Магадан.
О том, какое важное место в жизни колымчан занимает аэропорт Магадан, можно судить по новостной ленте региона, контент которой регулярно пополняется сообщениями об изменении стоимости авиабилетов, о приходе в область новой авиакомпании, о пополнении парка спецтехники аэропорта, о совещании с участием губернатора и представителей федеральных отраслевых ведомств по вопросам реконструкции аэродромных сооружений.
Аэропорт Магадан – наши единственные ворота в небо Большой Земли, поэтому нам вовсе не безразлично, как себя чувствует предприятие в эти непростые времена, насколько уверены в завтрашнем дне его работники.
С.В. Замараев.
Мы попросили генерального директора ОАО «Аэропорт Магадан», Почетного работника транспорта России, депутата Магаданской областной Думы Сергея Замараева рассказать, какими достижениями предприятия отмечен ушедший год и какие задачи перед коллективом ставит год наступивший.
— Сергей Васильевич, чем вам запомнился 2016-й, юбилейный для аэропорта Магадан год? С какими итогами закончило период предприятие?
— Действительно, в июле аэропорту как самостоятельному хозяйствующему субъекту исполнилось 25 лет. Юбилей был отмечен торжественным собранием коллектива, затем праздничным концертом на площади поселка Сокол, который подготовили наши партнеры из Центра досуга и народного творчества. Особую радость у авиаторов и всех жителей поселка вызвал салют – что говорить, зрелище завораживающее и для Сокола весьма нечастое. Получили массу восторженных отзывов.
В производственном плане 2016 год стал для нас достаточно успешным, несмотря на то, что страна и мировое сообщество в целом находились на пике экономического кризиса.
— Фирменный стиль ОАО «Аэропорт Магадан»: взлетать в разгар кризисов…
— …что, конечно, подтверждает не случайность происходящего. Устойчивое финансово-экономическое положение и даже развитие на фоне не самых благоприятных условий – результат грамотного управления и осознанного, ответственного подхода к работе всех сотрудников предприятия.
Не скрою, 2015 год аэропорт закончил с убытком. Чтобы минимизировать его, нам пришлось значительно сократить свои инвестиционные программы, ужаться в расходах. Принятые меры экономии позволили без потерь преодолеть тяжелый период, уже в 2016 году вернуться к отложенным программам по техническому перевооружению, повысить на предприятии зарплату и при этом выйти на уровень рентабельности. Сегодня мы полностью уверены в своих силах.
Прирост грузооборота в минувшем году составил 2 процента, пассажирских перевозок – 6,1 процента. В абсолютных цифрах пассажирооборот достиг 350 018 человек (2015 год – 329 915 человек).
Основной финансовообразующий показатель – взлетная масса – вырос на 18 процентов, в том числе в связи с тем, что мы получили допуск на прием широкофюзеляжного тяжелого Boeing 777. В настоящее время это очень востребованный тип воздушного судна на российских авиалиниях.
Подготовка Боинга к вылету. Аэропорт 56 км.
Отмечу, что аэропорт Магадан допущен ко всем типам пассажирских самолетов, эксплуатируемых отечественными авиакомпаниями, что значительно улучшает условия для авиаперевозчиков, расширяет наши возможности и дает простор в плоскости технического оснащения.
Также в 2016 году на 7,5 процента увеличилось количество самолетовылетов. Это связано с тем, что в конце 2015-го в Магадан зашли «Икар», «Аэрофлот», позже «Россия» – дочерняя компания «Аэрофлота».
Кроме того, «ИрАэро», известная колымчанам по местным авиаперевозкам, запустила на самолете Sukhoi Superjet 100 рейс Магадан – Иркутск – Новосибирск. Рейс востребован, несмотря на то, что в этом направлении летают еще две компании: «Сибирь» и с прошлого года – ее «дочка» «Глобус».
С конца 2015-го «ВИМ-авиа» начала выполнять рейсы на Москву в зимний период, в течение 2016-го «Якутия» открыла направления на Анадырь и Якутск. К сведению: с недавнего времени якутский авиаперевозчик выполняет из Магадана прямые рейсы во Владивосток, а компания «Аврора» теперь летает до Хабаровска.
Структура перевозок остается неизменной: больше 65 процентов составляют регулярные рейсы, 34 — чартерные. Регулярность полетов, а следовательно, и стабильность работы аэропорта обеспечены.
— Правда, в 2016 году магаданское небо покинул «Икар».
— Решение об уходе руководство компании объяснило убыточностью рейсов на Колыму: в основном самолеты шли с неполной загрузкой. При этом у «Икара», в отличие от тех же «Аэрофлота» и «России», нет столь мощной государственной поддержки и широкой возможности компенсировать убытки от одних направлений прибылью от других, в первую очередь – зарубежных.
Надо заметить, что с уходом «Икара» частота рейсов на основном, московском направлении осталась вполне достаточной.
— Изучается ли спрос населения на новые направления?
— Объективно пассажирская логистика сложилась таким образом, что в большинстве случаев из Магадана летят через Москву либо Новосибирск. Да, к другим направлениям колымчане могут проявлять интерес, однако он будет сезонным, то есть нерентабельным большую часть года.
Несколько лет назад у нас была идея возобновить рейсы на Минводы, но расчеты показали их финансовую нецелесообразность, так что пришлось от идеи отказаться.
Тем не менее, новые направления, пусть и сезонные, в Магадане появляются, закрепляются. Так, в ближайший сезон отпусков будет вновь открыт рейс на Симферополь. Выполняющая его компания «Алроса» уже заявила о двух крымских рейсах в неделю. «Якутия» возобновит летом полеты в Санкт-Петербург.
— Субсидированные средне- и дальнемагистральные рейсы, внутрирегиональные авиалинии перевозчикам интересны?
— Конечно, интерес к субсидированным рейсам есть, ведь государство гарантированно перечисляет за них перевозчикам очень приличные деньги.
Если заметили: в зимнее время, когда происходит падение плотности пассажиропотока и федеральные льготы перестают действовать, авиакомпании предлагают собственные льготы, акции, бонусные программы. В октябре-декабре, к примеру, были самые низкие цены на билеты до Москвы за последние четыре-пять лет. Это хорошо, хотя понятно, что данная ценовая политика перевозчиков не навсегда.
С другой стороны, с 1 января 2017 года «Аэрофлот» ввел «плоские» тарифы на весь эконом-класс, благодаря чему недостатка в пассажирах компания испытывать не будет. А это однозначно послужит сдерживающим фактором в оценке своих услуг для других авиакомпаний.
— Конкуренция – лучший регулятор рынка! И весомый стимул для нас чаще летать.
— Совершенно верно. В октябре и ноябре, когда цены на билеты были снижены, пассажиропоток по сравнению с аналогичным периодом 2015 года увеличился на 12 процентов.
Турбину привезли.
Что касается местных воздушных линий, которые выполняются авиакомпанией «СиЛА» и также дотируются, но уже из регионального бюджета. Понимая социальную значимость местных рейсов, мы решили внести свою лепту.
В аэропорту утверждено и действует положение о предоставлении бонусов для авиакомпаний, работающих на внутрирегиональных направлениях, в связи с увеличением частот, также предусмотрены 20-процентные скидки на наши услуги по другим позициям. Единственное условие: на момент заключения договора с авиакомпанией по бонусной программе у нее не должно быть задолженностей перед аэропортом.
— Движется ли процесс передачи государством акций аэропорта в собственность правительства региона? Что ему препятствует? Что, по вашему мнению, последует за сменой собственника?
— Процесс движется, но как-то зигзагообразно и медленно. Нас уже раза четыре исключали из федерального списка приватизируемых предприятий в связи с тем, что область хочет нас забрать под свое крыло, и столько же раз вновь включали.
В очередной раз аэропорт Магадан вычеркнут из списка приватизируемого госимущества осенью прошлого года. В правительство области пришли новые запросы из Росимущества и Минтранса РФ о предоставлении дополнительных расчетов, доказывающих состоятельность субъекта в плане оперативного управления главными воздушными воротами Колымы.
Такая осторожность федерального центра в принятии решения, с одной стороны, понятна, с другой, я лично уверен в том, что передача акций аэропорта региональному органу госвласти даст нашему предприятию преимущества — в плане развития, оперативного реагирования на различные ситуации и т.д.
— Сергей Васильевич, что сделано за последний год для развития инфраструктуры аэропорта, технического переоснащения служб и подразделений?
— Хочу напомнить, что получение аэропортом допуска к обслуживанию любого нового типа воздушного судна влечет большие финансовые затраты, необходимые для приобретения соответствующей спецтехники.
Чтобы «допуститься» на Boeing 777, мы приобрели два автолифта для подачи бортпитания на высоту 5,5 м и выше, каждый стоимостью 14 млн руб., для создания резерва в 2017 году планируем купить еще один.
Имеем три высоких трапа на базе Isuzu, два высоких самоходных трапа, к началу массовых перевозок рассчитываем приобрести еще один автотрап.
Другая особенность широкофюзеляжных самолетов: весь груз на них перевозится только на паллетах или в контейнерах. Для их обработки в 2014 году мы заказали специальный комплектовочный стол нашему надежному партнеру — Магаданскому механическому заводу.
Завод с задачей справился блестяще, и в прошлом году мы повторили заказ. Предприятию второй комплектовочный стол обошелся в 6 млн руб., зато теперь обработка груза и на выдачу, и на прием выполняется без задержек и накладок.
Обработка воздушного судна противообледенительными жидкостями.
Более миллиона рублей в прошлом году вложили в подготовку к зимней навигации спецмашины «Элефант» (на базе Volvo), применяемой для обработки воздушных судов противообледенительными жидкостями.
Этому аспекту, впрочем, как и всему остальному, что связано с обеспечением безопасности полетов, мы уделяем самое пристальное внимание и подходим ответственно и профессионально, так что нашим пассажирам, жителям и гостям Колымы, не следует переживать за благополучие своего полета, когда он начинается в аэропорту Магадан (Сокол), равно как и в любом другом аэропорту.
Около 4 млн руб. потратили на запчасти и комплектующие для аэродромной техники, которая занимается очисткой и подготовкой взлетно-посадочной полосы, стояночных мест, перрона. Не без гордости отмечу, что в 2016 году закрытий аэропорта Магадан по причине неготовности полосы не было (не считая одного-двух случаев по метеоусловиям, но с погодой не поспоришь).
Подготовка ВПП.
За это огромное спасибо сотрудникам аэродромной службы и службы спецавтотранспорта! Их труд без всякого пафоса героический, очень тяжелый физически и морально. Когда всю смену сидишь за рулем и вглядываешься в лобовое стекло, за которым ничего не видно, кроме сплошной снежной пелены, а тебе нельзя допустить оплошность при расчистке полосы, для того чтобы лайнер мог благополучно приземлиться…
Мы создали для наших сотрудников комфортные бытовые условия, обустроили служебные помещения так, что они в перерывах могут и отдохнуть, и перекусить, и психологически разгрузиться. Высокая производительность обеспечивается в том числе и заботой о работниках.
— Возвращаясь к техническому переоснащению. В самых последних числах декабря в нашем аэропорту появился долгожданный амбулифт…
— Дорогостоящая и очень нужная для наших маломобильных пассажиров машина. Приобретена на средства компании «Роснефть», социального партнера области. Губернатор Владимир Петрович Печеный в первый же день лично убедился в эффективности работы амбулифта, а кроме того, передал аэропорту новый перронный автобус, соответствующий требованиям доступной среды и приобретенный за счет средств области.
Новый амбулифт.
Со своей стороны мы, насколько в наших силах, также стараемся создать максимум удобств для людей с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью в 2016 году приобрели инвалидные коляски для перемещения таких пассажиров в сопровождении наших сотрудников по аэровокзалу от входных дверей до самолета.
Услуга востребована, к тому же безвозмездна, главное – подать заявку заблаговременно. Как правило, такие моменты обговариваются при покупке авиабилета.
— Минувшим летом в соцсетях гулял любительский видеоролик о путешествии по магаданскому аэровокзалу девушки на инвалидной коляске. Ролик, мягко говоря, критический. Что, в самом деле все так печально, как в выводах героини?
— Некоторые критические замечания из этого видеоролика позволили нам в чем-то переосмыслить подход к обслуживанию маломобильных пассажиров. Мы наметили некоторые мероприятия, которые надеемся реализовать в 2017 году. Уверен, это позволит повысить качество обслуживания этой категории пассажиров.
— Пожалуй, самый волнующий жителей области вопрос: в какой стадии находится реконструкция взлетно-посадочной полосы?
— Как вы знаете, прежний подрядчик (ЗАО «СУ-1») за последние годы допустил на объектах первого этапа реконструкции множество недоделок и браковых работ, в связи с чем были замедлены темпы, а затем и вовсе остановлено строительство и прекращено финансирование.
В 2016 году ситуация была следующей: подрядчик объявлен банкротом, ввиду чего не мог продолжать ликвидацию недочетов на объектах своими силами за собственный счет; заказчик-застройщик (ФГУП «Администрация гражданских аэродромов (аэропортов)») участвовал в судебных процедурах по возврату не отработанных подрядчиком средств и банковских гарантий; второй этап реконструкции аэропортового комплекса фактически отодвинут на какое-то время.
Конечно, для нас как эсплуатанта аэродрома ситуация была совершенно не приемлемой, но повлиять на нее мы не могли. Трудно сказать, как она развивалась бы дальше, если бы не активное включение в решение этих насущных вопросов губернатора области.
Владимир Петрович стал инициатором ряда совещаний с участием представителей Минтранса РФ, Росавиации, регионального правительства, аэропорта Магадан, итогом которых стало принятие принципиально важных решений.
Новый перронный автобус.
Среди них – финансирование работ по корректировке проектной документации второго этапа реконструкции, благодаря чему в конце 2016 года она наконец получила положительное заключение Главгосэкспертизы.
В настоящее время на уровне Правительства РФ решается вопрос о перераспределении или выделении дополнительных средств федерального бюджета в объемах, необходимых для начала практического строительства объектов в сезон-2017.
В минувшем же году удалось решить один из наиболее острых вопросов, связанных с устранением недоделок и браковых работ предыдущего подрядчика на водосточно-дренажном коллекторе взлетно-посадочной полосы.
Заказчик-застройщик за собственные средства разработал технологию восстановления коллектора, провел подрядные торги, которые выиграла магаданская строительная «Азиатско-Тихоокеанская компания». Работы новым подрядчиком выполнены, объект проходит процедуру приемки. Очень надеемся, что проблема с водосточно-дренажной системой продолжительностью почти в десять лет будет наконец закрыта.
В настоящее время «Азиатско-Тихоокеанская компания» занята устранением просадок бетонного покрытия на введенном в эксплуатацию перроне МС 17-19 за счет средств заказчика-застройщика. В случае получения заказчиком–застройщиком средств по банковским гарантиям появится возможность объявить подрядные торги на выполнение в текущем году незавершенных работ по строительству очистных сооружений ливневых стоков, трансформаторных подстанций, сетей электроснабжения, светосигнального оборудования ВПП.
К слову, аэропорт второй год за свой счет обеспечивает энергосодержание светосигнальной системы, так и не введенной в эксплуатацию недобросовестным подрядчиком и находящейся в режиме прогрева. В этом режиме и сами сигнальные огни, и трансформаторные подстанции нельзя обесточить – они просто выйдут из строя, и многомиллионные вложения государства окажутся выброшенными на ветер. Чтобы этого не произошло, мы каждый месяц около 100 тыс. руб. тратим на поддержание системы в рабочем состоянии.
Кроме того, в прошлом году аэропорт взял на себя часть работ по гарантийному обслуживанию объектов реконструкции, а именно разделку швов и трещин в бетонном покрытии, поддержание объектов в эксплуатационном состоянии.
Подрядчик по причине банкротства не может выполнять гарантийное обслуживание, а без этой работы встает вопрос обеспечения полетов, безопасной эксплуатации летного поля. Да, это наши дополнительные затраты, но мы сознательно идем на них.
Здесь как раз можно говорить о нашем участии в консолидации усилий заинтересованных структур в развитие аэропорта Магадан, ведущую роль в которой, подчеркну, играет глава территории. Именно ему удалось столкнуть эту глыбу с мертвой точки, расшевелить процесс. Мы писали, мы стучались, просили, добивались, но без поддержки губернатора и правительства области добились бы немногого.
— В таком случае, может, и у созданного по инициативе правительства региона проекта строительства нового пассажирского терминала для магаданского аэровокзала есть реальная перспектива?
— Я бы сказал, строительство нового здания аэровокзала за счет бюджетных средств – единственно возможная перспектива, поскольку частных инвесторов данный проект с миллиардными затратами и очень большим периодом окупаемости вряд ли заинтересует. И шансов у такого разворота событий больше в случае перехода аэропорта в оперативное управление региональной власти.
— Известно: какие бы трудности ни приходилось преодолевать, аэропорт не снимает с себя обязательств социального партнера. Какими добрыми делами занимались в 2016 году?
— Как и все предыдущие годы, аэропорт поддерживал социальную инфраструктуру поселка Сокол, для которого является градообразующим предприятием. Помогали решать насущные вопросы средней школе, детскому саду. По-прежнему оказываем поддержку нашим ветеранам Великой Отечественной войны ежеквартальными денежными выплатами.
Предприятие неукоснительно выполняет социальные обязательства перед сотрудниками: оплачивает дополнительный пролет в отпуск, путевки на санаторно-курортное оздоровление. В ноябре повысили заработную плату. Средняя зарплата на предприятии достигла 54 тыс. руб. – как я понимаю, не самая низкая в области.
Все необходимые выплаты, в том числе налоговые, аэропорт производит без задержек. В течение последних восьми лет мы не имеем никаких задолженностей. Стимулируя приток свежих кадров, выплачиваем из средств предприятия прибывшим из центральных районов страны сотрудникам северные надбавки и коэффициент в полном объеме с первого дня работы.
— Много таких?
— Немного, но есть. Так, инженерно-авиационная служба недавно пополнилась двумя молодыми специалистами, и мы расцениваем это как очень положительный знак. Еще одна хорошая тенденция: сократилась текучесть кадров. Впервые за много лет у нас уволенных меньше, чем принятых на работу.
С.В. Замараев.
Коллектив заметно помолодел: средний возраст работников теперь составляет 45 лет. В 2016-м мы установили, если так можно выразиться, собственный рекорд по количеству сотрудниц-мамочек, находящихся в декретных отпусках и отпусках по уходу за маленькими детьми, — их больше двадцати!
Это, на мой взгляд, очевидный показатель того, что предприятие – надежная опора своим сотрудникам. Они создают семьи, растят детей, закрепляются на северной земле. Они уверены в своем будущем, и в этом – наше главное достижение.
— А какая главная задача стоит сегодня перед коллективом?
— Сохранить стабильность на предприятии. Сохранить набранный темп технического переоснащения. Девять лет назад износ техники в аэропорту составлял 98 процентов, сегодня мы вышли на уверенные 50 процентов и останавливаться не намерены.
Теперь мы имеем возможность больше внимания уделять созданию комфортных условий для пассажиров, и будем к этому стремиться. Рады, что мы сотрудничаем с такими арендаторами, как кафе «Лайки», «Кофе Стайл», ресторан быстрого питания «BurgerCLUB», которые сделали достойные ремонты помещений и поддерживают высокий уровень обслуживания наших пассажиров.
Будем делать все от нас зависящее, чтобы удержать уровень пассажиро — и грузопотоков, чтобы аэропорт работал рентабельно и на благо территории.
— Сергей Васильевич, как считаете, полученный вами недавно статус депутата областной Думы будет способствовать решению производственных задач?
— Думаю, он позволит энергичнее решать вопросы, связанные, прежде всего, с повышением уровня доступности воздушных перевозок для жителей Магаданской области.
Автор: Саша ОСЕНЕВА.
Январь 2017 года.