Если не рассказать о местных судостроителях, значит предать забвению важную веху истории Эльгена. Последние лет тридцать жизни поселка, на берегу реки в районе бывшего «ДОКа» можно было видеть разбитый и ржавый остов катера. Зная его историю досконально, этот раритет можно было поставить на пьедестал, как основателю местного речного судоходства.
Все началось в начале шестидесятых, своеобразный период возрождения Эльгена. У народа стало больше свободного времени и от начальства послабление какое-то последовало. В людях стал просыпаться интерес к творчеству, да и личные увлечения брали свое. Что у мужичков в первую очередь после работы? Конечно охота и рыбалка!
Под боком такая река, не Волга конечно, но вброд не перейти, и на веслах далеко не уплывешь. Рядом с поселком все уже исхожено и прочесано, дичь распугали и рыбу повыловили. Забраться в глушь, выходных маловато, да и дорог рядом с рекой проезжих нет, так зимники да тропы звериные.
Мечтали у костерка на весенней охоте ребята мехбазовские о лодке с мотором, и так их завела эта мечта прелестями и самим вдохновением, что твердо решили строить! Неужто мы механики не осилим постройку какого то катера!
Команда подобралась отчаянная и талантливая без всяких границ. Да вы их помните наверное: Серега Климов, Васька фарисей, Васька Пилипенко, Михаил Архиповский и Володька Девкин. Остальные участники появлялись в эпизодах и то считали за счастье.
Строить из дерева не позволяло самолюбие и класс специалистов. Железа полно, сварщик каждый второй, остальное по ходу дела. О шпангоутах и остойчивости судна, а так же прочих ватерлиниях строители мало что слышали, больше полагались на народную смекалку и удачу. За образец взяли утюг и склепали, сварили увеличенную копию, да так быстро, что не терпелось уже и на воду. Все уперлось в списанный двигатель, который долго не жертвовал директор совхоза. Но всякими мольбами и посулами сломили это сопротивление.
И вот уже отремонтированный и накрашеный движок закреплен в самом центре катера. Вывели вал и сварганили самодельный винт. Все крутится и дрожит от нетерпения встать на воду.
Торжественно спихнули катер на воду и понеслись вихрем вниз по течению. Восторг переполнял сердца и улыбки не помещались на лице. До той поры, пока не повернули против течения… Мотор гоняли на всех режимах, но катер не хотел двигаться против течения. Пришлось до самой темноты тащить его по плесам вверх, стерев с лица улыбки и умерив восторг до откровенных матюгов.
Утром решили ставить коробку передач от автомобиля, только развернув в обратную сторону, чтобы увеличить обороты винта. Но новая техническая загвоздка не давала воплотить задумку. Теперь не хватало длинны катера. Решили удлинять. Все снова. На стапели, снять движок, распилить катер на две части и нарастить в середине до нужной длинны. А время идет и куцее колымское лето сулит оставить чумазую от масла и копоти команду корабелов без рыбалки. Ладно думают, зато поохотимся с шиком на реке.
Непредвиденные мелочи, проблемы с запчастями и главная работа очень тормозят дело, но оно движется и вот уже все готово.
Теперь идем вверх по течению, впрочем об этом можно и не говорить вслух. И вот она награда и радость! Катер сначала рассекая носом воду, а потом выйдя на глиссирование пошел против течения. Не сказать, что он летел птицей, но скорость получилась приличной.
Не было ни какого опыта проходить перекаты, а они затрудняли движение и винт цеплял камни выкидывая их из воды и загибая свои лопасти. Был большой риск остаться совсем без винта. Васька Пилипенко, как самый изобретательный и находчивый матрос, предложил модернизировать катер, установив защиту винта. Поставили ограждение, разместив винт как бы в трубе. От камней на перекатах это не спасло, но ход катеру прибавило неплохо.
Успели еще и порыбачить в этом сезоне и охота прошла на катере. Радость и гордость от победы в полной мере нейтрализовалась эксцессами и поломками. Но другой жизни уже ни кто себе не представлял. И тащится пешком на шестнадцатый с рюкзаками и ружьями не собирались. Но когда по большой воде налетели на затопленное дерево Васькиным предохранителем и застряли на середине реки, одевшись на это бревно как на шампур, много ему посулили в жизни радости и пряников. Выручил Фарисей, он не боялся холодной воды и хорошо плавал.
И вот так несколько лет катер мучил эту отважную команду, переполняя их жизнь приключениями и откровенными анекдотами. Вроде того когда они всю ночь поднимались до Мылги, хлебнув на берегу спиртика и нечаянно уронив якорь, пропахав им пару километров речного дна за всю ночь, спалив бензин и очень плохо выспавшись. Ну хоть домой не долго было возвращаться.
Потом мальчишки играясь со спичками подожгли прибрежную траву, а катер стоял тут же с заправленным баком… Бак взорвался, уничтожив и искорежив это творение человеческих рук. Сергей Климов пришел проститься со своим детищем и смотрел на груду металла с грустью и облегчением. Грустно было вспоминать все муки, радости и ребят возившихся столько лет с этим чудом техники и радостно, что свободен от этой заботы и лишней работы. Да уже и дюралевые лодки с подвесными моторами стали появляться на Колыме…
(Глава написана по материалам воспоминаний Климова С. А.)