C 1 июля 1978 года пограничный отряд вошел в состав воссозданного Камчатского пограничного округа КГБ СССР.
Немалое внимание пограничники уделяли работе с населением приграничья. В 1979 году для помощи в выполнении служебных задач военнослужащие отряда привлекали 56 дружин с общей численностью в 1928 человек. С дружинниками было проведено 257 учебно-воспитательных занятий. Помимо этого, за примерность в службе по охране государственной границы поощрено 326 солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров. Лучшим подразделением в 1979 году стала пограничная застава «Армань»…
Вообще, военнослужащим магаданского пограничного отряда необходимо отдать должное. Во все времена личный состав части демонстрировал высокий профессиональный уровень. Первое упоминание о ходе и уровне подготовки ма-аданских пограничников датируется 1938 годом. Тогда комиссия Управления КПВ НКВД ДВО по итогам осеннего инспекторского смотра сделала вывод: «Отряд боеспособен и готов к выполнению любого оперативного и боевого задания». В дальнейшем часть подвергалась итоговым проверкам ежегодно. В 1939 году магаданские пограничники стали третьими на четвертых окружных стрелковых соревнованиях.
На втором этапе существования магаданского погранотряда уровень подготовки военнослужащих части оценивался преимущественно на общую оценку «хорошо». Постоянно совершенствовалась учебная материально-техническая база. В период с 1976 по 1985 годы на пограничных заставах были оборудованы стрельбища, силовые городки, комплексные полосы препятствии. В середине 90-х годов прошлого века, в период кадрового некомплекта офицерских кадров, на базе управления части действовали курсы ускоренной подготовки офицерского состава.
В XXI веке магаданский пограничный отряд практически ежегодно признавался лучшей частью Северо-Восточного пограничного округа. В 2001 году, по итогам смотра-конкурса на лучшее подразделение по стрельбе из штатного оружия в системе пограничных войск, отряд занял первое место. Среди подразделений границы звания лучшей в Пограничной службе удостоилась застава «Тахтоямск».
Одним из передовых подразделений части является и пограничная застава «Армань». В разные годы это подразделение не раз носило звание лучшей заставы на северо-востоке России. В 2001 году подразделение возглавил капитан Борис Александрович Бабийчук. За то время, когда он являлся начальником заставы, подразделение не покидало число передовых. Как настоящий профессионал, Борис Александрович предпочитал лично участвовать во всех значимых служебных мероприятиях, проходящих на участке его заставы. Он регулярно выезжал на контрольно-проверочные мероприятия в составе смешанных инспекторских групп ГМИ, спецморсинспекцин, ОБЭП УВД Магаданской области. И небезрезультатно. Только им лично было выявлено несколько фактов нарушения правил пограничного режима и прибрежного промысла.
Широко стал известен случай, когда весной 2002 года капитан Борис Бабийчук остановил на посту у въезда в погранзону автомобиль с иностранным гражданином. Оказалось, что у подданного ФРГ отсутствовал пропуск на въезд в пограничную зону. Аналогичный случай произошел полгода спустя. Правда, на этот раз Борис Александрович пресек попытку попасть в пограничную зону российского «зайца».
Вскоре зарекомендовавшего себя грамотным специалистом офицера перевели на повышение в организационно-аналитическое отделение штаба магаданского пограничного отряда.
Надо заметить, что подразделение, которым в последнее время командует подполковник Николай Магзанурович Габидуллин, также считается од-ним из лучших в части. И большая в этом заслуга именно начальника отделения.
В 1995 году Николаи Магзанурович Габидуллин с отличием окончил Хабаровский военный институт ФПС России. Усердие и ответственность, которые Габидуллин проявлял в учебе, положительно сказались и на его повседневной служебной деятельности. После окончания академии в 2002 году он прибыл для дальнейшего прохождения службы в магаданский пограничный отряд. Именно под командованием Николай Магзануровича оперативно-служебная деятельность сотрудников организационно-аналитического отделения стала приносить высокие результаты.
Говоря об организационно-аналитическом отделении штаба магаданского погранотряда, было бы несправедливо не рассказать и о майоре Андрее Геннадьевиче Гатыло.
Службу Андрей Геннадьевич начинал в должности заместителя начальника пограничной заставы «Охотск». Позднее командовал погранзаставой «Чумикан». Когда он принял подразделение, оно являлось не только самым отдаленным в отряде, но и одним из самых сложных.
Удаленность от «Большой земли» и редкие полеты авиации заставляли командование заставы рассчитывать исключительно на собственные силы в решении вопросов жизнеобеспечения подразделения. Благодаря высокой требовательности и организаторскому таланту Андрей Гатыло вывел заставу на лидирующие позиции по всем показателям.
Много сил и энергии отдавал офицер и вопросам организации охраны границы и морских биоресурсов. За пять лет, пока Андрей Гатыло командовал заставой «Чумикан», пограничники, совместно с милицией и инспекторами «Амуррыбвода», задержали 24 браконьера. А в 2001 году, когда Андрей Гатыло уже перевелся в управление пограничного отряда, пограничник 45 суток работал в составе смешанной группы. Совместно с инспекторами ГМИ он контролировал ход промысла на Аяно-Шантарском направлении. Результаты работы группы тогда принесли доход государству в размере трех миллионов рублей.
Майор Андрей Геннадьевич Гатыло награжден медалью «За отличие в охране Государственной границы».
Среди офицеров магаданского пограничного можно найти немало примеров, когда, однажды попав на Колыму ещё в лейтенантские годы, пограничники вновь возвращались в этот суровый, но красивый край. К таковым относится один из старожилов части — подполковник Сергей Александрович Сивокоз. Выпускник Высшего военного училища связи служил на Камчатке, в Магадане, Забайкалье. Когда в 1995 году Сергей Александрович окончил Военную академию связи имени Буденного, то направлению на Колыму для дальнейшего прохождения службы обрадовался. С тех пор подполковник Сивокоз оставался верен магаданскому отряду. Здесь же он дослужился до заместителя командира части по технической части.
В середине 90-х годов на должность офицера тыла магаданского погранотряда прибыл Сергей Николаевич Гущин. Потом была учеба в Академии тыла и транспорта, которую пограничник, кстати, окончил с отличием, служба в Калининградском региональном пограничном управлении. Но Колыма, однажды околдовав, не отпускала. И в 2005 году подполковник С.Н. Гущин вернулся в Магадан, теперь уже начальником тыла части.
Не редки в магаданском отряде и пограничные династии. Один из их представителей и нынешний командир части подполковник Дмитрий Николаевич Юдин. Дмитрий Николаевич окончил Алма-Атинское высшее пограничное училище и был направлен на Дальний Восток. В Северо-Восточное пограничное управление Юдин перевелся после учебы в Академии ФПС России. В феврале 2005 года прибыл на должность начальника штаба магаданского погранотряда, а уже в декабре того же года возглавил часть. Надо отметить, что именно при Дмитрии Николаевиче Юдине за отрядом прочно укрепилось звание передовой части Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны.
Выпускником Академии ФПС России является и нынешний начальник штаба отряда полковник Евгений Васильевич Голубев. Родившийся в Ярославле, Е.В. Голубев закончил Высшее пограничное военно-политическое училище КГБ СССР имени Ворошилова. До перевода на Колыму офицер получил огромный практический опыт организации службы на Кавказе.
Следующим местом службы пограничника стала не менее беспокойная российско-китайская граница. В Приморье Евгений Васильевич Голубев прослужил до 2006 года. Затем пограничная судьба забросила офицера еще дальше на северо-во¬сток страны, в магаданский пограничный отряд.
Продолжает пограничную династию и майор юстиции Александр Леонидович Харчик. Сегодня он является помощником командира части по правовой работе. А до недавнего времени в отряде служил полковник Леонид Степанович Харчик. Личность неординарная и легендарная. Служебная карьера Леонида Степановича весьма богата. Служба по призыву прошла в Закавказском военном округе. После окончания Курганского высшего военно-политического авиационного училища он начинал испытателем авиационно-космической техники и средств спасения экипажей в НИИ авиацнонно-космической медицины.
Довелось участвовать в ряде экспериментов на выживание. В том числе и в течение 8 дней практически без пищи и огня находиться в районе Северном полюсе. 5 суток провести в бассейне с водой и выполнить программу по перегрузкам до 9 единиц. Это значит, что если вес вашего тела 100 кг, то сила перегрузки в центрифуге составляет 900 кг.
Затем Харчик служил и в Отдельной авиационной эскадрилье в Магадане. На должность заместителя начальника отряда по кадрам и воспитательной работе пришел в октябре 2002 года…
В начале 80-х перевелся в магаданский пограничный отряд Григорий Степанович Кутас. В ледяную Колыму он приехал из солнечной Молдавии, где служил в Нижнеднестровском пограничном отряде. Тогда еще подполковника Григория Кутаса назначили начальником политотдела части.
Собственно, отряда как такового тогда еще не было. На отведенном для строительства месте стояли временные бараки, бревна для которых брали из разобранных домов брошенных на побережье поселков.
На заставы начальнику политотдела погранотряда приходилось летать часто. Вертолет был таким же привычным средством передвижения, как и служебный автомобиль. А что значит слетать на заставу, например, на Чумикан? От Магадана до Охотска — 2 часа, заправка. Дальше до Аяна — еще 2 часа, заправка. А до Чумикана прибавьте еще 2 часа. Первое знакомство с Чумиканом поразило Григория Степановича. Такого он не видел нигде. Вертолет сел не на аэродроме в поселке, а на берегу моря возле заставы. Брызги волн долетали до машины. Вышли из вертолета, красота такая — кругом голубые ели.
Через некоторое время море ушло аж за горизонт. А когда начался прилив, море пошло обратно так, что земля гудела и тряслась.
Службу на Колыме легкой не назовешь, но у любого, кто здесь побывал, воспоминания о ней остаются самые теплые. Наверное, потому, что холодный климат компенсируется душевностью людей, которые служили и служат в магаданском погранотряде.
Владимир Анатольевич Руднев приехал на Колыму в октябре 1980 года 18-летнем парнем. Часть, в которой ему предстояло служить находилась в стадии строительства. На месте, где в скором времени появятся казармы, еще росли кусты. В отряде Владимир Анатольевич прослужил больше двадцати лет, принимая активное участие в обустройстве части.
После окончания срока службы по призыву Руднев остался на «сверхсрочную». Потом школа прапорщиков. И закрутилась-завертелась пограничная жизнь Владимира Анатольевича…
В 1983 прапорщик Руднев возглавил автомобильный взвод. По роду деятельности ему приходилось постоянно мотаться по командировкам. За годы службы побывал на всех заставах отряда. Ездил в составе групп по ремонту техники и вводу ее в строй.
Особенно ему запомнилось строительство поста технического наблюдения на мысе Островной. С этим периодом связано много курьезных случаев.
Строительство объекта длилось почти четыре года. Самым сложным было передвигаться по болотам в условиях полного бездорожья. Расстояние от трассы до ПТН напрямую не превышало двух десятков километров. С учетом объездов путь увеличивался вдвое. Стройматериалы, продукты питания, дизеля, топливо, все перевозилось на гусеничной технике — ГТСах и ГМП. Колесные автомобили по таким местам не проходили. Одни раз, правда, пограничники сунулись в тайгу на ЗиЛе. Хотели «горючку» бензовозом к месту доставить. Чуть ли не в самом начале пути машина влетела в большую яму, заполненную талой водой. ЗиЛ засел в грязи так, что водитель не мог даже дверь открыть. При каждой попытке вырваться из западни автомобиль лишь крепче увязал в липкой жиже. Пришлось браться за лопаты и откапываться вручную. Часов 12 понадобилось, чтобы освободить автомобиль из плена.
Ешё одним испытанием для пограничников стала транспортировка на ПТН прожекторной установки. Протащить по бездорожью громоздкую телегу с прожектором — проблема не из легких. Зимой оптимальным вариантом транспортировки стали сани. Телегу поставили на самодельные полозья и потащили двумя тягачами. Двигался «караван» практически двое суток. Переправляясь через речку, под лед провалился ГТС. Пришлось пограничникам нырять в ледяную воду, чтобы расцепить вездеходы и достать со дна слетевшую гусеницу. Ко всему прочему, пока шла работа погода испортилась и началась метель. Бросать прожектор в лесу Руднев не стал. Мало ли что может произойти с дорогостоящим оборудованием.
Пограничники развели костер. Сняли два тента с прожекторной установки. Растянули брезент, закрепили его на кольях, и получилось некое подобие палатки.
Вездеходами завозили на ПТН и продукты питания. С едой проблем не возникало. Бойцов кормили хорошо и разнообразно. Правда, один случай Руднев вспоминает до сих пор.
По осени на пост технического наблюдения, что на мысе Островной, завезли овощи. Почему обитатели ПТНа решили полностью исключить из рациона свеклу, сейчас и не вспомнишь. С «опальным» овощем разобрались быстро, выкинув его в яму.
Зима в том году выдалась суровая. Пурги следовали одна за другой. Из-за непогоды и пришлось отложить выезд на ПТН очередного транспорта с продуктами. К тому времени, пока вездеход добрался до места, еда у пограничников закончилась. Однако над ПТНом витал устойчивый запах печено-горелого продукта. Оказалось, что проголодавшиеся бойцы нашли то место, куда по осени высыпали свеклу. Откопали из-под снега замороженные овощи и запекли их в духовке…
В 1996 году в магаданском отряде открылись курсы ускоренной подготовки офицерского состава. Вместе с другими отучился на них и Владимир Анатольевич. Будучи лейтенантом, возглавил автороту, где и прослужил до 2001 года.
Из того времени Рудневу особенно запомнился один случай. Из отряда на усиление пограничной заставы «Армань» отправили наряд. Вечером пограничники должны были вернуться в часть. После их выезда из Лрмани прошло ча¬сов шесть, а на связь они не выходили. Ночью разыгралась пурга. Перевал, через который проходила дорога, для движения закрыли. Тогда командование части приняло решение на двух вездеходах высылать поисковую группу. Ее возглавил Руднев.
Учитывая погодные условия, Владимир Анатольевич сам сел за рычаги первого ГТС. Когда группа поднялась по горному серпантину, снег стал лепить с такой силой, что на метр впереди ничего не было видно. Справа — скала, слева — обрыв. Ситуация, прямо сказать, не из приятных. Чтобы машины не свалились с кручи, Руднев сажает за рычаги механика-водителя, а сам выбирается наружу. Он пешком прокладывает дорогу ГТСам, и колонна медленно движется вперед. Руднев прошел всего несколько метров, когда услышал, как вездеход как-то странно подпрыгнул. Почти одновременно с этим из-под снега выскочила неясная тень, и порывы ветра донесли до пограничника звуки ударов металла о корпус вездехода…
Как выяснилось позже, «снежным человеком» оказался водитель ЗИЛа. Накануне мужчина выехал из Магадана. В пути его застала непогода. Грузовик застрял и его за несколько часов замело по самую кабину. Водитель по этому поводу сильно не переживал. Он приоткрыл окно, проделал в снегу «бойницу», чтобы было чем дышать, и стал дожидаться в теплой кабине рассвета и подхода помощи.
Задремавшего водителя из забытья вывел стук по кабине. Спросонья ему показалось, что по машине кто-то прошел. Мужчина приоткрыл окно и высунулся из- под снега наружу. Первое, что он увидел, это надвигающуюся на него гусеницу вездехода. Единственное, что мужчина успел сделать — упасть на пол кабины. Когда над его головой прогрохотал ГТС, он услышал, что по его следу едет второй. Схватив валявшийся под ногами молоток, незадачливый водитель пулей выскочил наружу и стал колотить по вездеходу.
Самое интересное, что, проехав над ЗИЛом, вездеход лишь немного помял ему кабину…
Пограничный наряд Руднев тогда нашел. У пограничников сломалась машина. Причем в таком месте, откуда сигнал от радиостанции не пробивался…
Из книги «Граница закаленная ветрами» Людмила Шитова, Алексей Мясников.