По природно-климатическим и навигационным условиям бухта Нагаева является самой удобной якорной стоянкой на всем побережье Охотского моря. В 1930 году управление Акционерного общества Союззолото обосновало здесь портовый пункт для постоянного захода судов с грузами. Через год в бухте Нагаева организовано морагенство Дальневосточного пароходства.
С созданием 11 ноября 1931 года треста Дальстрой, начинается новый этап в освоении региона. Необходимо было построить морской порт в бухте Нагаева, а так же судостроительный и судоремонтный завод в Магадане. 4 февраля 1932 года первое руководство треста Дальстрой прибыло на пароходе «Сахалин» в бухту Нагаева. В это время в Нагаево существовало морагенство Дальневосточного пароходства со своим рейдовым флотом. Разгрузка судов в то время осуществлялся на рейде с помощью кунгасов, которые буксировались катерами к небольшим эстакадам. Зимой разгрузка производилась на лед и транспортировалась к берегу на лошадях и автомашинах.
В начале 1932 года трест Дальстрой заключает договор с Дальневосточным пароходством о морской перевозке грузов и пассажиров. За навигацию 1932 года в Нагаево пришло 26 судов. Сюда было завезено: 39432 тонны груза, 1387 вольнонаемных и 10265 заключенных.
Погрузочно-разгрузочными работами в порту с мая по июль руководил Траспортный сектор Нагаевского агентства треста Дальстрой. Затем: « … в целях объединения руководства всеми операциями по транзитным грузам, поступающим в бухту Нагаева, начиная от момента получения их с парохода и кончая выдачей филиалу потребителю с 1 августа 1932 года, организуется 1-я Нагаевская транспортная база». В ее задачи входило: « 1. Производить погрузочно-разгрузочные работы в бухте Нагаева. 2. Хранение транзитных грузов до момента их отправки. Структура базы: … 2) Транзитные склады: складское хозяйство с частями: а) погрузочно-разгрузочная, б) складская, … 5) воднотранспортное хозяйство».
В октябре 1932 года 1-я Нагаевская транспортная база расформирована. Погрузочно-разгрузочные работы переданы Базисным складам.
В ночь с 23 на 24 ноября 1932 года ледяным штормом были разбиты все имеющиеся плавсредства для рейдовой разгрузки. В связи с этим дирекция треста Дальстрой приняла решение организовать в п. Нагаева судоверфь для постройки малых металлических и деревянных судов.
5 декабря 1932 года в системе треста Дальстрой организовано Транспортное управление в состав, которого вошла Транспортная контора. 9 декабря ей переданы погрузо-разгрузочные операции в бухте Нагаева.
18 декабря 1932 года Совторгфлот передает тресту Дальстрой 22 единицы плавсредств.
Как самостоятельная структура Мортран начал существовать с 1 января 1933 года. В задачу Мортрана входило: строительство и капитальный ремонт судов, погрузочно-разгрузочные работы в бухте Нагаева, перевозка грузов и пассажиров, отбывающих во Владивосток и другие пункты Охотского побережья.
Состав рейдового флота Мортрана к открытию навигации 1933 года был следующий: 3 катера, 14 кунгасов, 2 понтона, 1 баржа для каботажного плавания. За навигацию 1933 года в распоряжение треста Дальстрой прибыли: парусно-моторная шхуна «Работница» грузоподъемностью 310 тонн, постройки Дальзавода (г. Владивосток), 25 кунгасов, 3 кавасаки, 5 катеров, 15 лодок, 2 баржи по 50 тонн каждая. Данные плавсредства использовались на рейдовой разгрузке, на местном каботаже, на доставке леса из с. Армань и др. 1 января трест Дальстрой заключил договор на строительство 5 катеров с Дальзаводом.
Начавшееся в начале 1930 годов ХХ века промышленное освоение месторождений золота в верховьях р. Колымы требовало скорейшего строительства морского порта в бухте Нагаева. В ноябре 1932 года был разработан проект, 9 января 1933 года организуется контора «Строительство порта в бухте Нагаева». 6 декабря 1933 года пароход «Уэлен» пришвартовался к первом у 12 метровому ряжу, который соединялся дамбой с берегом.
2 февраля 1933 года трест Дальстрой заключил договор с Совторгфлотом о морской перевозке грузов и пассажиров из Владивостока в бухту Нагаева. За навигацию 1933 года в бухту Нагаева посетило 31 судно. Первое судно «Волховстрой» пришло 21 июня 1933 года, последнее «Совет» 12 декабря.
Основная масса грузов доставлена в конце навигации. В декабре через первый ряж переработано 7356 тонн горючего и 6430 различных грузов. Однако последний пароход, ввиду угрозы зимовки не закончил выгрузку, и 1234 тонны груза ушло с ним во Владивосток.
«В бухту Нагаева я прибыл летом 1933 года на пароходе «Волховстрой», — пишет в своих воспоминаниях А. Ф. Гудеменко бывший заключенный СЕВВОСТЛАГа,- «Причалов не было, и нас, а так же грузы, выгружали на плашкоуты и буксирами доставляли к берегу бухты, где пришвартовывались к временным деревянным мосткам. На берегу бухты было видно много самых разнообразных строений, каких-то неказистых избушек, палаток, возвышались штабеля привезенных и даже ничем не прикрытых материалов, необходимых, наверно, для какого-то строительства…»
Грузооборот морского рейдового порта Нагаево в навигацию 1933 года составил 62700 тонн различных грузов. Перевезено из Владивостока 23084 человек. На каботажной линии Нагаево – Тауйск выполнено 33 рейса.
По итогам навигации 1933 года и.о. директора треста Дальстрой Д.С.Репин издал приказ №3 от 2 января 1934 года, который гласил: « § 1. За проведенную Мортраном успешную работу в период навигации 1933 года разрешаю последнему из экономии его сметы в 1933 году израсходовать 20 000 рулей для премирования работников Мортрана и рабочих из заключенных деньгами и промтоварами … § 2. Начальнику Э.О.Лапину объявляю благодарность и приказываю премировать его месячным окладом … § 4. Начальнику отдела эксплуатации Мортрана А.П.Корякину объявляю благодарность и приказываю премировать ружьем. § 5. За умелую организацию и расстановку рабочей силы, установлению твердой производственной дисциплины, создания благоприятных бытовых условий для заключенных, способствовавших бесперебойной выгрузки пароходов, регулярному выполнению производственных и норм. Начальнику лагпункта А.Ф. Крупскому объявляю благодарность, приказываю премировать ружьем».
Средне месячный заработок в Управлении морским транспортом треста Дальстрой составил: служащий заключенный –373 рубля 15 коп, МОП – 137 рублей 96 коп. Рабочий из числа заключенных получал в день по сдельной форме оплаты труда 10 рублей 84 коп.
На 1 января 1934 года на балансе Мортроана находилось: 7 катеров, 1 кавасаки, 8 барж, 19 кунгасов.
В феврале 1934 года проведена реорганизация Мортрана треста Дальстрой. В «Положении о Мортране», говорилось: «1. Управление морским транспортом гостреста Дальстрой, имеет своей задачей: а) эксплуатацию, принадлежащего Дальстрою морского транспорта и авиалинии, б) строительство портовых сооружений в бухте Нагаева, в) судостроение».
Весной этого года в Мортране треста Дальстрой введен устав «О дисциплине рабочих и служащих железной дорог СССР», а также продолжено строительство территории порта в бухте Нагаева. Первый 50 метровый причал сдан в эксплуатацию 4 июня 1934 года.
В навигацию 1934 года в бухте Нагаева разгружено 57 пароходов.
Грузооборот порта Нагаево в навигацию 1934 года составил 113206 тонн. Перевезено из Владивостока 26496 пассажиров.
Норма выработки за 8 часовой рабочий день на 1-го грузчика на портовых причалах составила 5,3 тонны различных грузов. В ОЛПе Мортрана в это время находилось 3213 заключенных. Заключенный сдельщик на разгрузки пароходов получал в день от 3,31 до 3,87 рублей и премиальных 1,50 рублей.
На балансе Мортрана в 1934 году состояло: шхуна «Работница», 10 барж, 3 понтона, 7 кунгасов, 5 катеров, 6 лебедок и др.
Открытие навигации в 1935 году состоялось 17 февраля, когда ледокол «Красин» вывел из бухты Нагаева зимовавший здесь пароход «Уэлен». 14 апреля ледокол «Красин» привел караван из 5 судов. Ледовая экспедиция доставила в бухту Нагаева 5150 тонн грузов, 8056 пассажиров и 526 голов скота. В это же время для ускорения разгрузочно-погрузочных работ сдан в эксплуатацию второй 77 метровый причал. Была расширена территория порта до 5,7 га, где размещались стеллажи для дальнейшей переработки грузов, а так же вспомогательные здания оперативных служб порта.
В навигацию 1935 года в бухте Нагаева разгружено 64 парохода. Грузооборот порта Нагаево составил 167445 тонн. Перевезено из Владивостока 35937 пассажиров.
В навигацию 1935 года организованы погрузо-разгрузочные бригады грузчиков и установлены переносные узкоколейные пути для транспортировки грузов от причалов к складам. Приведем нормы выработки на 1-го грузчика заключенного за 8 часовой рабочий день: а) выгрузка генерального груза – 1,83 тонны, б) угля – 3,1 , в) леса на рейде – 4, 26 куб м., г) на рейде – 1,9 тонны.
Первые большие каботажные суда трест Дальстрой закупил за границей в Голландии в 1935 году. Эти суда, следуя транзитом через пороты, Черноморского побережья (Одесса, Новороссийск) завезли в порты Москальво и Совгавань 7083 т различных грузов. Кроме этого пароходы «Кулу» и «Ягода» завезли в Нагаево 17750 т грузов и зазимовали в бухте.
В навигацию 1935 года на рейдовых операциях в порту Нагаево было задействовано 9 катеров и 14 барж.
В марте 1935 года в ОЛПе Мортрана работало: 2415 – заключенных, 299 – вольнонаемных. Из них:в Портострое: 1297 заключенных и 81 – вольнонаемных, строительство завода № 2: 734 – заключенных и 65 – вольнонаемных, эксплуатация порта: 384 – заключенных и 153 – вольнонаемных.
Среднесписочный состав заключенных ОЛПа Мортрана в 1935 году категории А составил 3595 человек.
Возросший грузооборот порта Нагаево, покупка 3-х океанских судов, а так же развернувшееся строительство порта и судостроительного завода №2, не соответствовали сложившейся структуре и штатному расписанию Мортрана треста Дальстрой. В связи с этим в октябре 1935 года Мортран был реорганизован. А в «Положении о морском транспорте треста Дальстрой», говорилось:«§ 1. Мортран имеет своей задачей: 1. Эксплуатацию, принадлежащего Дальстрою морского транспорта. Состоящего из судов большого и малого каботажа и рейдового назначения. 2. Производство погрузо-разгрузочных работ, хранение грузов на портовых складах, и отпуск грузов на портовых складах и отпуск грузов по нарядам. 3. Строительство портовых сооружений в бухте Нагаева, завода №2, гражданских и складских помещений капитального и гражданского характера. 4. Организацию и производство строительных и ремонт самоходных судов, а так же ремонт и монтаж оборудования. 5. Административно – хозяйственное обслуживание учреждений и гидро-метео-службы и руководство радиостанцией».
Как уже отмечалось, трест Дальстрой приобрел в 1935 году 3 океанских судна общей грузоподъемностью 30665 тонн. Пароходы «Кулу» и «Ягода» были водоизмещением порядка 8000 тысяч тонн. 40 % трюмов отведены под твиндеки для перевозки заключенных. Вот как описывает бывший колымский заключенный К. Реев транспортировку лагерного этапа из Владивостока в Нагаево на пароходе «Кулу» в июне 1936 года: « Нас приняли стрелки, находившиеся на палубе, и повели к носовому трюму. Предложили по скобтрапу спускаться на самый низ. Это было место для политических. Там были сплошные нары. Горела маленькая лампочка. Стояла страшная вонь от гнилой воды. Над нами были три палубы, занятых бытовиками. Организовавшись по десяткам, мы легли рядом на нижних нарах, там было чуть меньше духоты и вони, да и свет не бил в глаза … Началась этапная жизнь. Вечером … раздали по пайке хлеба и по куску горбуши. Водой никто не снабжал. И приходилось лазить самому с двумя бидонами и поить чуть ли не весь трюм…» В навигацию 1936 года в порту Нагаево было разгружено 67 судов. Навигация началась с приходом 6 апреля Красинской экспедиции в бухту Нагаева. Ледокол «Красин» привел за собой 5 пароходов из Владивостока. Было доставлено 9192 тонны груза, 11806 пассажир, 100 голов скота.
К этому времени в порту Нагаево построен 1 ряж, а длина причальной линии составила 209 метров. Нагаевский порт, по описанию К. Реева, в июне 1936 года представлял собой узенькую полоску « отвоеванного у огромной сопки полу причала с бревенчатым пирсом, у которого наш «Кулу» ошвартовался примерно третью своего борта. Две-три убогие избушки под самой сопкой. Это порт Нагаево начала 1936 года …» и далее: «Угрюмые сопки над портом и кучи чего — то на пирсе. Нас повели к этим кучам и, окружив конвоем и собаками, посадили на землю … Там навалом лежали гвозди, хозяйственное мыло и сухая московская колбаса».
Общее количество перевезенных грузов и пассажиров в навигацию 1936 года.
Наименование | Из Владивостока | Из Нагаево |
Груз, тон. | 200456 | 1690 |
Судами треста Дальстрой | 125105 | — |
Пассажиры: | 39509 | 15601 |
Вольнонаемные, чел. | 2451 | 1643 |
Заключенные: | 37058 | 13958 |
2 квартал | 16869 | |
3 квартал | 13619 | |
4 квартал | 6570 |
В навигацию 1936 года суда разгружались в среднем за 11 часов. В это же время в порту появилась механизация. Относка и ручная откатка грузов от борта судна была заменена механизированной отвозкой тележек тягачами.
В навигацию 1936 года Мортран располагал 9 катерами и 11 баржами для малого каботажа. На побережье Охотского моря было доставлено – 33400 тонн различных грузов.
В ОЛПе Мортрана находилось 2565 заключенных. В это же время состоялся первый выпуск курсов Мортрана. Было подготовлено 104 специалиста.
29 июня 1936 года вышло постановление СНК СССР № 1160-203 сс, в котором говорилось: «Считать Нагаево (Охотское море) торговым портом 3-го разряда, возложить административное управление указанным портом на Дирекцию гостреста Дальстрой. Обязать НКВод СССР включить порт Нагаево в списки портов СССР». В связи с этим 13 августа Э.П.Берзин подписывает приказ № 292 по тресту Дальстрой, в котором говорилось: «§ 1. Непосредственное управление Нагаевским морским торговым портом возложить на Управление морского транспорта. § 2 Начальником Нагаевского торгового порта назначить по совместительству начальника Управления морского транспорта Лапина Э.О. и капитаном порта Корниенко Г.С.»
В навигацию 1936 года состоялся первый сквозной рейс Архангельск – Нагаево парохода «Володарский». 29 октября лесовоз пришел в бухту Нагаева.
В этом же году трест Дальстрой купил в Англии пароход «Н. Ежов», постройки 1926 года. Это судно было крупнейшим в мире кабельным судном. Во время последнего рейса в 1935 году пароход прокладывал кабель в Карибском море. В ноябре 1936 года П.И. Федоров – капитан дальнего плавания был откомандирован в распоряжение треста Дальстрой для приема и перегона парохода «Н. Ежов». В конце 1936 года пароход переведен в Амстердам для переоборудования из кабельного судна в товаропассажирское. В мае 1937 года после ремонта «Н. Ежов» прибыл в Одессу, где принят правительственной комиссией и внесен в морской регистр СССР. После этого судно сделало переход Одесса – Владивосток – Нагаево.
24 марта 1937 года в бухту Нагаева пришел караван из 7 судов и 2-х ледоколов («Красин» и «Каганович»). В порт Нагаево было доставлено: 24177 тонн различных грузов, 9399 – человек, 265 голов скота.
Всего в 1937 году в порту Нагаево разгружено 52 парохода. Навигация проходила в тяжелых ледовых условиях, вследствие чего пароход «Кулу» выбыл из эксплуатации на 1 месяц, пароход «Джурма» — 9 дней, пароход «Дальстрой» — 16 дней. Грузооборот порта Нагаево в 1937 году составил 253,8 тысяч тонн различных грузов. Доставлено 41577 заключенных (перевозка заключенных производилась по отпускной себестоимости 46 р. 15 к. за тонну (1 человек 1 условная тонна)).
Среди этапированных заключенных в навигацию 1937 года из Владивостока в бухту Нагаева находились многие репрессированные по статье 58 УК РСФСР и других соответствующих статей УК других республик СССР. На пароходах «Кулу» и «Джурма» были привезены: «… служитель культа В.А. Анисимов, художник Д.А. Брюханов, писатель В. Шаламов, журналист М. Вернер, историк русской архитектуры Г.К. Вагнер, скульптор З. Лихачева, актер и поэт В. Португалов, художник В. Шухаев и его жена художник по тканям В.Ф. Шухаева и др. ».
Перевезено из Владивостока 7011 вольнонаемных. Доставлено во Владивосток судами Морфлота 1318 человек.
Навигация местного каботажа начата 25 мая 1937 года. В этот день два катера с баржей вышли из Нагаево в с. Тауйск. В августе спущен на воду буксирный пароход «Марчекан», построенный на судостроительном заводе № 2. Всего же за навигацию на местных линиях было перевезено: такелаж в Армань – 631 тонн, другие пункты – 335,4,3, пассажиров – 1400 человек. С побережья Охотского моря в Нагаево доставлено: генерального груза – 7217, лес – 32995,1, пассажиров – 2064 человек и др. На местных перевозках работали 9 катеров и 10 барж.
В навигацию 1937 года в торговом порту Нагаева организованы бригады грузчиков, которые закреплялись за определенным видом работ. Нормы разгрузки в сутки на 1 рабочего: на пароходе «Дальстрой» — 1,195 т,«Джурма» — 1,249 т, «Кулу» — 1,095 т, «Н.Ежов» — 1,444 т. В это время в Мортране треста Дальстрой введена прогрессивная оплата труда рабочих грузчиков. В ноябре и декабре 1937 года заключенные, которые работали на погрузочно-разгрузочных работах, получили заработную плату без прогрессивных доплат.
Среднесписочный состав ОЛПа Мортрана в 1937 году: категория А – 1747 человек, Б – 279, В – 81. Всего – 3491 человек.
В 1937 году в порту Нагаева построена причальная линия протяженностью 192 метра. Портовая площадка доведена до 9,67 га. Береговые сооружения морского порта Нагаево включали 2 бака для нефти емкостью – 6000 куб. м., 10 баков для бензина (17250 куб. м.), ловушки для бензина, бензопровода, состоящего из двух ниток, нефтепровода, состоящего из одной нити и двух насосных за пределами морского порта, здания ВОХР и прочих гражданских сооружений на территории порта (навесы, сторожки, каптерки и др.).
Грузовые работы в порту производились вручную, никакой механизации не было, за исключением тягачей с прицепами. Грузы судовой механизацией выгружались на берег, откуда тягачами с прицепами, доставлялись на расстояние около 100 метров в штабель. Из штабелей грузы перегружались в автомашины и вывозились на Базисные склады.
Портовое хозяйство Владивостокского отделения Дальстроя располагалось на территории Владивостокского порта, и состояла из арендованных у порта причалов № 46 – 48 протяженностью 350 метров. Складское хозяйство размещалось в 9 — ти временных закрытых складах площадью 15.2 тыс. кв. м для хранения 25 — 30 тысяч тонн груза и открытой площадки на 5 тысяч тонн. Никакой механизации на причалах и складах не было.
Морской транспорт являлся важнейшим средством внешних грузовых связей для Северо-востока России. За относительно короткий отрезок времен на Северо-востоке России были построены: морской торговый порт 3-го разряда Нагаево с грузооборотом 253,8 тысяч тонн, судостроительный завод №2 и судоверфь. В это же время трест Дальстрой приобрел 4 океанских парохода.
Выше перечисленные мероприятия расширили возможность массового завоза на Колыму промышленных грузов, продовольствия, а так же людских ресурсов на прииск. Эксплуатация объектов Мортрана сочеталась с их строительством при минимуме механизации и максимуме ручного труда.
Автор статьи: Навасардов Александр Сергеевич
научный сотрудник, кандидат исторических наук