Новогодняя ёлка в клубе поселка Стрелка. 1940-1941 годы.
Как и во многих колымских посёлках, клуб был культурным центром посёлка Стрелка.
Гостя в клубе первым встречал тамбур, затем вход в фойе клуба. В фойе стоял биллиардный стол, здесь же по выходным проводились танцы.
В правой части располагались библиотека, там же место завклубом. Комната для репетиций, и комната досуга, где были шахматы и периодические издания (газеты, журналы). Там же по праздникам и в день выборов организовывался буфет на широкий круг потребителя.
В левой части фойе были касса и склад, где хранились музыкальные инструменты, краски, сценические костюмы, коньки, гири, а также три малокалиберных и три пневматических винтовки.
Посёлок Стрелка. Концерт.
В клубе был кинозал со сценой, вместимостью примерно на 120 мест. Двенадцатый ряд был оборудован мягкими кожаными сидениями (от автобусов), набитыми конским волосом.
В будний день демонстрировалось по 2 киносеанса, в выходной — 3. Взрослый билет стоил 20 копеек, детский — 5 копеек. По праздникам — бесплатно.
Кино жители Стрелки смотрели одними из первых по трассе, большой популярностью пользовались индийские фильмы. Гвоздём проката был фильм «Брак по-Итальянски». Доходило до того, что по просьбам зрителей устраивали третий киносеанс.
Заведующим клубом был Руденко Дмитрий.
Руденко Дмитрий Алексеевич прибыл на Колыму в 1946 году и по распределению попал на завод регенерации резины (Стрелка), где шесть лет отработал аккумуляторщиком.
Посёлок Стрелка. Руденко Дмитрий и Маргарита.
В 1953 завод переезжал из Стрелки в Оротукан. Встал вопрос о передаче с баланса завода клуба. Заводоуправление рекомендовало на должность завклубом кандидатуру Руденко, как морально выдержанного, культурного и общительного человека, ко всем своим достоинствам Дмитрий умел играть на многих музыкальных инструментах. Также он рисовал к праздникам панно, плакаты, транспаранты и участвовал в оформлении посёлка. Участвовал в художественной самодеятельности, читал стихи Есенина, Твардовского, Симонова.
Ещё в юности, когда в село приезжала кинопередвижка, к нему обращались с просьбой, чтобы пока настраивали кинопроектор и готовили сеанс, он игрой на инструментах развлекал публику.
До захода солнца Дмитрий с сестрой Ларисой играли на разных инструментах и в итоге, как правило, всё заканчивалось танцами. Пляска, бывало, так разойдётся, что приходилось уворачиваться от босых ног, пыли и песка.
Кино в то время было немое и Руденко приходилось подрабатывать тапёром. Ручку кинопроектора крутили вручную по очереди, благо желающих было предостаточно.
В общем, на должности завклубом, Руденко органично вписался в свою стихию.
Клуб заведующий принял ещё с печным отоплением, в углах помещения стояли буржуйки, в штате был истопник.
Помимо основной работы, Дмитрий помогал в работе киномеханику. Киномехаником в то время был Роланд, сын репрессированных немецких коммунистов.
Киноплёнка в те годы была целлюлозная и требовала особого внимания, однажды пришлось киномеханику с завклубом выпинывать из киноаппаратной горящую бобину. К счастью, всё обошлось без пожара и травм.
Случалось так, что заведующему необходимо было сдать отчёт по работе ДОСААФ, тогда перед вторым взрослым киносеансом с клуба вытаскивались два ряда. На одном ставились банки, второй ряд служил рубежом для стреляющих. Дмитрий быстро переписывал фамилии и потом составлялся отчёт.
В то время практически в каждом колымском посёлке была своя художественная самодеятельность, и Стрелка не была исключением. Ставили и спектакли, правда, нечасто.
В самодеятельности участвовала большая часть мужского и женского населения Стрелки. Ездили с обменом в другие посёлки, давали концерты, которые проходили с успехом.
Посёлок Стрелка. Концерт.
Кульминацией концертов было объявление: «А сейчас! Выступает Иван Милиметов! Цыганочка!». По залу пробегал шум одобрения, неслись возгласы: «Ваня давай цыганочку!».
Выходил Иван с природной лёгкостью движений в концертных хромовых сапогах в красной рубахе и на ходу поправляя природные чёрные кудри. Нарастал начально растянутый ритм мелодии цыганочки. Завораживая публику, чародей проделывал все трели хлопков ударов и коленца, вводя зрителей в экстаз. Ване давали отдышаться, а по залу неслось: «Браво!!! На бис!!!». Иван, отдышавшись, повторял на бис!
Художественным руководителем была жена Евгения Пирогова.
Евгения Пирогов был ребёнком блокадного Ленинграда. И обладал таким кулинарным талантом, что его торты приезжали заказывать с других посёлков. В буфете столовой выставлялся его шедевр — корзина с ручкой и цветами разных цветов и расцветок. Невозможно было резать такую красоту! На Пасху Евгений пёк куличи и верующие женщины украдкой заворачивали их в полотенца куличи и несли домой.
Художественная самодеятельность посёлка Стрелка. Верхний ряд, слева-направо: Руденко Д.А., Дербенёва Р.В., Дульнева Л., Полуденко Л.. Нижний ряд: Дульнев В., Пономаренко Н., Васильев А.В., Руденко М.Е.
Музыкальным руководителем клуба был Васильев Александр Васильевич, виртуозно владел баяном. Во время войны был в составе ансамбля Александрова, попал под бомбёжку получил ранение в пятку. Долго лежал в госпитале, потом комиссовали. Живя на Севере, написал произведение «Чукотский вальс». Занимался подготовкой музыкантов и певцов, давал уроки детям. Когда от Магаданской филармонии приезжали артисты, бывало, что Васильев от них узнавал о судьбе своих товарищей по фронтовым бригадам.
В поселковый клуб приезжали джаз-оркестры, фокусники, циркачи и кукольный театр.
Время шло и на смену пришли другие танцы и песни, свои требования диктовала мода.
Пришла мода на болоньевые плащи, брюки-клёш, водолазки и нейлоновые рубашки.
Появился танец «шейк». Прыжками пронёсся танец «Летка-енка». Патефон сменили радиолы и магнитофоны. Уже никто не смог исполнить арию Наталки из оперы «Запорожец за Дунаем» так, как пела Генриетта. Ушло подражание голосу Зыкиной. На Стрелке пели в разное время Л. Полуденко, Т. Булгакова и особенно Валентина Бубнова.
Завклубом в ногу со временем начал заказывать инструменты для ВИА. Прислали через обком профсоюзов ударную установку, гитары «Урал» и «Агава», усилители и динамики.
Крадучись время меняло приоритеты культуры общения накрывало другой матрицей. Индивидуальное превратилось в скачки. Молодёжи было хорошо, а родителям непонятно. Клуб начал сдавать позиции. Владимир Дульнев ещё танцевал яблочко, Дмитрий Руденко ставил интермедии, веселя людей силой юмора. Дети, силами интерната, готовили концерты. Пели про последнюю электричку. Но что-то надломилось.
Кинопрокат переходил на широкий экран и жители Стрелки стали чувствовать свою ущербность. Актив посёлка — В. Борисов, В. Дульнев, Л. Кривашов и прочие товарищи с инженерным мышлением стали искать решение. В результате пошли разными путями.
Они стали варить новую раму экрана, сшили полотно и загрунтовали. Другие решали вопрос с адаптацией насадки на стандартный кинопроектор. Чертёж отдали в золотые руки Василия Кисельчука. Василий был лидер по жизни, его слово было веско и справедливо. Позже, признался, что точить было очень трудно и был момент, когда хотел отказаться. Два первых опытных экземпляра не подошли, поразмыслив, изменили конструкцию. Выточили из бронзовой болванки два новых опытных экземпляра и попали в точку. Развёртка проекции и фокус совпали с габаритами кинозала Стрелки, все были горды и довольны!
Отрапортовали в верха. С проверкой приехали начальники из райкома, посмотрели всё своими глазами и тут же приняли решение на перестройку клуба, было это в 1969 году. Разобрали клуб, постройки 30-х годов, когда при кладке сруба ещё конопатили мхом. За лето клуб был перестроен. Появились новые ряды сидений, а вот 12 ряд с кожаными сидениями ушёл небытие. Подняли потолки, раздвинули сцену установили стандартный широкий экран, установили новые кинопроекторы.
Статья написана на основе воспоминаний Алексея Руденко.
Уму не постижимо сейчас все это-как люди старались друг для друга сделать жизнь веселее и лучше! Не себе! Людям! В таком далеком поселке. Пережившие войну. А сейчас? Нам все мало и мало, все себе и себе…
Фото в начале статьи моё. Я стою во втором ряду парнишка с короткой чёлкой в матроске а сзади от меня стоит девушка в шапке. В Одноклассниках есть ещё снимок этого торжества, но более укрупнён. Справа на корточках сидит полная женщина и придерживает ребёнка, От знающих жителей узнали заведующую детским садом, которая потом переехала жить на Палатку. Это фото было последним на Стрелке, так как родителя перевели на автобазу в посёлке Атка где мы и жили до 1947 года. Во время войны на водителей была наложена бронь и руководство на фронт никого не отпускало. Родине нужно было золото, а прииски надо было снабжать, вот родитель и возил грузы от Магадана по трассе. Так как золото везли в США, то из США присылали Студебекеры, Форды, Даймонды. Родителю достался Даймонд, который США готовили для поставки в Африку в район Сахары, то кабина была сверху брезентовая. Отопления не было, а по этому родитель одевал ватные брюки телогрейку, в кабмине расстилал тулуп из овчины, влезал в кабину и уже там одевал тулуп, так как в тулупе в кабину влезть не возможно было. Тягач брал 10 тонн и трейлер на нём установили железную будку брал 32 тонны. Ехал в Магадан загружался, возвращался, сливал воду из системы и шёл отдыхать. Мама грела на керосинке или примусе воду, отец отдохнув заправлял горячей водой систему, ужинал и отправлялся в рейс дальше по трассе.