Трактор ЧТЗ «СГ-60», переоборудованный на АРЗ.
Первые газогенераторные трактора в адрес Колымснаба поступили осенью 1939 года. К сожалению не удалось найти упоминаний о марках тракторов, прибывших в бухту Нагаева. В эти года в адрес Дальстроя могли поставляться как ЧТЗ «СГ-60», так и ЧТЗ «СГ-65». Хотя по ряду фотографий 40-х годов ХХ-го века можно утверждать, что обе модели работали на территории Дальстроя.
Лесозаготовительный участок на 47-м километре (Уптар)
Полученные трактора были переданы лесозаготовительному участку на 47-м километре трассы и в феврале 1940 года введены в эксплуатацию.
На фоне не очень успешного на тот момент времени внедрения и эксплуатации газогенераторных машин, уверенности в том, что работа газогенераторных тракторов будет успешной не было… Тем более участок на 47-м километре не был подготовлен к эксплуатации таких машин.
Эти опасения и подтвердились, работа тракторов в феврале 1940 года была признана неудовлетворительной. Но, говоря откровенно, для этого был ряд причин.
Гаража на участке не существовало, и все прибывшие тракторы были приняты на открытую площадку, где они стояли ничем не защищённые от морозов и пурги. Водительский состав тоже не был знаком с условиями и характером работы на газогенераторных тракторах.
В результате попытка завести газогенераторный трактор на морозе при пронизывающем ветром трактористом, не имеющего опыта работы с такой техникой превращалось в суровое испытание для трактора и человека. Те же самые слова можно отнести и к необходимости проведения регламентных и ремонта.
В марте работа газогенераторных тракторов значительно улучшилась, а в апреле они уже показали себя с самой хорошей стороны. Так, например, только что выпущенный из капитального ремонта дизельный трактор поднимал 25—30 кубометров лесоматериала, а газогенераторные трактора перевозили, как правило, 35—40 кубометров. Бывали рейсы, в которых газогенераторные тракторы брали по 45 кубометров леса.
К маю 1940 года газогенераторные тракторы на лесозаготовительном участке были вполне освоены. Трактора уже были обеспечены тёплым гаражом с электрическим освещением и хорошей ремонтной базой, а водительский состав как следует усвоил систему и характер работы на этих тракторах.
За время работы газогенераторных тракторов у водителей возник ряд вопросов к заводу-изготовителю. Если к самим тракторам претензий не было, то газогенераторные установки имели ряд дефектов. Машины часто простаивали по причине выхода из строя крепления газогенераторных установок и чаши очага, которые на Колыме ещё не изготовляли.
За период зимней эксплуатации трактористами был выдвинут ряд рационализаторских предложений для улучшения работы тракторов пре низкой температуре, внедрение которых дало свои результаты. Так, например, стал практиковаться подогрев для передних тонких очистителей.
Берелёхская автобаза
В начале 1940 года первые два газогенераторных трактора были доставлены на автобазу № 5.
В марте один из них был пущен на 25-ю дистанцию, а другой начал работать в Берелёхе.
Машины прошли испытание колымскими морозами и работали на перевозке леса, беря одновременно до 20 кубометров.
К началу лета 1940 года на автобазе № 5 ожидали получение ещё двух тракторов, которые были отправлены из Магадана.
В июле 1940 года на автобазе № 5 числилось уже 6 газогенераторных тракторов, из них 2 работало на 25-й дистанции, 3 — на Берелёхе и 1 — на Аркагале. На автобазе начата подготовка новых водителей для газогенераторных тракторов, для этого создана стажёрская группа из 5 человек.
Статья написана по материалам газеты «Советская Колыма». Моя искренняя признательность Магаданскаой областной универсальной научной библиотеке им. А.С. Пушкина за предоставленный архив газеты «Советская Колыма».