Альберту Мифтахутдинову 50 лет

Мифтахутдинов А.В.

Мифтахутдинов А.В.

Альберт Валеевич Мифтахутдинов, член Союза писателей СССР, лауреат премии Магаданского комсомола, родился в 1937 году в Уфе. Окончив в 1959 году факультет журналистики Киевского университета, приехал на Чукотку, исходил и изъездил ее вдоль и поперек, работая корреспондентом окружной и областной газет, ихтиологом, техником-геологом, инспектором красных яранг, сценаристом.

Альберт Валеевич — участник V Всесоюзного совещания молодых литераторов, делегат писательских съездов, действительный член Географического общества СССР.

Его повести и рассказы выходили на английском, испанском, болгарском, чешском, польском, венгерском языках.

Книги его — настоящая северная энциклопедия. Природа, быт и нравы народов Чукотки, ее старина и современная жизнь — все нашло отражение в творчестве Мифтахутдинова. Он щедро делится с читателем своими знаниями: как лучше одеться, чтобы не замерзнуть ВО льдах, какие травы и коренья помогут не умереть с голоду в тундре, чем чукотские ножи практичнее европейских. «Если моя книга поможет спасти жизнь хотя бы одному человеку, значит, я здесь не напрасно»,— говорит автор устами одного из своих героев.

Альберт Мифтахутдинов:

— Север покорять нельзя! Покоряют только врагов. Север надо изучать.

Тема сохранения уникальной природы Севера — одна из ведущих в творчестве Мифтахутдинова. Описывая суровый край, писатель предостерегает: природа здесь ранима, нельзя вторгаться в нее грубо и бездумно. Вездеходы на долгие годы калечат почву тундры, низко пролетевший вертолет способен убить своим гулом десятки моржей…

Северные народы испокон веков передают от поколения к поколению бережное отношение ко всему живому. Писатель своими книгами страстно призывает изучать и перенимать накопленный веками опыт народностей Крайнего Севера — эскимосов, чукчей.

Интересует писателя и психология народностей Севера. Столетиями вырабатывался у них особый нравственный кодекс, не всегда понятный человеку другой цивилизации. Герой повести «Время игры в эскимосский мяч» Нанук, почувствовав себя виноватым перед людьми, уходит от них, обрекая себя на одиночество и неизбежную гибель. Этот древний обычай называется у эскимосов «кивиток» — добровольное изгнание. Он вступает а силу и в том случае, если человека подозревают несправедливо, если ему наносят оскорбление. Страшный обычай! Но насколько бережней заставляет он людей относиться друг к другу!

Мифтахутдинову удалось глубоко проникнуть в душу северного человека, показать его уязвимость и беззащитность, с одной стороны, и незыблемость, твердость моральных устоев — с другой. Особенно четко видны эти нравственные грани в столкновении с европейской культурой.

В рассказе «Троянская война в долине Эргувеем» чукчи слушают вольный пересказ «Илиады». Неподдельный интерес проявляют они к судьбе прекрасной Елены, Агамемнона, Гектора, других античных героев. Но трактовка событий неожиданна: «Десять лет воевать из-за женщины. Пурга у них в голове! А яблоко? Разве нельзя разделить?..» Чукчам непонятна мелочность богов. Даже любимая всеми детьми мира сказка «Три поросенка» остается непонятой мальчиком из далекого северного селения: «Почему же каждый поросенок строил себе дом сам? Братья должны помогать друг другу…» Писатель видит в этой простой житейской мудрости проявление высшего гуманизма.

Произведения писателя поражают обилием фактов. Они в значительной степени документальны: Мифтахутдинов пишет в основном о том, в чем лично принимал участие. Отсюда — достоверность, подлинность событий, характеров, описаний. С документальность: свободно уживаются фантазия, лиричность, юмор. Иногда это пр является в своеобразном построении сюжета. В повести «Время игры в эскимосский мяч», например, внешне сюжет сумбурен — какой-то хоровод событий, метаморфоз. Герои «нелогично» влюбляются, элодей вдруг становится замечательным человеком, сложнейшие  проблемы решаются легко, как в сказке… И тем не менее ситуации в повести полнокровны и жизненны, даже трагическая нота, вплетенная в комический сюжет, не кажется диссонансом. Такая же занимательная фабула составляет основу повести «Совершенно секретное дело о ките».

Встречаются у писателя произведения, а которых как будто ничего не происходит. Лишь на диалоге построен рассказ. «Крылья Экзюпери». О знаменитом французском писателе и летчике разговаривают взрослый мужчина и маленькая чукотская девочка. Диалог многозначен, он прекрасно передает знания, жизненный опыт, горечь утрат одного и ясную детскую мудрость другой.

Книги Мифтахутдинова требуют внимательного, вдумчивого прочтения. Узкосеверную тематику писатель сумел поднять до высоты общечеловеческих проблем. Герои его книг, как и во всей мировой литературе, озабочены поиском смысла жизни, проблемами добра и зла, жизни и смерти.

Все произведения А. Мифтахутдинова дополняют и углубляют друг друга в философском и художественном плане. Они пробуждают у читателей, никогда не видевших Севера, светлую тоску о нем.

Человек идет всю жизнь. Это самое большое путешествие. И в этом путешествии, как в полярном, он должен окружить себя только самым необходимым. Главное — что оставит он в конце пути людям. По этим правилам живут многие герои Мифтахутдинова, о которых он пишет с любовью, горечью и улыбкой. По этим правилам живет и сам писатель.

Автор статьи: Станислав Дорохов, член Союза писателей СССР, 1987 год.