Газогенераторная машина «ЗИС-13».
К концу января 1939 года на автобазе № 5 из 27 газогенераторных машин не работала ни одна, сложившуюся ситуацию инженер Большаков объяснял различными объективными причинами — главным образом частой порчей топливников.
Несостоятельность этих «причин» доказал приехавший на берелёхскую автобазу инженер Производственно-технического отдела Дальстроя Хапкин, который поставил на ход газогенераторные автомашины и лично руководил организованными им колоннами, доставившими грузы на прииски по бездорожью при температуре минус 54°.
Этой поездкой было разбито мнение многих специалистов, что газогенераторные машины зимой не могут работать, а газогенераторное бюро было расформировано приказом начальника Управления автотранспорта (УАТ).
25 февраля звено газогенераторных автомашин в составе 2 машин «ЗИС-13» и 13 машин «ГАЗ-14», под руководством Алтухова, за 12 часов успешно сделало рейс со срочным грузом на прииск «Чай-Урья». Весь состав звена: Алтухов, Жмулин, Семёнов, комсомольцы Куприянов и Марков, за этот рейс получили благодарность от начальника автобазы.
Хорошо работали и другие водители газогенераторов — Хавский, Бабкин и Долгов.
Вышеперечисленные водители не знали аварий и простоев на трассе. 25-дневное задание февраля они выполнили на 80 процентов, тогда как в январе газогенераторный парк бездействовал.
Газогенераторный парк автобазы № 5 в составе автомобилей «ГАЗ-14» и «ЗИС-13» уже в феврале начал работать нормально. Машины ходили прямыми рейсами Магадан — Берелёх, а также на линии Спорный — прииски Запада. С большими трудностями в Берелёхе была пущена печь для осушки чурок с производительностью до 5 тонн в сутки. Начали расти кадры водителей и ремонтников, обслуживающих это хозяйство.
Газогенераторные установки (топливники) работали до 6.000 километров пробега. За период работы они иногда подвергались сварке на базе. За неимением аппаратуры для газовой сварки на берелёхской автобазе для сварочных работ использовался электросварочный агрегат.
Коллектив работников автобазы № 5 взял обязательство ко дню открытия (10 марта 1939 года) XVIII съезда партии восстановить 20 газогенераторных машин.
Восстановленная коллективом автобазы № 5 газогенераторная машина № 07-09. Март 1939 года. Фото из газеты «Советская Колыма».
Несмотря на большие трудности, главным образом из-за отсутствия запасных частей, на 3 марта было восстановлено 13 автомашин, которые начали работать на трассе. Ежедневно под погрузку выходили 7 — 6 машин вместо 5 по обязательству.
Дальний пробег
По инициативе начальника газогенераторной колонны Алтухова была начата подготовка к автопробегу 13 газогенераторных машин по маршруту Берелех — Магадан. В пробеге участвовали 4 машины «ЗИС-13» и 9 машин «ГАЗ-14». Целью пробега было испытать работу газогенераторов на большом расстоянии и поставить точку в споре о непригодности этих машин на Колыме.
Во время пробега планировалось проверить расход топлива на километр при равной влажности чурок. В Магадане колонна должна была взять грузы на Берелёх.
Начальником автопробега был назначен Алтухов, политруком — комсомолец Куценко.
Колонна должна была выйти из Берелёха 5 марта и ко дню открытия XVIII съезда партии (10 марта) прибыть в Магадан.
Ближайшие задачи, стоящие перед газогенераторным парком и Дальстроем были озвучены в газете «Советская Колыма» от 5 марта 1939 года:
«…Во втором разделе тезисов доклада товарища В. М. Молотова на XVIII съезде ВКП(б) говорится: «Особое внимание уделить развитию производства локомобилей, стационарных и судовых дизелей, в первую очередь быстроходных, а также двигателей, работающих на газе. Перевести на газогенераторы все машины на лесозаготовках, а также значительную часть тракторного парка сельского хозяйства и автомобильного парка».
…Применение газогенераторных двигателей на Колыме имеет огромное значение как в смысле экономичности, так и в отношении сокращения перевозок жидкого топлива на большие расстояния. Наше развивающееся производство может и должно опираться на местные топливные ресурсы.
Небольшой опыт эксплуатации газогенераторных машин на Колыме дал, вопреки немалому количеству пессимистических пророчеств, положительные результаты. Отепление некоторых узлов газогенераторной установки предотвращает замерзание конденсатора, и машины получают возможность нормально работать не хуже бензиновых. Несложность отепляющих приспособлений позволяет установить их в условиях любой автобазы, что облегчает внедрение и использование газогенераторных машин в большом масштабе.
…В работе нашего опытного газогенераторного парка было немало отрицательных моментов. Во-первых, небрежная эксплуатация довела эти машины чуть ли до полного износа.
…Надо исправить допущенную ошибку, восстановить газогенераторное бюро, приступить к работе по развитию газогенерации не только на автотранспорте, но и в тракторном хозяйстве.
…Перед нами стоят неотложные задачи: немедленно восстановить имеющийся газогенераторный парк в количестве 23 машин, приступить к созданию базы по брикетированию каменного угля, подготовить перевод газогенераторного парка с древесного топлива на каменный уголь и разработать мероприятия по созданию ремонтной базы для газогенераторного парка.
Начальник производственно-технического отдела Управления автотранспорта Шерехин. Инженер Управления автотранспорта Большаков».
Летом 1939 года Горский восстановил газогенераторное бюро с тем же инженером Большаковым во главе. Но положение газогенераторного парка, сосредоточенный целиком на пятой автобазе, это не улучшило.
В целом за машины «ЗИС-13» показали свою эксплуатационную пригодность для работы в условиях Колымы. Пo своей грузоподъёмности они нисколько не уступали машинам «ЗИС-5». Машина «ЗИС-13» в руках освоившего её водителя давала хорошие результаты.
Топливники этой машины имели пробег до 10.000 км и также в процессе работы ремонтировались на базе электросваркой. Основным недостатком, впоследствии положившим под спуд начатое дело, было полное отсутствие запасных топливников и нежелание Авторемонтного завода заняться ремонтом старых и изготовлением новых. Топливники прошли свой амортизационный пробег и выходили из строя. Колымснаб не позаботился получить новые, и машины очутились под угрозой полной консервации. Чтобы не ставить машины на прикол, выход был только одни — переделка двигателя и питание бензином.
Так и поступили с машинами «ЗИС-13», которые работали на автобазе № 5 и при получении топливников могли быть переведены на газ. Машина «ГАЗ-14» с конструктивной точки зрения в условиях бездорожья не оправдала себя.
К началу июля 1939 года газогенераторные машины берелёхской автобазы работали… на бензине. Это было второе фиаско «газгенов» на Колыме. Вместо освоения газогенераторов Управление автотранспорта пошло по пути наименьшего сопротивления.
Правда были и исключения. Газогенераторная машина водителя-стахановца Жигулина работала без нареканий на газе. Более того, Жигулин обещал пройти на своём автомобиле 100.000 километров без капитального ремонта.
Газогенераторный автомобиль «ЗИС-21».
Летом 1939 года Дальстрой ожидал партию новую партию усовершенствованных газогенераторных автомобилей «ЗИС-21». Было очевидно, что к их приёму УАТ не готов. Практически все бывшие водители газогенераторов были переведены на бензиновые машины. Гаражи для стоянок отсутствовали. Были все основания полагать, что машины «ЗИС-21» и тракторы постигнет участь завоза 1938 года.
К сожалению, опасения оправдались. Прибывшая в навигацию 1939 года партия машин «ЗИС-21» и переданная автобазе № 5 на трассе долго не продержалась. Низкий уровень подготовки водителей, отсутствие запчастей для ремонта, недостаток квалифицированных кадров для ремонта привели к тому, что большая часть «ЗИС-21» оказалась на приколе и их растащили по запчастям, хотя ни одна из них не прошла более 4.000 километров.
Магадан — Нера
23 ноября 1939 года, в 3 часа дня, из Магадана в Неру вышла колонна газогенераторных автомобилей. В колонне 6 машин, нагруженных в основном топливом — чуркой. Вёл колонну инженер Производственно-технического отдела Дальстроя Хапкин.
В 8 часов утра 24 ноября 1939 года колонна газогенераторных автомобилей, совершающих пробег Магадан — Индигирка, прибыла в Атку. К материальной части претензий не было, а вот нареканий к топливу хватало. В Магадане водители получили чурки, изготовленные лесозаводом из обрезков и высушенные в печах для обжига кирпича. Они оказались совершенно непригодными к работе, так как на них было много механических примесей — песок, глина и т. и. При горении в топливниках эти примеси создавали шлаковую золу, мешали нормальному отбору газа.
В результате водителям пришлось в Атке производить заготовку чурки из сухостойных деревьев. Водители отмечали, что газогенераторная установка работала хорошо и при повышенном проценте влажности в топливе.
В конце декабря 1939 года колонна прибыла в Худжах. Путь, пройденный колонной газогенераторных автомашин от Магадана до Худжаха, составил 848 километрам. Это расстояние автомобили прошли при средней температуре минус 41 градус. В пути двигатели и газогенераторные установки работали безотказно, не было ни одного случая замерзания. Перегон Берелех — Худжах машины прошли на чурке, заготовленной на автобазе № 5.
Дальнейшее продвижение колонны было невозможно из-за недоставки газогенераторных тракторов, смазочного и горючего. Путь до Момы планировался в условиях полного бездорожья, машинам предстояло пробираться по руслам рек и долинам.
Статья написана по материалам газеты «Советская Колыма». Моя искренняя признательность Магаданской областной универсальной научной библиотеке им. А.С. Пушкина за предоставленный архив газеты «Советская Колыма».