Задолго до того, как столица Колымы получила официальный статус города, она состояла из двух поселков. Более 70 лет назад вдоль речки Магаданки разместился поселок Магадан, а первые деревянные домики на побережье бухты называли поселком Нагаево. К слову, наш город сейчас вполне мог значиться на картах, как Нагаев. Но так случилось, что поселение вдоль речки Магаданки первые жители почти сразу стали называть городком. Слова превратились в дело 14 июля 1939 года, когда Указом Президиума Верховного Совета РСФСР поселок Магадан был переведен в ранг городов Российской Федерации. Но если смотреть сейчас на Нагаевский район Магадана, состоящий наполовину из частного сектора, к сожалению, констатируешь: как был поселком, так и остался.
В самом начале 1930 годов поселения Нагаево и Магадан уже имели транспортное сообщение — полноценную грунтовую дорогу. Постепенно ее удлиняли: до 33 км, до 90 км. И к ноябрю 1933 года автомобили уже могли доставлять грузы вглубь области на 200 км! Межпоселковую грунтовку назвали Колымским шоссе. От нее и начинался отсчет самой длинной улицы мира — за речкой Магаданкой шоссе переходило в Колымскую трассу, которую ежегодно удлиняли на сотни километров. Звание «самой длинной улицы» в 1951 году поменяло своего хозяина: начало Колымского шоссе переименовали в проспект Ленина. Это событие было данью «политической моде», так как в то время почти в каждом городе СССР уже существовала улица имени вождя советского народа.
Улицу Ленина в шутку, но вполне обоснованно, называют самой длинной улицей мира. От венчающей ее телевышки начинается отсчет Колымской трассы, продолжительностью более тысячи километров.
Центральная улица Магадана стала проявлять свой «каменный» облик не с речки Магаданки, а буквально из своей «сердцевины» — от перекрестков с улицей К. Маркса (до 1961 г. — ул. Сталина) и улицей Пушкина (до 1949 г. — ул. Ново-Магаданская). Именно на этой стороне проспекта с 1936 по 1939 год появились первые многоэтажные жилые дома. Причем строили эти «сталинки» из местного кирпича!
В 1932 году на левом берегу Магаданки был построен кирпичный завод. В 1933 году он выдал первостроителям 3 миллиона штук кирпича. А спустя год первую партию кирпичей выдал Колыме уже второй завод (сооруженный на Марчекане). Перед началом войны в окрестностях города (6 км основной трассы) соорудили третий завод, а чуть дальше — на 23 км — еще один. Все они стояли близко от месторождений суглинков и проработали до тех пор, пока не исчерпали их запасы.
Описание исторического центра г. Магадана почетным гражданином города, заслуженным, строителем РСФСР И.И. Лукиным: «Центральная часть Магадана в границах: … ул. Пролетарская, … ул. Дзержинского и Коммуны, … ул. Полярная, ул. Якутская — может рассматриваться в качестве памятника градостроительства, имеющего определенную историко-культурную ценность. Ее архитектура отличается существенными технологическими (преимущественно кирпичная застройка) и художественно-стилевыми особенностями, характерными для довоенных и послевоенных лет в нашей стране».
Действительно, в застройке центра города воплощены многие традиции отечественного градостроительства. Фасады зданий имеют много деталей и пластических структур, которые дополнительно выявляются разноцветной окраской (светло-зеленые стены, белые пилястры, карнизы, откосы оконных проемов).
«Целостность ансамбля проспекта Ленина достигается не только стилистическим единством зданий, но и другими закономерностями архитектуры,- отмечал И.И. Лукин. Все здания примерно одной высоты, их фасады обеспечивают общность ритма, выраженного в равномерном объеме окон и пилястр. Горизонтальные тяги и карнизы как бы объединяют застройку центральной части Магадана в единую систему».
Организация новых строительных и проектных управлений сыграла положительную роль в дальнейшем строительстве Магадана, которое велось по генеральному плану 1939 г. В соответствии с ним возводились капитальные здания на Колымском шоссе (ныне — проспект Ленина), на углу улиц Сталина (ныне — проспект К. Маркса) и Школьной (ныне — пер. Школьный), на углу Колымского шоссе и ул. М. Горького, в районе ул. Пролетарская и за парком культуры и отдыха. Не менее важными являлись строительстве первого двухэтажного здания Дома пионеров на том же Колымском шоссе, надстройка вторых этажей уже существующих гостиниц, обустройство транзитного городка и других объектов.
Как вспоминает в своей книге «Первостроители» Иван Лукин, в январе 1945 года проектный отдел Дальстроя разработал схему застройки улицы Ленина — от улиц Пролетарской до К. Маркса. Уникальным обликом этой части центра Магадана горожане обязаны авторам проекта: Е. Симову, А. Козлову и А. Лепковскому.
Проект жилых домов был разработан в кратчайшие сроки. И уже в том же 1945 году на проспекте Ленина (между улицами Пролетарской и Пушкина) одновременно строили шесть четырехэтажных домов! В областном госархиве сейчас хранится технический проект этой стремительной стройки. И что интересно, фасады зданий на чертежах значительно разнятся с тем, что было построено. Сохранена этажность, общий вид, но убрана значительная часть декоративной лепнины. Так, на одном из зданий (перекресток улиц Ленина и Пушкина) хотели построить еще одну красивую башенку. Но она так и осталась на чертежах. Можно предположить, что строители торопились и экономили средства, поэтому не гнались за красотой зданий. Застройка проспекта Ленина, как написано в техническом проекте, велась поточно-скоростным методом и от этого внешнее архитектурное оформление домов сведено к максимальной стандартизации. Тем не менее, здания на Ленина, спроектированные разными архитекторами, получились уникальными в своем облике.
Со временем появления «сердца» центральной улицы — 1939 годом — связано одно историческое событие, которое, по словам архитекторов, дало вторую жизнь нашему городу. В этот год технический совет одобрил и утвердил первый план генеральной застройки Магадана. Он был рассчитан на 45 тысяч жителей и увеличивал ширину улиц с перспективой на рост движения городского автотранспорта. А чтобы населенный пункт можно было назвать полноценным городом, генплан предусматривал его озеленение, благоустройство скверов и принимал за основу застройки многоэтажные дома.
Впоследствии генплан не раз изменяли, но главное — Магадан с конца 1939 года благоустраивали уже по-городскому: озеленяли, возводили жилые пятиэтажки, магазины и детсады. Но, несмотря на соблюдение всех основ градостроительства, наш областной центр, пожалуй, еще десятилетия не был похож ни на один город СССР.
Вот как подмечает эту «непохожесть» инженер-строитель Николай Гассельгрен: «…Магадан продолжал строиться. Открылись в нем парк, стадион, театр. Если бы убрать лагеря и заключенных, — неоднократно думал я, — то Магадан был бы похож на обыкновенный город… Если бы… Но были и лагеря, и колючая проволока, и заключенные. Была и обстановка подозрительности, поисков «саботажников», вредителей. Все это проникало в строящийся город, расползалось по нему, как паутина».
В декабре 1953 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Магаданская область. Это знаменовало новый этап в освоении Крайнего Севера и особенно благотворно сказалось на развитии города и его хозяйства. За пять лет (с 1954 по 1958 год) на его благоустройство было израсходовано тридцать два миллиона рублей.
Появились новые районы, немало кирпичных и шлакоблочных зданий выросло на окраинах города. На большинстве улиц вдоль тротуаров посажены деревья. Дороги оделись асфальтобетонным и черным покрытием. При широком участии населения было уложено около двадцати тысяч квадратных метров железобетонных и десяти тысяч метров деревянных тротуаров. Летом, после трудового дня, сотни горожан с лопатами и ломами выходили на улицы, планировали грунт, укладывали плиты, бордюрный камень, копали ямки для посадки деревьев и кустарника.
Неоднократные попытки озеленить город молодыми саженцами не имели успеха. Посадка взрослых берез на площади Горького, у поликлиники, окончилась неудачей — на второй и третий год они погибли. Тогда под руководством агронома-любителя В. Горазеева — энтузиаста северного садоводства — были посажены взрослые лиственницы. Деревья принялись. Удивительные деревья! В них красота и строгость, их прозрачные кроны не закрывают перспективы улиц, не заслоняют зданий. Четырехэтажные громады каменных корпусов обрамляют проспект на всем его протяжении. Вдоль тротуаров — зеленый бордюр лиственниц и шиповника, литые чугунные решетки.
Архитектурно-планировочные решения Магадана определились его географическим положением и природными условиями. Главная улица — проспект Ленина — прямым лучом пронизывает город с юга на север и, переходя за его чертой в автотрассу, уходит в далекую тайгу. Это главная магистраль, геометрическая ось Магадана. Проспект озеленён лиственницей, высаженной в 1954 г., и вместе с соседними улицами, перспектива которых замыкается сопками, имеет своеобразный запоминающийся вид.
В 60—80-х годах проспект Ленина окончательно застроился и принял сегодняшний вид. В 1965 году поднялся пятиэтажный дом со встроенным универсальным магазином «Восход» — самым крупным в области.
В 1983 году в конце проспекта, у моста через речку Магаданку, построено оригинальное здание Управления гражданской авиации с Горагентством.