Участок узкоколейки Магадан — Новая Палатка рядом с поселком Хасын, 50-е годы ХХ-го века.
— Без рассказа о Магаданской железной дороге нам не обойтись. Что она из себя представляла?
— На момент моего прибытия в Магадан ее протяженность составляла 75 километров. Заканчивалась она недалеко от Стекольного, на разъезде «Лесной». При мне построен участок до Стекольного и Палатки. Я принимал участие в его приемке как член государственной комиссии. В Палатке до сих пор имеются склады бывшего товарного двора.
В железнодорожном расписании значились станция «Магадан», разъезд «12-й километр», станция «Дукча», разъезд «Водяной», разъезд «Хабля», станция «Уптар», станция «Мыс Пограничный», разъезд «Лесной», станция «Красавица» и станция «Палатка».
Депо, находившееся в Уптаре, располагало 21 паровозом, главным образом производства ГДР, и 300 финскими вагонами, которые доставлялись нам по репарациям после войны. Кстати, позднее весь наш подвижной состав переправили на Сахалин.
Дорога развивалась как лесовозная. Магадан не использовал ни угля, ни жидкого топлива, обогревался дровами. Поэтому железнодорожная ветка продвигалась вперед по мере выработки лесных массивов. Потом по ней стали возить обычные грузы. А их, что явилось главной бедой ЖД, катастрофически не хватало. Требовалось как минимум в сутки полторы-две тысячи тонн грузов, а имелось всего пятьсот-шестьсот тонн. В 1956 году дорогу законсервировали, победили наши конкуренты — автомобилисты. У них стоимость тонны километра оказалась значительно более низкой, чем у железнодорожников. Руководил консервацией линии я.
Работники Палаткинской автобазы вывозят отслуживший свое паровоз «ВП-1». 1956 год.
Правда, в самом начале 50-х годов возникли намерения спроектировать строительство железной дороги от Магадана до Якутска. Однако появление мощных автомобилей и отсутствие надлежащего количества грузов поставили на проекте «точку». В нем пока нет экономического смысла.
— Кто обслуживал железную дорогу?
— В депо и во всем нашем хозяйстве в основном работали расконвоированные заключенные. Потом довелось контактировать с японцами. Дороге был придан целый батальон военнопленных во главе с командиром, капитаном по фамилии Дои. У меня, имевшего звание инженера-капитана, числился в роли адъютанта солдат Вакао. До сих пор о нем и всех японцах вспоминаю с теплотой и уважением.
Автор статьи: Петр Ливанов.
Я в детстве видел паровоз, правда без колес, на стройке. Видимо, его использовали, как парогенератор для оттаивания мерзлоты в котловане под фундамент. Родители тоже рассказывали об узкоколейке.