Подшивки газет — один из источников знакомства с историей завода. И вот, листая день за днем годы, делаешь открытие, а затем и утверждаешься в том, что коллектив стекольного завода в целом и его руководство в частности отличаются какой-то особой скромностью в отношениях с прессой. Представьте, одно из круппых предприятий в области, а информации о нем, или даже упоминания— один-два в год. И это равно как при отставании, так и при успехе. А работало в конце 80-х предприятие успешно.
— Переведенный на хозяйственный расчет коллектив стекольного завода,— сообщала А.П. Деркач,— продолжает наращивать объемы производства. С начала текущего года при плане 5 миллионов 352 тысячи бутылок их выпущено на полмиллиона больше. Перевыполняется задание по изготовлению прошивных гофрированных матов и порошка «Универсал». Раньше лучшие результаты были у деревообрабатывающего цеха. Теперь вперед вышел стекольный.
Ф.И. Панов за год своего директорства и последующую работу в цехе взялся за перо один раз: «В поселке Стекольный многие знают Анатолия Ивановича Серачука,— пишет Федор Иванович.— Работает он сантехником паросилового хозяйства, по занят также и обслуживанием населения. Заказов у пего хватает: починить неисправный кран, заменить водосмеситель, устранить течь в ванной… И адреса разные. В день набирается по десяти и более заявок. Но человек поспевает везде. Люди ему признательны потому что, если он взялся за дело, выполнит надежно, без последующих нареканий нашей службе.
Ценят его и в коллективе. Много раз удостаивался он Почетных грамот, отмечался на рабочих собраниях. На таких добросовестных и исключительно высококвалифицированных рабочих и держится наш участок, помогающий заводу в реализации плана пятилетки».
Один раз в газете выступил и В.И. Мирошниченко. Причем, не как директор предприятия, а и качестве члена районного комитета народного контроля. «Принимаю участие практически во всех заседаниях комитета, с интересом для себя вникаю в обсуждаемые вопросы и всегда стараюсь высказать свою точку зрения… В первую очередь, пытаюсь понять, почему данный руководитель или коллектив поступили именно так, что послужило причиной нарушения установленных норм или требовании…»
И далее: «Считаю, что самыми эффективными, убедительными и результативными были выездные заседания на местах. Это ощутимо и для руководителя, и для самого коллектива. Отчитываясь об упущениях, руководитель или специалист понимали, что приходится держать речь не только перед комитетом, но и людьми, с которыми ты живешь рядом. Сказать неправду они просто не имели морального права. С другой стороны, слушая, порой, как нелегко приходится хозяйственному руководителю объяснять многие причины, которые вовсе не от него зависят, а происходят от нерадивости самого трудового коллектива, люди приходят к правильным выводам…»
За этими строчками: «Почему данный руководитель поступил именно так «Сказать неправду они просто не имели морального права» и другими для меня лично оживает голос самого Василия Ивановича. В них, может быть, ключ к его стилю руководства и работе с людьми.
Мне не раз случалось видеть Мирошниченко в разных ситуациях, в том числе и в критических для завода, можно сказать, судьбоносных. Каков он в них? Прежде всего, не дипломат. Скажет правду — жесткую, неприкрытую и, понятно, неприятную. Бывает, всем неприятную… «Ну зачем он так?»,—думалось мне частенько. Однажды на отчетно-выборном собрании трижды голосовали кандидатуру руководителя, но в конце концов был избран «человек директора». Время показало, что в тон ситуации это было необходимо.
— Мирошниченко, как подкалиберный бронебойный,— сказал о Василии Ивановиче один из фронтовиков. И пояснил: — С тяжелым стальным сердечником внутри себя.
Ему было тридцать шесть, когда он пришел па завод и был избран его руководителем. По специальности Мирошниченко инженер-механик. Стекольного производства не знал вообще и, следовательно, не профессиональные, а чисто личностные качества его характера брались во внимание рабочими при оценке его пригодности па пост директора. И теперь, спустя время, ни от кого не услышишь, что Василий Иванович, дескать, не стекольщик… Стекольщик! Еще какой стекольщик! Он часами может рассказывать о заводе, обнаруживая знание мельчайших деталей производства. Но здесь приведем лишь основное, характеризующее в период его пятидесятилетия. На сегодня это многопрофильное предприятие. Главная продукция — бутылки под пиво, водку, соки, лимонад емкостью 0,5 литра. Выпускается в год их 18 миллионов штук для Магаданской, Камчатской и Сахалинской областей. Только для местного молзавода поставляется миллион баночек под сметану и два с половиной миллиона молочных бутылок.
В стеклоцехе — сердцевине предприятия — оборудование выпусков 39—40-х годов, давно физически изношенное и морально устаревшее. Но пивная бутылка, по прогнозам, надолго еще останется основным видом продукции.
Деревообрабатывающий цех — это 4000 наборов кухонной мебели в современной отделке и разного ассортимента. В том числе шкафы навесные, напольные, столы обеденные, табуретки, мебель по заказу. Объем производства ДОЦа — 7 миллионов рублей.
Завод для собственных нужд и поселка отпускает горячую и холодную воду.
В 1987 году освоен новый вид продукции — минеральная вата. В год — 27 000 кубических метров гофрированных прошивных матов. Это новое производство в нашей области. Правда, в Синегорье вату стали выпускать раньше, но там ее делают по другой технологии и навалом. Кроме основных, на заводе действуют вспомогательные производства: автотранспортный, ремонтно-строительный цеха, компрессорная, ремонтно-механические мастерские, жилищно-коммунальное хозяйство. Имеются два детских сада, Дом культуры.
Средняя численность коллектива 540 человек. В стеклоцехе и в ДОЦе — по 120. Управленческий аппарат — линейный.
Партийная организация в годы ее существования достигала 54 человек. Примерно такой же была и комсомольская. Профсоюзная организация охватывает весь коллектив. Возглавляет сейчас профком Светлана Александровна Шаповалова.
С 1988 года на заводе создан коллективный орган самоуправления— совет трудового коллектива. Первым председателем стал Анатолий Антонович Нерябов, отработавший к тому времени в стеклоцехе три десятилетия. После его ухода на заслуженный отдых на этот почетный и ответственный пост избрана рабочая цеха минваты Лидия Петровна Швец, ныне начальник стеклоцеха.
Стоимость товарной продукции, производимой предприятием,— 17 млн. рублей. Чистая прибыль — два миллиона рублей. Наиболее рентабельны выпуски бутылки, минваты, мебели,
В связи с техническим состоянием завода ежегодно на текущие и капитальные ремонты затрачивается 600—700 тысяч рублей, в том числе на содержание жилья и объектов социальной сферы— 150 тысяч рублей. На капитальное строительство (и жилье) — около миллиона рублей.
За последнее пятилетие на заводе введены теплая стоянка для автомобилей, пристройки к котельной, стекольному цеху со вспомогательными помещениями, склады сырья и продукции для цехов минеральной ваты и стекольного.
Приводятся и такие сравнительные данные.
В 1986 году в связи с временным спадом, связанным с антиалкогольной кампанией, в стеклоцехе действовала одна машино-линия с объемом производства 5 млн. 300 тысяч бутылок в год. С вводом второй в 1987 году стало выпускаться 12 млн. бутылок, а с 1988 года предприятие стало способным отгружать потребителям по 18 млн. бутылок в год. За этот же период физический объем мебельного производства возрос в два раза.
Коллектив предприятия, по характеристике директора, в основном трудолюбивым, работники квалифицированные, душою болеющие за свое дело.
Первым генеральным директором объединения «Магаданстройматериалы» стал Николай Евдокимович Сотников. Энергичный, можно сказать, горячий человек, он на этом посту пробыл недолго, так и не осуществив своих задумок и планов. Сменил его Эдуард Вячеславович Лосинский, во многом прямая противоположность своему предшественнику. Рабочими он характеризуется как требовательный, справедливым руководитель, знающий производство, которому удалось подобрать и сплотить кадры специалистов. Это при его прямом содействии увеличился объем производимой заводом продукции, расширилось строительство жилого фонда, стал реальностью садик на 140 мест.
Территория предприятия превратилась в стройплощадку. Есть прямое участие тогдашнего генерального во вводе в эксплуатацию пристройки к ДОЦу — тридцатилетнего долгостроя. С его помощью начато техническое перевооружение стекольного производства. Он сумел привлечь потребителей, в том числе такого могучего партнера, как объединение «Северовостокзолото», для долевого участия в реконструкции стекольного завода.
Конечно же, в каждом из вышеперечисленных деяний труд и творческий поиск всего коллектива предприятия, специалистов объединения «Магаданстройматериалы». Но то, что все, с кем мне довелось говорить о Лосинском, связывали начавшийся подъем завода с его именем, свидетельствует о многом.
Не оборвалась связь со стекольным заводом Эдуарда Вячеславовича и после избрания его первым заместителем председателя облисполкома, а затем и назначением заместителем главы администрации Магаданской области. Особо ощутимо его присутствие в установлении связей с родственными стекольному предприятиями.
Сменил Э.В. Лосинского на посту руководителя объединения «Магаданстройматериалы» Валерий Григорьевич Шкуро.
Глава из книги Шалимова Ю.Б. Легенды и быль Колымского стекла. Магадан, 1992 год.