«Платон» нам друг?

002

Исполнение вступившего в силу закона о введении платы за пользование федеральными дорогами для грузового транспорта и его влияние на развитие территории обсудили на совещании при губернаторе Магаданской области В.П. Печеном.

На прошлой неделе в Правительстве Магаданской области прошло совещание при губернаторе В.П. Печеном на тему взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

В работе совещания приняли участие представитель Дальневосточного подразделения ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» Сергей Крылюк, министр дорожного хозяйства, транспорта и связи региона Наталья Сычева, начальник ОГИБДД УМВД России по Магаданской области Юрий Савейкин, руководитель филиала ФКУ «Упрдор Колыма» в г. Магадане Сергей Кривошеин, а также представители крупных промышленных предприятий, компаний, занятых в сфере грузоперевозок и дорожного строительства, члены общественных и профессиональных объединений.

«Пользователь платит».

15 ноября в соответствии с решением Правительства РФ на всех федеральных автодорогах России запущена в эксплуатацию система под брэндом «Платон» по взиманию платы с грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн.

Платное пользование автодорогами, как объясняют в Федеральном дорожном агентстве, — общепринятая мировая практика, связанная с ущербом, который наносят дорожному покрытию большегрузы.

По статистике, приводимой Росавтодором, 56 процентов от общего размера вреда федеральным трассам наносят именно грузовые автомобили массой свыше 12 тонн. Проезд одной такой фуры, утверждают в агентстве, сопоставим с негативным воздействием от проезда 40-50 тысяч легковых машин, а ущерб всем дорогам страны от грузовиков с перевесом равняется 2,6 трлн руб., тогда как государство может себе позволить тратить на поддержание дорог только 1 трлн руб. в год.

001

При этом большая доля уплаченного транспортного налога и топливных акцизов сегодня приходится на владельцев легковых автомобилей, которых на конец 2014 года насчитывалось чуть более 40 млн, а не на компании-перевозчики (1,5 млн грузовиков), которые преимущественно и разрушают дороги.

По мнению специалистов Росавтодора, такой подход к бизнесу грузоперевозок является социально несправедливым: граждане должны ездить по качественным дорогам, а не заботиться об экономической выгоде перевозчиков и грузоотправителей.

В целях устранения данной несправедливости в России еще в 2011 году принят закон, устанавливающий необходимость ввода системы взимания платы с транспортных средств массой свыше 12 тонн. Задача по сбору денег посредством применения системы «Платон» Правительством РФ возложена на частную компанию ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», с которой Правительство заключило концессионное соглашение в августе 2014 года.

Утвержден размер платы: с 15 ноября 2015-го по 29 февраля 2016 года будет действовать льготный тариф – 1,53 руб. за километр фактического пробега. В дальнейшем, с 1 марта 2016-го до 31 декабря 2018 года, тариф будет увеличен до 3,06 руб./км.

Система действует по принципу предоплаты. Нарушители — владельцы обнаруженных на трассе большегрузов без оплаты проезда – будут подвергаться штрафным санкциям, довольно серьезным. Вступившая в силу соответствующая статья Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает следующие размеры штрафа: для физических лиц – 5 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей – 40 тыс. руб., для юридических лиц – 450 тыс. руб.

Средства, полученные в результате функционирования системы «Платон», будут аккумулироваться в Федеральном дорожном фонде. Предполагается, что в год будет собираться около 40 млрд руб., что позволит к 2019 году привести федеральные автотрассы в нормативное состояние.

Кроме того, Минтранс РФ предлагает часть собранных средств направлять в субъекты федерации для финансовой поддержки региональных дорожных проектов, основанных на частно-государственном партнерстве.
Такова суть вопроса.

«Важно соблюсти баланс».

Несмотря на то, что соответствующий закон был принят еще в 2011 году, для многих магаданских пользователей федеральной автодороги «Колыма» введение платы за проезд грузового транспорта стало неприятной неожиданностью.

С целью обсудить все вопросы, возникшие в связи с нововведением у колымских пользователей, контролирующих структур и заинтересованных ведомств, губернатор В.П. Печеный 18 ноября собрал совещание, на котором, в частности, выразил личное отношение к оплате владельцами большегрузов проезда по главной транспортной артерии региона — ФАД «Колыма».

— Моя позиция достаточно сложная: с одной стороны, мы прекрасно понимаем, что взимание платы – это дополнительная нагрузка на всех, кто занимается грузоперевозками, — отметил глава территории. — С другой стороны, понятно, что введение такого режима и государству далось непросто, но оно обусловлено нашими реалиями.

Вред, который наносится нашим дорогам большегрузным транспортом, необходимо компенсировать не только за счет бюджетных ассигнований, но и за счет пользователей. Так принято во всем мире, и это – справедливо. Важно только найти баланс в соблюдении интересов всех сторон, чтобы было и правильно, и не накладно для участников процесса, — сказал В.П. Печеный.

«Все для удобства клиента».

006

Руководитель дальневосточного подразделения оператора платежной системы «Платон» — ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» Сергей Крылюк ознакомил участников совещания с объемом работы, проведенной магаданским отделением компании, пояснил некоторые детали функционирования системы на Колыме и схему взаимодействия с пользователями федеральной автодороги.

— На сегодняшний день во всех регионах Дальнего Востока, в том числе и в Магаданской области, нами сформирована сеть информационной поддержки, — рассказал С.А. Крылюк. – Наши офисы оказывают помощь пользователям в предварительной и последующей регистрации, в осуществлении оплаты за проезд, в открытии лицевых счетов и личных онлайн-кабинетов.

По его словам, в Магадане все опции ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» доступны, по любому вопросу можно обратиться в офис на ул. Ленина, 14. Для общего пользования открыт сайт компании platon.ru, где можно почерпнуть всю интересующую информацию.

Руководитель магаданской структуры Елена Жуковская подчеркнула, что для удобства клиентов офис работает с 9 до 20 часов (или до последнего клиента) ежедневно, без выходных.

Отделение ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» в Магадане функционирует с августа 2015 года и, по оценке Сергея Крылюка, успешно прошло начальный период, зарегистрировав порядка 60-ти транспортных компаний региона, занятых в сфере грузоперевозок, с общим парком более 540 транспортных средств. В последнее время все чаще с вопросами о регистрации обращаются индивидуальные предприниматели.

Согласно пояснениям С.А. Крылюка, система «Платон» предусматривает два варианта оплаты пользования федеральной дорогой: маршрутная квитанция или бортовое устройство.

Приобрести маршрутную квитанцию можно в офисе на Ленина, 14 либо воспользовавшись любым предложением из широкого спектра сервисов ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», включая сайт, бесплатный телефонный звонок или платежный терминал.

Срок действия квитанции – месяц со дня даты, указанной пользователем. Важно: в соответствии с принципом предоплаты квитанция приобретается перед запланированной поездкой.

005

Бортовое устройство представляет собой небольшой по размерам и простой в эксплуатации прибор, работающий от прикуривателя. Устройство снабжено спутниковой навигационной системой ГЛОНАСС.

С помощью беспроводного интернета прибор фиксирует маршрут и передает данные в центр обработки информации, после чего денежные средства автоматически списываются с личного счета владельца транспортного средства.

Бортовые устройства выдаются бесплатно, однако в случае их поломки или утери пользователям, по всей видимости, придется оплатить их стоимость – 6800 руб.

— В силу имеющихся в регионе особенностей, таких как качество связи на трассе, я рекомендовал бы на первом этапе пользоваться маршрутными квитанциями, — посоветовал Сергей Крылюк. — Они просты в оформлении, и их применение не зависит от каких-то сложностей в пути со связью.

Также он заявил, что первая (небольшая) партия бортовых устройств будет доставлена в Магадан в ближайшие дни.

«Я тебя вижу».

Естественный интерес у участников заседания вызвал вопрос контроля соблюдения нового правила пользования федеральными трассами. С.А. Крылюк пояснил:

— Система «Платон» предусматривает два способа фиксации нарушений – мобильный и стационарный.

53_big

На пути в Магаданскую область находится специально оборудованный автомобиль, который будет курсировать по федеральной трассе «Колыма» и в установленных точках патрулирования осуществлять мониторинг движения транспортных средств, распознавать их и передавать информацию в центр обработки данных, находящийся в Перми.

Кроме мобильного, в скором времени на магаданском участке ФАД «Колыма» начнет действовать и стационарная система контроля: три сканирующие рамки, две их которых уже запланировано установить на выезде из Магадана и в районе пос. Палатка.

Рамочные конструкции посредством видео- и фотосъемки будут сканировать движущиеся транспортные средства. В случае их идентификации как грузовых автомобилей общей массой свыше 12 тонн (в программу распознавания заложены все виды транспортных средств общей массой свыше 12 тонн, включая автомобили импортного производства) происходит фиксация номерного знака. Данные так же в режиме онлайн передаются в центр обработки, где проверяется наличие оплаты.

Если оплата не произведена и автомобиль признан нарушителем, данные поступают в центр контроля нарушений, где они еще раз вручную сверяются оператором. Только после повторного подтверждения отсутствия оплаты сведения о нарушителе передаются в территориальные органы ГИБДД. Далее следует стандартная процедура наложения штрафных санкций.

На днях в центральных средствах массовой информации прошло сообщение о решении Правительства РФ объявить мораторий до мая 2016 года на административное наказание не заплативших за проезд владельцев грузовиков.

Однако Сергей Крылюк настоятельно советует колымским грузоперевозчикам не обращать внимания на эту информацию, так как ее официальное подтверждение еще не получено.

— Призываю всех пользователей проявлять гражданскую ответственность и исполнять федеральный закон, не надеясь на снисхождение, — порекомендовал руководитель дальневосточного оператора системы.

«Мы обеспечиваем насущные потребности области».

В ходе заседания представителям ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» и Минтранса области магаданскими грузоперевозчиками было задано немало вопросов.

004

Как вернуть деньги за оплаченную маршрутную квитанцию, если поездка не состоялась или была прервана различными обстоятельствами, например, разыгравшейся непогодой, что для колымского климата – явление частое?

В каком режиме будет взаимодействовать с платежной системой дорожная техника? Каким образом будут осуществлять предоплату за пользование федеральной трассой бюджетные (к примеру, муниципальные) предприятия, которые в соответствии с Бюджетным кодексом имеют право расходовать свои средства только по факту получения услуги?

Как оператор намерен контролировать оплату в данный момент, когда в области еще нет средств отслеживания пользователей? Не станут ли большегрузы в целях экономии ездить в обход, по региональной дороге Палатка – Кулу – Нексикан? И во что тогда превратится «Тенька», которая и без того находится далеко не в лучшем состоянии?

Основные опасения колымских трассовиков выразил заместитель генерального директора ООО «Автосоюз» Аркадий Урбаханов:

— Нельзя забывать, что мы живем в сложных условиях Севера, работаем на трассе фактически в автономном режиме: нет не то что связи или дорожного сервиса, но даже лампочек! Уличного фонаря на большей части пути не найдешь!

Закон един для всей страны, но в Краснодарском крае и на Колыме условия работы грузоперевозчиков, мягко говоря, несколько разнятся. Думаем, что Правительству области надо донести это обстоятельство до центра с тем, чтобы для северных регионов тарифы были пересмотрены в сторону снижения.

003

В отрасли и так ситуация критическая. На «Руднике имени Матросова» произошел серьезный спад темпов строительства, что сильно повлияло на объем грузоперевозок. В остальных горнодобывающих компаниях тоже не самая радостная картина. Мы постоянно находимся с ними в переговорах по снижению тарифов на перевозку грузов.

А куда их снижать?! Наши тарифы и так не менялись в течение последних пяти лет, несмотря на постоянный рост цен на топливо и все остальное. На трассе работает много грузового транспорта, взятого в лизинг, и если еще два года назад лизинговые компании были довольны магаданскими клиентами, то сегодня все чаще происходят ситуации, когда за долги, за несвоевременное погашение платежей кредиторы забирают технику у владельцев.

На нашем предприятии работает больше 20-ти человек, в основном молодые люди, у всех семьи, маленькие дети, и жены, как правило, трудятся в социальной сфере – воспитателями детских садов, нянями, санитарками, учителями начальных классов. Сами знаете, какие там зарплаты. Мы никак не можем платить работникам меньше, чем сейчас!

И потом, мы ведь не просто зарабатываем деньги грузоперевозками. Мы обеспечиваем насущные потребности области, прежде всего, топливную и продовольственную безопасность. Разве территории не важно, как будет чувствовать себя отрасль?

С А.А. Урбахановым согласен генеральный директор ООО «Комтранс» Валерий Абдуллин:

— По-русски сказать, «причесали» нас всех под одну гребенку, и Дальний Восток, и центральные районы страны, а это не правильно. Даже на Дальнем Востоке условия для автотранспортников совсем разные, взять дороги Приморья и Колымы. Так в Приморье еще и железная дорога есть, а у нас — без альтернативы.

Ситуация в отрасли сложная, прав Аркадий. В прошлые годы на моем предприятии работало 40 единиц техники, сейчас 20. Коммерции нет, обороты падают. А нам вместо помощи сначала тахографы навязали, теперь вот – плату за проезд.

Насколько в итоге всего этого тарифы на перевозку грузов вырастут, пока не просчитывали. Но вырастут – куда деваться? По-хорошему, надо было сюда приглашать и наших заказчиков, чтобы они тоже выразили свою точку зрения. И простых колымчан, жителей трассы спросить, как им нравится нововведение?

В будущем — плюс региональные дороги?

Члены Ассоциации автотранспортников заявили о подготовке коллективного обращения на имя губернатора Магаданской области с просьбой о снижении тарифа на пользование федеральной автодорогой «Колыма».

37415262

Губернатор В.П. Печеный подтвердил готовность Правительства области рассмотреть все предложения заинтересованных структур и индивидуальных предпринимателей и в случае обоснованности направить их в Минтранс РФ.

Напоследок – еще одна информация, которую озвучила на совещании министр дорожного хозяйства области Н.М. Сычева. В настоящее время исполнительной властью Магаданской области, по примеру некоторых российских регионов, рассматривается возможность взимания платы за проезд большегрузного транспорта по автодорогам территориального значения.

Автор статьи: Саша Осенева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *