Посёлок Стрелка.
1942 год
Начало
Можно сказать, что эта история началась в январе 1942 года с Приказа № 5 по ГУСДС от 3 января 1942 года, в котором начальнику УАТ Маркову предписывалось организовать в гараже автобазы № 4 (Стрелка) мастерскую по производству электроматериалов и электрооборудования и ввести её в эксплуатацию в мае 1942 года.
Тем же приказом начальнику УАТ Маркову в посёлке Стрелка на основе имеющихся материалов, после проверки в лабораторных условиях, организовать проектирование и строительство цеха регенерации резины, который должен был быть сдан в эксплуатацию 1 июня 1942 года.
Значимость строящихся объектов на Стрелке для Дальстроя было сложно переоценить. Так, до 1942 года старая, изношенная резина (шины и т.п.) за негодностью всегда выбрасывалась, сжигалась. Большая часть резинотехнических изделий завозилась с материка.
Война заставила не только экономить резину, но и подумать над тем, как изношенную камеру или покрышку восстановить или превратить в полноценный ремонтный материал.
Строительство маслорегенерационной установки
Согласно Приказа №9 по ГУСДС от 6 января 1942 года начальнику УАТ Маркову предписывалось закончить строительство и ввод в эксплуатации на Стрелке маслорегенерационной установки производительностью в 150 тонн в месяц.
Технический совет Управления автотранспорта
В конце января 1942 года на техническом совете Управления автотранспорта были заслушаны доклады об успешных результатах работы, проведённой инженерами О.В. Козловской и С.В. Леоновым. Как они сообщили, основной процесс регенерации — удаление серы из вулканизированной резины — осуществлялся щелочным методом. При этом трудность заключалась в том, чтобы подобрать соответствующий мягчитель, играющий главную роль в процессе регенерации. Испытывались отработанные масла и смолы из торфа, каменного угля и древесины. Наилучшие результаты дали опыты на торфяной смоле.
Основная ценность освоения регенерации резины заключалась в том, что появилась возможность изготовлять из регенерата шины, столь дефицитные для предприятий Дальстроя. До сих пор шины из регенерата не изготовлялись.
Как сообщил представителю «Советской Колымы» начальник Управления автотранспорта Марков, полученная от регенерации резина предназначалась как материал для вулканизации, а в последующем может быть использована для технических изделий: производства грузовых шин, изоляции в электрооборудовании и т.д.
По мнению Маркова, основное значение регенерации резины в условиях Колымы, заключалась в том, что Дальстрой в какой-то степени сможет освободить государство от завоза резины.
На вопрос о том, как будут развиваться дальнейшие работы в этой области, Марков ответил: «Сейчас мы приступили к скоростному проектированию цеха, генерации резины. Строительство в основном будет закончено к XXIV годовщине Красной Армии. Цех будет размещён на Стрелке и вступит в эксплуатацию не позже чем через два с половиной месяца».
Приказом по автотранспорту инженер О.В. Козловская была награждена ценным подарком и получила благодарность. Благодарность также объявили и инженеру С.В. Леонову.
При управлении автотранспорта была создана группа проектирования. Требовалось в кратчайший срок разработать технологический процесс, определить типы необходимого оборудования и сконструировать его с учётом изготовления на местных заводах.
Много смелости, упорства и настойчивости проявили инженер-химик Козловская, руководитель конструкторской группы Алов и другие товарищи. Они работали с тем напряжением и энтузиазмом, каких требовала война, фронт и интересы родины.
Строительство цеха регенерации резины
Строительство фактически началось в середине мая 1942 года. Начальником строительства был назначен Гладышев (начальник автобазы № 2), главным механиком Терпигорев и производителем работ Потёмкин.
Положение дел к началу июня 1942 года на строительстве цеха в посёлке Стрелка оставляло желать лучшего и первоначальный срок сдачи цеха в эксплуатацию (1 июня) был сорван.
Не были завезены необходимые стройматериалы, не хватало рабочей силы. Руководители автобаз стремились всеми правдами и неправдами отделаться от выполнения заказов строительства. Так, авторемонтные мастерские автобазы № 1 и автобазы № 2 (начальники Пивоваров и Гладышев) должны изготовить вальцы, редукторы, литье для оборудования, провести токарно-механические работы, выполнить детали сушильного барабана, транспортно-сортировочное устройство, сделать тиски к отжимному прессу, к сушильным барабанам и т. д. Эти заказы были исключительно важны для запуска нового производства, но их выполнение задерживалось.
12 июня 1942 года на Стрелку прибыл первый станок, после этого оборудование начало поступать регулярно. Ряд машин изготовили коллективы автобазы № 2, центральных ремонтных мастерских, завода № 2, Авторемонтного завода.
Для своевременного окончания строительства трудящиеся посёлка Стрелка провели десять массовых воскресников, в которых участвовало по 70, 80 и 100 человек. Придя с вахты, сюда шли работать боец Слюсарь, пожарный Власов. После трудного рейса в тайгу тут же трудились шоферы-стахановцы Трусов, Лобушов, Пушонок. Комсомольцы посёлка взяли шефство над новостройкой.
Строительство цеха регенерации резины в посёлке Стрелка было закончено в июле 1942 года.
При выполнении заказов для будущего цеха были отмечены слесарь автобазы № 2 Семёнов, формовщик центральных ремонтных мастерских тов. Лысенко, токарь автобазы № 1 Попов и многие другие — инженеры, техники автобаз, Авторемонтного завода и т. д.
На самом строительстве ударно трудились электросварщик Орлов, мастер электромонтажных работ Юзефович, электрик Мирошниченко, бригадир слесарей Коваленко и десятник комсомолец Кошкин. Свои дневные задания они выполняли на 180—200%. Кошкин, работая на расширении котельной и электростанции, сумел сплотить свой небольшой коллектив и развернуть в нём социалистическое, соревнование.
Ввод в строй цеха регенерации резины
В посёлке Стрелка в июле 1942 года вступил в строй цех регенерации резины. Начальником цеха регенерации резины был назначен Михайлов И. А.
Начальник цеха регенерации резины Михайлов И.А. Фото из газеты «Советская Колыма».
Пуск цеха регенерации явился праздником для автотранспортников. В этот день Стрелка приняла нарядный вид. На митинге начальник Управления автотранспорта Марков сказал: «Если до войны на строительство такого цеха, изготовление оборудования и монтаж его уходило два с половиной — три года, то теперь, работая по-фронтовому, мы его пустили за 2,5 месяца».
После запуска цеха монтажники приступили к подготовке пуска второй очереди цеха, а эксплуатационники — к освоению оборудования и получению первой продукции.
Стенд на выставке о вулканизации резины в Дальстрое. Из фонда ГАМО.
Планировалось, что уже в первый месяц работы цех даст до 10 тонн высококачественной резины для вулканизации камер и покрышек. А в недалёком будущем позволит наладить выпуск всех видов резиновых автотракторных изделий, товары ширпотреба и эбонит.
По факту, к концу августа 1942 года цех регенерации резины в посёлке Стрелка поставил автобазам 250 килограммов ремонтного материала. Осваивалось изготовление шлангов для газогенераторов, по заказу цех должен был их изготовить 600 штук.
ЦАРМ-2 УАТ
Используя местные ресурсы, коллектив автотранспортников на ряде своих предприятий создал производство запасных частей, деталей и материалов для автомашин. Разбросанность таких цехов не позволяла увеличить выпуск продукции и установить жесткий контроль над её качеством.
Чтобы улучшить работу таких производств, в посёлке Стрелка на базе цеха регенерации резины были созданы в сентябре 1942 года центральные авторегенерационные мастерские («ЦАРМ-2», начальник Зимарев).
Здесь намеревались сконцентрировать выпуск всех необходимых материалов и деталей. Помимо регенерации резины и масел, во вновь организованных мастерских предполагалось восстановление аккумуляторов. Из утильного лома цветных металлов — выпуск радиаторов и т.д. Коллективы новых цехов развёртывали борьбу за выпуск первосортной продукции, за честь заводской марки ЦАРМ-2.
Нелёгкий старт
Но не всё было гладко в становлении нового предприятия, свои сюрпризы преподносили и суровый климат Колымы, автотранспортники, снабженцы и вышестоящее руководство.
Так, конец ноября и 7 дней декабря 1942 года были характерны большими простоями цехов центральных авторемонтных мастерских № 2 (ЦАРМ-2). Простои в цехе регенерации резины происходили в основном из-за недостачи пара для отопления помещений. По этой же причине холодно было в диспетчерской посёлка Стрелка, в общежитиях, на чуркокольном комбинате. Посёлок Стрелка оказался не обеспечен дровами.
4 декабря 1942 года начальник центральных авторемонтных мастерских № 2 Зимарев получил из Управления автотранспорта приказ № 477 от 2 декабря 1942 года об изготовлении ряда станков, установок и приспособлений. В одном из параграфов говорилось, что при выполнении заказов должны быть соблюдены все сроки, предусмотренные графиком.
Просматривая «прилагаемый» график, начальник мастерских заметил: «Ну, вот и ещё по выговору мы заработали. Считайте заранее, что график не выполнен…»
Как ни абсурдно это звучало, но Зимарев был прав. Данный в приложении к приказу от 2 декабря график требовал изготовить к 30 ноября азотно-очистительную установку и пустить её 1 декабря, волочильный станок должен быть готов к 27 ноября и пущен 29 ноября, для изготовления сварочного аппарата был намечен срок 1 декабря и начало его эксплуатации — 2-го числа. А сам приказ подписан тоже 2 декабря.
Этот факт был не единичным и не случайным в потоке бесчисленных приказов и распоряжений, которым характерен стиль руководства мастерскими №№ 1 и 2.
Проявляя полезную инициативу, главный инженер мастерских Беклемишев дал задание своей лаборатории произвести анализы колымских руд для определения возможности получения из них сырья для аккумуляторов. Анализы дали положительные результаты. Но главный инженер Управления автотранспорта Васильев на совещании технических руководителей предприятий предложил работы прекратить. Только после личного вмешательства начальника Управления автотранспорта работы были продолжены.
Цех регенерации масел
В декабре 1942 года тишина и запустение встречали каждого, кто входил в цех регенерации масел центральных мастерских № 2 Управления автотранспорта. Перегонные котлы, сепараторы бездействовали.
Начиная с 11 ноября и в декабре цех простаивал из-за отсутствия сырья — отработанного смазочного масла. План прошлого месяца выполнен всего на 91%.
Сдача масла автобазами была поставлена крайне плохо. Так, со второй автобазы (начальник Гладышев) масло поступало загрязнённое, смешанное с керосином. Нерегулярно везли масло и горные управления. С
Юго-Запада за всё время работы цеха поступило 4 бочки масла, а по сведениям, имеющимся в центральных мастерских, в Нижнем Сеймчане скопилось к тому времени до 20 тонн масел.
Автобазам был необходим солидол. Для его изготовления требовалось завезти всего одну бочку жира морского зверя. Однако, несмотря на все запросы со Стрелки, жир в декабре 1942 года получен не был, хотя он и имелся в Магадане.
В цехе была освоена выработка технического вазелина двух марок, но этому делу так и не дали ход.
Центральные мастерские № 2 от простоев маслорегенерационного цеха несли убытки в десятки тысяч рублей.
Аккумуляторный цех
Тернистый путь был и ввода в строй аккумуляторного цеха на Стрелке. Построенный и пущенный в короткие сроки, он успел дать автобазам значительное количество аккумуляторов и позволил выпустить на трассу много стоявших автомашин. Однако в декабре 1942 года с автобаз №№ 3 и 5 поступили сигналы о выходе из строя ряда 12-вольтных местных аккумуляторов. Над выяснением причин порчи аккумуляторов работала специальная комиссия, которая должна была внести свои предложения в изменение технологии изготовления аккумуляторов.
Интересный факт, но самой технологии изготовления аккумуляторов у цеха и не было. Вопреки постановлению Совнаркома цех запустили при наличии лишь некоторых данных, полученных от автобазы № 2. Что это за данные, можно судить по многочисленным отрицательным отзывам шоферов об аккумуляторах автобазы № 2. Об этом был прекрасно осведомлён главный инженер Управления автотранспорта Васильев.
Из заметки в газете «Советская Колыма» от 29 декабря 1942 года: «От плавильных печей жарко, от шаровых мельниц шумно. Это аккумуляторный цех. Двое рабочих бросают в котёл серые и погнутые решётчатые пластины старых аккумуляторов. Литейщик-стахановец Беспалов наливает расплавленным свинцом форму, развинчивает её, вынимает горячую пластину, снова льёт свинец — и так без перерыва. Так он вырабатывает порой до четырёх норм в смену. Изготовлять новые пластины из старых выгодно. В них содержатся примеси веществ, которые сейчас дефицитны.
Из чушкового свинца путём окисления в ряде раскалённых ванн получается глет и сурик. Окиси отмучивают в ступенчатых чанах, подсушивают и пускают в размол, чтобы приготовить пасту для замазки пластин. Здесь не обошлось без трудностей. Вот что рассказал нам начальник ЦАРМ-2 Зимарев:
— Аккумулятор не выносят примесей железа, а, как показали лабораторные наблюдения, глет и сурик вначале содержали его. Мы обратили внимание на шаровые мельницы. Выяснилось, что шары, стираясь при вращении о стенки бочек, загрязняют глет и сурик железом. Через некоторое время лаборатория уже не обнаружила примесей железа: внутренние стенки бочек покрылись окисями свинца, и стирание шаров снизилось до минимума. Так «самоликвидировался» этот недостаток.
По отделениям цеха нас ведёт мастер Волков. Ещё недавно он работал литейщиком, а затем пастеровщиком пластин. В новой должности он с 1 декабря проявляет себя как хороший руководитель и организатор.
Мастер ЦАРМ-2 Волков Ф.М. Фото из газеты «Советская Колыма».
Сейчас по инициативе Беклемишева, главного инженера ЦАРМ-2, изменена форма пластин, и это сократило срок изготовления аккумулятора с 83 часов до 27 часов, причём на 13% повышена их ёмкость.
В пастеровочном цехе приготовленная из глета и сурика масса накладывается на пластины и заполняет их решётки. Пастеровщики Холодинский, Тимощенко и Умладзе выполняют задания на 185—320%. Отсюда начинается строгое разграничение пластин на положительные и отрицательные. По элементам их сваривают автогеном.
В начале декабря этот участок работы затормозил выпуск аккумуляторов. Три полученных с Атки баллона с кислородом оказались пустыми. Немедленно была послана машина за новыми. Через сутки она привезла один баллон. На нём проработали час, и вновь кислород иссяк.
Налицо выявился факт самого безответственного отношения к делу работников снабжения.
Сепараторы — деревянные прокладки между пластинами — делаются из финской стружки, выщелачиваемой в особых чанах. Качество её — низкое. Дело в том, что поверхность стружки гладкая, а нужна рифлёная, чтобы электролит мог легко проникать к пластинам. Казалось бы, недостаток мелкий. Однако он намного ухудшает качество аккумуляторов.
В зарядной станции аккумуляторам даётся последовательно несколько раз подряд зарядка-разрядка. Это — так называемая формировка.
Здесь пахнет кислотой, слышится шипение пузырьков газа на поверхности электролита, ярко горят контрольные электролампы.
Аккумуляторы нужно выдать быстрее. И вот опять в ущерб качеству формировку ведут быстрее допускаемого. В итоге снижается срок их службы. Но самым крупным недостатком является отсутствие разработанной технологии. Производство — заводского типа, а процессы в нём — кустарные. Производственно-технический отдел Управления автотранспорта должен в кратчайший срок устранить эту ненормальность. Мало получить свои аккумуляторы: они должны быть не хуже заводских по качеству, а кроме того, дешёвы и долговечны».
1943 год
К началу 1943 года ЦАРМ № 2 состоял из следующих цехов:
- радиаторный цех;
- регенерации резины;
- регенерации смазочных масел;
- аккумуляторного;
- электро-механической мастерской;
- чурко-заправочного комбината.
В целях разгрузки УАТ от несвойственной ему продукции и максимальной загрузки ЦАРМ № 2 важнейшими заказами для предприятий Дальстроя и дальнейшего централизованого распределения готовой продукции Приказом № 792 по ГУСДС от 24 декабря 1942 года ЦАРМ № 2 был передан с 1 января 1943 года в систему Колымснаба, за исключением радиаторного цеха и чурко-заправочного комбината.
Согласно этого же приказа ЦАРМ № 2 с 1 января 1943 года были переименованы в Центрально-Электро Регенерационные мастерские «Колымснаба» (ЦАРМ).
В предмайском социалистическом соревновании коллектив ЦАРМ № 2 добился значительных успехов, впервые в 1943 году выполнив месячный план. Горняки и автотранспортники получили большие партии резиновых изделий, аккумуляторов и запчастей. На первое место вышел радиаторный цех, которым руководит Панов, мартовский план цехом перевыполнен в полтора раза. Хороших результатов добился цех регенерации резины, освоивший выпуск новой продукции.
Радиаторы, произведённые на территории Дальстроя. Из фонда ГАМО.
За отличную работу были отмечены пастеровщики Тимошенко и Цветов, которые при норме в 220 пластин на каждого делали вдвоём 700—800. 4 апреля 1943 года они выполнили своё задание на 170%.
Наряду с выпуском продукции коллективу мастерских к первомайским праздникам предстояло закончить ремонт оборудования, в частности — дизель электростанции. Прораб строительных работ Кошкин, дизелисты Пантишин и Чукачев взяли обязательство выполнить работу досрочно при высоком качестве. Начался ремонт агрегатов в цехе регенерации резины.
В июне 1943 года цех регенерация резины центральных авторемонтных мастерских освоил производство спортивного инвентаря, в котором ощущалась большая нужда в физкультурных организациях Колымы. Выпущены первые камеры для футбольных мячей № 3 и № 5. Первая продукция была отправлена в таёжные посёлки.
1944 год
Зимой 1943-1944 годов в ЦАРМ № 2 был освоен ремонт транспортёрных лент, коллектив в течение зимы ежемесячно выпускал до двух тысяч метров такой ленты. На май мастерские получили задание выпустить 1.750 метров транспортёрной ленты шириной в 600 миллиметров. Её могло хватить на 8 стометровых и один семидесятиметровый транспортёр. Для восстановления транспортёрных лент работники цеха успешно использовали старый каучук с изношенных автопокрышек. Освоение реставрации транспортёрной ленты на Колыме, которая на приисках была дефицитом, была крайне необходима.
В апреле 1944 года в цехе транспортёрной ленты центральных авторемонтных мастерских в посёлке Стрелка возник пожар. У прибывшей на место пожарной машины не нашлось ни одного огнетушителя, а пожарный водоём оказался сухим. Благодаря решительным действиям коллектива пожар был потушен.
Разделение ЦАРМ № 2
Весной 1944 года в состав ЦАРМ № 2 входили цехи регенерации резины, регенерация масла, аккумуляторный, электротехнический и радиаторный.
По указанию Главного управления Дальстроя мастерские были реорганизованы в два предприятия: электротехнический цех оставался в ведении Колымснаба, позже был переведён со Стрелки на Атку. Остальные цехи подчинили на правах филиала Оротуканскому заводу горного и обогатительного оборудования (ОЗГОО).
Начальником филиала Оротуканского завода на Стрелке был назначен Т. Яковлев.
Дальнейшая судьба этих двух предприятий сложилась по-разному. Электротехнические мастерские Колымснаба выросли в технически оснащённое предприятие, а филиал, как был в момент передачи технически незаконченным предприятием, таким и остался. Оротуканский завод помог только оборудовать цех транспортёрной ленты. Как показало время, это решение оказалось для филиала ОЗГОО не самым удачным, но об этом позже.
Цех регенерации резины Дальстроя. Из фонда ГАМО.
В сентябре 1944 года работа в цехах нового филиала ОЗГОО кипела. Из заметки в газете «Советская Колыма» от 27 сентября 1944 года: «Утро. Начинается смена. Уже стоят по своим местам рабочие цеха регенерации резины. Работа разнообразная. Одни заготовляют утильную резину для переработки, другие разделывают её на вальцах, третьи вырабатывают галоши для горняков, шланги, разнообразные прокладки, вентиляторные ремни для автомобилей, изолируют электропровода. От шума моторов и стука вальцов цех становится похож на шумный улей. Люди, напрягая все свои силы, трудятся не покладая рук.
За последнее время коллектив добился высокой производительности труда. Особенно хороших показателей достигли стахановцы цеха Михайлов, Вилачев, Днепровский и другие. Среди них непревзойдённым мастерством славится вальцовщик Михайлов. Бросается в глаза прибитое на правой стороне его вальцов белое полотно, где большими буквами написано: «Лучший Стахановец цеха Михайлов Василий Григорьевич. Честь и слава гвардейцу тыла!». Его выработка за август 1944 года составила 243% плана, а в сентябре он вырабатывает от 200 до 410% задания ежесменно».
Мастерские освоили и выпускали прослоённую, эбонитовую, техническую и клеевую резины, всевозможные изолированные провода, шланги, чуни, транспортёрные ленты и т. д.
Примечательно, что оборудование для мастерских было изготовлено в основном на Колыме. Оротуканский завод изготовил прессы для галош и каландр, который намного упростил процесс изготовления транспортёрной ленты.
За время организации производства выросли и кадры. Кулагина, Хохлова, Волков, Вилачева, Марфин и другие отмечены как лучшие люди предприятия.
28 сентября 1944 года филиал Оротуканского ремонтного завода горного обогатительного оборудования в посёлке Стрелка закончил выполнение годового плана 1944 года на 100,2%.
Начальник филиала Оротуканского завода на Стрелке — Яковлев, старший бухгалтер — Чеботарёв.
Подсобное хозяйство
На октябрь 1944 года у филиала Оротуканского завода в посёлке Стрелка имелось своё подсобное хозяйство, отданное целиком на откуп бригадиру Захарову. Под вывеской агробазы здесь откармливали поросят для частных лиц, из них два поросёнка самого Захарова, по одному поросёнку — Лесовского, Жогина, Коваленко, Пыхтенкова. Откармливание свиней производилось за счёт подсобного хозяйства, и ухаживали за ними рабочие агробазы. Комиссия рабочего контроля пыталась проверить, кому ещё принадлежат поросята на агробазе, но её туда не пустили.
На агробазе производился убой свиней, выращивались различные овощи, но рабочие их не получали, за исключением немногих случаев отпуска капусты для столовой, остальная продукция уходила в неизвестном направлении.
(Плакал по ним трибунал — О.В.)
1945 год
Зима 1944-1945 годов из-за неподготовленности к зиме была крайне тяжёлой для посёлка Стрелка и завода регенерации резины. Плохо подготовившись с осени, здесь сразу почувствовали тяготы суровой колымской зимы. Следствием благодушия явилось трёхкратное замораживание цехов в декабре и январе. В топках котлов догорали последние запасы топлива, механизмы были остановлены. В жилых домах было холодно.
Цех транспортёрной ленты
В 1944 году коллектив филиала Оротуканского завода получил задание освоить ремонт транспортёрных лент на базе имеющегося сырья. За короткое время были разработаны чертежи оборудования и технология ремонта. Оротуканский завод изготовил машину для прокатки резиновых смесей — каландр. В процессе освоения нового производства коллектив столкнулся с трудностями, связанными с отсутствием нужных для ремонта ленты материалов. Потребовалось изыскать сырье в большом количестве на месте.
Такое сырье, как каолин, торфяная смола, утильные автопокрышки необходимо подвергать обработке, чтобы превратить его в сырую резину для покрывания верхних слоёв транспортёрной ленты. Работа тяжёлая, трудности которой ещё более усугублялась поставкой горными управлениями грязной ленты. Особенно в этом «отличилось» Чай-Урьинское управление, доставившее не транспортёрные ленты, а куски разорванных, ранее выброшенных лент и совершенно негодного хлама. Прежде, чем приступить к ремонту, пришлось строить моечные и сушильные камеры. Каждый метр ленты надо было тщательно просмотреть, отмыть от грязи, просушить, разделать повреждённые места, заделав их новыми кусками ткани, произвести стыковку и наложить покровную резину с последующей вулканизацией в 300-тонных прессах.
Несмотря на всё трудности и неудачи, в 1944 году мастерские восстановили более 6.000 метров транспортёрной ленты. При обследовании отремонтированных лент в условиях эксплуатации было выявлено плохое отношение к ним со стороны главных механиков отдельных приисков. Так, на прииске им. Горького главный механик Вознесенский обрисовал отремонтированную ленту, как «кусок сырого теста, который расплывается от солнца». При осмотре же на месте была установлена неправильность монтажа ленты, состоящей из кусков различной ширины. Соединения выполнены с перекосом, и, в довершение всего, лента была установленная на скрубберном приборе производительностью 70 кубометров в час. На такую производительность данная лента не была рассчитана, так как имела четыре слоя ткани вместо шести, необходимых для прибора такой мощности. В результате от перекоса и перегрузки лента имела поперечные разрывы. Другая лента на этом же прииске к моменту осмотра проработала на механическом приборе «ДС» более трёх месяцев и находилась в удовлетворительном состоянии.
Как правило, на прииске им. Горького всё лето барабаны ведущих и приёмных станций не имели футеровки. Поддерживающие ролики грузовой ветви износились, и их никогда не смазывали. Вместо того, чтобы натянуть ленты, здесь выделили рабочих, которые мокрую гальку лопатой подбрасывали на барабаны.
Подача песков на промприбор при помощи транспортёра. СГПУ. Из фондов МОКМ.
Такое же отношение к ленте было выявлено на приисках «Большевик» и «Чай-Урья». Почти на всех приборах этих приисков ленты тёрлись кромками о рамы натяжных и приёмных станций. Об очистке роликов, от грязи здесь не думали, очистители не работали. Вопросами правильности монтажа и эксплуатации транспортёрных лент главные механики совершенно не занимались и не придавали этому делу особого значения, считая, что это не их обязанность.
В 1945 году горные управления должны доставить в филиал Оротуканского завода большое количество транспортёрной ленты для ремонта. Как и в прошлом году, у Чай-Урьинского управления из доставленных 400 метров только 200 метров признано годными к ремонту. Транспортёрные ленты, имеющие небольшие повреждения и изношенную покрывную резину, руководители приисков не сочли нужным направлять в ремонт.
На февраль 1945 года в филиале Оротуканского завода на Стрелке работали:
- главный инженер филиала Оротуканского завода на Стрелке Зыков;
- начальник техотдела Шишко;
- механик Пантишин;
- механик электростанции Чукачёв;
- начальник техконтроля Волгин.
Пасынки Оротукана
Казалось бы, что руководство Оротуканского завода, располагая литейным цехом, мощным станочным оборудованием и квалифицированными кадрами, должно было оснастить филиал как следует, тем более, что это предприятие перспективное и весьма необходимое в большом хозяйстве Дальстроя. Но дирекция завода своё руководство филиалом сводило лишь к получению от него как можно больше товарной продукции для выполнения общезаводского плана.
Делалось это без учёта перспектив на дальнейшее развитие и даже не поддерживалось на должном уровне оборудование филиала. А если кто из инженеров филиала, попытался сделать что-нибудь новое, то вместо поощрения был слышен грозный окрик директора Оротуканского завода: «Запрещаю!». Так было с выпуском эбонитовых изделий, которые нашли широкое применение как в промышленности, так и в быту. Директор завода Каралефтеров, узнав о том, что филиал хочет наладить производство эбонитовых изделий, запретил главному инженеру филиала Зыкову заниматься этим делом.
Филиал с первого дня существования систематически перевыполнял план и давал прибыль. Так, в 1944 году план выполнен до 128,9% с экономией в 565 тыс. рублей, причём по важнейшим изделиям себестоимость снижена в 2—3 раза. В том же, 1944 году, филиал больше чем в два раза расширил номенклатуру изделий и выпускал 89 наименований продукции. Он за год отремонтировал 5.500 погонных метров старой и выпустил 3.500 погонных метров новой транспортёрной ленты, изготовил 2.500 аккумуляторов, 76 тысяч пар галош, 6 тысяч вентиляторных ремней, 18.500 тормозных колодок и много другой массовой продукции, которая явилась большим подспорьем в выполнении плана управлениями Дальстроя. В 1945 году филиал также из месяца в месяц перевыполнял план на 40—60%.
И всё же он оставался у завода на положении нелюбимого пасынка. Из большой суммы капитальных вложений, отпущенной заводу, филиалу выделено только 6% на строительство жилого барака. А расширение, дооборудование и реконструкция отдельных цехов было не предусмотрено.
На всех предприятиях установлено было правило выплачивать заработную плату в первую очередь выполняющим план, а в практике Оротуканского завода происходило всё наоборот: оротуканцы, не выполняющие план, зарплату получали первыми, а рабочие филиала, перевыполнявшие план, — последними и, как правило, с задержкой на 15 до 30 дней.
Почему-то сложилось ошибочное мнение, будто филиал не сможет жить без завода, что существует он чуть ли не за его счёт. Но достаточно было посмотреть годовой баланс, чтобы убедиться в обратном — завод приносил убытки и перекрывал их экономией филиала.
Филиал на Стрелке — крепкое и перспективное предприятие, работавшее преимущественно на местном сырье, которого было вполне достаточно, чтобы удвоить и даже утроить выпуск товарной продукции, как по количеству, так и по ассортименту. Но для этого было необходимо освободить его от положения пасынка Оротукана, дать ему самостоятельность и подчинить непосредственно Промышленно-заводскому отделу Дальстроя.
Зима близко
В 1945 году ещё одним примером отношения Оротуканского завода к своему филиалу стала подготовка Стрелки к зиме.
Летом не предпринималось мер для подготовки к зиме производственных и жилых здания.
Помещение цеха транспортёрной ленты находилось в крайне ветхом состоянии. Покосившиеся стены поддерживали деревянные подпорки, крыша была разобрана.
В цехе регенерации резины не приступали к ремонту паровой и водопроводной магистралей, технологической и отопительных линий и изоляции трубопроводов.
В центральной котельной было необходимо капитально отремонтировать один из котлов, другой нуждался в промывке. Здание, оштукатуренное в прошлом году, нужно серьёзно ремонтировать.
Был не закончен ремонт гаража, не завершены работы по подготовке к зиме внешних тепловых магистралей.
Новая продукция
К сентябрю 1945 года филиал Оротуканского завода на Стрелке освоил изготовление резиновых ковриков, школьных стиральных резинок, детских соскок, резиновых мячей, банных губок и накладок для лыж. Этой продукцией завод был готов полностью обеспечить потребности Колымы.
Осваивалось производство медицинских грелок и пылеуловительных респираторов.
Свободное плавание
Пожелания работников филиала Оротуканского завода на Стрелке сбылись осенью 1945 года. Филиал был выведен из состава ОЗГОО и выделен в самостоятельное предприятие — завод регенерации резины. Директор завода назначен Лукашенко, главным инженером — Зыков.
Из заметки в газете «Советская Колыма» от 25 сентября 1945 года: «Доводится до сведения учреждений и организаций, что бывший филиал ОЗГОО выделен в самостоятельное предприятие — завод регенерации резины. Расчетный счёт № 111/109 в Оротуканском отделении Госбанка.
Отпуск продукции производится потребителям по нарядам через Ларюковскую снаббазу».
В октябре 1945 года коллектив завода регенерации резины (Стрелка) 29 сентября досрочно выполнил годовой план на 101,3%. В сентябре наилучших успехов добились рабочие цеха регенерации масел (начальник Белевич), которые выполнили месячный план на 611%.
Завод регенерации резины в 1945 году дал предприятиям Дальстроя в большом количестве резиновые галоши, эбонитовые блоки для аккумуляторов, бронепровод для автомашин, вентиляторные ремни, тормозные колодки, резиновые коврики, амальгаматоры для обогатительных фабрик и много другой продукции. Только в сентябре 1945 года трудящиеся завода дали продукции на сумму более 800 тысяч рублей.
Коллектив цеха регенерации резины выполнил месячное задание на 147%. В этом цехе передовой была смена мастера Пролетарского. В августе она завоевала переходящий красный вымпел и являлась кандидатом на вторичное получение вымпела за работу в сентябре. Лучший стахановец-прессовщик этой смены Конюхов за время с 1 по 23 сентября изготовил 2.265 пар обуви, как лучший производственник занесён на заводскую доску почёта.
Приказом по Главному управлению Дальстроя коллективу завода за досрочное выполнение плана была объявлена благодарность. Директор завода Лукашенко и главный инженер Зыков премированы месячным окладом каждый. Для премирования наиболее отличившихся рабочих, инженерно-технических работников и служащих в распоряжение директора завода были выделены 10 тысяч рублей и на такую же сумму — промышленные и продуктовые товары.
Ликвидация завода регенерации резины
1953 год стал последним годом существования завода на Стрелке.
Согласно приказу ГУСДС № 135 от 19 февраля 1953 года и в соответствии с приказом МВД СССР, в целях снижения себестоимости продукции резинотехнических изделий и аккумуляторов, изготавливаемых на заводе регенерации резины, и сокращения количества убыточных предприятий с 1 апреля завод регенерации резины в посёлке Стрелка ликвидируется как самостоятельное предприятие. Производство резинотехнических изделий с 1 октября перебазируется на Оротуканский завод горного оборудования, а производство аккумуляторов с 1 апреля — на Спорнинский авторемонтный завод.
Василий, огромное спасибо за предоставленную информацию.