С Оксы вдоль линии связи

Двухдневный маршрут в 35 км идет от бывшего дорожного участка Окса на Арманской дороге, откуда до моря 9 км.

Безлесная долина глубоко врезана, склоны ее крутые, поросшие стлаником, без террас. В начале лета все ее дно залито голубоватым льдом. Наледь тянется едва не до моря. Она растекается и по небольшой рощице, поглощая порой не на один метр деревья. Да что деревья — столбы старой линии связи так упрятаны в лед, что свободно достаешь до их макушки. Весной по ней с ветерком несутся машины, но уже в конце марта наледь начинает «дышать». Во второй половине дня на ней текут ручейки, и преодолеть ее можно лишь в сапогах. Позже наледь интенсивно тает, ее надрезает речка, идти становится труднее. При сильном таянии вода идет поверх льда, а края наледи обрушиваются. Лучше постоянно придерживаться левого борта долины, где есть тропинка. Дорога же несколько раз пересекает речку. Во второй половине лета, когда исчезает наледь, проходимость улучшается. В долине часто дует ветер, особенно он ощутим в 3 км от побережья, где она более всего сужается.

За километр от моря дорога резко сворачивает вправо. Здесь пристанище рыбаков. Море намыло пятиметровый вал из окатанной гальки. Штормами выброшены огромные белые стволы деревьев. Треть горизонта занимает остров Недоразумения, острым конусом торчит мыс Серый Камень. Хотя люди тут и бывают нередко, чайки и утки чувствуют себя свободно. Небольшие птичьи базары расположены на обрывистых скалах этой бухты. Узкие, очень крутые кулуары на береговых обрывах поросли высокими травами. Среди них голубеют трогательные незабудки, ярко светятся желтые рододендроны. Попадаются и ставшие редкостью звездочки эдельвейсов. Наткнетесь вы и на довольно редкий можжевельник — вечнозеленый кустарник, из семейства кипарисвых. Стволики его у самой земли разрастаются в ветки. Ягоды темно-синего цвета, с налетом, поспевают лишь на второй год. Ягоды и хвоя содержат ценнейшее в медицине можжевеловое масло. Но не обольщайтесь выходом наверх по этим кулуарам — можно сорваться.

Осмотрев побережье, следует вернуться по дороге до линии связи. Теперь она станет вашим постоянным ориентиром. Вдоль линии идет тропа. За двумя ручьями крутой взлет на плато, откуда открывается прекрасный вид на морское побережье. За небольшим ручьем Укорчан (рыбаки называют его Березовым), теряющимся в зарослях распадка, тропа поднимается на склон высокой сопки — и снова предстает море, скалистый мыс Островной, остров Недоразумения, мыс Чирикова…

В долине Второй Медвежки виден старый путь, ведущий с Первого Арманского перевала. Речка в начале лета и от дождей переполняется и трудна для переправы. Тропа тянет вверх, идет через стланик, ольховник, по «бородатому» лесу. На вершинах сопок каменные выходы, напоминающие причудливых экзотических зверьков. И несмотря на то, что вас все время сопровождают столбы, маршрут не кажется однообразным.

За Первой Медвежкой тропа преодолевает еще один подъем и встречается с дорогой, идущей от Пионерного к мысу Островному. До последнего отсюда 5 км. Здесь дорогу постоянно размывает ручей. С перевала предстанет знакомая картина — сопки Щиты и Сахарная Головка, водохранилище. У подошвы перевала (220 м) от линрти отходит тропа к водопаду. Продолжая путь по линии, преодолевают кочкарное болото. Идти тяжело, но дерновина держит. Это самый неприятный участок на маршруте. Слева от вас остается верхнее водохранилище с живописным заливом. Выходят на дорогу, идущую с плотины водохранилища, затем на дорогу от нефтебазы. По ней остается 5 км до города.

Вариант обхода болотистого участка через водопад (9 км) эмоциональнее, проще и несколько короче. Тропа от подножия перевала забирает к югу и поднимается пологим склоном. Здесь хороший лиственничник с полянами желтого ягеля. Тропа обходит влажный луг, пересекает старые вырубки и редкий стланик, оставляя справа густолесье. Перед водопадом круто лезет вверх. А далее — уже описанным путем на дорогу к нефтебазе или к морпорту.

Автор: Рудольф Седов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *