Большой морозильный рыболовный траулер «Сиглан».
Дорогие мои земляки! Решил на волнах моей памяти опубликовать эту заметку из газеты «Магаданская правда» за 1999 год. В то время я работал в инспекции по маломерным судам и жизнь моя была полна приключений и морских историй.
Перед публикацией заметки хочу отметить занятный эпизод. За сутки перед тем «замечательным» походом на полуостров Кони я обкатывал в бочке у здания инспекции допотопный, 70-х, наверное, годов выпуска сорокапятисильный лодочный мотор «Крайслер». Ко мне подошёл Пётр Иванович Кривулин, в то время начальник ГИМС, замечательный руководитель и просто очень хороший человек, и спросил: «Ян, а не боишься на таком древнем моторе в море идти?».
Угадайте,какую несусветную глупость я сказал в ответ? А сказал вот что: «Я не боюсь ни Бога, ни Чёрта!». За эту кощунственную фразу я и поплатился.
БМРТ «Николай Куропаткин» позже был переименован в «Сиглан» и капитаном на нём оставался Климушкин Александр Владимирович. Я в начале 2000-х годов уже работал в Спецморинспекции и всякий раз, расходясь с «Сигланом» встречными курсами на селёдочной или минтаевой путине, вставал по стойке смирно выходил на связь с вахтенными штурманами и напоминал,чем я обязан этому тральщику. Если бы не подвернулся нам тогда идущий с поломкой двигателя в укрытие «Николай Куропаткин», мы бы погибли.
На самом деле мной были грубо нарушены «Правила морской эксплуатации маломерных судов». По ним я не имел права удаляться от берега более, чем на 3 мили. А мы затеяли бросок около 50 км между мысом Таран и бухтой Гертнера, при этом даже запасного мотора не было.Учитесь, друзья, на чужих ошибках! Цена таким ошибкам — жизнь.
По долгу службы 7 сентября 1999 года мне с помощником предстояло выйти в район восточной части полуострова Кони на инспекторском катере при участии страхующего маломерного судна «Строгий».
Из газеты «Магаданская правда»:
«На следующий день к вечеру по окончании работы уже без сопровождения «Строгого» при отличной видимости и почти штилевом море был взят курс в бухту Гертнера. Имея на вооружении мощный и надежный 45-сильный двигатель «Крайслер», мы и не подозревали, какие, мягко говоря, неприятности нас ожидают.
Через пятьдесят минут хорошего хода резко упала мощность двигателя и после нахождения неисправности стало ясно, что завести его в наших условиях уже не удастся. Расстояние от места аварии до мыса Таран и Старой Веселой было примерно одинаковым, и мы приняли вполне разумное решение грести в сторону города с учетом направления ветра
Далее все происходило по сценарию крутого приключения. В течение десяти минут поднялся сильный ветер, появились волны и «гребешки» — предвестники штормовой погоды. Катер за счет рубки имел хорошую парусность, становился лагом на волну и гребля на веслах не имела никакого смысла, — нас несло в сторону острова Завьялова. Быстро темнело, и основными ориентирами оставались маяки мыса Гаран и Завьялова.
Чтобы уменьшить дрейф и поставить катер носом по волне, бросили на полную длину фала в отвес якорь А море уже бесновалось, — волны перехлестывали лодку и приходилось постоянно отчерпывато воду Появился естественный человеческий страх перед стихией, но не паника Бессонная ночь тянулась бесконечно долго в ожидании волны, которая может поглотить нас уже навсегда.
Именно в такие минуты ощущаешь себя совершенно беспомощным и из убежденного атеиста превращаешься в покорного раба Божия.
С рассветом мы уже поняли безнадежность нашего положения В провалах волн не было видно берегов, а на гребнях шквальный ветер едва не переворачивал нас. Уносило в открытое море на юго-запад, болтающийся в отвес якорь только отодвигал время нашей очевидной гибели. Позже выяснилось, что волна в воротах о. Завьялова — м. Чирикова достигала 5 метров.
Мы не повергли своим глазам, когда к часу следующего дня увидели идущее в нашу сторону судно Оно было в двух милях от нас, мы явно проходили мимо, но появился шанс на спасение. Не буду описывать, как мы, выбиваясь из сил, «маячили», чтобы нас заметили, и Бог оказался милостив..
Увидели нас с борта БМРТ «Николай Куропагкин», принадлежащего ООО «Тихрыбком», несмотря на очень сложные погодные условия, подняли на борт обессилевших и потерявших дар речи. Приняли по всем законам морской взаимовыручки, окружили заботой и вниманием. Огромное спасибо капитану судна Климушкину Александру Владимировичу и экипажу «Николая Куропаткина» за наш второй день рождения, и пусть рыбацкая удача сопутствует им всегда.
Но заметку эту я написал не только для того, чтобы выразить признательность отличным людям, — хотелось бы напомнить всем любителям рискованных затей, что море наше бывает не только красивым и романтичным, — оно коварно и не прощает ошибок даже бывалым, а тем более наказывает беспечных и самонадеянных мореходов. Статистика последних происшествий подтверждает справедливость моих нехитрых умозаключений
Я. Полуян, инспектор ГИМС».